"Развитие коммуникативных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями."
статья

Статья разработана для педагогов и родителей детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями.

Навыки коммуникации являются важнейшими навыками в жизни людей. Но у  детей с интеллектуальными нарушениями этот навык развивается медленнее и для его формирования и развития требуется больше времени, внимания и терпения. Для обучения детей коммуникативным навыкам используют различные методы и приемы.

Использование игровых методов и приемов  усиливает у ребенка социально-коммуникативную мотивацию, которая приводит к потребности использовать формирующийся коммуникативный навык.

Разнообразные упражнения используются для формирования умения комментировать, отвечать на вопросы и задавать их, сообщать о своих чувствах, для формирования диалоговых навыков.

Так же используют поведенческие методы. Создаются ситуации побуждающие ребенка использовать все возможные средства коммуникации, используются альтернативные коммуникации.

Для формирования коммуникативных навыков в процессе коррекционной работы используются различные коммуникативные системы. Комбинированное использование речи и различных невербальных альтернативных коммуникативных систем предоставляет детям дополнительную визуальную поддержку и способствует формированию вербальных и невербальных средств коммуникации.

Одним из важнейших условий является учет личных интересов и потребностей ребенка. Несформированность коммуникативных навыков у детей с нарушениями интеллекта во многом связана с отсутствием или недостатком у них внутренней коммуникативной мотивации.

В связи с чем, возникает необходимость внешнего стимулирования коммуникативной активности.

Еще одним важным условием является подкрепление коммуникативных высказываний. Исследования показывают, что подкрепление любых, даже очень слабых, коммуникативных попыток приводит к усилению мотивации, что способствует увеличению количества, а, следовательно, и качества коммуникативных высказываний. Существует два вида подкрепления: искусственное и естественное.

Искусственным  подкреплением может являться использование конфет, мороженого, других сладостей и т.д. с целью поощрения правильного ответа.

Естественное подкрепление напрямую связано со взаимодействием и включено в совместную деятельность ребенка и взрослого.

Важным условием является использование повседневных, естественно возникающих ситуаций в системе.

Использование повседневных, естественно возникающих ситуаций осуществляется с учетом потребностей и интересов ребенка. Важно то, что в подобных ситуациях происходит естественное подкрепление его коммуникативных высказываний; в качестве вознаграждения выступает результат речевой активности ребенка – выполнение его желания, намерения, которое непосредственно связанно с возникшей ситуацией, что позволяет ребенку понять, что произнесенная им фраза приводит к определенному результату; с помощью речевого высказывания можно повлиять на поведение других людей и достичь желаемого.

Таким образом у детей с дезонтогенезным развитием наблюдается ряд особенностей в коммуникативной сфере. Часто такие дети начинают говорить позже детей с обычным развитием. Их речь скудна, часто неинформативна, агрессивна. Но при этом у них есть потенциал развития коммуникативных навыков при грамотной работе с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"

статья"Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"...

«Формирование и развитие коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью»

Материал посвящен формированию и развитию мотивативации к взаимодействию у детей с тяжелой умственной отсталостью....

Буклет «Рекомендации для родителей: использование средств логоритмики для развития коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта».

Логоритмика – это доступная и универсальная форма целенаправленной коррекции речевой и психомоторной функции детей, а также эффективное средство развития коммуникативных навыков у младших школьн...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

В  статье рассматриваются вопросы необходимости формирования и развития коммуникативных навыков у  детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  и интеллектуальной недостаточностью...

Доклад - презентация "Развитие коммуникативных навыков школьников с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы и дома.

Важнейшей социальной потребностью любого человека является общение. Через него человек познаёт окружающий мир и самого себя, оно является важнейшим фактором формирования личности и играет особую роль ...