«Роль школьного музея в реализации стратегии развития петербургского образования до 2020 года»
статья по теме

 

«Роль школьного музея в реализации стратегии развития петербургского образования до 2020 года»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._shkolnyy_muzey.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Войт А. А.

(Россия, Санкт-Петербург,

Дворец детского(юношеского)творчества «На Ленской», museum-len@yandex.ru)

Мартынов Н. А.

(Россия, Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ №182, nik.86_2011@mail.ru )

Роль школьного музея в реализации стратегии развития

петербургского образования до 2020 года

    Сегодня в реализации стратегии развития петербургского образования до 2020 года важное место занимает социокультурная адаптация учащихся в пространстве Санкт-Петербурга, использование культурно-исторического потенциала города в социализации подрастающего поколения. В этих условиях большую роль приобретает школьный музей как источник не только познавательной информации, но и как средство воспитания общечеловеческих ценностей, развития эмоциональной сферы ребенка, духовного мира учащихся в целом. Ведь, как правило, понятия вырабатываются у детей только в результате самостоятельного действия с каким-либо предметом, а подлинный музейный предмет, обладающий глубоким значением и смыслом, дает пищу для размышлений и раздумий. С помощью включения школьников в предметный мир, по словам Б. Г. Ананьева происходит познание ребенка, т. е. накопление духовных ценностей, отражающих объективные законы природы и общества, межчеловеческих отношений и жизни самого человека. (Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977. С. 165).

    Широкое использование педагогических средств в практике работы школьных музеев позволяет учащимся заниматься поисковой, исследовательской и проектной деятельностью. В процессе активного сбора документально-фактического и историко-предметного материала учащиеся приобщаются к историческому и культурному наследию страны, города, родного края. На базе собранных документов и музейных коллекций педагоги совместно с детьми выявляют новые темы, которые предлагаются для проектно-исследовательской и творческой работы. Многие материалы поисково-собирательской работы воспитанников, становятся основой для новых разделов экспозиций школьных музеев.

    С другой стороны, основываясь на важнейшем педагогическом принципе связи обучения с практикой, в системе работы школьных музеев большое значение уделяется экскурсионным методам и приемам работы с учащимися, позволяющим полноценно задействовать в обучении большой познавательный потенциал подлинных музейных предметов и документов. Подготовка учащимися, под руководством педагогов, новых экскурсий по разделам экспозиций школьных музеев дает реальные представления об историческом времени и предметном мире, изучаемом на занятиях в школьном музее.

    И, в третьих, противоречие между необходимостью формирования проектно-исследовательских умений учащихся и условиями организации учебного процесса можно разрешать, в том числе и в пространстве школьного музея, поскольку музей позволяет расширять образовательный процесс, использовать различные методы и приемы проектной и исследовательской деятельности учащихся. В этих условиях образовательный процесс в рамках школьного музея способствует развитию предметного, эмоционального, познавательного мира личности школьника, а использование самого музейного пространства становится одним из условий организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

  Сегодня одним из таких музеев, где полноценно используется музейное пространство в образовательном процессе является музей «Истории детского движения Красногвардейского района» ДДЮТ «На Ленской», который фактически является центром музейной работы нашего района.

    Необходимо отметить, что богатейшие фонды музея ДДЮТ позволяют учащимся из различных образовательных учреждений района заниматься исследовательской и проектной деятельностью, которая вызывает у них огромный интерес. Один из примеров – создание исследовательской работы  о девушке из блокадного Ленинграда Галине Генриховой по архивным материалам музея. Учащиеся внимательно изучали все материалы, которые хранятся в музее, провели исследовательскую работу, выявили основные факты из биографии Галины и подготовили текст экскурсии, а затем и компьютерную презентацию. Итогом проделанной работы стало выступление учащихся на районном конкурсе экскурсоводов школьных музеев и получение диплома первой степени. Эта экскурсия стала основой для работы актива музея по поиску новых документов и материалов, поскольку из имеющихся материалов о Галине многое неизвестно. На данный момент учащаяся из актива музея Семунина Светлана, провела настоящие исследовательские изыскания   под руководством педагога, и воссоздала жизненный путь Галины. Со своей работой  Светлана выступала на нескольких конкурсах и конференциях различного уровня и везде получала только призовые места. В данный момент рассматривается вопрос о написании книги о Галине.

    В фондах музея хранятся блокадные дневники двух подростков – мальчика и девочки. Эти дневники учащиеся из актива музея сканируют (каждую страницу), расшифровывают (иногда с лупой), изучают тексты дневников, знакомятся с исторической и мемуарной литературой по соответствующей тематике. Подбирают документальный и исторический материал для составления новой экскурсии по блокадным дневникам, хранящимся в фондах музея и подготовки нового стенда для раздела музейной экспозиции, посвященного блокадному Ленинградцу. Участие школьников в создании новых экскурсий по экспозиции музея, подготовка  стендов с новыми, полученными в результате поисковой и фондовой работы учащихся, материалами для экспозиции, создание компьютерных презентаций по экспонатам и документальным материалам дает возможность детям через познание  музейных предметов соприкоснуться с историческим прошлым нашей Родины.

    Два учебных года подряд в районе проходила игра с элементами проектной деятельности «Музейной сундучок». Цель игры – знакомство школьников района со школьными музеями, воспитание музейной культуры средствами проектной деятельности с использованием социальной сети интернета. Учащиеся во время игры совершают образовательное путешествие по школьным музеям района, наполняют виртуальный музейный сундучок в социальной сети «В Контакте», отбирают для экскурсии на определенную тему экспонаты(домашнее задание) и в финале участвуют в брейн –ринге «Что ты знаешь о музеях?». Эта игра дает возможность детям научиться использовать потенциал школьных музеев как источника знаний, и приобщиться к музейной культуре Санкт-Петербурга. В следующем учебном году планируется использовать формат этой игры для знакомства учащихся с «малыми» музеями Санкт-Петербурга.

    В школьном музее «История 265 Отдельного пулеметно — артиллерийского батальона Народного ополчения» школы №180  под руководством Кушкиной Ирины Львовны учащиеся по материалам поисковой и исследовательской работы ведут разработку экскурсии, посвященной бойцу батальона, бывшему проректору СПб ГПМУ Тарасову О. Используя накопленный потенциал как поисковой, так и фондовой и экскурсионной работы  учащиеся и совместно с Ириной Львовной подготовили и открыли сайт школьного музея, где планируется размещать в том числе материалы проектной и исследовательской деятельности учащихся. Также учащимися совместно с педагогом на основе собранного поискового, документального и фондового материала подготовлена компьютерная презентация посвященная «70-летию Народного Ополчения», рассказывающая о бойцах батальона.

    Большую работу в направлении проектно-исследовательской деятельности учащихся ведет руководитель школьного музея «Ильинская слобода» ГОУ гимназии №177 Вьюгинова Татьяна Алексеевна, которая включила детей в краеведческий поиск, сбор документально-фактического материала и оформление стендов для новой экспозиции «История Ржевского полигона». Учащиеся под руководством Татьяны Алексеевны проделали большую работу по сбору исторического материала, документальных источников о жизненном пути старейшего на сегодняшний день работника Ржевского полигона к.т.н., участника Сталинградской и Курской битвы – Чичерова Александра Тимофеевича. Также учащимися вместе с педагогом создана экспозиция и экскурсия, посвященная 130-летию со дня рождения создателя отечественной зенитной артиллерии Ф. Ф. Лендера.

    В школе №125 с 2010 года реализуется районная опытно-экспериментальная площадка по теме «Формирование здорового образа жизни и гражданско-патриотических качеств личности учащихся путем интеграции основного и дополнительного образования средствами организации дружин юных пожарных», а в 2011 году школьный музей «Старая Ржевка. Первые километры Дороги жизни» прошел городскую публичную аттестацию. Под руководством педагога школы Головановой Ирины Федоровны учащиеся ведут документальный поиск для создания нового раздела музейной экспозиции, посвященного развитию пожарного дела в Красногвардейском районе в XIX – XX вв. Большую работу проделали учащиеся школы по сбору материала для организации и открытия новой экспозиции школьного музея, посвященной истории создания и деятельности Дружины юных пожарных школы №125 имени князя Львова, в этой работе большую помощь оказала заместитель директора по опытно-экспериментальной работе Сысоева Елена Анатольевна. Также на основе поисковой работы учащимися под руководством Головановой И. Ф. создана компьютерная презентация «Дружина юных пожарных им. князя Львова».

    Из приведенных фактов можно сделать вывод о том, что о школьный музей как общественный институт, может быть эффективно использован в учреждении образования в качестве универсального средства обучения и воспитания учащихся и приобщения их к общественно полезной деятельности по изучению родного края, выявлению, собиранию, охране и использованию краеведческих объектов как составной части историко-культурного наследия  нашей страны.

    Важно отметить, что в системе работы школьных музеев сегодня на новый уровень выходит включение учащихся в музейное пространство через применение информационных технологий, проектной и исследовательской деятельности, вовлечение учащихся в поисковую, игровую и фондовую работу. Фактически можно сделать вывод, что использование как проектно-исследовательской деятельности, так и информационных ресурсов в системе работы школьного музея позволяет раскрыть творческое начало в ребенке, предоставляя широкие возможности для развития познавательных способностей и социализации учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль школьного музея в развитии интереса школьников к изучению творческого наследия»

Информация о значении и направлениях деятельности школьного художественного музея по развитию интереса школьников к изучении творческого наследия....

Статья "Формирование толерантности в работе школьного этнографического музея как необходимое условие развития инклюзивного образования".

Об инклюзивном образовании говорят все чаще и чаще. и это правильно. Мы растим толерантную личность, и инклюзивное образование напрямую связано с этим. В статье предложен один из вариантов решения дан...

Опыт создания здоровьесберегающей среды школы в Выборгском районе (в рамках стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»)

В статье представлен опыт работы ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга по формированию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях район...

Роль педагога в построении здоровьесозидающей среды в школе в контексте стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская Школа 2020»

Статья содержит текст выступления на VII городской конференции "Роль педагога в построении здоровьесозидающей среды образовательной организации" в Санкт-Петербурге 03.04.2019г. Содержит опис...