Информационные технологии в системе школьного образования
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Информационные технологии (ИТ) играют огромную роль в реформировании современного образования, являясь важным условием информатизации общества. ИТ создают среду компьютерной поддержки организации и управления во всевозможных сферах деятельности, в том числе в образовании. Современные информационные технологии дают возможность изменить характер организации учебно-воспитательного процесса, всецело погрузить обучаемого в информационно-образовательную среду, а также повысить качество образования.

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и способов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Самым важным механизмом информационных технологий является компьютер, оснащенный подходящим программным обеспечением, и средствами коммуникаций вместе с размещенными на них данными.

Образовательное значение ИТ определяется возможностью реализации интерактивной формы преподавания с практически безграничным потенциалом. Кроме того, информационные технологии позволяют:

-    рационально организовать познавательную работу учеников в ходе учебного процесса;

-    построить открытую концепцию образования, обеспечивающую любому индивиду личную линию движения обучения;

-    сделать обучение наиболее результативным, привлекая все типы эмоционального восприятия учащегося;

-    вовлекать в образовательный процесс учащихся, различающихся возможностями и темпом обучения.

Применение ИТ в ходе обучения дает возможность активировать познавательную и мыслительную работу учеников. Проникновение современных ИТ в среду образования позволило педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. В последнее время учителя применяют на уроках заранее подготовленный материал с использованием дополнительных средств, в которых отображается определенная предметная область. Также благодаря компьютерным технологиям преподаватели могут сделать свои уроки интерактивными и, следовательно, более интересными, полезными и познавательными, кроме того применение ИТ в школе привело к повышению уровня активности учащихся на уроках.

Рассмотрим несколько видов компьютерных средств, используемых в обучении на базе их многофункционального предназначения (по А.В. Дворецкой):

1.Презентацииэлектронные слайд - фильмы, которые могут содержать анимацию, аудио- и видеофрагменты, компоненты интерактивности. Для составления презентаций применяют различные программные средства, такие как PowerPoint, Open Impress и др. Данные компьютерные средства интересны тем, что их может создать каждый педагог, при этом с наименьшими затратами времени на освоение средств создания презентации. Использование презентаций расширяет спектр условий для креативной работы учеников и эмоционального подъема личности, формируя независимость и повышая самооценку. Презентации применяются и для демонстрации проектов, которые ученики создают самостоятельно.

2.Программные системы проверки знаний, к которым относятся различные анкеты и тесты. Основное их преимущество – комфортное, объективное и автоматизированная обработка полученных результатов. Основной недостаток – жесткая концепция решений, не позволяющая испытуемому выразить собственные креативные возможности.

3. Электронные энциклопедии, которые обладают дополнительными свойствами и способностями, такими как система поиска по ключевым словам, и понятиям и удобная концепция навигации на основе гиперссылок.

4. Программы-тренажеры, которые могут отслеживать ход решения учащихся и сообщать об ошибках, которые ученики допустили при выполнении заданий.

ИТ прежде всего используются для: организации учебного процесса, разработки учебных пособий, энциклопедий словарей, сайтов; представление и изучения нового материала; автоматизированного контроля знаний; поиска информации в сети Интернет и многое другое. Но не смотря на массу различных возможностей, которые дают современные технологии, необходимо отметить плюсы и минусы применения ИТ в образовательных учреждениях.

Таким образом, осуществляемая реформация образования ориентирована на то, чтобы привести содержание образования в соответствие с современным уровнем научного познания, повысить эффективность всей учебно-воспитательной работы, а также подготовить учащихся к будущей жизнедеятельности в условиях развития информационного общества. Поэтому информационные технологии становятся неотъемлемой частью содержания обучения, средством оптимизации и повышения эффективности учебного процесса.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система интеграции современных информационных технологий в системе физкультурного образования

В современных условиях резко возросла роль компьютеров во многих областях человеческой деятельности. Не составляет исключения здесь и система физкультурного образования. Современное образование преду...

Система интеграции современных информационных технологий в системе физкультурного образования

Информационных технологий  в системе  физкультурного образования...

Информационно-коммуникативные технологии в системе дополнительного образования детей

В настоящее время одним из направлений модернизации развития образования выступает процесс информатизации системы образования, а также процесс внедрения в учебный процесс комплекса разнообразных инфор...

«Применение информационных технологий в системе дополнительного музыкального образования детского дома»

Тезисы к XIV Южно-Российской межрегиональной  научно-практической конференции "Информационные технологии в образовании"  " ИТО-РОСТОВ 2014"...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования на уроках географии и биологии

Здоровье – важный фактор  работоспособности и развития детского организма.Информацию о том что, здоровье – это величайшая ценность знают все, без данной ценности практически никому не...

Использование информационных технологий в системе дополнительного образования: видеозанятие как форма реализации программ технической направленности.

Развитие современного информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании. В настоящее время информационные технологии активно внедряются в...