Формирование практических и коммуникативных навыков у детей с РАС через обучение швейному делу и декоративно-прикладному творчеству в системе дополнительного образования.
статья (5 класс)

Белозерская Елена Михайловна

Статья о возможности обучения детей с РАС в коллективе декоративно-прикладного творчества. Методы и приемы работы с особенными учащимися.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belozerskoy_e._m._statya_-_kopiya.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительное образование – эта та счастливая пристань, которая всегда была доступна всем детям, независимо от их способностей и возможностей. Именно здесь, в условиях любви и добра со стороны педагога, учащиеся приобретают умения и навыки, которые помогут им в будущем твёрдо стоять на ногах, уверенно противостоять всем невзгодам, и даже приобрести будущую профессию. [2]

 Более 25 лет я работаю в системе дополнительного образования, являюсь руководителем Образцового детского коллектива «Белошвейка». Никогда не считала, что дело, которому я учу детей – простое и легкое. Чтобы научиться шить, требуется большое терпение, старание и, конечно, время. Поэтому наша программа рассчитана на 5 лет. На занятиях мы пользуемся такими опасными инструментами и приборами как ножницы, иглы, булавки, утюг, швейная машина и т.д.  Поэтому можно понять мои опасения, когда в этом учебном году к нам в коллектив пришел ребенок с РАС. Это девочка Анастасия, 12 лет.

 Расстройства аутистического спектра представляют собой целый ряд связанных между собой расстройств развития человека, начинающихся в детстве и сохраняющихся в течение всей взрослой жизни. Основными признаками заболевания являются расстройство речи, нарушение социальной адаптации, расстройство моторики, стереотипная деятельность, задержка в развитии. Аутизм проявляется в эмоциональной и поведенческой отгороженности от реальности, ограничением или полным прекращением общения со сверстниками и взрослыми.

Все это наблюдалось у Анастасии, поэтому мне понадобилась консультация в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Я получила подробное разъяснение о детях с РАС, особенностях поведения и их возможностях. Причем, мне рассказали именно об этой девочке, поскольку там с ней работают и хорошо ее знают. Познакомилась со специальной литературой. Прошла дистанционное обучение по теме «Современные технологии обучения и социализации детей с инвалидностью в инклюзивном образовательном учреждении».

В Центре мне рекомендовали принять ребенка в основную группу и относиться к Насте также как и к другим детям.  Девочка занимается в общей группе и выполняет те же задания, что и все дети.  В течение первой четверти отрабатывались ручные швы, затем учащиеся стали работать с утюгом. Со второй четверти дети начали учиться шить на швейной машине.

 Хочу остановиться на этом этапе более подробно, потому что он был самым сложным и важным.  Я много думала о том, как нам его безболезненно пройти. Во – первых я предоставила отдельную швейную машину, чтобы девочку не торопили другие дети и у нее не было беспокойства по этому поводу. Во- вторых, каждая операция была разбита на несколько ступеней, давалось четкое задание, и оно отрабатывалось много раз. Например, я заметила, что Насте трудно держать в руках маленькую шпульку, она выскакивает, и нитка разматывается. И мы в течение 40 минут учились наматывать нитку на шпульку. Для того, чтобы внести интерес в это монотонное занятие, было предложено намотать на каждую из пяти шпулек нитки разного цвета. Таким образом навык был закреплен. В настоящее время Анастасия самостоятельно и уверенно работает на швейной машине с ручным приводом.  

Рядом с Настей постоянно находится мама, помогает ей при необходимости. Но, к моему удивлению, ребенок все реже прибегает к помощи мамы, старается делать все самостоятельно, поразительно точно выполняет все то, что я предлагаю. Меня это очень радует. Надо сказать, что в течение всего времени постоянно идут консультации с мамой - Еленой Николаевной по поводу расписания, продолжительности занятий и т.д. Она знает своего ребенка как никто другой, поэтому может подсказать, как лучше выстроить наши отношения с Настей. От нее я узнала, что даже фазы луны могут повлиять на поведение дочери.

Конечно, не все было идеально. На первых порах что-то не получалось, и у ребенка были эмоциональные срывы. По совету специалистов, в эти моменты мама выводила Настю из кабинета. А мне нужно было успокоить своих учащихся и объяснить им, что бывают такие дети, и что им тоже хочется чему -то научиться. А нам надо принять их и относиться к ним с сочувствием и пониманием.

Пребывание ребенка с РАС в общей группе учащихся конечно создает определенные сложности в обучении всей группы.[1] Но для самого ребенка присутствие рядом типично развивающихся детей в качестве примера для подражания и среды для общения помогает быть более успешным в освоении образовательной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации. В коллективе, где с раннего возраста дети учатся понимать особенности друг друга, возникает особая атмосфера и развиваются лучшие качества: доброта, забота, сочувствие, милосердие. На примере своего коллектива я наблюдаю как меняется отношение детей в группе к особенному ребенку. От настороженности и страха оно переросло в понимание и заботу, взаимовыручку и взаимопомощь.  Причем, именно во взаимопомощь. Наблюдались случаи, когда Настя делилась своими материалами с другими детьми и даже помогала тем, у кого что-то не получалось. И пусть инициатором такой помощи была я, девочка с желанием реагировала на мою просьбу.

На основании первоначальной диагностики и с помощью Интерактивного конструктора АДОП была разработана адаптированная образовательная программа художественной направленности, базового уровня для детей с РАС «РАСкроим и будем шить!». Программа предполагает обучение учащихся швейному делу, а также способности работать с различными материалами: ткань, фетр, мех, бумага, природный материал. Программа рассчитана на 2 года обучения. В настоящее время можно утверждать, что Насте очень нравится заниматься в коллективе. Она не пропустила ни одного занятия, выполнила все, что предполагалось сделать в течение года. И выполнила на отлично!

Конечно, надо быть осторожными в прогнозах, но если удастся научить Анастасию хорошо шить, то это откроет перед ней большие возможности:

во-первых, это занятость полезным делом;

во-вторых, повзрослев, она может использовать полученные знания и навыки для изготовления одежды и подарочных сувениров, возможно, приобретет специальность.

И тогда сухие формулировки о том, что необходимость обучения и воспитания детей-инвалидов обусловлена стремлением общества обеспечить им равные возможности в области реализации гражданских, экономических, политических и других прав, действительно станут жизненной реальностью.  

На протяжении всей истории развития человечества существовала категория людей, отличавшаяся отклонениями в психическом или физическом развитии. [3] И общество в разное время по-разному относилось к таким людям. Сегодня мы, наконец, созрели до того, чтобы принять их в свой мир и постараться сделать их жизнь более яркой и интересной.  

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Ефимов, О. И. Аутизм дружбе не помеха Книга о социальной адаптации детей с аутизмом / О.И. Ефимов. - М.: Диля, 2015. – 512 c.
  2. Монахов, Д.Л. Совместными усилиями - к новому качеству

     образования / Д.Л. Монахов // Дополнительное образование и

     воспитание. - М.: ИД Витязь, 2009. - №11. 2014. – 414 c.

  1. Ратнер, Фаина Лазаревна Интегрированное обучение детей с

              ограниченными возможностями в обществе здоровых детей.

              Методическое пособие / Ратнер Фаина Лазаревна. - М.: Владос,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через вербальные и невербальные средства общения. Фотоальбом.

В статье предложено описание вида работы по формированию коммуникативных и  социально-бытовых  знаний, умений и навыков у детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. Сформированные з...

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру.

Игра – это одно из ведущих средств  воспитания и развития личности ребенка. Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видо...

«Формирование и развитие коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью»

Материал посвящен формированию и развитию мотивативации к взаимодействию у детей с тяжелой умственной отсталостью....

"Профессиональная ориентация детей в процессе обучения изобразительному творчеству в системе дополнительного образования »

Статья описывает каким образом происходит профессиональная ориентация детей в студии изобразительного творчества "Мир фантазий" под руководством Мамаевой О.А....

Формирование и развитие коммуникативных навыков у детей с ОДА.

Статья будет полезна педагогам, работающим с детьми с ОВЗ....

Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами декоративно – прикладного творчества в системе дополнительного образования. Народные традиции

В методической разработке идет речь о необходимости приобщения детей к культурному наследию родного края , своей страны через изучение народных традиций  и освоение практики бисерного рукоделия....

Статья на тему: "Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру"

Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру...