«Роль школьного музея в развитии интереса школьников к изучению творческого наследия»
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Шведова Галина Михайловна

Информация о значении и направлениях деятельности школьного художественного музея по развитию интереса школьников к изучении творческого наследия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль школьного музея в развитии интереса школьников к изучению творческого наследия»

                               Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим,

                               его необходимо воспитать, прежде всего эстетически.

                                                                                                              Ф. Шиллер

Говоря об эстетическом воспитании в наши дни, нельзя не вспомнить мыслителей, которые еще в далеком прошлом впервые стали уделять ему внимание, - Платона, английских просветителей, Шиллера. Мы не можем с такой же уверенностью, как древние греки, утверждать, что видя красивые формы, слыша прекрасные звуки, дети станут сами подобны им, здоровыми и прекрасными. Можно только позавидовать тому, как ощущали древние греки благотворное воспитательное воздействие искусства. «Как дуновение цветка из целительной местности», - говорил Платон. Нам представляется проявлением прекрасной души Шиллера его уверенность, что одно созерцание «истинных художественных произведений» способно породить «высокое душевное равновесие, свободу духа, соединенную с силой и бодростью», и что эстетическое воспитание способно разрешить все социальные противоречия человечества.

       Эстетическое воспитание в наши дни понимается, прежде всего, как оснащение человека лучшими достижениями мирового искусства всех народов и всех столетий.

Как писал Платон, у человека есть врожденное чувство красоты, чувство Прекрасного, но мы должны понимать, что эстетическое чувство должно быть развиваемо.

               Знакомство с историей искусств - это основа основ эстетического воспитания. Оно расширяет кругозор, внушает уважение к творчеству предков и народов мира, пробуждает симпатию к художественному творчеству.

При просмотре работ разных авторов дети отмечают для себя те или иные качества художника, стараются подрожать ему, этим самым они находят для себя то главное, к чему они стремятся в своем творчестве.

            «Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства, они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами. Никакие революции, никакие захватнические войны не могли бы найти отклик в утонченном сознании» - так говорила Е. И. Рерих.

«Школе надо отвести особое место воспитанию через искусство и Прекрасное, понимая красоту в самом всеобъемлющем смысле этого слова, – говорится в книге Р.Рудзитиса «Сознание Красоты спасет» (великий деятель латвийской культуры - глава довоенного Общества Рериха Латвии -  Рихард Яковлевич Рудзитис). – Наше школьное воспитание обращает слишком большое внимание на развитие интеллекта и отвлеченного мышления, но слишком мало развивает духовные функции: возвышенность и светородность мысли, воображение, наблюдательность, чувство соизмеримости, чуткость и находчивость, наконец, – духопонимание, человеколюбие и т.п., все то, что в богатой мере дается и искусством и красотой»                

И  в наши дни особую значимость имеют вопросы художественного воспитания детей.

И одной из форм работы по нравственно-эстетическому воспитанию обучающихся являются школьные художественные музеи.

Целью работы школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним  из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов.

     Но с    самым    большим   убеждением   и   энтузиазмом   великую объединительную миссию красоты  и  искусства  неоднократно  утверждал   Н.К.Рерих:

     "Язык искусства уже много  раз  в  истории  человечества  являлся наиболее убедительным, привлекательным и объединяющим... Сами предметы искусства много раз являлись лучшими посланниками, внося с собою мир и дружелюбие.  Нам  уже приходилось отмечать,  как обмен художественными

ценностями иногда  избавлял  от  недоразумений  и  опережал  словесные договоры.   Если  мир,  по  словам  Платона,  управляется  идеями,  то благородные зерна  искусства  всегда  будут  тем  благостным  посевом, который дает лучшую,  добром поминаемую жатву».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьных музеев в изучении истории родного края

В данном материале дается краткое описание работы школьного музея....

Роль школьных музеев в изучении истории родного края.

В данном материале дается краткое описание направлений рабыты школьного музея....

Роль школьного музея в системе патриотического воспитания школьников.

Главное, ради чего создаётся школьный музей – дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация....

Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников на уроках литературы

Выступление на международной научно-практической конференции "III Молинские чтения", посвященной 150-летию со дня рождения М.Е.Евсевьева....

Роль школьного музея в изучении малой родины

Музей сегодня крайне необходим как средство облегчающее процесс познания, развивающее и духовно обогащающее.Ведь музейный предмет как немое свидетельство прошлого, объясняет многие явления, в том числ...

Краеведческая направленность работы музея как средство развития интереса учащихся к изучению истории своей Родины.

В современном образовании отводится огромное место приобщению детей к культурным ценностям своей страны, к изучению народных традиций и историческим корням Родины.Большую роль в этой работе играет дея...