«Формирование и развитие коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью»
учебно-методический материал на тему

Фоменко Оксана Петровна

Материал посвящен формированию и развитию мотивативации к взаимодействию у детей с тяжелой умственной отсталостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение

социального обслуживания

«Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства

с нарушениями умственного развития № 1»

Комитета по социальной политике

Доклад

«Формирование и развитие коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью»

 

                                                                                       

           Воспитатель:                   Фоменко О.П

Дата проведения:                                                                                21.12.2017

.                                                                                                  

                                                                 

                                                               

                         

Санкт-Петербург

2017

Содержание

Введение……………..……………………………………………………………………….……2.

Цель, направления и задачи коррекционной работы

по формированию навыков речевой коммуникации…...............................................................2

Методы формирования коммуникативных   навыков……………………………………….....2

Условия формирования коммуникативных навыков……………………………………….….3

Алгоритм обучения навыкам коммуникации……………………………………………...……4

Заключение………...……………………………………………………………………………....5

Список литературы ……...………………………………………………………..………………5


Введение

Проблема эмоционального развития личности ребенка, воспитывающегося в условиях социальной депривации, ее сложность и многогранность является одной из самых актуальных в настоящее время. Особые отклонения от полноценного развития личности воспитанников детских домов отмечаются в эмоционально-волевой сфере: неадекватная самооценка, неуверенность в себе, повышенная тревожность, чувствительность, вспыльчивость, агрессивность, неготовность к преодолению препятствий, эмоциональная - напряженность, сниженная потребность в достижениях и успехе, недоверчивость, несдержанность, чрезмерная импульсивная активность.

Большое влияние на личность воспитанника детского дома оказывает социальная среда. Переживания и отношение детей к среде, к окружающим являются главными составляющими «социальной ситуации развития».

Формирование коммуникативных навыков – одно из ведущих направлений психолого-педагогической коррекции детей с нарушениями интеллекта и сочетанными нарушениями.

Согласно концепции О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг (2007), формирование навыков коммуникации необходимо осуществлять путем создания внешних поддерживающих условий поведения, через специально организованное материальное и социальное окружение.

Цель, направления и задачи коррекционной работы по формированию навыков речевой коммуникации

Основной целью системы психолого-педагогической коррекции является формирование коммуникативных навыков.

Поставленная цель реализуется в ходе обучения, включающего основные направления работы:

  1. формирование умений выражать просьбы/требования;
  2. формирование социальной ответной реакции;
  3. формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события;
  4. формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы;
  1. формирование умений выражать эмоции, чувства, сообщать о них;
  2. формирование социального поведения;
  1. формирование диалоговых навыков.

Методы формирования коммуникативных навыков

При обучении детей коммуникативным навыкам используются различные методы и приемы.

Использование игровых методов и приемов позволяет усилить у ребенка социально-коммуникативную мотивацию, благодаря которой у него появляется потребность использовать формирующийся коммуникативный навык.

Разнообразные упражнения используются с целью формирования умения комментировать, отвечать на вопросы и задавать их, сообщать о своих чувствах, для формирования диалоговых навыков.

Применяются поведенческие методы и техники:

  • моделирование, побуждение, подсказка, помощь,

подкрепление;

  • использование  альтернативных  коммуникативных систем;
  • метод «сопровождающего обучения».

Моделирование  обеспечивает  ребенку  возможность понаблюдать, послушать, сымитировать и осуществить перенос модели коммуникативного поведения, которую продемонстрировал взрослый.

Побуждение используется для активного вызывания нужного коммуникативного поведения с помощью инструкций, и повторной демонстрации модели.

  • целью формирования коммуникативных навыков в процессе коррекционной работы используются различные коммуникативные системы. Комбинированное использование речи и различных невербальных альтернативных коммуникативных систем предоставляет детям дополнительную визуальную поддержку и способствует формированию вербальных и невербальных средств коммуникации.

 Условия формирования коммуникативных навыков

  • процессе проведения психолого-педагогической коррекции необходимо соблюдать ряд условий, оказывающих существенное влияние на решение данной проблемы.

Одним из наиболее важных условий является учет личных интересов и потребностей ребенка. Несформированность коммуникативных навыков у детей с нарушениями интеллекта во многом связана с отсутствием или недостатком у них внутренней коммуникативной мотивации.

В связи с этим, возникает необходимость внешнего стимулирования коммуникативной активности. Это достигается путем включения в процесс психолого-педагогической коррекции различных предметов, разнообразных видов деятельности, а также тем разговора, интересных для ребенка.

Например, обучая ребенка умению выражать просьбы необходимо использовать его любимые продукты питания, игрушки. В этом случае, он будет отвечать с большим желанием, а эффективность формирования коммуникативных навыков значительно возрастет.

При обучении умению поддержать диалог также лучше использовать интересные для ребенка темы разговора. В случае, если тема навязана ребенку, скорее всего, произойдет уход от взаимодействия.

Часто, при общении мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда он настроен на взаимодействие, но не знает, как привлечь внимание собеседника, попросить его о помощи, поиграть в любимую игру и т.д. В этом случае ребенку нужно подсказать слова, подходящие к данной ситуации: «Помоги!», «Давай играть!» и т.д.

В ряде случаев, ребенок наоборот не настроен на взаимодействие и не способен адекватно выразить отказ, тогда он начинает кричать или демонстрирует другие формы дезадаптивного поведения, вместо того чтобы сказать «не хочу», «нет». В таких ситуациях ему также требуется помощь в виде вербальных подсказок.

Еще одним важным условием является подкрепление коммуникативных высказываний. Исследования показывают, что подкрепление любых, даже очень слабых, коммуникативных попыток приводит к усилению мотивации это способствует увеличению количества, а, следовательно, и качества коммуникативных высказываний. Подкрепление может быть двух видов: искусственное и естественное.

  • качестве искусственного подкрепления может служить использование конфет M&M’s, леденцов, изюма, чипсов и т.д. с целью поощрения правильного ответа.

Приведем пример: педагог показывает ребенку картинку с изображением какого-либо предмета и спрашивает: «Что это?»; ребенок отвечает: «Это - шкаф»; взрослый – «правильно», дает ребенку конфету. Данный пример ярко иллюстрирует, что искусственное подкрепление (в данном случае конфета) не связано непосредственно с ситуацией общения, не включено в практическую деятельность.

Естественное подкрепление, напротив, напрямую связано с контекстом взаимодействия и включено в совместную деятельность ребенка и взрослого. Современные исследователи подчеркивают, что использование «естественного подкрепления» наилучшим образом способствует закреплению коммуникативных навыков.

Важнейшим условием является использование повседневных, естественно возникающих ситуаций в системе коррекционной работы.

Формирующиеся навыки оказываются нефункциональными, изолированными от ежедневно возникающих социальных ситуаций, если не используются детьми в условиях повседневной жизни. Для решения этих проблем в процессе коррекционной работы применяется метод «сопровождающего обучения», который основан на использовании естественно возникающих ситуаций, эпизодов с целью формирования коммуникативных навыков.

Для реализации данного условия взрослый, находящийся с ребенком, должен рассматривать каждую ситуацию как потенциальную возможность для построения коммуникативного взаимодействия. Это требует предельной внимательности по отношению к поведению и эмоциональным реакциям ребенка. Если взрослый заметил, что ребенок заинтересован чем-либо или готов к взаимодействию, он должен найти возможность для налаживания коммуникативного процесса.

Использование повседневных, естественно возникающих ситуаций осуществляется с учетом потребностей и интересов ребенка. Важно то, что в подобных ситуациях происходит естественное подкрепление его коммуникативных высказываний; в качестве вознаграждения выступает результат речевой активности ребенка – выполнение его желания, намерения, непосредственно связанного с данной ситуацией. Это позволяет ребенку понять, что произнесенная фраза приводит к определенному результату; что с помощью речевого высказывания можно повлиять на поведение других людей и достичь желаемого.

Алгоритм обучения навыкам коммуникации

Обучение коммуникативным навыкам детей основывается на следующем алгоритме:

  1. Выбор цели обучения: определение коммуникативного навыка, который необходимо сформировать.
  2. Моделирование ситуации, провоцирующей коммуникативное высказывание ребенка.
  3. Предоставление ребенку времени для формулировки самостоятельного высказывания.
  4. Предоставление подсказки в случае затруднения.
  5. Подкрепление коммуникативной попытки ребенка.
  1. Закрепление и генерализация навыка в повседневной жизни.

Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

  • Умение привлекать внимание
  • Умение задавать вопросы о предмете («Что___?»)
  • Умение задавать вопросы о другом человеке («Кто___?»)
  • Умение задавать вопросы о действиях («Что дела-ет___?»)
  • Умение задавать общие вопросы, требующие ответа да/нет
  • Умение задавать вопросы о местонахождении предмета («Где___?»)
  • Умение задавать вопросы, связанные с понятием времени («Когда___?»)

Формирование социального поведения

  • Просьба повторить социальную игру
  • Просьба поиграть вместе
  • Вежливость
  • Умение поделиться чем-либо с другим человеком
  • Выражение чувства привязанности
  • Оказание помощи
  • Умение утешить другого человека

Формирование элементарных диалоговых навыков

  • Умение инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени
  • Завершение        диалога        с        использованием стандартной фразы
  • Умение поддержать диалог, делясь информацией с собеседником
  • Умение        поддержать        диалог,        организованный собеседником
  • Умение поддерживать диалог в различных социальных ситуации.

Заключение

Формирование коммуникативных навыков – одно из важнейших направлений коррекционной работы с детьми, с интеллектуальными нарушениями. Обучение умениям выражать просьбы, комментировать окружающие события, задавать вопросы с целью получения информации, выражать эмоции и сообщать о них, а, также, формирование навыков ответной реакции, социального поведения и диалога является необходимым условием для социализации этих детей. Сформированность коммуникативных навыков способствует расширению возможностей их общения, социальной адаптации.

Занятия по формированию коммуникативных навыков должны проводиться в различных социальных ситуациях с разными людьми. Это позволит ребенку использовать навыки при взаимодействии с более широким социальным кругом.

Литература

  1. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989. – 95 с.
  2. Фон Течнер СтивенМартинсен Харальд. "Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию. Жесты и графические символы для людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие моторных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью

Одной из сторон развития ребенка является развитие речи, где важной составляющей считается письмо. Владение письменной речью, графическими навыками способствует общему развитию ребёнка. Развитие письм...

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

Формирование коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью

Формирование коммуникативных навыкову детей с интеллектуальной недостаточностью...

Формирование и развитие коммуникативных навыков у детей с ОДА.

Статья будет полезна педагогам, работающим с детьми с ОВЗ....

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

В  статье рассматриваются вопросы необходимости формирования и развития коммуникативных навыков у  детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  и интеллектуальной недостаточностью...

"Развитие коммуникативных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями."

Статья разработана для педагогов и родителей детей с ОВЗ....