Главные вкладки
«Формирование и развитие коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью»
учебно-методический материал на тему
Материал посвящен формированию и развитию мотивативации к взаимодействию у детей с тяжелой умственной отсталостью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение
социального обслуживания
«Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства
с нарушениями умственного развития № 1»
Комитета по социальной политике
Доклад
«Формирование и развитие коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью»
Воспитатель: Фоменко О.П Дата проведения: 21.12.2017 . |
Санкт-Петербург
2017
Содержание
Введение……………..……………………………………………………………………….……2.
Цель, направления и задачи коррекционной работы
по формированию навыков речевой коммуникации…...............................................................2
Методы формирования коммуникативных навыков……………………………………….....2
Условия формирования коммуникативных навыков……………………………………….….3
Алгоритм обучения навыкам коммуникации……………………………………………...……4
Заключение………...……………………………………………………………………………....5
Список литературы ……...………………………………………………………..………………5
Введение
Проблема эмоционального развития личности ребенка, воспитывающегося в условиях социальной депривации, ее сложность и многогранность является одной из самых актуальных в настоящее время. Особые отклонения от полноценного развития личности воспитанников детских домов отмечаются в эмоционально-волевой сфере: неадекватная самооценка, неуверенность в себе, повышенная тревожность, чувствительность, вспыльчивость, агрессивность, неготовность к преодолению препятствий, эмоциональная - напряженность, сниженная потребность в достижениях и успехе, недоверчивость, несдержанность, чрезмерная импульсивная активность.
Большое влияние на личность воспитанника детского дома оказывает социальная среда. Переживания и отношение детей к среде, к окружающим являются главными составляющими «социальной ситуации развития».
Формирование коммуникативных навыков – одно из ведущих направлений психолого-педагогической коррекции детей с нарушениями интеллекта и сочетанными нарушениями.
Согласно концепции О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг (2007), формирование навыков коммуникации необходимо осуществлять путем создания внешних поддерживающих условий поведения, через специально организованное материальное и социальное окружение.
Цель, направления и задачи коррекционной работы по формированию навыков речевой коммуникации
Основной целью системы психолого-педагогической коррекции является формирование коммуникативных навыков.
Поставленная цель реализуется в ходе обучения, включающего основные направления работы:
- формирование умений выражать просьбы/требования;
- формирование социальной ответной реакции;
- формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события;
- формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы;
- формирование умений выражать эмоции, чувства, сообщать о них;
- формирование социального поведения;
- формирование диалоговых навыков.
Методы формирования коммуникативных навыков
При обучении детей коммуникативным навыкам используются различные методы и приемы.
Использование игровых методов и приемов позволяет усилить у ребенка социально-коммуникативную мотивацию, благодаря которой у него появляется потребность использовать формирующийся коммуникативный навык.
Разнообразные упражнения используются с целью формирования умения комментировать, отвечать на вопросы и задавать их, сообщать о своих чувствах, для формирования диалоговых навыков.
Применяются поведенческие методы и техники:
- моделирование, побуждение, подсказка, помощь,
подкрепление;
- использование альтернативных коммуникативных систем;
- метод «сопровождающего обучения».
Моделирование обеспечивает ребенку возможность понаблюдать, послушать, сымитировать и осуществить перенос модели коммуникативного поведения, которую продемонстрировал взрослый.
Побуждение используется для активного вызывания нужного коммуникативного поведения с помощью инструкций, и повторной демонстрации модели.
- целью формирования коммуникативных навыков в процессе коррекционной работы используются различные коммуникативные системы. Комбинированное использование речи и различных невербальных альтернативных коммуникативных систем предоставляет детям дополнительную визуальную поддержку и способствует формированию вербальных и невербальных средств коммуникации.
Условия формирования коммуникативных навыков
- процессе проведения психолого-педагогической коррекции необходимо соблюдать ряд условий, оказывающих существенное влияние на решение данной проблемы.
Одним из наиболее важных условий является учет личных интересов и потребностей ребенка. Несформированность коммуникативных навыков у детей с нарушениями интеллекта во многом связана с отсутствием или недостатком у них внутренней коммуникативной мотивации.
В связи с этим, возникает необходимость внешнего стимулирования коммуникативной активности. Это достигается путем включения в процесс психолого-педагогической коррекции различных предметов, разнообразных видов деятельности, а также тем разговора, интересных для ребенка.
Например, обучая ребенка умению выражать просьбы необходимо использовать его любимые продукты питания, игрушки. В этом случае, он будет отвечать с большим желанием, а эффективность формирования коммуникативных навыков значительно возрастет.
При обучении умению поддержать диалог также лучше использовать интересные для ребенка темы разговора. В случае, если тема навязана ребенку, скорее всего, произойдет уход от взаимодействия.
Часто, при общении мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда он настроен на взаимодействие, но не знает, как привлечь внимание собеседника, попросить его о помощи, поиграть в любимую игру и т.д. В этом случае ребенку нужно подсказать слова, подходящие к данной ситуации: «Помоги!», «Давай играть!» и т.д.
В ряде случаев, ребенок наоборот не настроен на взаимодействие и не способен адекватно выразить отказ, тогда он начинает кричать или демонстрирует другие формы дезадаптивного поведения, вместо того чтобы сказать «не хочу», «нет». В таких ситуациях ему также требуется помощь в виде вербальных подсказок.
Еще одним важным условием является подкрепление коммуникативных высказываний. Исследования показывают, что подкрепление любых, даже очень слабых, коммуникативных попыток приводит к усилению мотивации это способствует увеличению количества, а, следовательно, и качества коммуникативных высказываний. Подкрепление может быть двух видов: искусственное и естественное.
- качестве искусственного подкрепления может служить использование конфет M&M’s, леденцов, изюма, чипсов и т.д. с целью поощрения правильного ответа.
Приведем пример: педагог показывает ребенку картинку с изображением какого-либо предмета и спрашивает: «Что это?»; ребенок отвечает: «Это - шкаф»; взрослый – «правильно», дает ребенку конфету. Данный пример ярко иллюстрирует, что искусственное подкрепление (в данном случае конфета) не связано непосредственно с ситуацией общения, не включено в практическую деятельность.
Естественное подкрепление, напротив, напрямую связано с контекстом взаимодействия и включено в совместную деятельность ребенка и взрослого. Современные исследователи подчеркивают, что использование «естественного подкрепления» наилучшим образом способствует закреплению коммуникативных навыков.
Важнейшим условием является использование повседневных, естественно возникающих ситуаций в системе коррекционной работы.
Формирующиеся навыки оказываются нефункциональными, изолированными от ежедневно возникающих социальных ситуаций, если не используются детьми в условиях повседневной жизни. Для решения этих проблем в процессе коррекционной работы применяется метод «сопровождающего обучения», который основан на использовании естественно возникающих ситуаций, эпизодов с целью формирования коммуникативных навыков.
Для реализации данного условия взрослый, находящийся с ребенком, должен рассматривать каждую ситуацию как потенциальную возможность для построения коммуникативного взаимодействия. Это требует предельной внимательности по отношению к поведению и эмоциональным реакциям ребенка. Если взрослый заметил, что ребенок заинтересован чем-либо или готов к взаимодействию, он должен найти возможность для налаживания коммуникативного процесса.
Использование повседневных, естественно возникающих ситуаций осуществляется с учетом потребностей и интересов ребенка. Важно то, что в подобных ситуациях происходит естественное подкрепление его коммуникативных высказываний; в качестве вознаграждения выступает результат речевой активности ребенка – выполнение его желания, намерения, непосредственно связанного с данной ситуацией. Это позволяет ребенку понять, что произнесенная фраза приводит к определенному результату; что с помощью речевого высказывания можно повлиять на поведение других людей и достичь желаемого.
Алгоритм обучения навыкам коммуникации
Обучение коммуникативным навыкам детей основывается на следующем алгоритме:
- Выбор цели обучения: определение коммуникативного навыка, который необходимо сформировать.
- Моделирование ситуации, провоцирующей коммуникативное высказывание ребенка.
- Предоставление ребенку времени для формулировки самостоятельного высказывания.
- Предоставление подсказки в случае затруднения.
- Подкрепление коммуникативной попытки ребенка.
- Закрепление и генерализация навыка в повседневной жизни.
Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы
- Умение привлекать внимание
- Умение задавать вопросы о предмете («Что___?»)
- Умение задавать вопросы о другом человеке («Кто___?»)
- Умение задавать вопросы о действиях («Что дела-ет___?»)
- Умение задавать общие вопросы, требующие ответа да/нет
- Умение задавать вопросы о местонахождении предмета («Где___?»)
- Умение задавать вопросы, связанные с понятием времени («Когда___?»)
Формирование социального поведения
- Просьба повторить социальную игру
- Просьба поиграть вместе
- Вежливость
- Умение поделиться чем-либо с другим человеком
- Выражение чувства привязанности
- Оказание помощи
- Умение утешить другого человека
Формирование элементарных диалоговых навыков
- Умение инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени
- Завершение диалога с использованием стандартной фразы
- Умение поддержать диалог, делясь информацией с собеседником
- Умение поддержать диалог, организованный собеседником
- Умение поддерживать диалог в различных социальных ситуации.
Заключение
Формирование коммуникативных навыков – одно из важнейших направлений коррекционной работы с детьми, с интеллектуальными нарушениями. Обучение умениям выражать просьбы, комментировать окружающие события, задавать вопросы с целью получения информации, выражать эмоции и сообщать о них, а, также, формирование навыков ответной реакции, социального поведения и диалога является необходимым условием для социализации этих детей. Сформированность коммуникативных навыков способствует расширению возможностей их общения, социальной адаптации.
Занятия по формированию коммуникативных навыков должны проводиться в различных социальных ситуациях с разными людьми. Это позволит ребенку использовать навыки при взаимодействии с более широким социальным кругом.
Литература
- Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989. – 95 с.
- Фон Течнер Стивен, Мартинсен Харальд. "Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию. Жесты и графические символы для людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья"Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"...

Одной из сторон развития ребенка является развитие речи, где важной составляющей считается письмо. Владение письменной речью, графическими навыками способствует общему развитию ребёнка. Развитие письм...

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, овладение социально-бытовыми умениями, испо...

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, овладение социально-бытовыми умениями, испо...

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, овладение социально-бытовыми умениями, испо...

Обобщение практического опыта использование ттворческих заданий для развития коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью...

Формирование коммуникативных навыкову детей с интеллектуальной недостаточностью...