ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
методическая разработка

Гребенюк Валентин Николаевич

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 6Б классе

Классный руководитель: Гребенюк В.Н

Тема: «Духовно-нравственное воспитание в семье и школе»

Цель: выявление особенностей духовно-нравственного воспитания в семье и в школе

Задачи:

 1. Показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое     мастерство     родителей     являются необходимыми   условиями    формирования    нравственных убеждений ребёнка;

 2. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.

  3. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье и в школе.

Эпиграф: «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке»

                                                                                                                 (В.А.Сухомлинский).

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент
  1. Приветственное слово

Выступление классного руководителя по теме «Духовно-нравственное воспитание в семье и в школе»

  Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья.  Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок - общество.  Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети…  Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания.  То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни   один   из   институтов воспитания не  может  сравниться  с  семьёй.  В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в  школу  он  уже  более  чем  наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве   как   положительного, так   и отрицательного фактора воспитания.  Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых  близких   для  него  в  семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не  относятся  к  ребёнку  лучше,  не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с  тем  никакой  другой социальный  институт  не  может  потенциально  нанести   столько   вреда   в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и,  наоборот, крик,   грубые   интонации   –   такая   семейная   атмосфера   приведет   к противоположным результатам. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Одно из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. «Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок.  Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.

Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.

Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях  глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно  стало  чувством,  частицей  духовного мира.

Нравственные потребности человека теснейшим   образом   связаны   с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу объективных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не только старшего школьного возраста, но и младших подростков. Сегодня многие учителя говорят о том, что трудно работать не в 10—11 классах, а в 5—6 классах, так именно переход во взрослость зачастую сопровождается изменением в глазах ребенка ценности собственной семьи. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребёнка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.

Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как они могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для  родителей?

В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка  ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители.

Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют своего ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому», — говорят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к краху детско-родительских отношений.

Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в него и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.

Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родители, забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток — слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов, слишком трудно противопоставить себя своим сверстникам. Общая цель семьи и школы — воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам. В связи с этим одной из стратегических линий развития и успешного функционирования школы является серьезное и целенаправленное просвещение семьи по вопросам взросления ребёнка. Задача школы — сделать семью помощником и другом,  как для самого ребенка, так и для школы.

Проблема целенаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед родителями учеников. Однако пути решения этой проблемы в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Задача школы — заложить в ребенке понимание того, что школа — это определенная социальная ступень, которую совершенно не нужно отождествлять с отчим домом. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка.

Одна из важнейших особенностей школьного возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми ребенок в школе начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.

В подростковом возрасте родители приходят в школу к учителям и говорят о том, что ребенок, с которым еще совсем недавно были теплые и откровенные отношения, совершенно изменил свое отношение к семье.

 Не забываем, что школа прежде всего образовательное учреждение, а потом уже несёт воспитательную функцию.

В первую очередь родители обвиняют самого ребенка, не понимая того, что он «сменил очки»: то, что раньше ему казалось смешным, понятным, повернулось совершенно иной стороной. Родительская любовь становится незначимой, «незаметной», повседневной, из общения между членами семьи исчезают доверие и искренность. Данная сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что не подозревая того сами, отец и мать «проглядели» душевное становление своего ребенка. Поэтому, чтобы этого не произошло,  никогда нельзя терять из поля зрения психическое  состояние своего дитя. Почувствовали какие-либо «нелады» у ребенка – вмешайтесь, т. к. без помощи взрослых ребенку, не имеющему жизненного опыта, очень трудно найти ответы на вопросы «отчего?» и «почему?». Вмешательство взрослых как со стороны семьи, так и со стороны школы, не должно быть вероломным, оно должно быть осторожным, чтобы не навредить. Не навредить – один из главных принципов в формировании и воспитании личности ребенка.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной.

Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл.  Современный мир ознаменован  экологическими  катастрофами,  влекущими  за  собой нарушение экологического равновесия в  физическом  и  нравственном  здоровье людей.  Ужасными проявлениями социальных   и   экономических   катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая  пышным  цветом  и,  как амброзия, трудноискоренимая наркомания. Следствием (или причиной?)  этого выступают   бездуховность, переоценка   ценностей, потеря   нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

Следует отметить следующие методы и условия нравственного  воспитания ребёнка в семье:

1) Атмосфера любви.  Лишённый этого чувства  человек  не  способен уважать своих близких,  сограждан,  Родину,  делать  людям  добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости,  заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на  детскую психику, даёт  широкий  простор  для  проявления  чувств  ребёнка, формирования   и   реализации   его   нравственных   потребностей.

Американский психолог  Джеймс  Добсон  отмечает:  «Все  мы  очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к  отдельной  группе людей, занятых своими делами и проживающими в  одном  доме,  но  и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой  семьи, которая осознаёт  свою  индивидуальность  и  неповторимость,  свой особый характер, свои традиции».

При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая  неразумная  материнская любовь  «забивая  ребёнка  хуже,  чем  розги»,   делает   человека безнравственным потребителем.

2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни.  Всякую  ложь,  всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и  быстротой;  и,  подметив,  впадает  в   смущение,   соблазн   и подозрительность. Если ребёнку нельзя  сообщить  чего-нибудь,  то всегда лучше  честно  и  прямо  отказать  в  ответе  или  провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и  потом запутываться в нём  или  чем  лгать  и  обманывать  и  потом  быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не  поймёшь»;  такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство  и  самолюбие.

Лучше отвечать так: «Я не имею  право  сказать  тебе  это;  каждый человек обязан  хранить известные секреты, а допытываться о  чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не  нарушается  прямота  и искренность,  и  даётся  конкретный  урок  долга,   дисциплины   и деликатности…»

3) Разъяснение. Воздействие словом.

Слово должно применяться  именно  к  конкретному  человеку,  слово  должно  быть  содержательным,  иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы  слово  воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие.  Подростки любят рассуждать, но родители часто  пресекают  эти  рассуждения,  подчёркивая   их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы,  а  потому  им  рано высказывать  свои  мнения.  Но именно в ходе этих   рассуждений подростки постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том,  что  необходимо знать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он  очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой  нашего  разговора, чтобы избежать «отчитываний» и  «скучных  проповедей».  Ни  то,  ни другое не западает в душу ребёнка.

В-третьих, надо продумывать, как  связать  нашу  беседу  с  жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.

И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В  том  и  заключается  мастерство  воспитателя  (родителя),  чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных  мыслей,

переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в  слово  взрослых.  С  ребятами  старшего  школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух,  делиться  с ними сомнениями,  обращаться  за  советом.  Такая  непринуждённость утверждает   доверие,   чистосердечность,   искренность,   сближает  взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

4) Большой  ошибкой  в  семейном  воспитании  являются  упреки.  Одни  упрекают ребенка в том, что  он  уже  большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители. Которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха, В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

5) Крайней мерой воздействия В. А.  Сухомлинский  считал  наказание.

Наказание имеет воспитательную силу  в  том  случае,  когда  оно убеждает, заставляет задуматься над  собственным  поведением,  над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять  достоинство человека, выражать неверие в него.

6) Порицание. Воспитательная  сила  порицания  зависит  от  моральных качеств,  тактичности  воспитателя.  Надо  суметь,  не   оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку  его действиям.  Искусство  порицания  состоит   в   мудром   сочетании

строгости и  доброты.  Очень  важно,  чтобы  ребёнок  в  порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

7) Очень важным методом в воспитании В.  А.  Сухомлинский  считает

запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к  своим  желаниям.  Желаний у детей и подростков очень  много,  но  их  все  невозможно  и   не   нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает  капризное  существо,  раб  прихотей  и   тиран ближних.  Воспитание желаний  –  тончайшая    работа учителя,  мудрого и   решительного,   чуткого   и безжалостного». С детства надо  учить  человека управлять  своими желаниями, правильно относиться к понятиям  можно, надо,   нельзя.

Таким образом потворство родителей действует очень вредно.  «…искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».

8) Необходимо воспитывать чувства.  Это значит и словом  и  делом вызывать  переживания,  пробуждать  чувства,  умышленно   создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи  с  каким-либо  событием,  поступком  человек  ощущает тончайшие  переживания  другого   и   отвечает   на   них   своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.

9) Регулярный труд  в  присутствии  ребёнка.  Постоянно  наблюдая  за работой взрослых, ребёнок начинает,  имитировать  это  в  игре,  а затем и сам включается в процесс труда как помощник,  и,  наконец, как самостоятельный исполнитель.

10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми.  Важнейшим  методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является  имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка  пытаться  воспроизвести  все действия и поступки  окружающих его людей.  Воспроизвёл  –  значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает  свои  собственные

нравственные основания и  может  оценивать  поведение  и  поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы  не послужить ему примером безнравственного поведения.

12) Родителям необходимо  обращать  внимание  на  целомудрие  семейных отношений и в связи этим:

а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к  ребёнку, которого  они  то  и  дело  волнуют   всевозможными   неумеренными физическими ласками;

б) контролировать проявление взаимной любви в  присутствии  детей. «Супружеское  ложе  родителей  должно  быть  прикрыто  для   детей целомудренной тайной, хранимой  естественно  и  неподчеркнуто»,  - писал И. А. Ильин.

Было проведено анкетирование среди обучающихся 6 Б и 7 Б классов.

 Дети ответили на несколько вопросов:

   1.Интересуются ли родители твоими школьными делами?

   2.Помогают ли родители в учёбе?

  3.Проводите ли вы выходные вместе?

  4.Принимают ли родители участие в делах школы и класса?

  5.Как ты считаешь, сможет ли твоя семья поддержать тебя в трудную минуту?

Результаты вы видите на слайде – что дети видят в семье опору и поддержку.

Поэтому в семье именно тот стержень, который помогает ребёнку не сломаться в различных жизненных ситуациях.

III. Работа в группах

- Прошу вас порассуждать над вопросами

1 группа работает над вопросом

Какие семейные ценности вашего воспитания вы хотели бы перенести на своих детей?

2 группа работает над вопросом

- Все мы стремимся наделить детей нравственными качествами? Что, по-вашему, нам мешает и как семья может это преодолеть?

3 группа работает над вопросом

- Какова роль семьи в формировании безопасной среды ребёнка?  

  1. Решение ситуаций

- Уважаемые родители, прошу вас поделиться личным опытом в воспитании детей и решить ситуации

СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт

СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

Нашу встречу хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:

  1. Итог собрания

Выводы:

Семья – это первая инстанция, а школа – вторая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные   и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».

Родители составляют первую общественную среду ребёнка.   Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно.  Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная  людям,  а  значит  нравственно  богатая,  жизнь  этого ребёнка.  На  созидание  такой  жизни  и  должно  быть  направлено  семейное воспитание.

Только  при  уверенности  ребёнка  в   родительской   любви   возможно правильное формирование  психического  мира  человека,  возможно  воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка – это необходимое  условие  его  принципиальных позиций, последовательности его поведения,  уважения  достоинства  личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется  путём  формирования  у ребёнка  нравственных  потребностей  и  убеждений,  нравственных  чувств   и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что  их  педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания  разобраться  в сложном и трудном процессе становления и развития личности ребёнка;  найти пути  и условия формирования нравственности ребёнка.

Бесспорно,  работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.

  1. Притча

- Нашу встречу хочется закончить притчей.

Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.

А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.

Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!»

Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».

Свет в окне дома... Какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»: раздражение — ну, что им надо, чего им не спится: боязнь — как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?

Уходя с собрания, очень хочется, чтобы вы задумались, а какие чувства свет в вашем окне вызывает у ваших детей, которые сами через очень небольшой промежуток времени станут папами и мамами, и сами будут зажигать свет в своих окнах.



Предварительный просмотр:

ЗАПОВЕДИ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА

(памятка ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

Чтобы познать человека,

нужно его полюбить.

Л.Фейербах

  • Любите вашего ребёнка
  • Уважайте его личное достоинство
  • Признавайте свои ошибки перед детьми
  • Воспринимайте ребёнка как равноправного члена семьи
  • Практикуйте демократический стиль воспитания, – это поможет установлению контактов
  • Ведущим принципом в общении с ребёнком является сотрудничество
  • Незаметно изучайте своего ребенка
  • Верьте в него
  • Старайтесь понять своего ребёнка, умейте слушать и слышать его
  • Попытайтесь видеть себя глазами ребёнка
  • Станьте другом
  • Будьте чутки к духовному миру
  • Наберитесь терпения к поступкам своего ребенка
  • Оценивайте поступок, а не личность
  • Чаще прибегайте к похвале, закрепляя положительные успехи
  • Будьте строгими и добрыми
  • Поддерживайте ребёнка в трудную минуту

В Смоленске проходит операция "Семья"

«ДА»

«НЕТ»

  • Стремитесь к оптимальному общению с ребёнком 
  • Учитесь овладевать определенными коммуникативными умениями и навыками
  • Старайтесь вырабатывать в себе бодрость духа, оптимизм, расположенность к общению с ребёнком 
  • Стремитесь вызвать в себе эмоциональный настрой на общение с ребёнком в конкретной ситуации 
  • Вырабатывайте в себе способность увлечь подростка интересным для него делом 
  • Одобряйте хорошие проявления в характере
  • Старайтесь вырабатывать в ребёнке бодрость духа, положительный эмоциональный настрой
  • Помните, главный метод воспитания - пример взрослого. Совершенствуйтесь как личность, являя собой высокий нравственный образец для ребёнка 
  • Вырабатывайте в себе умение владеть собой, преодолевать раздражение, вспыльчивость, нетерпеливость и т.д. 
  • Не унижайте достоинства подростка
  • Не угрожайте ему 
  • Не требуйте того, что не соответствует его возрасту 
  • Не допускайте непоследовательности в требованиях 
  • Не требуйте от подростка немедленного повиновения 
  • Не морализуйте, не допускайте назойливых назиданий 
  • Не потакайте подростку 
  • Не опекайте его излишне 
  • Не вымогайте у него обещаний 
  • Не лишайте его права оставаться подростком



Предварительный просмотр:

Составитель: Гребенюк В.Н Учитель истории МБОУ « СШ № 25»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Мы хотели бы предложить вам воспитательно-образовательный процесс ваших детей с введением элементов по духовно-нравственному направлению.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- Нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);  

-Нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

  То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Выбор программы зависит от вашего согласия и сопричастия к этой деятельности.  В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

 Школьный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

 Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.

 Задачи, которые мы ставим перед собой: 

  • Формировать навык общения с высокими образцами православной культуры. *  Учить оценивать нравственную и художественную стороны явления.
  • Воспитывать любовь и интерес к культуре своего народа.
  • Формировать нравственные качества личности дошкольников, такие, как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим.

 Дорогие родители, хотели бы вы, чтобы ваш ребенок приобщался к православной культуре? Ответьте пожалуйста на вопросы нашей анкеты  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для родителей.

 1.С какого возраста, по вашему мнению, должно начинаться духовно-нравственное воспитание?

 2.Хотели бы Вы, чтобы в нашей школе была организована работа по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях?

3.Какую информацию о работе данного профиля Вы хотели бы получить?

4.Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских праздников: Рождество, Пасха и др.?  

    а) да, это традиция нашей семьи

    б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это становится традицией нашей семьи

     в) мы не празднуем эти праздников

     г) другое___________.

 5.Согласны ли Вы с утверждением   относительно   необходимости формирования духовных качеств ребенка именно в дошкольном и школьном возрасте?

   а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей  

   б) мы все больше в этом убеждаемся

   в) с этим утверждением мы не согласны

   г) другое_______.

 6.Могут ли образовательное учреждение стать центрами духовного возрождения поколения русского народа

     а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими    принципами    и православными традициями   нашего   народа

     б) да, мы с этим согласны

     в) нет

     г) другое

 7.Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской морали в школе?

    а) это человек, который имеет педагогическое образование и специальные знания по христианской этике

    б) это преподаватели нашей школы

    в) мы справимся без помощи школы

    г) другое________

 8.Ваши пожелания и предложения по организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

 

Спасибо!

Рекомендации родителям

«О воспитании детей».

 1). В своих отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

 2). Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.

 3). Поручайте ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно и ни в коем случае не выполняйте этого за него.

 4). Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

 5). Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы.

6). Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнение правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

7), Вызывающее поведение вашего ребенка – это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам, духовно – нравственным качествам.

8). Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Не позволяйте ему долго сидеть у телевизора или компьютера.

9). Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.

10). Воспитывайте у ребенка интерес к «доброму».

 



Предварительный просмотр:

План работы классного руководителя с родителями 9Г (очно – заочная форма обучения) на 2022-2023 учебный год.

Классный руководитель: Гребенюк В.Н.

Работа с родителями.

Цели:

  • помочь родителям в повышении их педагогической культуры;
  • подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами;
  • развивать коммуникативные способности родителей в классном родительском коллективе;
  • способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях
  • привлечь родителей к активному участию в классной и школьной жизни коллектива.

Задачи:

  • знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать им возможность стать активными участниками классных дел;
  • проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением различных специалистов, возможно, из среды самих же родителей;
  • создавать условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива.

План проведения родительских собраний:

Дата проведения

тема

дата

по плану

фактически

1четверть

Родительское собрание «Жизненные цели подростков. Проблемы ранней преступности».

23.09.2022г

2 четверть

Родительское собрание  «Профессиональное самоопределение  обучающихся»

           23.12.22г.

3 четверть

Родительское собрание «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка»

26.03.23г.

4 четверть

Родительское собрание «Как научить ребенка заботиться о своей безопасности»

21.05.232.

План работы с родительским комитетом:

Мероприятия

Сроки

1

Выборы родительского комитета

сентябрь

2

Распределение обязанностей среди членов родительского комитета

сентябрь

3

Утверждение плана работы родительского комитета.

сентябрь

4

Организация совместных дел детей и родителей

В течении года

5

Создание банка данных родительских ресурсов

Сентябрь-октябрь

6

Оказание помощи классному руководителю при проведении классных и школьных мероприятий

В течении года

7

Организация совместных дел детей и родителей

В течении года по плану классного руководителя

8

Заседания родительского комитета

По мере необходимости

                                               План работы классного руководителя с родителями 9Г класса.

Дата

Мероприятие

Ответственный

Сентябрь.

Анкетирование «Профессиональное самоопределение моего ребенка»

Классный руководитель

Сбор документов и справок для личного дела обучающегося, медицинских справок, справок на питание.

Классный руководитель

Индивидуальные консультации «Итоги первых учебных дней»

(по необходимости ежедневно)

Классный руководитель

Выбор родительского комитета, составление плана работы родительского коллектива

Классный руководитель

Беседа с родителями слабоуспевающих обучающихся.

Классный руководитель

Учителя предметники, соц. педагог

Контроль за внешним видом учащихся

Классный руководитель.

Октябрь

Педагогическая консультация

«Трудности и радости школьной  жизни»

Классный руководитель

Учителя предметники, соц. педагог

Индивидуальные беседы и консультации родителей (по необходимости)

Классный руководитель

Учителя предметники, соц. педагог

Подготовка к Дню Матери. «Конкурс сочинений «Моя мама лучшя»

Учитель русского языка, изо

Классный руководитель

Подвести итоги первой четверти. Рассказать о динамике процесса

Классный руководитель

Ноябрь

Педагогическая консультация

«Трудности в учебе. Консультация по подготовке обучающихся к экзаменам»

Классный руководитель

Учителя предметники, соц. педагог

Индивидуальные беседы и консультации родителей (по необходимости)

Классный руководитель

Учителя предметники, соц. педагог

Создавать условия для сплочения классного коллектива, осознания родителями своей роли в жизни ребенка. Работа родительского комитета.

Классный руководитель, родительский комитет.

Декабрь

Новогодние праздники  с привлечением родителей

Классный руководитель

Беседы с родителями об успеваемости, поведении и посещаемости обучающихся (по необходимости)

Классный руководитель

Учителя предметники, соц. педагог.

Рекомендации для некоторых обучающихся о необходимости дополнительных занятий по некоторым предметам

Классный руководитель

Учителя предметники, соц. педагог.

Доведение до сведения родителей информации итогов тестирования, контрольных обучающихся 9 класса за первое ученое полугодие.

Классный руководитель

Родительское собрание  «Профессиональное самоопределение подростков»

Классный руководитель

Январь

Выявить трудности в обучении с целью корректировки

Классный руководитель

Индивидуальные консультации и беседы с учителями –предметниками, соц. педагогом (по необходимости)

Классный руководитель

Контроль за внешним видом учащихся.

Классный руководитель

Февраль

Клуб выходного дня «Блинная неделя» Праздник вместе с семьей «Масленица»

Классный руководитель, родительский комитет.

Привлечение родителей к проведению классных мероприятий

Классный руководитель

Индивидуальные беседы и консультации родителей (по необходимости)

Классный руководитель Учителя предметники, соц. педагог

Привлечение родителей к проведению праздника «День защитника Отечества».

Классный руководитель

Контроль за успеваемостью и посещаемостью обучающихся. Доведение до сведения родителей итогов успеваемости

Классный руководитель

Педагогические консультации «Подготовка к ОГЭ. Помощь и поддержка родителей»

Классный руководитель

Выявить трудности в обучении у некоторых обучающихся, с целью

корректировки

Классный руководитель

Март

Привлечение родителей к проведению Праздника 8Марта

Классный руководитель, родительский комитет.

Индивидуальные беседы и консультации родителей (по необходимости)

Классный руководитель

Учителя предметники, соц. педагог.

Фотовыставка. Найти в семейном альбоме фотографии по теме «Моя семья и Великая Отечественная Война». Сбор материала для школьной выставки

Классный руководитель, родители

Родительское собрание «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка»

Классный руководитель

Апрель

Индивидуальные беседы и консультации

Классный руководитель

Учителя предметники, соц. педагог

Май

Подведение итогов учебного года

Классный руководитель

Сбор данных о летнем отдыхе обучающихся

Классный руководитель

Провести анкетирование

«Удовлетворенность школьной жизнью ребенка»

Классный руководитель

Провести итоговую рефлексию с родителями по вопросу «Как изменился мой ребенок. Что появилось нового! «+» и «-» обучения.

Классный руководитель

Подготовка к «Празднику весеннего именинника»

Родительское собрание «Как научить ребенка заботиться о своей безопасности»

Классный руководитель



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей по духовно-нравственному воспитанию:

  1. Нравственные качества у детей формируются не от слов «веди себя хорошо, слушайся», а в деятельности вместе с ребенком. Привлекайте ребенка к посильному труду, обсуждайте поведение ребенка после нарушений, показывая, что он огорчает вас непослушанием.
  2. Помогайте освоить такие понятия, как справедливость, честность, скромность, сочувствие и др., обсуждая поступки героев книг, мультфильмов, побуждайте детей к соответствующим поступкам. Оценивайте поступки ребенка, других детей с позиций нравственности, выслушивайте оценку ребенка. Оценка должна регулировать поведение ребенка, помогать не повторять ошибок, а не осуждать людей.
  3. Не нахваливайте за то, что он давно должен делать сам, за одно и тоже. Поощряйте победу над ленью, труд по желанию, доведение дела до конца, отклик на вашу просьбу.
  4. В играх с правилами важен результат: выигрыш или проигрыш. Желание выигрыша побуждает ребенка к стремлению выиграть любой ценой (обманом, сделать исключение из правил, слезами, истерикой). Но вы должны признать, что выигрыш будет нечестным. Борьба между желанием выиграть и честным выигрышем создает ситуацию нравственного выбора. Правила служат препятствием эгоизму.
  5. Будьте добры и внимательны к другим людям, бережно относитесь к природе и окружающему миру, познавайте родные места.
  6. Принимай своего ребёнка каким он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.

Подготовил классный руководитель Гребенюк В.Н.

МБОУ « СШ № 25»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль системного взаимодействия с родителями в организации сопровождения развивающихся способностей учащихся начальной школы."

работа прочитана на педагогических чтениях " Теория и практика деятельностного подхода в образовании"...

Памятка родителям- Основные направления и формы взаимодействия с родителями учащихся

Памятка родителям-  Основные направления  и формы взаимодействия с родителями учащихся...

Рабочая программа повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся «Взаимодействие с родителями»

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития....

«Взаимодействие учителя английского языка с семьями обучающихся» Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения уровня мотивации изучения английского языка.

laquo;Взаимодействие учителя английского языка с семьями обучающихся»Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения уровня мотивации изучения английского языка....

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся....

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и ...