Классный час " Молчаливые свидетели истории моего села"
классный час

Богомолова Елена Евгеньевна

 Классный час о истории родного села. Хпрактеристика памятных мест. Составление путеводителя по достопримечательностям села.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

 Классный час «Молчаливые свидетели истории моего села»

Эпиграф (записан на доске)

«Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней тянуться, 
Не перервать связующую нить, 
И нам порой так нужно оглянуться». 

Классный руководитель: Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной? (страну, в которой он живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место).

Классный руководитель:
Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь, что она не проживет без тебя, а ты не проживешь без нее. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна ее не заменит, потому что она тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят. Родина – это земля, государство, где человек рождается.

А сейчас посмотрите на карту, (слайд 2) сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь?
В какой стране мы с вами живем?
Гражданином какой страны вы являетесь?
Как называется столица нашей Родины?
Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.
Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, глубокие озера, густые леса. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, болота, поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

(Игра составь пословицу)
Родина – мать,                         Родине служить.
Жить - ,                                     умей за неё постоять.
Человек без Родины,               там и пригодится.
Где кто родится,                       что соловей без песни.

«Наша малая Родина»

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она!

На свете много разных стран,

Но есть одна страна –

Её мы родиной зовем

А родина – одна

Родина для всех одна,

Но поспрашивай в народе,

И откроется она

Сразу тысячами родин.

Тех, что с буквы прописной

Высоко не величаем,

А сторонкою родной,

отчим краем называем.

Классный руководитель:

Объясните, пожалуйста, словосочетания: Моя малая родина. Что значит «моя»? Что значит «малая»? Что значит «родина»?

Ответы учащихся:
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

Именно о такой  родине я предлагаю вам поговорить сегодня. Что такое «малая Родина?»

 ( ответы детей)

Мы очень любим свое село с его размеренным, неторопливым темпом жизни, с его тихими, зелеными улочками. Все нам близко, знакомо, все такое родное.  Но хорошо ли мы знаем свое село?  Его историю? Знаем ли мы, например, какие объекты на территории нашего села можно назвать историческими?

 ( ответы детей)

Предлагаю  вам  принять участие   в выездном классном часе  «Молчаливые свидетели истории моего села»

 Я предлагаю в ходе нашего путешествия  не только познакомиться с достопримечательностями, но и нанести на карту нашего села эти объекты, создав «Путеводитель по достопримечательностям села Пушкино»

 А в завершении нас ждет викторина и обед на природе.

 

 Наше село свое название получило от имени владельца Ф.Ф.Пушкина. Местные земельные угодья ему были пожалованы царем Михаилом Федоровичем за службу в соединенном ополчении Минина и князя Пожарского в годы польско- шведской интервенции в 17 веке. Постройки были в основном деревянные и  конечно, до 21 века ничего не сохранилось.

 Сегодня мы будем говорить о сооружениях начала 20 века.

 

1Одной из главных достопримечательностей нашего села является церковь. В книге «Причты и приходы пензенской епархии» от 1896г написано: «Храм в память Воскресенья Христова с приделом во имя князя Александра Невского каменный, холодный, построен в 1812году. От города Пензы 150 верст. Причта положено: священник, дьякон и псаломщик. Прихожан мужского пола 1036, женского пола 1144. Приход состоит из села Пушкино и деревни Ефимовка.»

 Старожилы, вспоминая рассказы своих бабушек, утверждали, что изначально церковь была деревянной.  К концу XIX века был построен каменный храм из красного кирпича.

.А в начале XX века была проведена реконструкция старого здания, и  был сооружен большой пристрой, так, что церковь получила форму «корабля». Строительство закончили к 1935 году ( возможно,  1938 год) Почти перед войной. Жители очень радовались.

С началом  Великой Отечественной войны   у людей появились другие заботы и проблемы. Церковь  простояла всю войну закрытой.

А после войны продолжились гонения на верующих, и решено было церковь снести. Среди односельчан охотнтков не нашлось, поэтому были приглашены две бригады из татарского села.    Тракторами стащили колокола, разорили внутреннюю кладку, окна, двери. Но стены не поддались ни тракторам, ни людям..

  Разрушить церковь так и не удалось. Прапрадеды строили на совесть. Кладка оказалась очень прочной, не даром говорят, что раствор готовился по особому рецепту с добавлением яичных желтков.

Местные власти не растерялись. Стали использовать помещение церкви в своих целях: В одной половине, где был алтарь, в 1956г установили мини электростанцию, или ,как говорят местные жители –«движок ». Во второй половине организовали место досуга молодежи – сельский клуб. Там, где раньше лились слезы раскаянья, где все дышало святостью и благочестием, теперь играла гармошка, летели ядреные шуточки, стоял густой пронизывающий дым от махорки.

Разрушенная церковь стояла почти 70 лет. Медленно и упорно дождь, снег, ветер завершали работу, начатую людьми.

Но даже тогда, зайдя в церковь, чувствовалась удивительная благодать и как 70 лет назад можно было увидеть изображение Иисуса  Спасителя, сохранившееся на своде храма.  В 21 веке односельчане решили храм восстановиь

29 сентября 2011 года под сводами храм был совершён первый молебен с призыванием Божьего благословения на начало доброго дела. Мир не без добрых людей (имена их знает Господь), с их помощью началось восстановление поруганной святыни: приобрели окна, сколотили временную дверь, где-то нашли печку буржуйку, дрова и уже с декабря стали регулярно совершаться панихиды, молебены, литургии. Условия были спартанские, но казалось, этого никто не замечал.

Первым настоятелем храма стал священник иерей Николай Бябин.

Строительные работы возобновлялись в 2017-2018 годах на колокольне. Удалось поднять кирпичную кладку на 5 метров. С 1 июля 2020 года строительные работы возобновились. Святитель Николай Чудотворец помогает своему храму и приводит благодетелей, благодаря которым работа продолжается по сей день.  А в 2021 году подняли купол и колокола.

 2. Еще один «молчаливый свидетель»  находится совсем недалеко-   дом Капаевых. Это  теперь «осовремененное» здание имеет трагическую историю. События происходили в 20-е годы 20 века. Примерно 100 лет назад

Пушкино в ту пору было селом многолюдным. По результатам переписи населения, проведенной в 1920 году учительством, в Пушкинском обществе проживало 829 человек, в Жуковском – 899 человек. Всего 1728 человек.

Люди жили, работали, растили детей, думали о будущем, стремились улучшить свое материальное положение.

         На селе до сих пор помнят семьи в хозяйствах, которых имелись мелкотоварные предприятия. Так семья Марочкиных совместно с Трусовыми имели ветряную мельницу, Кондрашин Афанасий имел ветряную мельницу и дранку.[1] Семья Морозовых имела маслобойню[2]. Фадеевы владели ческой[3] и сушилкой.

На селе были и другие семьи с крепкими по тем меркам хозяйствами: Бахаревы, Филатовы, Рогановы, Капаевы, Гусаровы, Лямины и другие. Все они в той или иной степени пострадали в период коллективизации.  Когда Правительство решило создавать коллективные хозяйства, где скот, земля, техника должны быть общими.

Были люди, которые упорно не хотели идти в колхоз. Им выделялась земля за пределами села (на горе возле первого пруда). Их называли единоличниками: Митюшины, Капаева И., Колядовы, Панфилов А. А., Шилакины, Аникин П. П. Землю им дали, но обложили огромными налогами. Хозяйства  их вскоре пришли в упадок и они тоже вступили в колхоз. Но Капаев Иван поплатился за свою неуступчивость .Его дом был передан колхозу. Сначала здесь было правление колхоза, а за тем сельский совет. Позже колхоз продал здание семье Митюшиных.

3 А семьи, которые не хотели входить в колхозы объявляли кулаками Кулацкими считались те хозяйства, которые попадали хотя бы под один из следующих показателей:

- если хозяйство систематически применяет наемный труд;

- если в хозяйстве имеется мельница, маслобойня, сушилка и другие промышленные предприятия при условии применения в них механического двигателя;

- если хозяйство систематически сдает в наем сложные сельскохозяйственные машины с механическими двигателями;

- если хозяйство сдает в наем отдельно оборудованные помещения под жилье или предприятие;

- если члены хозяйства занимаются торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством или имеют другие нетрудовые доходы (в том числе служители культа).

     Кулацкие хозяйства делились на три категории:

«1) контрреволюционный актив - подвергались аресту и передавались суду; 2) крупные кулаки, выступавшие против коллективизации – подлежали выселению в северные и отдаленные районы страны; 3) остальная, самая многочисленная группа кулаков- расселялась в пределах района на новых,  специально отведенных для них.»[4]     

     

Семья Филатовых тоже успела построить новый кирпичный дом в 20- ые годы прошлого века.  Они узнали, что их собираются раскулачивать, а семье грозит выселение на север.  По словам  односельчан, семья Филатовых ночью решила бежать из села. Бросили все: дом, подворье, скот. О судьбе этой семьи ничего не известно.

4 Семья Куличковых имела водяную мельницу, которая стояла на реке Инсар и маслобойню. Кроме этого был крепкий дом и большое подворье: лошади, коровы, гуси, куры, держали  свиней.   И даже занимались коммерцией -гоняли лошадей на продажу в саму Москву . Куличков И.И вспоминал: «Когда объявили о выселении нашей семьи, дед был готов отдать все и идти в колхоз, но его не слушали. Мне тогда 10 лет было, сестренке 8, а остальные постарше. Посадили в телеги и повезли на станцию «Красный узел». Нас не должны были забрать, у нас дядя служил в Красной Армии, а забрали… Погрузили в вагоны, несколько суток добирались до г. Караганды. Там привезли в степь, заставили рыть землянки – жилье себе. До зимы построили саманный поселок ( из саманного кирпича). Потом пришло постановление, что несовершеннолетних высылать нельзя и нас с сестрой вернули. В поселке №13 остались навсегда дед, брат деда и мой брат Степан, обморозился и умер….»

  Имущество Куличковых перешло колхозу «3- го Съезда Советов». [5]В их доме долгое время находилась начальная школа, за тем медпункт, а сейчас  дом отдан под жилье.

5. Памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны на территории села Пушкино построен в 1965 году. К 20-летию Победы.             К 65-ой годовщине  Великой Победы на нем поместили списки погибших односельчан.   И вот уже несколько десятилетий  это- место притяжения для всех односельчан.

 Постигая малое, мы глубже понимаем великое.  Вклад каждого отдельного человека: солдата, командира, труженика тыла - привели нашу Родину к Великой Победе над фашистской Германией. А задача молодого  поколения - сохранить, не растерять память о наших дедах и прадедах.

  Наше путешествие подошло к концу. Ответственные нанесли на карту изученные нами объекты?

 Подведем итог. Викторина.

 Викторина:

О каких достопримечательностях нашего села вы узнали?

1.Когда появилась церковь на территории нашего села? ( в начале 19 века)

2. Как называется наша церковь ( Никольская)

3. Когда храм подвергся разрушению?  (после войны)

4 Когда появился памятник  Погибшим героям? (1965 году)

5 Почему его построили?

6 Сколько домов от семей раскулаченных осталось в селе  (3)

7 запомнили ли вы их фамилии? ( Куличков, Капаев, Филатов)

Подведение итогов.

“Для России деревня – частица,

А для нас – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем”.

- Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.


[1] Механическое приспособление для очистки семян проса

[2]  Помещение, где сбивают масло.

[3] Механическое приспособление для чески овечьей шерсти

[4] Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы.Т.2.-М.2000.С126

[5] ЦГА.РМ.Ф.Р. 238.-Оп.-3.-Д.16.-Л.4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Афганская война в истории моего села

Обоснование проблемы:отсутствие у молодежи знаний об истории советско-афганской войны, организация встречи с участником афганской войны.Задачи урока:Общеучебная задача: познакомить школьников с послед...

Афганская война в истории моего села

Обоснование проблемы:отсутствие у молодежи знаний об истории советско-афганской войны, организация встречи с участником афганской войны.Задачи урока:Общеучебная задача: познакомить школьников с послед...

Учебно-исследовательская работа "История моего села"

Работа выполнена к юбилею края для школьной НПК...

Исследовательская работа "История моего села"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Буниной Веры о с.Великополье Оршанского района...

Информационно-методический бюллетень : Исследовательская работа «История моего села»

Тема исследовательской работы «История моего села».  Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человек...

исследовательская работа "История моего села"

Работа посвящена истории села Астрахановка, которое было оснвано молоканами в конце 19 века., пришедшими из Северного Причерноморья.Частично описывается образ жизни  жителей, иследуются особеннос...

Публикация в СМИ "Молчаливые свидетели истории оживут благодаря Вам..."

участие в программе "Деревья-памятники природы"...