Формирование и развитие коммуникативных навыков у детей с ОДА.
статья

Дронова Татьяна Юрьевна

Статья будет полезна педагогам, работающим с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_navyki.odt22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие коммуникативных навыков у детей с ОДА.

Развитие коммуникативных навыков является одним из главных направлений коррекционной работы с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата.

Коммуникативная функция речи – это, прежде всего, развитие речи для общения с окружающими, в процессе которого ребёнок усваивает новые понятия, что способствует развитию контактности ребёнка с взрослыми и сверстниками. Помогает организовать совместную деятельность, что ведёт к формированию адекватного поведения, развитию эмоционально-волевой сферы и личности ребёнка. В процессе общения формируются и проявляются межличностные взаимоотношения,

Значение общения для детей с ОДА невообразимо, но оно зачастую осложнено речевыми нарушениями. У детей с ОДА выделяют различные формы речевых нарушений. Наиболее частая форма речевой патологии, встречающаяся у данной категории детей – дизартрия. Нередко дизартрия сочетается с общим недоразвитием речи. Степень выраженности дизартрических нарушений речи зависит от тяжести и характера поражения нервной системы.  Некоторые дети не желают вступать в диалог, почти никогда не являются инициаторами общения, они могут постоянно отмалчиваться, стараться меньше говорить, уходить в себя, или пользоваться в общении невербальными средствами. Многие обучающиеся при общении с окружающими могут ограничиваться простыми короткими предложениями. Даже имея достаточный уровень речевого развития, эти дети не могут реализовать своих возможностей в общении.

У детей с нормально развивающейся речью коммуникативные способности формируются постепенно и последовательно. В условиях нормального развития предпосылки к возникновению речевого общения возникают в раннем возрасте. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата процесс формирования коммуникативных умений и навыков может затягиваться и происходить в более  поздние сроки. Наиболее важные для развития речи годы жизни ребёнок много времени проводит в лечебных учреждениях, где педагогическая деятельность не является приоритетной. Именно ранние формы речевого общения во многом определяют развитие ребёнка и влияют на его личность, на его отношение к окружающему.

Одной из основных целей в работе с детьми с ОДА является формирование и развитие коммуникативных умений и навыков для полноценного общения с окружающими. В процессе формирования коммуникативных функций очень важно не принуждать, а стараться побуждать детей к речевому общению.  Важно добиваться того, чтобы ребёнок овладел знаниями норм и правил, которым надо следовать при общении с окружающими.

Основная задача состоит в создании помощи детям в освоении практического использования языка как средства общения, обеспечение мотивации и формирование потребности в общении.

На начальных этапах обучения проводится работа по развитию понимания речи . Проводится работа по формированию предложений, начиная с простых двусоставных предложений, далее дети учатся составлять предложения и просьбы.

Постепенно структура предложений усложняется.

Затем детям предлагаются задания на составление предложений по демонстрируемым действиям, сюжетным картинкам. И постепенно приходят к обучению вопросам.

Данные виды заданий содержат инструкции, включающие в свой состав предполагаемый вопрос. Важно добиться того, чтобы учащиеся усвоили общую структурно-смысловую схему фразы-вопроса.

При формировании коммуникативных функций особое внимание уделяем развитию навыков диалогической речи. Эта работа направлена на развитие у детей умения вступать в контакт; вести диалог на заданную тему; слушать и слышать своего собеседника, быть внимательным к себе и окружающим; выполнять активную роль в диалоге.

В дальнейшем с целью развития навыков ведения диалога широко применяется моделирование ситуации общения.

В игровые упражнения активно включаем диалоги с персонажами различных сказок, мультфильмов, художественных произведений.

Успешность обучения, развитие личности в целом, а также процесс социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата во многом зависит от степени сформированности коммуникативных умений и навыков.

Литература

  1. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом.- М.,1985.
  2. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом.- М., 1977.
  3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.- М., 2001
  4. Левченко И.Ю., Ткачёва В.В., Приходько О.Г., Гусейнова А.А Детский церебральный паралич дошкольный возраст. – М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"

статья"Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"...

«Формирование и развитие коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью»

Материал посвящен формированию и развитию мотивативации к взаимодействию у детей с тяжелой умственной отсталостью....

Метапредметный подход к обучению английскому языку как основа формирования и развития коммуникативных навыков учащихся

Главная задача, стоящая перед учителем, разумеется, - это душа ребёнка, нравственность, развитие творческой личности. Использование метапредметного подхода в обучении английскому языку позволяет дифф...

Формирование практических и коммуникативных навыков у детей с РАС через обучение швейному делу и декоративно-прикладному творчеству в системе дополнительного образования.

Статья о возможности обучения детей с РАС в коллективе декоративно-прикладного творчества. Методы и приемы работы с особенными учащимися....

Консультация для родителей " Роль игры в формировании и развитии коммуникативных навыков у младших школьников"

   Счастье – это когда тебя понимают!Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в общении – с ...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

 У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...