Главные вкладки

    Роль и место фольклора в системе музыкального образования Санкт-Петербурга
    статья по музыке по теме

    В статье рассматривается вопрос о возможности использования в обучении аутенчиного материала; о стилизации; о взаимосвязи фольклора с календарными праздниками; связь фольклора с русской классикой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon folklor_v_peterburgskoy_shkole.doc35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                  Методист ИМЦ  Московского района СПб, учитель музыки

                                                                                                          ГОУ гимн.№526 Прищепова Ирина Васильевна

               

                 

                  Роль и место фольклора в системе музыкального образования

                                                   петербургской школы.

            Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется.  Казалось бы, знаний, полученных в вузе достаточно, но школьная практика показывает, что молодым специалистам трудно сориентироваться в широчайшем круге воспитательных возможностей музыкального искусства. Особую трудность вызывает изучение фольклора.

    Понимание  роли и места фольклора в системе музыкального образования школьников – это одна из тем постоянно действующего семинара «Школа молодого специалиста»  ИМЦ  Московского района.

              Когда речь заходит об изучении культурно-исторических традиций в этногеографическом аспекте, прежде всего, надо вспомнить о том, что наш город – город особенный: по стилю – европейский, по структуре – многонациональный, по темпераменту – северный, а по душе, наверное, всё-таки, русский.

                Как «вплести» в учебный процесс фольклор, чтоб сохранить все грани самобытности Санкт-Петербурга и, в то же время, дать детям представление именно о русском народном творчестве. Как подвести  к пониманию именно русских традиций детей других национальностей. Надо ли вообще уделять внимание фольклорным праздникам, обрядам, ведь, как показывает жизнь, фольклор неорганичен для нашего города, но, в  то же время, незаменим в процессе гражданственного воспитания школьников, в деле  гуманизации  школы.            

                  Гражданственное самосознание возникает тогда, когда ребёнок начинает ощущать, понимать свою принадлежность к культурно-историческим традициям народа.

                  В содержании программ образовательной области  «Искусство» конечно же  включено изучение народного творчества, и эта тема вызывает живой интерес у учащихся начальной школы. Дети видят, что народное творчество это неотъемлемая часть жизни, одна из форм активной творческой деятельности человека. Это связь с календарём, это весёлая игра. Вот, пожалуй, «ключевое» слово, точка опоры в методике приобщения ребёнка к народному творчеству – игра.

                Практически «ввести» ребёнка в эту игру можно через подготовку и проведение фольклорных праздников.

                  Методическая служба района предлагает молодым специалистам систему музыкально-эстетического воспитания «от урока к празднику и обратно к уроку».

    Система, в которой объединяется единой линией педагогического воздействия урочная и внеурочная деятельность.

                    Что это даёт?

                  - каждый ребёнок, независимо от его способностей  самореализуется, принимая участие в общем процессе;

                  - вся работа отвечает важнейшему принципу «педагогики успеха» - несёт детям радость;

                  - дети видят конкретную цель всей музыкально-художественной деятельности;

                   - учитель получает возможность расширить рамки предмета.

                   А что это, как не личностно-ориентированный подход в обучении.

                   В какой мере содержание детских фольклорных праздников должно соответствовать народному обряду? Конечно в самой общей, то есть фольклорный праздник в петербургской школе – праздник стилизованный.

                  Почему? Это вытекает из логики всего вышесказанного.

    Изначально поставлена цель: познакомить, приобщить, а не изучить, а при успешной работе – пробудить интерес и открыть путь к самостоятельному изучению народного творчества в учреждениях дополнительного образования, кружках и коллективах района.

                     В  подготовке и проведении праздника учитывается важнейший педагогический  принцип  -  доступность, поэтому приобщение к активной творческой деятельности проходит в три этапа.

                      На первом этапе – праздник с элементами фольклора.

                      На втором этапе – поклассные  театрализованные праздники, в значительной мере выстроенные на фольклорном материале.

                       На третьем этапе – подготовка праздников-зрелищ для детей и родителей.

                       В программу праздника входит:

                       - исполнение русских народных песен;

                       - игра на детских музыкальных инструментах;

                       - исполнение характерных танцев;

                       - инсценировка русских  народных сказок, прибауток, песен;  

                       - конкурсы пословиц, поговорок, загадок, скороговорок;

                      - русские народные игры, хороводы.

    Готовясь к празднику, дети включаются в игровой процесс, и работа по привитию умений и навыков становления частью этой игры.  Перед ребятами поставлена цель,  и стремление к этой   конкретной цели помогает сделать весь процесс обучения живым и интересным.

                      Сейчас с уверенностью можно сказать, что в школах, где реализуется эта система ребята

                      - знают и любят народную песню;

                      -знакомы  с понятиями обработка, стилизация, музыкальная цитата;

                      - знают элементы народного костюма;

                      - интересуются устным народным творчеством;

                      - знакомы с годовым кругом праздников русского народного календаря;

                     - знакомы с некоторыми обычаями и обрядами;

                     - знают комбинации русского народного танца, русские народные игры.

    Один из самых любимых праздников – проводы зимы – «Масленица»

    Это праздник яркий, весёлый, «вкусный», надолго остаётся в памяти.  И, когда ребята в средней школе услышат масленичные интонации в музыке Чайковского, Римского-Корсакова, Стравинского, увидят масленичные сюжеты на полотнах Сурикова, Кустодиева, у них возникнет чувство сопричастности,  - значит и для этих русских композиторов, художников традиционный русский праздник был близок и интересен так же, как стал близок и интересен самим ребятам.

    Вот это ощущение и будет  «связью времён» и приобщением к культурно-историческим традициям.

               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятные места Отечественной войны 1812 года в Санкт-Петербурге

    В Санкт-Петербурге много памятных мест, посвященных Отечественной войне 1812 года. Данная презентация является описанием самых известных, которые находятся в нашем прекрасном городе:Каз...

    Памятные места Отечественной войны 1812 года в Санкт-Петербурге

    В Санкт-Петербурге много памятных мест, посвященных Отечественной войне 1812 года. Данная презентация является описанием самых известных, которые находятся в нашем прекрасном городе:Каз...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ САНКТ - ПЕТЕРБУРГА"

    Данная презентация поможет как учителям музыки, так и преподавателям  истории и культуры Санкт-Петербурга....

    Опыт создания здоровьесберегающей среды школы в Выборгском районе (в рамках стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»)

    В статье представлен опыт работы ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга по формированию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях район...

    Олимпиада по русскому языку в системе начального и среднего профессионального образования Санкт – Петербурга

    Цели:·                популяризация русского языка и стимулирование интереса учащихся к его изучению;·...

    Роль педагога в построении здоровьесозидающей среды в школе в контексте стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская Школа 2020»

    Статья содержит текст выступления на VII городской конференции "Роль педагога в построении здоровьесозидающей среды образовательной организации" в Санкт-Петербурге 03.04.2019г. Содержит опис...