Главные вкладки

    На пути к успеху. Из опыта работы по методической теме: "Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии", учителя химии и биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я), Яньковой Галины Алексеевны.
    методическая разработка по химии (8 класс) по теме

    Янькова Галина Алексеевна

     

     Методическая   тема: « Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии , ориентированных на активизацию познавательного интереса  учащихся, на формирование систематизирующих знаний на основе развития монологической речи учащихся».

     

    В данном докладе представлены основные тезисы из большой работы по теме «На пути к успеху» из опыта работы над методической темой. Главный упор сделан :

    -на разработку:развитие монологической речи учащихся.

    -качество образования- это не только обучение сумме знаний, но и обучение способам умственных действий; развитие ЗУН, закрепление и превращение их в компетенции: предметные, межпредметные, ключевые,

     -на применение инновационных технологий для развития монологической речи учащихся, т.к. дети очень мало говорят на уроках.

    Систематизированный дидактический материал, презентации по данной наработке в приложениях.

    Материал основан на исследованиях, мониторинге, анализе своей педагогической деятельности, апробирован на открытых мероприятиях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_ga_na_konkurs.docx71.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное образовательное учреждение Алданского района Республики Саха (Якутия) «Средняя общеобразовательная школа № 10 п. Лебединый»

                    На пути к успеху

    из опыта работы Яньковой Г.А.,                                 

    Учителя биологии и химии.

    Год рождения: 1946

     

    Образование: Высшее,

                            Бурятский педагогический институт.

    Работает в Лебединской МКОУ СОШ № 10: с 1983г.

    Педагогический стаж: 44 года.

    Категория: высшая

     Методическая   тема: « Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии , ориентированных на активизацию познавательного интереса  учащихся, на формирование систематизирующих знаний на основе развития монологической речи учащихся».

     Ребенок – непризнанный  гений средь буднично серых людей.                                                                                                                                                                                                                                                                                      

    «Качество образования- это не только обучение сумме знаний, но способам умственных действий; развитие ЗУН, закрепление и превращение их в компетенции: предметные, межпредметные, ключевые. Чтобы достичь определенных результатов по достижению каких- либо целей, требуется большая, кропотливая  работа: от изучения теории до применения ее на практике»

    Педагогическая деятельность включает в единстве следующие компоненты:

    1. постановку педагогической задачи;
    2. использование средств и способов педагогической деятельности;
    3. реализацию приемов контроля и оценки своей деятельности;
    4. уроки;
    5. внеклассную работу;
    6. работу в кабинете.

    На основании наблюдений и самоанализа был выявлен мой стиль работы:

    1. ориентация на процесс и результат обучения;
    2. адекватное планирование учебного процесса;
    3. высокая оперативность в принятии решений.

    Современный урок отличается своим системным характером, обеспечивающим последовательное решение учебно-воспитательных задач, четкой организацией учебной деятельности учащихся, сознательной рабочей дисциплиной, гибкой неформальной системой контроля за уровнем знаний, умений учащихся.

    Тема моей работы была выбрана: «Инновационные педагогические технологии, направленные на развитие познавательных компетенций обучающихся в процессе обучения их на уроках химии и биологии».

    Проблема: достижению высокого уровня знаний учащимися препятствуют различные уровни:

    - мотивации на учебную деятельность;

    - познавательных способностей;

    - активности на уроках.

    Цель: Разрабатывать и внедрять инновационные технологии на уроках химии и биологии, являющихся залогом глубоких и прочных знаний, качества образовательного процесса.

    Задачи: увлечь учащихся предметом и через предмет воспитывать у них лучшие человеческие качества: трудолюбие; любознательность; чувство ответственности за свои поступки и знания одноклассников; коллективизм; настойчивость в овладении знаниями; осознанное восприятие знаний - выработка  прочного навыка.

    (Знания, добытые, найденные, подтвержденные собственными усилиями, подогретые интересом, гораздо основательнее, чем те сведения, которые приняты на слух, на глазок. Заученное без понимания и интереса быстро забывается).

    Актуальность опыта

    заключается еще и в том, что развитие интереса к химии, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях, открытое общение обеспечивает формирование у школьников активной жизненной позиции. Таким образом, данный опыт способствует выполнению социального заказа общества, реализации задач стоящих перед школой.

    А также данная тема напрямую связана с методической темой работы МКОУ СОШ № 10, поскольку речь идет о формировании и развитии ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

    Приведение задач и содержания обучения в соответствии с возможностями уч-ся – первостепенная задача, требующая серьезного анализа и решения.

    Как добиться, чтобы ребёнок с желанием, с интересом изучал тот или иной предмет?

     Вопросы, которые я ставила перед собой это:

    1. как организовать образовательное пространство, чтобы ученик мог максимально проявить свой талант;
    2. как сделать так, чтобы ученик захотел учиться?
    3. как помочь ученику в его начинаниях?

    В качестве методов были использованы :

    1.  анкетирование;
    2.  участие в районных конференциях;
    3.  решение проблемных ситуаций;
    4. активные формы уроков (урок – эксперимент, урок – путешествие, урок – фантазия и др.);

    Новизна данного опыта  заключается,

    в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития творческих способностей учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, который естественно выходил бы за рамки урока - жизненную практику учащихся. Другим элементом новизны данного опыта является использование разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности, применение дидактических заданий,  которые развивают монологическую речь и,  которые не являются традиционными в школе. Причем использование этих форм работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.

    Основополагающими принципами данного опыта являются :

    способности  учащихся на уроках химии  и во внеклассной работе будет успешным, если:

    1.  учитываются особенности психики обучающегося;
    2. учитываются общие особенности детей;
    3. учитель ориентируется на развитие личности ученика
    4. используются специальные методические материалы по химии и биологии  для работы с детьми.

    Основная идея моей работы: гуманистическое и развивающее обучение, обеспечивающее развивающую функцию образования, новую систему дидактических принципов, которые  предусматривают:

    1. самостоятельное «открытие» детьми нового знания;
    2. преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики;
    3. формирование единой картины мира;
    4. разноуровневое обучение, возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
    5. снятие стрессообразующих факторов учебного процесса;
    6. максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности;
    7. развитие вариативного мышления.

    Главные принципы моей работы:

    1. строить урок так, чтобы вовлечь всех учащихся в активную работу, заставить их думать;
    2.  ставить вопросы, находить ответы, делать выводы ;
    3.  непосредственно участвовать в эксперименте;
    4. рационально использовать свой труд на уроке и подготовке дом. задания;
    5. привить умение работать с книгой, приборами, таблицами, схемами, опорными конспектами, справочной литературой;
    6. побуждать учащихся к умственным усилиям; 
    7. устранять перегрузку учащихся. 

    Современный урок отличается своим системным характером, обеспечивающим последовательное решение учебно-воспитательных задач , четкой организацией учебной деятельности учащихся, сознательной рабочей дисциплиной, гибкой неформальной системой контроля за уровнем знаний, умений учащихся.

        В настоящее время в Российском образовании идет процесс перехода к     стандартам нового поколения, при этом определяется роль информатизации и подтверждается факт вхождения человечества в эпоху глобализации информационных процессов. Только за последнее десятилетие повсеместно стали использоваться новые информационные технологии: Интернет, мобильная связь, цифровые технологии. При этом разрабатываемый образовательный стандарт должен стать ответом на вызов современного глобального непрерывно меняющегося мира.

    Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому очень важно использовать любознательность и высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного развития их личности. Именно на уроках учащееся готовят презентации под моим руководством, или при подготовке к урокам, подготовке к внеклассным мероприятиям- районной конференции « Шаг с в будущее», внеклассному мероприятию Неделя химии в школе, школьники самостоятельно готовят презентации, слайд-шоу. Презентации подготовленные учащимися отличные, они используются как на уроках, так и во внеклассной работе. Дети владеют определенными навыками компьтерных технологий, используют их в образовательных целях, владеют  способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и более широкого круга задач, приобретают  навыки, обеспечивающие возможность продолжать образование в течение всей жизни.

    Цель моей педагогической деятельности ориентирована на повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных образовательных технологий, при этом информационным отводится ведущее место.

    Кроме того, мною компьютерная техника применяется  как средство контроля усвоения знаний учащимися, которая значительно расширяет доступ к источникам информации, дает возможность получения обратной связи,  а также применяю различные модели  компьютера на уроках.

    В практике преподавания химии мною применяются различные формы информационного сопровождения. Наиболее простым и эффективным приемом является использование готовых программных продуктов, которые обладают большим потенциалом и позволяют варьировать способы их применения исходя из содержательных и организационных особенностей образовательного процесса. В кабинете имеется  медиатека по предметам.

    Преподавание химии специфично по сравнению с другими дисциплинами, поскольку предполагает проведение практических работ. И в этом случае компьютер стал эффективным помощником учителя. Конечно, проведение опытов в лаборатории обладает неоспоримыми преимуществами, но при изучении токсичных веществ, например галогенов, или  определенных опытов по органической химии, виртуальный мир дает возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья. Если в кабинете отсутствует необходимое оборудование, использование компьютера дает возможность компенсировать этот недостаток. Разработан урок по непредельным углеводородам с применением медиалекций.

    В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде помещаю контрольные задания. Если учащиеся не могут  ответить, на какой - либо вопрос, то есть возможность вернуть слайд, содержащий сведения для правильного ответа. Таким образом, осуществляется разбор материала, вызвавшего затруднения.  Наличие большого набора информационных объектов в презентации дает возможность представить изучаемый объект или процесс во всем многообразии его проявлений и свойств, а также более четко и точно определить его место и значение в системе научных знаний об окружающем нас мире.

    Очень важно, что использование информационных технологий органично вписывается в структуру любого урока, дает возможность стимулировать поисковую деятельность учащихся на современном, качественно ином уровне, а также формировать учебную мотивацию и ключевые компетенции обучающихся.

    Привлечение обучающих игр позволяет сделать процесс усвоения химической информации эмоционально насыщенным, а значит более продуктивным. Обучающие игры можно применять и для внеклассной работы по предмету(применение медиалекций). Применение компьютерных технологий напрямую связано с повышением качества и результативности обучения,

    соответствуют различным уровням познавательной деятельности: репродуктивной, эвристической и исследовательской.

    Делая анализ педагогической  деятельности,  особо хочу остановиться на работе по методической теме: «Развитие монологической речи».

    Учащиеся с удовольствием включаются в любой вид деятельности, предложенной учителем, активны, работают с большой результативностью, причем задания даются на повышенном и высоком уровне.

    Задания высокого уровня составляются с учетом  того, что более высокие уровни познавательной деятельности опираются на предыдущие и являются их следствием и результатом.

    На первоначальном этапе овладения  монологической речью использовались задания не сложные, репродуктивные, такие, как составить план прочитанного текста, составить рассказ, найти ответы на вопросы.

    При применении таких заданий учитывалось, что одновременно с содержанием усваивался и способ овладения новыми знаниями: от описания и сравнения фактов к их обоснованию, обобщению и формулированию выводов - от простейшего к сложному.

    По мере приобретения знаний и усвоения новых понятий у учащихся расширяются возможности  развития их монологической речи и вместе с тем появляется необходимость использования новых заданий, направленных на установление взаимосвязей между понятиями, их существенными признаками.

    Применяемые такого рода задания, как найти ответы на поставленные вопросы , а затем составить рассказ по ответам служат развитию речи учащихся, а также формируют самоконтроль.

    Важную роль играют также и такие задания, которые включают учащихся в эвристическую деятельность, что позволяет учащимся в дальнейшем правильно комментировать свои наблюдения, например – описать опыт и ответить на вопросы к данному опыту. Или  еще задание: составить план рассказа знакомого текста параграфа. Здесь учащиеся проявляют не только знания материала и умение выделять основные мысли, а также улавливать логическую последовательность изложения материала, находить четкие формулировки для заголовков к каждой части текста параграфа.

      Различные задания, методики, приемы апробировались на открытых уроках, на школьных и улусных методических объединениях, которые посещали мои коллеги. Оценка проводимых занятий всегда была высокой.

    1. Урок « Закон сохранения массы веществ»- открытый урок на школьном МО;
    2. Урок « Жесткость воды»- открытый урок на школьном МО;
    3. Урок « Общественный смотр знаний по теме « Углерод и кремний».
    4. Урок –триллер по теме : «Углерод и кремний» районное МО;
    5. Урок – путешествие  по теме «Коррозия металлов» -  «В царстве рыжего дьявола».
    6. Урок- пьеса-зачет по теме « Водород. Кислоты . Соли».
    7. Урок – Общественный смотр знаний по теме: «Электролитическая диссоциация».
    8. Урок по теме « Многоатомные спирты».
    9. Урок –семинар «Медиалекции на уроке по теме «Алкены в сравнении с алканами» - на районном МО,обобщение опыта на Республиканском семинаре в г.Нерюнгри 2007г.

    Все приемы и методы, применяемые на уроках, направлены на развитие монологической речи учащихся, лежащих в основе освоения стандартов повышенного уровня.

        А это значит:

    1. учащиеся  свободно владеют терминологией, дают объяснение терминов своими словами  55%
    2. применяют стандарт знаний в нестандартных условиях и проблемных ситуациях 67%
    3. владеют  рациональными приемами работы и навыками самоконтроля 65%
    4. умеют  самостоятельно применять знания, обладают  самостоятельностью суждений 65%
    5. стремятся получать  дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьной программы 70%

    Успех учителя –мастера зависит во многом от наличия у него специальных умений: мобилизовать учащихся на интенсивную познавательную деятельность, ставить вопросы, общаться с коллективом и отдельной личностью, вести наблюдения, исследования, владеть своим голосом, настроением, мимикой, движениями

    В своей практике сумела найти те методы и приемы, которые помогают мне осуществлять поставленные цели и задачи, использую комплекс словесных, практических и наследных методов обучения, особое внимание уделяю эксперименту, где уч-ся наблюдают, исследуют, делают соответствующие выводы. Особое внимание также уделяю закреплению и отработке материала, заучиванию определений, законов, понятий, химических знаков, переносу знаний в нестандартные условия, их применению в новых условиях.

        На своих уроках ввожу элементы  развивающего обучения-сравнения,    обобщение, выводы, учу рассуждать, говорить.

    Для отработки монологической речи применяю опорные конспекты, тексты, тесты, коллективное решение задач, тренировочные упражнения (все работы систематизированы в электронном варианте).

    Дидактическая  и познавательная функция тренировочных упражнений обеспечивает обучающим анализам, в ходе которого учащиеся обнаруживают свои ошибки, объясняют их, исправляют. Так происходит усвоение знаний, оно сопровождается умственным развитием учащихся, что, в свою очередь связано с формированием у них элементов научного мировоззрения, черт характера и норм поведения.

    Анализируя свои уроки прихожу к выводу- тщательная подготовка к урокам, правильный выбор методов и форм  обучения, подхода к учащимся, дающим обратную связь- вот залог успеха учителя на уроке.

    Виновником не всегда удачных уроков тоже вижу себя, ищу пути устранения не сработавшего механизма.

    Большую помощь мне оказывает тот дидактический материал, который я изготовила и систематизировала. Мною систематизирован по химии дидактический материал в электронном виде, раздаточный материал, в кабинете имеется достаточно хорошая медиотека, методическая, справочная литература по биологии и химии, дома имеется вся оргтехника, множительная техника, интернет.

    Главным в воспитательной работе на уроках и внеклассной работе считаю: установление хороших взаимоотношений ученик- учитель, научить учеников правильному культурному  диалогу, общению между собой и со старшими.

    « Каждый учитель и каждый ученический коллектив- потенциальная исследовательская лаборатория. Сама обстановка школы ставит ученика  и учителя в позицию исследователя.

    В учительской лаборатории в силу характера самого педагогического процесса и шлифуются решения всех педагогических проблем педагогики.»

    Успех учебно-воспитательного процесса в школе в конечном счете решает учитель. Он всегда в поиске. Он стремится всегда быть в курсе современной науки, последних достижений педагогической мысли и передовой учительской практики.

    Педагог- это человек, основательно знающий свой предмет, который он преподает, и владеющий по выражению Ушинского « воспитательной силой».

    А «сила» эта зависит от того, насколько глубоко понимает учитель психологию детей и подростков, как умеет руководить своими учениками в освоении науки.

    Поэтому методическая тема по предмету продолжается в исследовании результатов работы учащихся.

    Работа по освоению данных целей и задач проводилась большая, однако, есть недостатки: не все дети владеют рациональными приемами работы и навыками самоконтроля; навыками решения задач; терминологией.

    Причина в том, что времени на отработку и закрепление знаний по программе почти не отводится.

    Литература

    Н.Т. Гаврусейко « Проверочные работы по неорганической химии 8 класс;

    Интернет

    1995гК.К.Курашова « Химия в таблицах и схемах « 2000г;

    О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова « Изучаем химию в 8 класс 2005г;

    Изд.»Учит»Методическое пособие по химии для учащихся 8кл 2002г;;

    О.С.Габриелян « Методич.пособие для изучения химии 8-9кл 2004г;

    В.Г.Денисова « Поуроч. планы к учеб. О.С. Габриелян Химия 8 кл.2006г;

    Н.И. Габрусева «Рабочая тетрадь для уч-ся 8 кл. 2001г;

    Пособие для подготовки к аттестационному тестированию г.Москва 2007

    Составьте тексты заданий по рисункам и  выполните их.
     *исследование химических свойств на основе поставленного опыта

    *составление плана к содержанию текста 

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публичный отчет учителя химии биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) за 2010-2011г " Анализ педагогической деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г"

    В публичном отчете представлен анализ деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г. Анализируется учителем выполнение поставленных задач за прошедший год, мониторинг обученности по химии и биолог...

    Обобщение опыта работы по методической теме «Технология проблемного обучения на уроках математики»

    Проблема: Внедрение проблемного обучения в образовательный процесс средней школы. Условия возникновения проблемы: Федеральные государственные стандарты предусматривают  совершенно иной подхо...

    Пояснительная записка педагогического опыта работы учителя английского языка о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка.

    Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образов...

    Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»

    Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...

    Из опыта работы учителя географии Жамбаловой О.А " Использование образовательных технологий на уроках географии"

    Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллекту...