Методическое сообщение «Новые педагогические и информационные технологии в системе музыкального образования».
материал по теме

Светлова Светлана Ивановна

Сообщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad-20.02.14g.-pedsovet.docx29.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приложение к протоколу №3  педагогического совета от 21.02.14г.

Методическое сообщение на тему:

«Новые педагогические и  информационные технологии
в системе музыкального образования».

Подготовила: Светлова С.И. – заведующая  отделением музыкально-теоретических дисциплин.

Цель: Познакомить педагогический состав с новыми педагогическими и информационными технологиями в системе образования.

Задача: Ориентировать преподавателей в многообразии современных технологий. Выделить технологии, приоритетные для музыкального дополнительного образования.

План сообщения:

  1. Главная цель новых педагогических технологий – это процесс познания, а не преподавание.
  2. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей.
  3. Систематизация технологий (Г. К. Селевко) по ориентации на личностные структуры.
  4. Традиционная педагогическая технология
  5. Личностно-ориентированные технологии
  6. Игровые технологии  
  7. Современные задачи образования.
  8. Список использованной литературы.

        В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик, студент действительно стали центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования средств обучения административных работников, т.е. процесс познания а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении.

   Итак, общество информационных технологий большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

        Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям  являются:

  • "обучение в сотрудничестве"
  • метод проектов;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

   Все три направления новых педагогических технологий относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. Этот подход рассматривается в мировой педагогической практике как альтернативный традиционному подходу, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Сказанное между тем вовсе не означает стремление авторов к революционным преобразованиям в педагогике. Речь, с нашей точки зрения, может идти лишь об эволюционном процессе, учитывающем потребности сегодняшнего дня, о смене приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе классных занятий на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей, деятельность, не всегда укладывающуюся в систему урока. Если каждое из указанных направлений педагогических технологий будет интегрировано в той или иной степени, а также между собой и найдет свое место в учебно-воспитательном процессе, постепенно, вполне естественно вытесняя традиционные методы и формы работы, то, думается с течением времени удастся выработать наиболее оптимальный подход к организации учебного процесса в наших условиях с учетом специфики российской школы и нашей культурной среды.

Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Другое дело, что одних технологий далеко недостаточно для педагогической практики, они не могут гарантировать успех, но владение ими также необходимо для самовыражения, для реализации таланта, как знание своего предмета, базовой науки. Любые технологии, педагогические в том числе, сами по себе - еще не гарантия успеха. Необходимо органичное соединение прогрессивных технологий и личности педагога.

Т.о. современный учащийся должен:
 •умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения);
 •обладает критическим и творческим мышлением;                                                                                               •владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний.

Таким образом, главное стратегическое направление развития системы школьного образования в разных странах мира лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования — такого образования, в котором личность ученика  была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель—ученик, чтобы традиционная парадигма образования учитель—учебник—ученик была со всей решительностью заменена на новую: ученик—учебник—учитель. Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.

Педагогические технологии в дополнительном образовании детей.

Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать свою?

Сегодня условно выделяются две основные образовательные философии:

 -конгнитивная (направленная на развитие интеллектуальных способностей ребенка, селективный отбор многообещающих детей);

 -личностная (направлена на эмоциональное и социальное развитие ребенка).

При этом выделяются две педагогики: поддерживающая (традиционная) и инновационная (современная).

Условиями, при которых обучение становится развивающим, являются:

 1) Формирование познавательной мотивации, интереса.

 2) Создание ситуации успеха для ученика.

 3) Ориентация обучения на перевод учащегося из зоны актуального в зону ближайшего развития.

 4) Реализация перехода от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству.

 5) Реализация принципа успешности обучения.

 6) Учет механизма развития способностей.                                                                                                                                         При таких условиях ученик становится субъектом учебной деятельности, он обучается ради самоизменения, когда его развитие из побочных и случайных факторов становится главной задачей не только для учителя, но и для него самого.

С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:

  • цели обучения;
  • содержание обучения;
  • средства педагогического взаимодействия;
  • организация учебного процесса;
  • ученик, учитель;
  • результат деятельности.

  Понятие "педагогическая технология" может быть представлено в трех аспектах:

  • научный,
  • процессуально-описательный,
  • процессуально-действенный.

Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методика обучения". Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь целей облучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.

Систематизация технологий (Г. К. Селевко) по ориентации на личностные структуры:

-информационные технологии (формирование школьных знании, умений, навыков по предметам - ЗУН);                                                                     -операционные (формирование способов умственных действий - СУД); -эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН),

-технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ);                                                                                                     -эвристические (развитие творческих способностей) и приходные (формирование действенно-практической сферы - СДП).

Традиционная педагогическая технология

  Термин "традиционное обучение" подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

  Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются следующие:

  • учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
  • класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
  • основной единицей занятий - урок;
  • урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают пал одним и тем же материалом;
  • работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
  • учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.

  Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.

  Личностно-ориентированная технология. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

  Личностно-ориентированные технологии характеризуются:

  • антропоцентричностью;
  • гуманистической сущностью;
  • психотерапевтической направленностью;
  • ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

Игровые технологии  

  В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).

Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент более общей технологии;
  • в качестве урока или его части (введение, контроль);
  • как технология внеклассной работы.

Технологии развивающего обучения

  Существует система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся:

  • перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую;
  • поиск новых приемов учебной работы;
  • управление своей учебной деятельности;
  • приемы обобщения.

Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации, в том числе и технологии развивающего обучения, должны базироваться на результатах предварительной психолого-педагогической диагностики, и учитель всегда обязан руководствоваться принципом: "Главное - не навредить!"

Современные задачи образования.

  Традиционно главная задача образования понималась   в триаде "обучение - воспитание - развитие" традиционно именно обучению, то есть передаче системы знаний, отводилась главенствующая роль.   Сегодня ценность является не там, где есть тезис ”ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю”.  Следует подчеркнуть, что ориентация на развитие не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно обеспечить самоопределение личности и создать условия для ее самореализации.

  Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются:

Список использованной литературы:

  1. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании

    детей. 2002.

  1. Палмотич Ю. Основные тенденции развития систем образования в мировой  

    педагогической практике. М., Академия, 2001.

  1. Полат Е.С. Новые педагогические и  информационные технологии

    в системе образования. – М.: Academia, 2005.

  1. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. Метод проектов.//Курс дистанционного

     обучения для учителей.

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное

    образование, 1998г.

  1. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. //Школьные технологии №4,

     1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На пути к успеху. Из опыта работы по методической теме: "Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии", учителя химии и биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я), Яньковой Галины Алексеевны.

 Методическая   тема: « Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии , ориентированных на активизацию познавательного интереса  учащихся, на фо...

Роль и место фольклора в системе музыкального образования Санкт-Петербурга

В статье рассматривается вопрос о возможности использования в обучении аутенчиного материала; о стилизации; о взаимосвязи фольклора с календарными праздниками; связь фольклора с русской классикой....

«Профессиональное самосовершенствование педагога – новые горизонты творчества в системе дополнительного образования»

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ:«Профессиональное самосовершенствование педагога – новые горизонты творчества в системе дополнительного образования»      ...

Тема по самообразованию: «Личностно-ориентированный подход в системе музыкального образования».

Цель моей работы:-- изучить практику применения личностно - ориентированного подхода в системе музыкального образования;- раскрыть сущность понятия дифференциации обучения, рассмотреть дифференцирован...

Тема методического объединения: «Новые педагогические технологии в сфере деятельности дополнительного образования»

Тема методического объединения: «Новые педагогические технологии в сфере деятельности дополнительного образования»...

Методическое сообщение ПЕДАГОГИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нравственное воспитание детей и подростков одна из главнейших задач современной педагогики.          Эстетическое воспитание, в основе которого заложено ду...