Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Профессионально - трудовое обучение (швейное дело)" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Минина Светлана Васильевна

Адаптированная рабочая программа предназначена для преподавания швейного дела обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предусматривает  подготовку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельному выполнению несложных практических заданий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

Профессионально - трудовое обучение

(швейное дело)

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

7   класс

Составитель: Минина С. В. - учитель трудового  

обучения, первая квалификационная категория

Пояснительная записка

Основанием для разработки адаптированной рабочей программы по учебному предмету «Профессионально - трудовое обучение (швейное дело)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс является:

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);

- приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;

- приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- письмо Министерства образования и науки РФ от 19 августа 2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Закон ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. № 68-оз;

- приказ ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования  на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от 13 августа 2015 № 1087;

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 августа 2019 г. №10-Исх-7786 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в 2019-2020 учебном году»;

- приказ от 20.08.2019 № 264 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;

- приказ от 29.08.2019 № 285 «Об организованном начале 2019-2020 учебного года»;

 приказ от 29.08.2019 № 284 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».

Цели и задачи образования

Адаптированная рабочая программа предназначена для преподавания швейного дела в казенном общеобразовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предусматривает  подготовку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельному выполнению несложных практических заданий.

Цель программы: овладение обучающимися с ОВЗ общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления белья, женской и детской легкой одежды, а так же отработка способности к длительным трудовым действиям.

Задачи программы:

Обучающие:

- обучить последовательному выполнению технологических операций ручных, машинных работ;

- обучить поэтапному пошиву и ремонту изделия;

- обучить  построению чертежей изделий;

- научить выполнять раскладку выкройки на ткани и раскроя изделия;

- научить производить расчет ткани на изделия;

- научить моделированию юбок;

- познакомить с промышленными машинами различными по назначению для изготовления изделий;

- познакомить с правилами техники безопасности при ручной работе с иголкой, ножницами, машинной работе, работе электрическим утюгом и санитарно-гигиеническими требованиями.

Развивающие:

- развивать познавательные интересы, технического мышления, пространственного воображения,  творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

Воспитательные:

- развитие трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

-  формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии.

Коррекционные:

  • формированиеизакреплениеэмоционально-позитивныхустановок самооценки обучающихся;
  • вести работу по созданию условий для самореализации обучающихся;
  • развивать навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля;
  • формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.

Общая характеристика учебного предмета

В программе обучающиеся продолжают обучение по операционно-комплексной системе: с большинством профессиональными приёмами обучающиеся знакомятся предварительно, упражняясь последовательно на образцах бумаги и ткани. Усвоенные приемы используются при изготовлении изделий понятного назначения и полезного характера.

Обучающиеся закрепляют  свои знания с ручными, машинными операциями и отделочными работами, ориентированными на индивидуальную трудовую деятельность. Эти приёмы широко используются при  выполнении практически всех изделий.

В 7-м классе обучающиеся получают сведения по материаловедению. Формированию знаний предполагает определение свойства шерстяных волокон, получение шерстяных тканей, свойство шерстяных и полушерстяных тканей, ассортимент шерстяных тканей, при выборе материала в зависимости от назначения изделий, при выборе технологии в зависимости от качества материала.

При изучении  тем из раздела «Промышленные швейные машины» рассматриваются и обсуждаются только те швейные машины, приспособления, другие механизмы, которые имеются в наличии в мастерской.

В разделе «Пошив постельного белья» обучающиеся узнают сведения о постельном белье, из каких тканей шьют, какими швами обрабатывают.

Особое внимание уделяется изучению темы «Построение чертежа» различных изделий. Необходимо признать, что самостоятельно выполнить чертеж изделия ученики не смогут, поэтому цель изучения этих тем, чтобы обучающиеся могли читать чертеж.

Как при работе с ручным инструментом, так и при работе на швейных машинах требуется изучение и систематическое повторение правил безопасного труда.

Работа с обучающимися седьмого класса направлена в первую очередь на первоначальное формирование  общетрудовых умений  далее на совершенствование мелкой моторики при выполнении ручных и машинных  работ.

Эффективность достижения цели и задач во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, формируются  познавательные способности.

Методы обучения:

Словесный - рассказы, беседы, объяснения, лекции, а так же использование книг, учебников, справочников, карточек;

наглядные - наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, фильмов);

практические – упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий.

Современная дидактика рассматривает обучение как системный процесс, включающий этапы первичного усвоения знаний, а затем последующего их расширения и закрепления. Трудовое обучение школьников с особыми образовательными потребностями осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступности, научности, систематичности, сознательности, наглядности, связи теории  с практикой, прочности усвоения знаний, умений и навыков. Особое место отводится принципу коррекции умственных недостатков посредствам индивидуального и дифференцированного подхода.

Принципы:

1.Принцип развивающего обучения направлен на развитие личности ребенка, то есть на развитие потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях.

2.Принцип воспитывающего обучения способствует воспитанию в умственно отсталом ребенке необходимых моральных и волевых качеств.

-Формирование научного понимания мира, законов мирового устройства, мировоззрения;

-Личностно ориентированное обучение, индивидуальный подход;

-Обучение идет в тесной взаимосвязи с личностным развитием (воспитательная работа).

3.Принцип систематичности и системности в  обучении. Преподавание ряда предметов построено на концентрическом принципе, то есть дети изучают тему или раздел последовательно в нескольких классах, с постепенным расширением и углублением предлагаемого материала.

4.Принцип научности в обучении. Особенность коррекционной школы заключается в оптимальном усвоении доступного детям минимума школьных предметов. При этом важно не допустить примитивизма в преподнесении учебного материала.

5.Принцип доступности тесно связан с принципом научности. В специальной школе важна связь новых знаний с уже усвоенными, потому как новое содержание требует новых операций мышления и непривычных для ученика рассуждений, практических действий.

6.Принцип наглядности обучения является одним из важнейших в коррекционной школе.

-Реальные предметы или явления;

-Изображения и модели предметов, явлений;

-Символические и схематические наглядные пособия.

7.Принцип активности и сознательности предполагает формирование у обучающихся сознательного понимания учебного  материала, сознательного отношения к учебным занятиям, познавательной активности. Механическое усвоение приводит к  быстрому забыванию полученных знаний, к неспособности применить их в реальности.

8.Принцип прочности усвоения знаний. Минимум полученных в специальной школе знаний должен стать базой для дальнейшего формирования и углубления профессиональных навыков, необходимых для адаптации в самостоятельной жизни главное в усвоении знаний –это повторение.

9.Принцип индивидуализации обучения. Помимо коллективной учебной деятельности, каждый учащийся нуждается в индивидуальном подходе, зависящем от его психофизических характеристик.

10.Принцип дифференцированного подхода в обучении в олигофренопедагогике реализуется в следующих направлениях:

-Дифференцированный подход к содержанию образования зависит от социально-географических, экономических и пр. условий региона;

-Разделение класса на группы по способностям и степени обучаемости.

В содержании рабочей программы предусмотрены как уроки изучения теоретического материала, так и практические занятия. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития лиц с ограниченными возможностями. Занятия строятся на основе принципов системности и преемственности. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерны традиционные приемы и методы. Настроение обучающихся, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

На уроках ПТО у учениц формируются навыки самообслуживания, выполнения элементарной домашней работы не только для себя, но и для других членов семьи, воспитывается потребность в труде в целом. Большое значение имеет обучение контролю качества выполняемых работ. При выполнении изделий, допускаетсявведения пооперационного разделения труда, ограничившись выполнением доступных операций по готовому крою. Оценка успехов у обучающихся носит поощрительный характер. Цель оценки – повысить мотивацию, поддержать уверенность всобственных силах.

Рабочая программа разработана с учетом особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Поскольку у обучающихся снижены охранные рефлексы, то серьезное внимание уделяется соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами. Инструктирование проводится в начале изучения новой темы, при работе или демонстрации нового оборудования, во время выполнения практических работ.

Обучение строится на основе педагогической дифференциации по возможностям обучения (классификация по В.В. Воронковой). Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, адаптирует обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.Межпредметная интеграция  занятий по трудовому обучению осуществляется с: математикой (расчеты для построения, подсчет стоимости); черчением (основы графической грамоты, построение чертежей одежды и шаблонов для изготовления предметов бытового назначения); письмом и развитием речи  (обогащение словарного запаса, развитие речи); естествознанием, ОБЖ, экологией (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды); ИЗО (зарисовка орнаментов, выбор и перевод рисунка для вышивки, аппликации, зарисовка моделей одежды); информатика (использование ПК и программных средств при изучении некоторых разделов); историей (история возникновения вещей, продуктов, костюма и т.д.); чтение и развитием речи  (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях); обществоведением (кодексы законов о труде, основные права и обязанности рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина).

Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 238 учебных часов, по 7 часов в неделю. Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и профессиональных навыков на достаточном (минимальном) уровне, что соответствует адаптированной образовательной программе школы.

На первую четверть приходится – 63 ч., на вторую – 49 ч., на третью – 70 ч. и на четвертую – 56 ч. по окончании каждой четверти предусмотрены самостоятельные работы и в конце учебного года административная контрольная работа  в количестве двух часов.

Данные контрольные мероприятия разработаны в соответствии с требованиями типовой программы, с учетом психофизических особенностей обучающихся, преследуют цель проверки теоретических знаний и практических умений за определенный промежуток учебного времени. С целью отработки практических умений и навыков в программе планируются уроки практического повторения.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями должны владеть следующими компетенциями:

информационно - коммуникативными (умение выслушивать, принимать во внимание взгляды других людей, умение самостоятельновыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в группе);

социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективныйтруд, умение организовывать свою деятельность);

эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностями).

Обучающийся должен знать:

  • правила безопасной работы с ручными инструментами и на промышленной универсальной швейной машине;
  • специализированные швейные машины, краеобметочную машину, принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, структуру полотняного, саржевого и сатинового переплетений, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон (льняные, шерстяные ткани);
  • технические характеристики, назначение основных узлов универсальной швейной машины, виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе; правила заправки верхней и нижней нитей;
  • эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к одежде, последовательность построения основы чертежа, некоторые способы моделирования ночных сорочек;
  • общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий, особенности строения женской и детской фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа ночной сорочки, детской пижамы, прямой юбки, их условные обозначения;
  • понятие о композиции в одежде, виды отделки швейных изделий, способы моделирования юбки, правила подготовки выкройки к раскрою;
  • назначение, конструкцию, условные графические обозначения и технологию выполнения следующих швов: бельевого, запошивочного, стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, накладного с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом;
  • способы раскладки выкройки на ткани, правила обработки вытачек, виды и обработки складок, обработку застежек;
  • оборудование рабочего места и приемы влажно-тепловой обработки, требования к качеству готового изделия;
  • способы ремонта одежды заплатами в виде аппликации, и штопкой;
  • правила ухода за одеждой из шерстяных и льняных тканей.

Обучающийся должен уметь:

  • определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны ткани, определять на ощупь шерстяные и полушерстяные ткани;
  • включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать нитки на шпульку; заправлять верхнюю и нижнюю нити, запускать швейную машину и регулировать ее скорость;
  • выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки), регулировать длину стежка; обрабатывать края на краеобметочной машине;
  • читать и строить чертеж ночной сорочки, юбки детской пижамы, снимать мерки и записывать результаты измерений, выполнять моделирование фасонов горловины ночной сорочки,
  • выполнять моделирование конических, клиньевых, прямых юбок, подготавливать выкройку к раскрою;
  • выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: бельевой, запошивочный, стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, накладной с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы;
  • обрабатывать вытачки, складки, застежки, подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань, обрабатывать детали кроя, накалывать, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом, тесьмой или оборкой, выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия;
  • ремонтировать одежду заплатами, штопкой.

Содержание учебного предмета

Вводное занятие

Задачи предстоящего учебного года и план работы на четверть. Закрепление рабочих мест. Проверка оборудование в мастерской. Закрепление инструментов индивидуального пользования. Правила безопасной работы.

Промышленная  швейные  машины

Теоретические сведения.Бытовая швейная машина с электроприводом: марки, назначение, устройство, скорость, виды выполняемых работ. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. Механизмы регулировки швейной машины. Челночный комплект: разборка и сборка, назначение деталей. Роль электропривода в изменении скорости шитья. Разница в работе между швейной машиной с ножным приводом и швейной машиной с электроприводом. Краеобметочная швейная машина.

Практическая работа.Подготовка машины к работе. Пуск и остановка машины. Заправка ниток в машине. Наматывание нитки на шпульку. Выполнение строчек на машине с электроприводом. Регулировка скорости вращения главного вала при помощи педали. Регулировка натяжения верхней и нижней ниток, разборка и сборка челночного комплекта.

Пошив постельного белья

       Изделия. Наволочка с клапаном. Простынь. Пододеяльник.

       Теоретические сведения. Назначение, стандартные размеры, ткани для пошива, название деталей и срезов, швы для обработки и соединения деталей постельного белья.

Практическая работа. Выполнение бельевых швов на промышленной швейной машине: - выполнение двойного шва на образце;- выполнение запошивочного шва, соединительного шва в подгибку с закрытым срезом. Подготовка ткани к раскрою. Выполнение разметки детали наволочки на ткани и раскрой. Пошив простыни. Пошив наволочки с клапаном. Пошив пододеяльника. Обработка поперечного среза швом в подгибку с закрытым срезом.Обработка обтачкой рамки пододеяльника на образце, Обработка наволочки с клапаном.Разметка длины клапана. Складывание кроя для обработки боковых срезов двойным швом одновременно с клапаном.Вывертывание, утюжка, складывание по стандарту изделия. Проверка качества готового изделия. Анализ работы.

Подготовка деталей кроя пододеяльника к обработке. Выполнение заготовки детали обтачки для обработки выреза пододеяльника. Обработка выреза пододеяльника. Проверка качества работы. Обработка долевых и поперечных срезов пододеяльника и окончательная отделка изделия. Проверка качества готового изделия. Утюжка и складывание изделий по стандарту.Проверочная работа по теме: Пошив по готовому крою небольшой наволочки с клапаном.

Сведения об одежде.

Теоретические сведения. Виды одежды. Требования к одежде (гигиенические, эксплуатационные, эстетические). Продление  срока службы одежды.

Отделка швейных изделий.

Теоретические сведения. Виды отделок. Отделочные материалы. Окантовочный шов. Оборки.  Срез притачивания, отлетной срез. Соединение оборок с основной деталью.

Практическая работа. Обработка среза детали окантовочным швом с открытым срезом. Обработка окантовочным швом с закрытыми срезами (одинарной косой обтачкой). Обработка среза детали  окантовочным швом с закрытыми срезами (двойной косой обтачкой). Выкраивание и соединение полосок для оборок из ткани. Обработка отлетного среза оборки ручным способом. Обработка отлетного среза оборки зигзагообразной машиной строчкой. Обработка отлетного среза оборки швом в подгибки и закрепление подгиба двойной машиной строчкой.

Соединение оборок с основной деталью стачным швом. Соединение оборок с основной деталью накладным швом. Втачивание оборки в шов соединения двух деталей.

Самостоятельная работа. Пошив по готовому крою небольшой наволочки с клапаном.

Изготовление плечевых и поясных бельевых изделий.

Изделие. Ночная сорочка, обработанная подкройной обтачкой.  

Теоретические сведения. Ночная сорочка: назначение, фасоны. Ткани для пошива ночных сорочек. Мерки для построения чертежа выкройки. Названия контурных срезов и деталей. Расход ткани на изделие. Особенности складывания ткани при раскрое детского белья без плечевого шва. Подготовка деталей кроя ночной сорочки к обработке. Изменение выкройки ночной сорочки, изготовление выкройки оборки Изготовление выкройки подкройной обтачки.

Практическая работа. Составление коллекции тканей для ночной сорочки. Снятие мерок. Изготовление выкройки в натуральную величину. Проверка выкройки. Раскладка выкройки на ткани, раскрой изделия с припусками на швы. Вырезание горловины и обтачки. Обозначение середины переда, спинки и рукава на основной детали и на обтачке.Построение чертежа в масштабе.

        Теоретические сведения. Повторение плана работы по изготовлению ночной сорочки без плечевого шва. Пижама: назначение, фасоны, виды отделки, ткани для пошива. Детская пижама. Снятие мерок. Построение чертежа и подготовка деталей выкройки детской пижамы к раскрою. Пижама: фасоны, виды отделок. Использование выкройки сорочки без плечевого шва. Швы, применяемые при пошиве детской пижамы. Технические требования к выполнению запошивочного шва в бельевом изделии.

        Практическая работа. Раскрой и пошив ночной сорочки. Снятие мерок. Построение чертежа пижамных брюк в масштабе 1:4. мерки, прибавки. Построение чертежа пижамных брюк в натуральную величину. Подготовка выкройки к раскрою.  Изготовление выкройки пижамной сорочки и брюк. Подготовка выкройки к раскрою. Раскладка деталей выкройки пижамной сорочки и брюк на ткани и раскрой. Подготовка деталей кроя пижамных брюк к обработке. Обработка выреза горловины. Обработка боковых срезов сорочки. Обработка срезов рукавов пижамной сорочки. Обработка нижнего среза сорочки. Отутюжить изделия. Проверить качество изделия. Швы, применяемые при пошиве детской пижамы. Требование  к выполнению запошивочного шва в бельевом изделии. Обработка шаговых срезов пижамных брюк. Проверка качества работы. Соединение левой и правой деталей пижамных брюк. Технические требования к выполнению и контролю шва.

Обработка верхнего среза пижамных брюк швом в подгибку с закрытым срезом. Обработка нижних  срезов пижамных брюк швом в подгибку с закрытым срезом Окончательная отделка изделия. Проверка качества готового изделия.

Самостоятельная работа. Обработка горловины подкройной обтачкой по готовому крою.

Волокна и ткани.

       Теоретические сведения. Шерсть. Шерстяное волокно. Шерстяная пряжа. Основные профессии прядильного производства. Получение шерстяных тканей.  Пряжа чистошерстяная, полушерстяная Основные профессии ткацкого производства Свойства шерстяных тканей. Полушерстяная ткань. Определение шерстяных и полушерстяных тканей. Правила утюжки шерстяной ткани.

        Практическая работа. Определение шерстяных и полушерстяных тканей. Изготовление образцов полотняного, саржевого, сатинового переплетения из бумаги.

Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий.

       Теоретические сведения. Обработка вытачек и складок. Обработка срезов стачного шва. Обработка застежки в поясных изделиях Обработка обметанных петель. Обработка верхнего среза в поясных изделиях. Обработка нижнего среза изделия.

       Практическая работа. Выполнение неразрезной заутюженной вытачки. Зарисовка разных видов складок. Выполнение односторонней складки. Выполнение  встречной складки. Выполнение бантовой складки Выполнение стачного шва взаутюжку и вразутюжку Обработка застежки тесьмой – молнией на образец. Пришивание крючков, петель и  кнопок на образце Выполнение петель из ниток (нитяных петель) на образце Выполнение обметанной  петли по долевой нити на образце. Обработка застежки на крючках на образце. Обработка притачного пояса на образце. Обработка нижнего среза детали краевым швом в подгибку с закрытым срезом и прикрепление подгиба строчкой потайных стежков на образце. Обработка нижнего среза детали краевым швом в подгибку с открытым срезом и прикрепление подгиба подшивочной строчкой крестообразных стежков на образце из плотной ткани. Обработка нижнего среза детали краевым швом в подгибку с открытым срезом  на образце (срез предварительно обрабатывается тесьмой) Обработка нижнего среза детали краевым швом в подгибку с открытым срезом  на образце (срез предварительно обрабатывается зигзагообразной машиной строчкой) Обработка закругленного нижнего среза детали краевым швом в подгибку с закрытым срезом на образце.

 Изготовление юбок.

          Изделия. Юбка прямая с вытачками.

         Теоретические сведения. Сведения о юбках. Ткани для пошива, виды, фасоны. Прямая юбка. Название деталей, линии чертежа Снятие мерок и построение чертежа основы прямой юбки. Построение чертежа и подготовка деталей выкройки прямой юбки к раскрою. Моделирование юбок на основе выкройки прямой юбки. Раскрой и пошив прямой юбки.

         Практическая работа. Снятие мерок для построения чертежа. Построение чертежа основы прямой юбки  в масштабе 1:4.

Построение чертежа  основы прямой юбки в натуральную величину и подготовка выкройки к раскрою. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка деталей выкройки юбки на ткани и раскрой. Подготовка деталей кроя юбки к обработке. Подготовка юбки к примерке Проведения примерки юбки. Обработка вытачек на заднем и переднем полотнищах прямой юбки. Обработка боковых срезов прямой юбки. Обработка застежки прямой юбки. Обработка пояса прямой юбки.Обработка верхнего среза прямой юбки Обработка нижнего среза прямой юбки. Окончательная  отделка прямой юбки. Проверка качества готового изделия

Самостоятельная работа:Тест- опрос по изученным темам.

       Изделия. Юбка «солнце». Юбка «полусолнце». Юбки из клиньев.

      Теоретические сведения. Клешевые юбки Юбка «солнце». Юбка «полусолнце» Раскрой клешевых юбок. Пошив клешевых юбок «солнце» и  «полусолнце». Юбки из клиньев (клиньевые юбки). Юбки из клиньев с оборкой по нижнему срезу

     Практическая работа. Снятие мерок. Построение чертежа юбки «солнце» и «полусолнце» в натуральную величину и подготовка выкройки к раскрою. Подготовка ткани к раскрою и раскрой клешевых юбок. Подготовка деталей кроя клешевых юбок к обработке и проведение примерки. Обработка боковых срезов клешевой юбки. Обработка верхнего среза клешевой юбки обтачкой. Обработка нижнего среза клешевой юбки и окончательная отделка изделия.

Ремонт одежды

Объекты работы.Штопка. Заплата.

Теоретические сведения.Виды ремонта одежды. Наложение заплатки в виде аппликации.

Практическая работа. Наложение заплатки в виде аппликации на образце. Определение вида ремонта. Подбор ниток и тканей. Раскрой заплаты. Подготовка места наложения заплаты. Пристрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Выполнение штопки. Административная контрольная.

Тематическое планирование

Раздел и темы учебного предмета

Количество часов

Количество контрольных, практических (лабораторных работ), экскурсий

1 четверть

Вводное занятие.

2

Промышленные швейные машины.                                                                      

12

Пошив постельного белья.

26

Сведения об одежде.

2

Отделка швейных изделий.

14

2 с.р.

За 1 четверть

56

2 четверть

Изготовление плечевых и поясных  бельевых изделий.

56

2 с.р

За 2 четверть

56

3 четверть

Изготовление плечевых и поясных  бельевых изделий (продолжение).

21

Волокна и ткани.

7

Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий.

32

Изготовление юбок.

10

2 с.р.

За 3 четверть

70

4 четверть

Изготовление юбок (продолжение).

53

2 к.р.

Ремонт одежды.

3

За 4 четверть

56

За год

238

6 с.р.; 2 к.р

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Учебная

программа

Учебные пособия

для обучающихся

Методические пособия

для учителя

Мониторинговый

инструментарий

Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений YIII вида: Сборник 2. / В.В.Воронкова, С.Л.Мирский, Б.А. Журавлев, Л.С. Иноземцева, Е.А.Ковалева, В.А. Васенков; под ред. В.В.Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 304с.

Мозговая Г.Г. Технология. Швейное дело. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина. –12-е изд. – М: Просвещение, 2019. – 181 с.:ил.

Мозговая Г.Г., Картушина  Г.Б. Технология. Швейное дело. 7 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для

общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина. – 3-е изд. – М: Просвещение, 2016. – 32 с.:ил.

Трудовое обучение. Швейное дело. 5-9 классы: оценка учебных достижений, вариативные тестовые задания. /Н.А. Бородкина. М.: Учитель, 2019.- 66 с.

Жихарев А.П. Материаловедение: Швейное производство: Учеб.пособие для нач. проф. Образования /А.П. Жихарев, Г.П. Румянцева, Е.А. Кирсанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240с.

Анализ практических работ обучающихся, индивидуальные опросы.

Творческие работы.

Демонстрационные презентации.

Тест-опросы

Наглядный учебный материал: демонстрационные, тематические стенды, коллекция волокон и тканей, образцы изделий, образцы поузловой обработке изделия, машинные швы. Плакаты по рукоделию и машиноведению.

Дидактический материал: коррекционные игры и упражнения, разно уровневые карточки-задания, инструкционные, операционные и технологические карты, тестовые задания, лекала, справочные материалы.

 Использование учебных пособий и книг. Схемы с образцами основных приемов выполнения швов, выкройки изделий, лекала, журналы мод, образцы узоров деталей к изделиям, таблицы по обработке узлов швейных изделий, методические рекомендации для выполнения определенных изделий, инструкционные карты, виды швов и отделок. Творческие работы и презентации.

Информационно-образовательные ресурсы: Технологические карты. Дидактический материал по темам. Презентации.

Материально-техническое обеспечение.

Оборудование: швейные бытовые машины, специальные краеобметочные машины, гладильная доска, паровой утюг, стол для раскроя.

Инструменты и приспособления: ножницы, иголки, линейки, лекало, булавки, наперстки, сантиметровые ленты.

Материалы: ткань, нитки, бумага для построения чертежей, калька, отделочные материалы.

Литература

 Основная.

  1. Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений YIII вида: Сборник 2. / В.В.Воронкова, С.Л.Мирский, Б.А. Журавлев, Л.С. Иноземцева, Е.А.Ковалева, В.А. Васенков; под ред. В.В.Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 304с.
  2. Мозговая Г.Г. Технология. Швейное дело. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина. – 12-е изд. – М: Просвещение, 2019. – 181 с. :ил.
  3. Мозговая Г.Г., Картушина  Г.Б. Технология. Швейное дело. 7 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина. – 3-е изд. – М: Просвещение, 2016. – 32 с.:ил.
  4. Трудовое обучение. Швейное дело. 5-9 классы: оценка учебных достижений, вариативные тестовые задания. /Н.А. Бородкина. – Учитель, 2019.- 66 с.

Дополнительная литература

  1. Жихарев А.П. Материаловедение: Швейное производство: Учеб.пособие для нач. проф. Образования /А.П. Жихарев, Г.П. Румянцева, Е.А. Кирсанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240с.

Оценочные материалы

Выставление оценочного балла происходит с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, степени прилежания

ученика во время работы и качества выполненной им практической работы.

За теоретическую часть:

  • оценка «5» ставится, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок сприменением профессиональной терминологии;
  • оценка «4» ставится, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки,материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы;
  • оценка «3» ставится, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ несамостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы;
  • оценка «2» ставится, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

За практическую работу:

  • оценка «5» ставится, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям иработа выполнена самостоятельно;
  • оценка «4» ставится, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствуеттехнологическим требованиям, но работа выполнена самостоятельно;
  • оценка «3» ставится, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям и работавыполнена с помощью учителя;
  • оценка «2» ставится, если работа не выполнена.

Проверка уровня усвоения теоретического материала осуществляется при помощи тестовых заданий.

Применение тестов в учебном процессе позволяет определить уровень усвоения обучающимися теоретического материала, выявить пробелы в их знаниях. Кроме того, процедура тестирования в некотором роде содержит элемент игры и поэтому влечёт за собой гораздо меньше стрессовых факторов, что положительно сказывается на обучающихся коррекционной школы. При тестировании более полно раскрываются индивидуальные особенности познавательной сферы каждого ученика.

Оценка знаний обучающихся проводится по пятибалльной системе.

При выполнении теста ставится отметка:«5» – при выполнении 80–100 % всех заданий;«4» – при выполнении 60–80 % заданий; «3» – за 50–60 % правильно выполненных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» Предметная область «Технологии» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Домоводство» для детей с  тяжелой, умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Цветные ладошки» (нравственное направление) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 класс второй год обучения

Паспорт рабочей программы     Тип программы: программа по внеурочной деятельности «Цветные ладошки» для детей  обучающихся по адаптированной основной общеобразоват...

Внеурочное мероприятие по предмету "Профессионально-трудовое обучение (профиль "Слесарное дело")" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Внеурочное мероприятие по предмету "Профессионально-трудовое обучение (профиль "Слесарное дело")" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАСТЕР НА...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Открытый мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающимися на дому

На сегодняшний день проблема культурного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда ...

Рабочая программа по предмету «Профильный труд», профиль трудовой подготовки: "Швейное дело"для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

    Рабочая программа по предмету «Профильный труд», профиль трудовой подготовки: "Швейное дело"для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...

Рабочая программа по курсу «Занятия с элементами нейропсихологической коррекции» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант)

  Рабочая программа по курсу «Занятия с элементами нейропсихологической коррекции» для  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса (2 ва...