Роль педагога в построении здоровьесозидающей среды в школе в контексте стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская Школа 2020»
статья

Карпова Елена Витальевна

Статья содержит текст выступления на VII городской конференции "Роль педагога в построении здоровьесозидающей среды образовательной организации" в Санкт-Петербурге 03.04.2019г. Содержит описание опыта работы по данному направлению ГБОУ СОШ № 541 Санкт-Петербурга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Построение здоровьесозидающей среды в школе в контексте

стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга

«Петербургская Школа 2020»

В 2010 г была принята стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на период с 2011 по 2020 год «Петербургская Школа 2020».

Стратегия реализуется через условную концепцию «5И»: Институты – Информация – Инновации – Инфраструктура – Инвестиции. Инфраструктура предполагает помимо прочего создание комфортной здоровьесберегающей обучающей среды.

Миссия петербургской Школы, провозглашенная в стратегии, - равенство в доступности качественного образования для разных и равных жителей Санкт-Петербурга. В целях реализации миссии были поставлены задачи, среди которых задачи

  • построить в петербургской Школе здоровьесозидающую образовательную среду (ЗОС), функционирующую на основе идеологии культуры здорового образа жизни, организации здоровьесозидающего уклада,
  • ввести показатели динамики здоровья детей при оценке результатов деятельности образовательного учреждения.

В стратегии выделено девять направлений развития петербургской Школы. Одно из этих направлений – «ЗДОРОВЬЕ В ШКОЛЕ»: Данное направление предполагает переход от принципа желаемого «сохранения здоровья в школе» к принципу необходимого и обязательного «сохранения здоровья в школе», формирование философии «здоровая школа – в здоровье каждого».

Направление включает темы:

  • создание комфортной Школы через здоровьесберегающие технологии организации образования и образовательной инфраструктуры;
  • сохраняющие здоровье учебный план и образовательная среда;
  • здоровье тела и духа: межведомственная составляющая программы (спорт, культура, молодежная политика, здравоохранение, образование);
  • снижение рисков профессионального выгорания учителя.

В контексте реализации данного направления стратегии в нашей школе применяется ряд здоровьесберегающих технологий.

Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). 

Направлены на физическое развитие занимающихся: тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций. В школе функционирует спортивный клуб «Фаворит». Ребята занимаются в тренажёрном зале, сдают нормы ГТО, имеют возможность посещать секции «Пионербол», «Флорбол», «Юный стрелок», «Туризм, спортивное ориентирование».

На уроках физкультуры в зимнее время на площадке возле школы учатся кататься на лыжах. Во внеурочное время участвуют в Лыжне России, различных районных спортивных соревнованиях, кроссах, спартакиадах.

Принимают участие в различных военно-патриотических конкурсах: «Люблю Отчизну я», «Зарничке», «Зарнице», соревнованиях допризывной молодёжи.

Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). 

Эти технологии направлены на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей. В нашей школе это - участие в природоохранных мероприятиях, экологических акциях, субботниках на пришкольной территории.

2017 год был объявлен в России годом экологии, и в прошлом учебном году ученики школы проводили экологические уроки в рамках федерального проекта «Экология России», участвовали во всероссийской просветительской экологической акции «Сделаем вместе».

Медико-гигиенические технологии (МГТ). 

    К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль обеспечения надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПин. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся, родителей и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медиков.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). 

Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, классными часами, занятиями с социальным педагогом, педагогом-психологом и медиками. В работе используются информационно-пропагандистские программы, разработанные комитетом по социальной политике правительства Санкт-Петербурга по формированию здорового образа жизни учащихся, профилактике алкоголизма, профилактике употребления наркотиков у учащихся старших классов. На эти темы проводятся классные часы. В этом году этой тематике посвящено сотрудничество с Университетом кино и телевидения, студенты которого снимают социальные ролики, рисуют плакаты и знакомят со своим творчеством наших старшеклассников. Школьники и студенты участвуют в совместном проекте «Социальные вызовы XXI века».

  1. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 подгруппы:


-
организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;


-
психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.  В этом учебном году в штатное расписание  школы введена должность психолога. Кроме того, по договору с ЦППМСП Курортного района с учащимися нашей школы дополнительно работает психолог Центра. Помощь специалистов, безусловно, помогает сохранению психологического здоровья учащихся.

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

В рамках внеурочной деятельности в школе проводятся занятия для учащихся начальных классов «Здоровейка», «Планета здоровья», для среднего звена – «Спортивные игры», кружок «Здоровые дети».

В план воспитательной работы на учебный год ежегодно включается раздел «Мероприятия по формированию здорового образа жизни обучающихся».

Школа принимает участие во Всероссийской акции движения «Сделаем вместе» «Здоровое питание – активное долголетие». Ребята рисуют на эту тему. Старшеклассники проводят уроки для учеников младших классов, рассказывая в игровой форме о режиме питания, полезных и вредных продуктах.

Анализ состояния кадрового состава школ города позволил авторам «Петербургской Школы 2020» выделить ряд задач, необходимых для исполнения направлений стратегии. Успешность работы учителя связана с его собственным психологическим, психическим и физическим здоровьем. В целях профилактики, здоровьесбережения и формирования культуры отношения к собственному здоровью необходимо:

  • На межведомственном уровне разработать и ввести электронные паспорта здоровья педагога.
  • Увеличить в два раза социальную поддержку на право получения денежной компенсации затрат на отдых и оздоровление за счет средств бюджета города.
  • Организовать при психолого-педагогических центрах ежемесячные бесплатные консультации для учителей в целях профилактики и/или поддержки и сопровождения их в трудных ситуациях.
  • Разработать систему мероприятий по укреплению физической культуры и здоровья учителя и в рамках частно-государственного партнерства обеспечить льготное посещение оздоровительных центров, спортивных клубов, бассейнов и пр.

Широко употребляемое определение здоровья было сформулировано в Уставе Всемирной организации здравоохранения в 1946 г.: «Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучий». Исходя из этого, сформулированы основные направления развития петербургской Школы.

Стратегическим приоритетом является создание в петербургской Школе условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов, формированию здорового образа жизни; для этого необходимо:

  • создание внутренней среды Школы, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность учащихся и педагогов;
  • повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей;
  • создание условий для оздоровления учащихся (воспитанников), ослабленных наиболее распространенными, в том числе социально обусловленными, болезнями детей и подростков.

В целях реализации задач по сохранению и улучшению здоровья петербургских детей и молодежи необходимы следующие мероприятия:

1. Разработка и реализация в каждом учебном заведении профилактических программ нового поколения, обеспечивающих внедрение во все предметные области здоровьесозидающих образовательных технологий; построение научно обоснованного оптимального учебного режима на основе функциональной диагностики состояний учащихся; обеспечение двигательной активности учащихся в течение учебного дня; обеспечение качественной организации сбалансированного горячего питания; создание в образовательных учреждениях служб здоровья с участием родительской общественности, частно-государственного партнерства.

2. Введение в практику жизни петербургских школьников электронных паспортов здоровья, способствующих формированию новой культуры отношения к своему здоровью, пониманию зависимости собственного благополучия и успешности от здоровья и навыков его сохранения; разработка и реализация индивидуальных программ коррекции образа жизни.

3. Разработка и реализация городской межведомственной программы «Здоровье в Школе», обеспечивающей условия качественного медицинского обслуживания педагогических работников и школьников всех типов образовательных учреждений, проведения своевременной диспансеризации, повышения качества условий и безопасности организованного летнего отдыха детей.

4. Развитие службы мониторинга здоровья детей на основе современных технологий, обеспечение углубленной диагностики состояния здоровья и образа жизни учащихся; разработка рекомендаций по построению индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) на консилиуме специалистов и педагогов; разработка и реализация индивидуальных и групповых профилактических и коррекционных оздоровительных программ.

В нашей школе в этом году – закупка оборудования «Пеликан» для дистанционного обучения детей-инвалидов.

Выделенные приоритеты позволили сформировать основные целевые ориентиры, достижение которых создаст условия для сохранения здоровья детей и молодежи петербургской Школы.

Целевые ориентиры качества и доступности по показателям направления «ЗДРОВЬЕ В ШКОЛЕ 2020»

Наименование показателя

Единица измерения

Целевой ориентир на

2020 год

Базовое значение

2009 г.

Доля детей с первой группой здоровья в общем контингенте школьников

%

Не менее 12,0

12,0

Среднегодовой процент заболеваемости детей в общем контингенте детей, обучающихся и воспитываемых по программам дошкольного образования в режиме 6-ти и более часов пребывания.

%

Не более 50,0

Нет данных

Доля общеобразовательных учреждений и учреждений НПО-СПО, в которых введены электронные паспорта здоровья к общему количеству учреждений данных типов.

%

Не менее 50,0

0

Доля учреждений общего и профессионального образования, внедривших систему мониторинга здоровья с диагностикой состояния здоровья к общему количеству учреждения данного типа.

%

Не менее 50,0

0

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт создания здоровьесберегающей среды школы в Выборгском районе (в рамках стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»)

В статье представлен опыт работы ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга по формированию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях район...

Современная школа в контексте реформ модернизации системы образования презентация

Презентация к родительскому собранию обучающихся 5 класса на тему "Современная школа в контексте реформ модернизации ситемы образования"...

Современная школа в контексте реформ модернизации системы образования презентация

План проведения  родительского собрания родителей обучающихся 5 класса на тему "Современная школа в контексте реформ модернизации ситемы образования"...

«Роль школьного музея в реализации стратегии развития петербургского образования до 2020 года»

«Роль школьного музея в реализации стратегии развития петербургского образования до 2020 года»...

Статья "Использование нестандартных форм обучения в средней и старшей школе в контексте ФГОС основного общего образования"

Ввиду глобального развития мирового политического процесса, экономической глобализации и стремительного развития средств массовой информации, многочисленные новые технологии завоевывают в XXI веке все...