Методическое сообщение ПЕДАГОГИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка

Нравственное воспитание детей и подростков одна из главнейших задач современной педагогики.

          Эстетическое воспитание, в основе которого заложено духовно-нравственное начало, является одним из средств в решении этой очень важной задачи.

          Особое место в духовном развитии подрастающего поколения принадлежит занятиям изобразительному искусству в системе дополнительного образования. Система дополнительного образования детей сегодня все активнее проявляет стремление к построению вариативных, личностно-ориентированных образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности ребенка и способствующих многогранному развитию личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа «Содружество»

Методическое сообщение

ПЕДАГОГИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор педагог дополнительного образования Андрейченко Ю.А.

Москва

2019

        Нравственное воспитание детей и подростков одна из главнейших задач современной педагогики.

        Эстетическое воспитание, в основе которого заложено духовно-нравственное начало, является одним из средств в решении этой очень важной задачи.

        Особое место в духовном развитии подрастающего поколения принадлежит занятиям изобразительному искусству в системе дополнительного образования. Система дополнительного образования детей сегодня все активнее проявляет стремление к построению вариативных, личностно-ориентированных образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности ребенка и способствующих многогранному развитию личности.

        Цель дополнительной образовательной программы в области изобразительных искусств – развитие творчества, эстетического вкуса, чувства образного представления и воображения посредством обучения детей изображению предметов и явлений как образного отражения жизненных впечатлений.

        Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

- научить владеть средствами художественной выразительности;

- научить составлять законченную композицию по эскизам и выполнять ее разными изобразительными средствами;

- формировать интерес к изобразительному искусству;

- углубить и расширить знания о некоторых приемах работы в творческой деятельности.

- формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни;

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.

- развитие у детей фантазии, образного мышления;

- формировать эстетический и художественный вкус;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

        Дополнительная образовательная программа в области изобразительных искусств дает возможность педагогу непрерывно расширять и постоянно дополнять ее творческими заданиями. Расширение круга и возрастающая сложность программы дает возможность учащимся начать понимать специальные художественные термины, поможет научиться определять основные виды искусства. Особенное значение предается умению определить материалы выполнения, прививанию технических навыков (вырезание, наклеивание, лепка, работа с гуашью, работа в технике акварели).

         Необходимо в процессе освоения образовательной программы дать понимание основ орнамента (симметрия, ритм повторение элементов, чередование, и т. д.).

        Занятия с ребятами проводятся по всем видам рисования (с натуры, тематические, декоративные и т.д.). Задания предлагаются от простого к более сложному. Игровой момент помогает изучению формы, ее составных частей, пропорции, характера.

        Однако в сфере дополнительного образования далеко не все занятия с детьми ставят именно обучающие задачи. Среди других видов занятий можно было бы назвать общеразвивающие и воспитательные занятия, которые в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка.

        Например, к таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела. Кроме того, довольно часто педагог организует специальные занятия, направленные на формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям.

         К примеру, «огоньки» и коллективные праздники. Эти занятия тоже предполагают образовательные задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом.

        Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.         Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

        Занятия в системе дополнительного образования всегда предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его обучающихся. В связи с этим, самым главным являются содержание, средства и формы.

        Для гармоничного развития ребенка очень важно, что его творчество дает возможность выражать эмоциональное отношение к миру, чего дети зачастую лишены в привычном течении жизни, особенно в современном компьютеризированном мире.

        Отделения дополнительного образования реализуют модель образования открытого типа, предполагающую включение каждого ребенка, подрастающего человека в художественно-эстетические и социальные сферы жизнедеятельности. Открытое образование предполагает концентрацию на индивидуальной личности ребенка, на его стремлении к познанию, развитию, самосовершенствованию, творчеству. Открытое образование обеспечивает свободу выбора педагогом дополнительного образования стратегии образования в условиях реализации личностно-ориентированного подхода, сопряженного с социализацией личности каждого обучающегося.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Доронова Т.Н “Обучаем детей изобразительной деятельности” – М., 2005. – 96с.

2. Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя. // Завуч. – №1. – 2000. с.59–65

3. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие /В.И. Петрушин – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008–490с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессиональное самосовершенствование педагога – новые горизонты творчества в системе дополнительного образования»

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ:«Профессиональное самосовершенствование педагога – новые горизонты творчества в системе дополнительного образования»      ...

Автореферат магистерской диссертации "Развитие продуктивного воображения детей 5 - 7 лет посредством изобразительной деятельности в системе дополнительного образования"

Во многих образовательных учреждениях до сих пор существует формальный подход к усвоению знаний детьми по изобразительной деятельности, особенно при обучении рисованию.  Использование однообразны...

Приоритетные компетенции преподавания изобразительного искусства в системе дополнительного образования в школе

Наиболее приоритетные компетенции педагога по ИЗО в школе:-учебно-познавательная (определяет функциональную грамотность педагога);-интеллектуальная (показывает развитость мыслительных процессов и иссл...

Курсовая работа на тему: «Создание образа книги на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования с подростками в ДШИ».

Цель курсовой работы: развитие творческой активности учащихся, чувство стиля, композиционных умений, оригинальность мышления. Помочь детям в выборе профессии, знакомство с профессией дизайнер....

"Профессиональная ориентация детей в процессе обучения изобразительному творчеству в системе дополнительного образования »

Статья описывает каким образом происходит профессиональная ориентация детей в студии изобразительного творчества "Мир фантазий" под руководством Мамаевой О.А....

Формирование практических и коммуникативных навыков у детей с РАС через обучение швейному делу и декоративно-прикладному творчеству в системе дополнительного образования.

Статья о возможности обучения детей с РАС в коллективе декоративно-прикладного творчества. Методы и приемы работы с особенными учащимися....

«Метод проектов, как неотъемлемая часть инновационной траектории развития современной методики преподавания предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства в системе дополнительного образования Московской области»

Метод проектов позволяет школьникам осуществить полный технологический цикл изготовления изделия. Условия эффективного использования творческих проектов в качестве демонстрационных материалов....