На пути к успеху. Из опыта работы по методической теме: "Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии", учителя химии и биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я), Яньковой Галины Алексеевны.
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Янькова Галина Алексеевна

 

 Методическая   тема: « Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии , ориентированных на активизацию познавательного интереса  учащихся, на формирование систематизирующих знаний на основе развития монологической речи учащихся».

 

В данном докладе представлены основные тезисы из большой работы по теме «На пути к успеху» из опыта работы над методической темой. Главный упор сделан :

-на разработку:развитие монологической речи учащихся.

-качество образования- это не только обучение сумме знаний, но и обучение способам умственных действий; развитие ЗУН, закрепление и превращение их в компетенции: предметные, межпредметные, ключевые,

 -на применение инновационных технологий для развития монологической речи учащихся, т.к. дети очень мало говорят на уроках.

Систематизированный дидактический материал, презентации по данной наработке в приложениях.

Материал основан на исследованиях, мониторинге, анализе своей педагогической деятельности, апробирован на открытых мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ga_na_konkurs.docx71.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение Алданского района Республики Саха (Якутия) «Средняя общеобразовательная школа № 10 п. Лебединый»

                На пути к успеху

из опыта работы Яньковой Г.А.,                                 

Учителя биологии и химии.

Год рождения: 1946

 

Образование: Высшее,

                        Бурятский педагогический институт.

Работает в Лебединской МКОУ СОШ № 10: с 1983г.

Педагогический стаж: 44 года.

Категория: высшая

 Методическая   тема: « Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии , ориентированных на активизацию познавательного интереса  учащихся, на формирование систематизирующих знаний на основе развития монологической речи учащихся».

 Ребенок – непризнанный  гений средь буднично серых людей.                                                                                                                                                                                                                                                                                      

«Качество образования- это не только обучение сумме знаний, но способам умственных действий; развитие ЗУН, закрепление и превращение их в компетенции: предметные, межпредметные, ключевые. Чтобы достичь определенных результатов по достижению каких- либо целей, требуется большая, кропотливая  работа: от изучения теории до применения ее на практике»

Педагогическая деятельность включает в единстве следующие компоненты:

  1. постановку педагогической задачи;
  2. использование средств и способов педагогической деятельности;
  3. реализацию приемов контроля и оценки своей деятельности;
  4. уроки;
  5. внеклассную работу;
  6. работу в кабинете.

На основании наблюдений и самоанализа был выявлен мой стиль работы:

  1. ориентация на процесс и результат обучения;
  2. адекватное планирование учебного процесса;
  3. высокая оперативность в принятии решений.

Современный урок отличается своим системным характером, обеспечивающим последовательное решение учебно-воспитательных задач, четкой организацией учебной деятельности учащихся, сознательной рабочей дисциплиной, гибкой неформальной системой контроля за уровнем знаний, умений учащихся.

Тема моей работы была выбрана: «Инновационные педагогические технологии, направленные на развитие познавательных компетенций обучающихся в процессе обучения их на уроках химии и биологии».

Проблема: достижению высокого уровня знаний учащимися препятствуют различные уровни:

- мотивации на учебную деятельность;

- познавательных способностей;

- активности на уроках.

Цель: Разрабатывать и внедрять инновационные технологии на уроках химии и биологии, являющихся залогом глубоких и прочных знаний, качества образовательного процесса.

Задачи: увлечь учащихся предметом и через предмет воспитывать у них лучшие человеческие качества: трудолюбие; любознательность; чувство ответственности за свои поступки и знания одноклассников; коллективизм; настойчивость в овладении знаниями; осознанное восприятие знаний - выработка  прочного навыка.

(Знания, добытые, найденные, подтвержденные собственными усилиями, подогретые интересом, гораздо основательнее, чем те сведения, которые приняты на слух, на глазок. Заученное без понимания и интереса быстро забывается).

Актуальность опыта

заключается еще и в том, что развитие интереса к химии, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях, открытое общение обеспечивает формирование у школьников активной жизненной позиции. Таким образом, данный опыт способствует выполнению социального заказа общества, реализации задач стоящих перед школой.

А также данная тема напрямую связана с методической темой работы МКОУ СОШ № 10, поскольку речь идет о формировании и развитии ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Приведение задач и содержания обучения в соответствии с возможностями уч-ся – первостепенная задача, требующая серьезного анализа и решения.

Как добиться, чтобы ребёнок с желанием, с интересом изучал тот или иной предмет?

 Вопросы, которые я ставила перед собой это:

  1. как организовать образовательное пространство, чтобы ученик мог максимально проявить свой талант;
  2. как сделать так, чтобы ученик захотел учиться?
  3. как помочь ученику в его начинаниях?

В качестве методов были использованы :

  1.  анкетирование;
  2.  участие в районных конференциях;
  3.  решение проблемных ситуаций;
  4. активные формы уроков (урок – эксперимент, урок – путешествие, урок – фантазия и др.);

Новизна данного опыта  заключается,

в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития творческих способностей учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, который естественно выходил бы за рамки урока - жизненную практику учащихся. Другим элементом новизны данного опыта является использование разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности, применение дидактических заданий,  которые развивают монологическую речь и,  которые не являются традиционными в школе. Причем использование этих форм работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.

Основополагающими принципами данного опыта являются :

способности  учащихся на уроках химии  и во внеклассной работе будет успешным, если:

  1.  учитываются особенности психики обучающегося;
  2. учитываются общие особенности детей;
  3. учитель ориентируется на развитие личности ученика
  4. используются специальные методические материалы по химии и биологии  для работы с детьми.

Основная идея моей работы: гуманистическое и развивающее обучение, обеспечивающее развивающую функцию образования, новую систему дидактических принципов, которые  предусматривают:

  1. самостоятельное «открытие» детьми нового знания;
  2. преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики;
  3. формирование единой картины мира;
  4. разноуровневое обучение, возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  5. снятие стрессообразующих факторов учебного процесса;
  6. максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности;
  7. развитие вариативного мышления.

Главные принципы моей работы:

  1. строить урок так, чтобы вовлечь всех учащихся в активную работу, заставить их думать;
  2.  ставить вопросы, находить ответы, делать выводы ;
  3.  непосредственно участвовать в эксперименте;
  4. рационально использовать свой труд на уроке и подготовке дом. задания;
  5. привить умение работать с книгой, приборами, таблицами, схемами, опорными конспектами, справочной литературой;
  6. побуждать учащихся к умственным усилиям; 
  7. устранять перегрузку учащихся. 

Современный урок отличается своим системным характером, обеспечивающим последовательное решение учебно-воспитательных задач , четкой организацией учебной деятельности учащихся, сознательной рабочей дисциплиной, гибкой неформальной системой контроля за уровнем знаний, умений учащихся.

    В настоящее время в Российском образовании идет процесс перехода к     стандартам нового поколения, при этом определяется роль информатизации и подтверждается факт вхождения человечества в эпоху глобализации информационных процессов. Только за последнее десятилетие повсеместно стали использоваться новые информационные технологии: Интернет, мобильная связь, цифровые технологии. При этом разрабатываемый образовательный стандарт должен стать ответом на вызов современного глобального непрерывно меняющегося мира.

Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому очень важно использовать любознательность и высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного развития их личности. Именно на уроках учащееся готовят презентации под моим руководством, или при подготовке к урокам, подготовке к внеклассным мероприятиям- районной конференции « Шаг с в будущее», внеклассному мероприятию Неделя химии в школе, школьники самостоятельно готовят презентации, слайд-шоу. Презентации подготовленные учащимися отличные, они используются как на уроках, так и во внеклассной работе. Дети владеют определенными навыками компьтерных технологий, используют их в образовательных целях, владеют  способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и более широкого круга задач, приобретают  навыки, обеспечивающие возможность продолжать образование в течение всей жизни.

Цель моей педагогической деятельности ориентирована на повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных образовательных технологий, при этом информационным отводится ведущее место.

Кроме того, мною компьютерная техника применяется  как средство контроля усвоения знаний учащимися, которая значительно расширяет доступ к источникам информации, дает возможность получения обратной связи,  а также применяю различные модели  компьютера на уроках.

В практике преподавания химии мною применяются различные формы информационного сопровождения. Наиболее простым и эффективным приемом является использование готовых программных продуктов, которые обладают большим потенциалом и позволяют варьировать способы их применения исходя из содержательных и организационных особенностей образовательного процесса. В кабинете имеется  медиатека по предметам.

Преподавание химии специфично по сравнению с другими дисциплинами, поскольку предполагает проведение практических работ. И в этом случае компьютер стал эффективным помощником учителя. Конечно, проведение опытов в лаборатории обладает неоспоримыми преимуществами, но при изучении токсичных веществ, например галогенов, или  определенных опытов по органической химии, виртуальный мир дает возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья. Если в кабинете отсутствует необходимое оборудование, использование компьютера дает возможность компенсировать этот недостаток. Разработан урок по непредельным углеводородам с применением медиалекций.

В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде помещаю контрольные задания. Если учащиеся не могут  ответить, на какой - либо вопрос, то есть возможность вернуть слайд, содержащий сведения для правильного ответа. Таким образом, осуществляется разбор материала, вызвавшего затруднения.  Наличие большого набора информационных объектов в презентации дает возможность представить изучаемый объект или процесс во всем многообразии его проявлений и свойств, а также более четко и точно определить его место и значение в системе научных знаний об окружающем нас мире.

Очень важно, что использование информационных технологий органично вписывается в структуру любого урока, дает возможность стимулировать поисковую деятельность учащихся на современном, качественно ином уровне, а также формировать учебную мотивацию и ключевые компетенции обучающихся.

Привлечение обучающих игр позволяет сделать процесс усвоения химической информации эмоционально насыщенным, а значит более продуктивным. Обучающие игры можно применять и для внеклассной работы по предмету(применение медиалекций). Применение компьютерных технологий напрямую связано с повышением качества и результативности обучения,

соответствуют различным уровням познавательной деятельности: репродуктивной, эвристической и исследовательской.

Делая анализ педагогической  деятельности,  особо хочу остановиться на работе по методической теме: «Развитие монологической речи».

Учащиеся с удовольствием включаются в любой вид деятельности, предложенной учителем, активны, работают с большой результативностью, причем задания даются на повышенном и высоком уровне.

Задания высокого уровня составляются с учетом  того, что более высокие уровни познавательной деятельности опираются на предыдущие и являются их следствием и результатом.

На первоначальном этапе овладения  монологической речью использовались задания не сложные, репродуктивные, такие, как составить план прочитанного текста, составить рассказ, найти ответы на вопросы.

При применении таких заданий учитывалось, что одновременно с содержанием усваивался и способ овладения новыми знаниями: от описания и сравнения фактов к их обоснованию, обобщению и формулированию выводов - от простейшего к сложному.

По мере приобретения знаний и усвоения новых понятий у учащихся расширяются возможности  развития их монологической речи и вместе с тем появляется необходимость использования новых заданий, направленных на установление взаимосвязей между понятиями, их существенными признаками.

Применяемые такого рода задания, как найти ответы на поставленные вопросы , а затем составить рассказ по ответам служат развитию речи учащихся, а также формируют самоконтроль.

Важную роль играют также и такие задания, которые включают учащихся в эвристическую деятельность, что позволяет учащимся в дальнейшем правильно комментировать свои наблюдения, например – описать опыт и ответить на вопросы к данному опыту. Или  еще задание: составить план рассказа знакомого текста параграфа. Здесь учащиеся проявляют не только знания материала и умение выделять основные мысли, а также улавливать логическую последовательность изложения материала, находить четкие формулировки для заголовков к каждой части текста параграфа.

  Различные задания, методики, приемы апробировались на открытых уроках, на школьных и улусных методических объединениях, которые посещали мои коллеги. Оценка проводимых занятий всегда была высокой.

  1. Урок « Закон сохранения массы веществ»- открытый урок на школьном МО;
  2. Урок « Жесткость воды»- открытый урок на школьном МО;
  3. Урок « Общественный смотр знаний по теме « Углерод и кремний».
  4. Урок –триллер по теме : «Углерод и кремний» районное МО;
  5. Урок – путешествие  по теме «Коррозия металлов» -  «В царстве рыжего дьявола».
  6. Урок- пьеса-зачет по теме « Водород. Кислоты . Соли».
  7. Урок – Общественный смотр знаний по теме: «Электролитическая диссоциация».
  8. Урок по теме « Многоатомные спирты».
  9. Урок –семинар «Медиалекции на уроке по теме «Алкены в сравнении с алканами» - на районном МО,обобщение опыта на Республиканском семинаре в г.Нерюнгри 2007г.

Все приемы и методы, применяемые на уроках, направлены на развитие монологической речи учащихся, лежащих в основе освоения стандартов повышенного уровня.

    А это значит:

  1. учащиеся  свободно владеют терминологией, дают объяснение терминов своими словами  55%
  2. применяют стандарт знаний в нестандартных условиях и проблемных ситуациях 67%
  3. владеют  рациональными приемами работы и навыками самоконтроля 65%
  4. умеют  самостоятельно применять знания, обладают  самостоятельностью суждений 65%
  5. стремятся получать  дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьной программы 70%

Успех учителя –мастера зависит во многом от наличия у него специальных умений: мобилизовать учащихся на интенсивную познавательную деятельность, ставить вопросы, общаться с коллективом и отдельной личностью, вести наблюдения, исследования, владеть своим голосом, настроением, мимикой, движениями

В своей практике сумела найти те методы и приемы, которые помогают мне осуществлять поставленные цели и задачи, использую комплекс словесных, практических и наследных методов обучения, особое внимание уделяю эксперименту, где уч-ся наблюдают, исследуют, делают соответствующие выводы. Особое внимание также уделяю закреплению и отработке материала, заучиванию определений, законов, понятий, химических знаков, переносу знаний в нестандартные условия, их применению в новых условиях.

    На своих уроках ввожу элементы  развивающего обучения-сравнения,    обобщение, выводы, учу рассуждать, говорить.

Для отработки монологической речи применяю опорные конспекты, тексты, тесты, коллективное решение задач, тренировочные упражнения (все работы систематизированы в электронном варианте).

Дидактическая  и познавательная функция тренировочных упражнений обеспечивает обучающим анализам, в ходе которого учащиеся обнаруживают свои ошибки, объясняют их, исправляют. Так происходит усвоение знаний, оно сопровождается умственным развитием учащихся, что, в свою очередь связано с формированием у них элементов научного мировоззрения, черт характера и норм поведения.

Анализируя свои уроки прихожу к выводу- тщательная подготовка к урокам, правильный выбор методов и форм  обучения, подхода к учащимся, дающим обратную связь- вот залог успеха учителя на уроке.

Виновником не всегда удачных уроков тоже вижу себя, ищу пути устранения не сработавшего механизма.

Большую помощь мне оказывает тот дидактический материал, который я изготовила и систематизировала. Мною систематизирован по химии дидактический материал в электронном виде, раздаточный материал, в кабинете имеется достаточно хорошая медиотека, методическая, справочная литература по биологии и химии, дома имеется вся оргтехника, множительная техника, интернет.

Главным в воспитательной работе на уроках и внеклассной работе считаю: установление хороших взаимоотношений ученик- учитель, научить учеников правильному культурному  диалогу, общению между собой и со старшими.

« Каждый учитель и каждый ученический коллектив- потенциальная исследовательская лаборатория. Сама обстановка школы ставит ученика  и учителя в позицию исследователя.

В учительской лаборатории в силу характера самого педагогического процесса и шлифуются решения всех педагогических проблем педагогики.»

Успех учебно-воспитательного процесса в школе в конечном счете решает учитель. Он всегда в поиске. Он стремится всегда быть в курсе современной науки, последних достижений педагогической мысли и передовой учительской практики.

Педагог- это человек, основательно знающий свой предмет, который он преподает, и владеющий по выражению Ушинского « воспитательной силой».

А «сила» эта зависит от того, насколько глубоко понимает учитель психологию детей и подростков, как умеет руководить своими учениками в освоении науки.

Поэтому методическая тема по предмету продолжается в исследовании результатов работы учащихся.

Работа по освоению данных целей и задач проводилась большая, однако, есть недостатки: не все дети владеют рациональными приемами работы и навыками самоконтроля; навыками решения задач; терминологией.

Причина в том, что времени на отработку и закрепление знаний по программе почти не отводится.

Литература

Н.Т. Гаврусейко « Проверочные работы по неорганической химии 8 класс;

Интернет

1995гК.К.Курашова « Химия в таблицах и схемах « 2000г;

О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова « Изучаем химию в 8 класс 2005г;

Изд.»Учит»Методическое пособие по химии для учащихся 8кл 2002г;;

О.С.Габриелян « Методич.пособие для изучения химии 8-9кл 2004г;

В.Г.Денисова « Поуроч. планы к учеб. О.С. Габриелян Химия 8 кл.2006г;

Н.И. Габрусева «Рабочая тетрадь для уч-ся 8 кл. 2001г;

Пособие для подготовки к аттестационному тестированию г.Москва 2007

Составьте тексты заданий по рисункам и  выполните их.
 *исследование химических свойств на основе поставленного опыта

*составление плана к содержанию текста 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный отчет учителя химии биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) за 2010-2011г " Анализ педагогической деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г"

В публичном отчете представлен анализ деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г. Анализируется учителем выполнение поставленных задач за прошедший год, мониторинг обученности по химии и биолог...

Обобщение опыта работы по методической теме «Технология проблемного обучения на уроках математики»

Проблема: Внедрение проблемного обучения в образовательный процесс средней школы. Условия возникновения проблемы: Федеральные государственные стандарты предусматривают  совершенно иной подхо...

Пояснительная записка педагогического опыта работы учителя английского языка о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образов...

Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...

Из опыта работы учителя биологии Бальжиевой М.А. " Использование образовательных технологий на уроках биологии".

Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллектуал...