Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (ФГОС ООО)
рабочая программа (9 класс)

Толстых Анна Владимировна

Программа реализуется в работе с обучающимися 9 класса.

Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю.

Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их  самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_rp_vd_fun-g.docx163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Рождественская  средняя общеобразовательная школа имени дважды Героя Советского Союза А.Н. Прохорова"

 

РАССМОТРЕНО
руководитель ШМО

____________ Ефремова Е.В.

Протокол №1

от "30" 08 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР

____________ Топорова Е.С.

Протокол № 110

от "30" 08  2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
директор

____________ Асоскова О.В.

Приказ № ___

от "___" 08 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

курса внеурочной деятельности

на 2022-2023 учебный год

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ:

УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (ФГОС ООО)

Уровень  обучения (класс)   основное общее (9)  

Уровень    базовый

Количество часов по учебному плану:                

9 класс модуль (34ч/год, 1ч/неделю)

Учитель   Толстых Анна Владимировна

Квалификационная категория___IКК____

с. Рождественское 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.

Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов.

Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности.

Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.

Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления.

ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ

ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Программа реализуется в работе с обучающимися 9 класса.

Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю.

Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их  самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности.

Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной  школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу.

ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания.

Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОГРАММЕ

В планировании, организации и проведении занятий принимают участие учителя разных предметов. Это обеспечивает объединение усилий учителей в формировании функциональной грамотности как интегрального результата личностного развития школьников.

Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через вовлечение обучающихся в многообразную деятельность, организованную в разных формах. Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка. Личностных результатов педагоги могут достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия личностно ценностным содержанием.

Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых педагогом форм работы.

Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ВВЕДЕНИЕ. О ШЕСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Читательская грамотность

«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,

расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.

Математическая грамотность

Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.

Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая

деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий.

Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания.

Естественно-научная грамотность

Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании

PISA:

«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.

Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

  •  научно объяснять явления;
  •  демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
  •  интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».

Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.

Финансовая грамотность

Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Основы финансового успеха» (8—9 классы). Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создает условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания.

Глобальные компетенции

Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы естественно-научных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество.

Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального окружения.

Креативное мышление

Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и совершенствования креативного мышления.

Каждый модуль Программы предлагается изучать ежегодно в объеме 5 часов в неделю. Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания, основанные на проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые для функционально грамотного человека умения и способы действия. Последние занятия каждого года обучения используются для подведения итогов, проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ 9 КЛАССА

9 класс

Модуль: Читательская грамотность ≪События и факты с разных точек зрения≫ (5 ч)

1

Смысл жизни (я и моя жизнь)

2

Самоопределение

3

Смыслы, явные и скрытые

Модуль: Естественно-научная грамотность ≪Знания в действии≫ (5 ч)

1

Наука и технологии

2

Вещества, которые нас окружают Земле

3

Наше здоровье

4

Заботимся о Земле

Модуль: Креативное мышление ≪Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни≫ (5 ч)

1

Креативность в учебных ситуациях, ситуациях личностного роста и социального проектирования. Анализ моделей и ситуаций.

Модели заданий:

  • диалоги (ПС),
  • инфографика (ВС),
  • личностные действия и социальное проектирование (СПр),
  • вопросы методологии научного познания (ЕНПр).

2

Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления при решении жизненных проблем.

3

Выдвижение креативных идей и их  доработка. Оригинальность и проработанность. В какой жизненной ситуации мне помогла креативность? Моделируем жизненную ситуацию:

когда может понадобиться креативность

4

От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания.

5

Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы

Модуль: Математическая грамотность ≪Математика в окружающем мире≫ (4 ч)

1

В общественной жизни: социальные опросы

2

На отдыхе: измерения на местности

3

 В общественной жизни: интернет

4

В домашних делах: коммунальные платежи

Модуль: Финансовая грамотность ≪Основы финансового успеха≫(4 ч)

1

Мое образование — мое будущее

2

Человек и работа: что учитываем, когда делаем выбор

3

Налоги и выплаты: что отдаем и как получаем

4

Самое главное о профессиональном выборе: образование, работа и финансовая стабильность

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч)

1

«Труд, зарплата и налог — важный опыт и урок»

Модуль: Глобальные компетенции ≪Роскошь общения. Ты, я, мы

отвечаем за планету. Мы будем жить и работать в изменяющемся

цифровом мире≫ (5 ч)

1

Какое общение называют эффективным. Расшифруем «4к»

2-3

Общаемся в сетевых сообществах, сталкиваемся со стереотипами, действуем сообща

4-5

Почему и для чего в современном мире нужно быть глобально компетентным?

Действуем для будущего: учитываем цели устойчивого развития

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, мета-предметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.

Личностные результаты

  • осознание российской  гражданской  идентичности  (осознание себя, своих задач и своего места в мире);
  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
  • готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
  • осознание ценности самостоятельности и инициативы;
  • наличие мотивации к целенаправленной  социально  значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
  • проявление интереса к способам познания;
  • стремление к самоизменению;
  • сформированность внутренней позиции личности как  особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
  • установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
  • осознанный выбор и построение  индивидуальной  траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
  • активное участие в жизни семьи;
  • приобретение опыта успешного межличностного общения;
  • готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
  • проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
  • Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
  • освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
  • готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
  • осознание необходимости в формировании новых знаний,  в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
  • Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
  • умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
  • умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  • активное неприятие действий, приносящих  вред  окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  • готовность к участию в практической деятельности экологи- ческой направленности.
  • Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты во  ФГОС  сгруппированы  по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями;
  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
  • овладение  универсальными  регулятивными  действиями.
  • Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных мо- дулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
  • способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
  • готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с  педагогическими  работниками  и  сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
  • способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
  • способность к совместной деятельности;
  • овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
  1. базовые логические действия:
  • владеть  базовыми  логическими  операциями:
  • сопоставления и сравнения,
  • группировки, систематизации и классификации,
  • анализа, синтеза, обобщения,
  • выделения главного;
  • владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакоимволических средств;
  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
  • устанавливать существенный признак классификации, основания

 для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • выявлять  дефициты  информации,   данных,   необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2)базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,  аргументировать  свою  позицию,  мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
  1. работа с информацией:
  • 6 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
  • 6  учебной задачи и заданных критериев;
  • 6 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму  представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или  сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение  системой   универсальных   учебных   познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
  1. общение:
  • воспринимать и  формулировать  суждения,  выражать  эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями  других  участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом за- дач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
  1. совместная деятельность:
  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
  • Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
  1. самоорганизация:
  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм  решения  задачи  (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с  учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
  • делать выбор и брать ответственность за решение;
  1. самоконтроль:
  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения  (недостижения)  результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям;
  1. эмоциональный интеллект:
  • различать, называть  и  управлять  собственными  эмоциями и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
  • регулировать способ выражения эмоций;
  1. принятие себя и других:
  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
  • принимать себя и других, не осуждая;
  • открытость себе и другим;
  • осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчиво- го поведения).

Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.

Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература».

По учебному предмету «Русский язык»:

  • понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
  • овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
  • представление содержания прослушанного  или  прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
  • извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
  • анализ и оценивание  собственных  и  чужих  письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
  • определение лексического значения слова разными способа- ми (установление значения слова по контексту).

По учебному предмету «Литература»:

  • овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
  • умение анализировать произведение в единстве формы и со- держания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
  • овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).

Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Математика»:

Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки:

  • сравнивать и  упорядочивать  натуральные  числа,  целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия  с  рациональны- ми числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;
  • решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области   управления   личными   и   семейными   финансами), решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через  другие;  интерпретировать  результаты  решения  задач с учетом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов;
  • извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора;
  • оценивать вероятности реальных событий и явлений, пони- мать роль практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
  • пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; при- менять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;
  • находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;
  • использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;
  • переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с кон- текстом задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач;
  • решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей.

Занятия по естественно-научной грамотности в рамках вне- урочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»:

  • умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико-ориентированного характера;
  • умение проводить учебное исследование, в том числе пони- мать задачи исследования,  применять  методы  исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;
  • умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;
  • умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от  их  состава  и  строения,  влияние  веществ и химических процессов на организм человека и  окружающую природную среду;
  • умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений  и  процессов;
  • сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;
  • умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;
  • умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов.

Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:

  • освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений;
  • формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;
  • формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;
  • формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
  • формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг);
  • формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
  • приобретение   опыта    использования    полученных    знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия    рациональных    финансовых    решений    в    сфере управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана.

Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:

  • освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
  • формирование  предпосылок научного типа  мышления;
  • освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.

Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:

  • способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;
  • проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
  • демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т.п.;
  • предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений;
  • ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по изобретательству.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол- во часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы прове- дения занятий

Электронные (циф- ровые) образователь- ные ресурсы

Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 9 класса.

1.

Введение

1

Знакомство участников программы. Обсуждение  понятий

«функциональная грамотность», «составляющие функциональной грамотности (читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление). Ожидания каждого  школьника и группы в целом от совместной работы. Обсуждение планов и организации работы в рамках программы.

Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству. Сформировать внутреннюю позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Сформировать установку на активное участие

в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений.

Приобрести опыт успешного межличностного общения; готовность к разно- образной совместной деятельности, активное участие

в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.

Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут посещать занятия. Беседа, работа в груп- пах, планирование работы.

Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu. ru/)

Портал ФГБНУ ИСРО РАО,

Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте

«Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao. ru/)

Материалы образовательного ресурса издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

Материалы из пособий «Функциональная грамотность.

Учимся для жизни» издательства «Просвещение»

Модуль 1: Читательская грамотность: «События и факты с разных точек зрения» (5 ч)

2.

Смысл жизни (я и моя жизнь)

1

Авторский замысел и читательские установки

Интегрировать и интерпретировать информацию

Творческая лаборатория

«Зарок» (http://skiv. instrao.ru/)

«Самое старое место»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

3-5.

Самоопределение

3

Альтернативные точки зрения и их основания

Интегрировать и интерпретировать информацию, осмыслять содержа- ние и форму текста

Дискуссия

«Киберспорт» Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1.

Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. – М. , СПб. : «Просвещение», 2020

«Походы» (http:// skiv.instrao.ru/)

6.

Смыслы, явные и скрытые

1

Коммуникативное намерение автора, манипуляция в ком- муникации

Осмыслять содер- жание и форму текста

Игра-расследование

«Выигрыш» Чи- тательская гра- мотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учеб. по- собие для общеобра- зоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. – М., СПб.: «Просве- щение», 2021).

Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Знания в действии» (5 ч)

7.

Наука и техноло гии

1

Выполнение заданий

«Сесть на астероид» и «Солнечные пане- ли»

Объяснение прин- ципов действия технологий. Вы- движение идей по использованию зна- ний для разработ- ки и совершенство- вания технологий.

Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru)

8.

Вещества, которые нас окру- жают

1

Выполнение зада- ний «Лекарства или яды» и «Чай»

Объяснение проис- ходящих процессов и воздействия раз- личных веществ на организм человека.

Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru)

Сетевой комплекс информационно- го взаимодействия субъектов Россий- ской Федерации в проекте «Монито-

ринг формирования функциональной грамотности уча- щихся» (http://skiv. instrao.ru)

9.

Наше здо- ровье

1

Выполнение  заданий

«О чем расскажет анализ крови» и/или

«Вакцины»

Объяснение проис- ходящих процес- сов. Анализ мето- дов   исследования и интерпретация

результатов «экспе- риментов.

Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

«О чем расскажет анализ крови»: обра- зовательный ресурс издательства «Про- свещение» (https:// media.prosv.ru/func/)

Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. –

М. ; СПб. : Просве- щение, 2021.

10-

11.

Заботимся о Земле

2

Выполнение заданий

«Глобальное поте- пление» и «Красный прилив»

Получение выводов на основе интер- претации данных (графиков, схем), построение рассуж- дений. Проведение простых исследо- ваний и анализ

их результатов. Выдвижение  идей по моделированию глобальных процес- сов.

Работа в парах или груп-

пах. Мозго- вой штурм. Презентация результатов выполнения заданий.

Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. —

М. ; СПб. : Просве- щение, 2021.

Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru)

Модуль 3:  Креативное  мышление «Проявляем  креативность  на  уроках, в  школе  и  в жизни»  (5  ч)

12.

Креатив- ность в учебных ситуациях, ситуациях личностно- го роста и социально- го проек- тирования

1

Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий:

  • диалоги,
  • инфографика,
  • личностные действия и социальное проектирование,
  • вопросы методологии научного познания

Совместное чтение текста заданий.

Маркировка  текста с целью выделения главного. Совмест- ная   деятельность по анализу предло- женных ситуаций. Самостоятельное выдвижение идей и моделирование создания диало- гов (на основе комиксов, рисун- ков, описания случаев и т.д.)

  • создания инфогра- фики (например, на основе текста параграфа),
  • проектирования личностных дей- ствий (самопозна- ния,  самооценки и др.),
  • научного позна- ния.

Работа в па- рах и малых группах над различными комплексными заданиями.

Презентация результатов обсуждения и подведение итогов

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru)

Комплексные зада- ния

  • 6 кл., Марафон чистоты, задание 2,
  • 8 кл., Инфографика. Солнечные дни,

13.

Выдвиже- ние разно- образных идей.

1

Оригинальность и проработанность. Об- суждение проблемы:

  • Когда на уроке мне помогла креатив- ность?

Совместное чтение текста заданий.

Маркировка текста с целью выделения основных требова- ний. Совместная деятельность по анализу предло- женных ситуаций

и проблем. Модели- рование жизненных ситуаций, требую- щих применения дивергентного мышления.

Примеры:

  • Как поступить?
  • Какое принять решение?
  • Преобразование ситуации,
  • Поиск альтернатив,
  • Поиск связей и отношений

Подведение итогов:

– когда в жизни может выручить гибкость и беглость мышления?

Работа в парах и малых группах.

Презентация результатов обсуждения и подведение итогов.

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru)

Комплексные за- дания (задания на выдвижение разноо- бразных идей, оцен- ку и отбор идей)

  • 9 кл., Фантастиче- ский мир,
  • 9 кл., Социальная реклама,
  • 9 кл., NB или По- метки на полях,

14.

Выдвиже- ние кре- ативных идей и их доработ- ка.

1

Оригинальность и проработанность. Об- суждение проблемы:

  • В какой жизнен- ной ситуации мне помогла креатив- ность?

Совместное чтение текста заданий.

Маркировка текста с целью выделения основных требова- ний. Совместная деятельность по анализу предло- женных ситуаций. Моделируем ситуа- цию: когда в

жизни может пона- добиться креатив- ность?

Подведение итогов:

– в каких ситуаци- ях наилучшим ре- шением проблемы является традици- онное, а в каких – креативное?

Работа в ма- лых  группах по поиску ана- логий, связей, ассоциаций.

Работа в парах и малых груп- пах по анализу и моделирова- нию ситуаций, по подведе

нию итогов. Презентация результатов обсуждения.

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru)

Комплексные зада- ния (задания на вы- движение креатив- ных идей, доработку идей)

  • 9 кл., Фантастический мир,
  • 9 кл., Социальная реклама,
  • 9 кл., NB или По- метки на полях, 9 кл., Видеть глаза- ми души,
  • 9 кл., Как защищаться от манипуляций,
  • 9 кл., Транспорт будущего

15.

От выдви- жения до доработки идей

1

Использование на- выков креативного мышления для созда- ния продукта.

Выполнение проекта на осно- ве комплексного

задания (по выбору учителя):

  • конкурс идей
  • «Благодарим своих учителей»,
  • социальное проектирование.
  • «Как я вижу свое будущее?»,
  • футуристическая выставка,
  •  подготовка и проведение соци- ально значимого мероприятия (например, помощи  людям с особенностями здоровья),
  • планирование и организация
  • системы меропри ятий по помощи в учебе.

Работа в ма- лых группах Презентация результатов обсуждения

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru)

По выбору учителя

  • 9 кл., Благодар- ность,
  • 7 кл., Нужный предмет,
  • 9 кл., Фантастиче- ский мир,
  • 9 кл., Транспорт будущего
  • 9 кл., Вещества и материалы
  • 9 кл., Рисунок 9 кл., Видеть глаза- ми души,
  • 9 кл., Солнечные дети

16.

Диагно- стика и рефлек- сия. Само- оценка

1

Креативное мыш- ление. Диагности- ческая работа для 9 класса.

Выполнение итого- вой работы. Обсуж- дение результатов. Взаимо- и самоо- ценка результатов выполнения

Индивиду- альная рабо- та. Работа в парах.

Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru)

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru)

Диагностическая работа для 9 класса. Креативное мышле- ние.

Вариант 1. Экспеди- ция на Марс.

Вариант 2. Социаль- ная инициатива

Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1.

17.

Подве- дение итогов первой части про- граммы. Самооцен- ка ре- зультатов деятель- ности на занятиях

1

Самооценка уверен- ности при решении жизненных проблем. Обсуждение резуль татов самооценки с целью достижения большей уверенности при  решении  задач по функциональной грамотности.

Оценивать результа- ты своей деятельно- сти. Аргументиро- вать и обосновывать свою позицию. Задавать вопросы, необходимые для организации соб- ственной деятель- ности. Предлагать варианты решений поставленной про- блемы. свою позицию. Задавать вопросы, необходимые для организации соб- ственной деятель- ности. Предлагать варианты решений поставленной про- блемы.

Беседа

Приложение

Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч)

18.

В обще- ственной жизни: соци- альные опросы и исследова- ния

Ком- плексные задания

«Домаш- ние жи- вотные»,

«Здоровое питание»

1

Статистические ха- рактеристики. Пред- ставление информа- ции (диаграммы)

Извлекать инфор- мацию (из текста, таблицы, диаграм- мы). Распознавать математические объекты. Описы- вать ход и резуль- таты действий.

Предлагать и обсуждать способы решения. Прики- дывать, оценивать, вычислять резуль- тат. Устанавливать и использовать зависимости меж- ду величинами, данными. Читать, записывать, срав- нивать

Беседа, гру повая работа, индивидуальная работа, исследование информаци- онных источ- ников, опрос, презентация, круглый стол

«Домашние живот- ные», «Здоровое пи- тание» (http://skiv. instrao.ru/)

19.

На отды- хе: изме- рения на местности Комплекс- ное зада- ние «Как измерить ширину реки»

1

Измерение геоме- трических величин, Геометрические фи- гуры и их свойства, Равенство и подобие

математические объекты (числа, величины,  фигуры). Применять правила, свойства (вычислений, на- хождения резуль- тата). Применять приемы проверки результата. Интер- претировать ответ, данные.  Выдвигать и обосновывать гипотезу. Формули- ровать обобщения

и выводы. Распоз- наватьистинные и ложные высказы- вания об объектах. Строить высказы- вания. Приводить примеры и кон- трпримеры. Вы- являть сходства и различия объектов. Измерять объекты. Конструировать математические отношения. Моде- лировать ситуацию математически.

Наблюдать и про- водить аналогии.

Групповая работа, инди- видуальная ра- бота, практи- ческая работа (измерение на местности)

«Как измерить ши- рину реки» (http:// skiv.instrao.ru/)

20.

В обще- ственной жизни: интернет Ком- плексное задание

«Покупка подарка

в интер- нет-мага- зине»

1

Представление данных (таблицы, диаграммы), Веро- ятность случайного события

Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа, из- учение интер- нет-ресурсов, презентация

«Покупка подарка в интернет-магазине» (http://skiv.instrao. ru/)

21.

В домаш- них делах: комму- нальные платежи Ком- плексное задание

«Изме- рение и оплата электроэ- нергии»

1

Вычисления с раци- ональными числами с использованием электронных таблиц

Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа, практическая работа (вы- числения с использовани- ем электрон- ных таблиц), презентация (рекоменда- ций)

«Измерение и оплата электроэнергии» – в Приложении (http:// skiv.instrao.ru/)

Модуль 5: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (4 ч)

22.

Я – потре- битель.

1

Права потребителей Защита прав потре- бителей

Выявлять и анали- зировать финансо- вую информацию. Оценивать финан- совые проблемы. Применять финан- совые знания. Обо- сновывать финан- совое решение.

Решение си- туативных и проблемных задач Беседа/ практическая работа/ реше- ние кейсов/ игра

«Защита прав потре- бителей», «Опоздав- ший миксер» (http:// skiv.instrao.ru/)

«Что делать с некачественным товаром»: образова- тельный ресурс изда- тельства «Просвеще- ние» (https://media. prosv.ru/func/)

23.

Человек и рабо- та: что учитыва- ем, когда делаем выбор

1

Трудоустройство: факторы выбора профессии, факторы выбора места рабо- ты. Образование и самообразование как условия финансо- вой стабильности.

Успешное трудоу стройство – основной фактор финансовой стабильности

Выявлять и анали- зировать финансо- вую информацию. Оценивать финан- совые проблемы. Применять финан- совые знания. Обо- сновывать финан- совое решение.

Решение си- туативных и проблемных задач Беседа/ практическая работа/игра

«Заработная плата» (http://skiv.instrao. ru/)

«Первая работа»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

24.

Налоги и выплаты: что отда- ем и как получаем

1

Что такое налоги и зачем они нужны. Основные социаль- ные выплаты, предо- ставляемые государ- ством

Выявлять и анали- зировать финансо- вую информацию. Оценивать финан- совые проблемы. Применять финан- совые знания. Обо- сновывать финан- совое решение.

Решение ситуативных и проблемных задач.

Беседа / прак- тическая рабо- та / решение кейсов / игра

«Ежегодные налоги» (http://skiv.instrao. ru)

«Транспортный на- лог»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

25.

Самое главное о професси- ональном выборе: образо- вание, работа и финансо- вая ста- бильность

1

Образование, работа и финансовая ста- бильность

Выявлять и анали- зировать финансо- вую информацию. Оценивать финан- совые проблемы. Применять финан- совые знания. Обо- сновывать финан- совое решение

Решение си- туативных и проблемных задач.

Беседа / прак- тическая рабо- та / решение кейсов / дис- куссия/ игра

«Агентство по трудоустрой- ству»

«Зарплатная карта» (http://skiv.instrao. ru/)

«Работа для Миши»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч), Финансовая грамотность + Мате- матика + Естественно-научная (1 ч) – за рамками выделенных 5 часов на финансовую грамотность

26.

«Что посеешь, то и по- жнешь»

// «Землю уважай – пожнешь урожай»

1

Финансовая грамот- ность и социальная ответственность

Выявлять и анали- зировать финансо- вую информацию. Оценивать финан- совые проблемы. Применять финан- совые знания. Обо- сновывать финан- совое решение.

Решение си- туативных и проблемных задач Беседа/ практическая работа/ игра

«Климатический ма- газин» (http://skiv. instrao.ru)

27.

«Труд, зарплата и налог – важный опыт и урок»

2

Финансовая грамот- ность:

  • Образование, ра- бота и финансовая стабильность.
  • Определение фак- торов,    влияющих на размер выплачи- ваемой заработной платы.
  • Налоговые выпла- ты Социальные пособия.

Математическая гра- мотность:

  • Зависимость

«цена – количе- ство-стоимость».

  • Действия с числами и величинами.
  • Вычисление про- центов.
  • Вычисление про- цента от числа и числа по его про- центу.

Финансовая гра- мотность:

  • Выявлять и анализировать финансовую ин- формацию.
  • Оценивать финан- совые проблемы.
  • Применять фи- нансовые знания.
  • Обосновывать фи- нансовое решение.

Математическая грамотность:

  • Извлекать инфор- мацию (из текста, таблицы, диа- граммы).
  • Распознавать математические объекты.
  • Моделировать ситуацию математически.
  • Устанавливать и использовать

зависимости между величинами, данными.

  • Предлагать и обсуждать способы решения.
  • Прикидывать, оценивать, вычислять результат.

Решение си- туативных и проблемных задач Беседа/ практическая работа/ игра, групповая работа, инди- видуальная работа

«Новая  работа»,

«Налог на новую квартиру», «Пособие на ребенка» (http:// skiv.instrao.ru/)

«Старенький автомо- биль»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы будем жить и работать в изменяющемся цифровом мире» (5 ч)

28.

Какое общение называют эффектив- ным. Рас- шифруем

«4к»

1

Межкультурное вза- имодействие: успеш- ное и уважительное взаимодействие меж- ду людьми,  действия в интересах обще- ственного благополу- чия и устойчивого развития.  Понятие об «универсальных навыках» («мягких навыках») Как раз- вивать критическое и аналитическое мыш- ление? Как работать с информацией?

Приводить приме- ры «твердых» и

«мягких» навыков. Объяснять причи- ны возрастания значения «мягких навыков» в совре- менной жизни.

Объяснять поня- тия «критическое мышление», «ана- литическое мышле- ние». Аргументи- ровать свое мнение о значении «мяг- ких навыков» в современном мире. Объяснять, как определить досто- верность информа- ции, отличить факт и мнение.

Обсуждение информации, предложенной руководите- лем занятия / игровая дея- тельность

«Интернет в совре- менном мире»: обра- зовательный ресурс издательства «Про- свещение» (https:// media.prosv.ru/func/)

Объяснять поня- тия «критическое мышление», «ана- литическое мышле- ние». Аргументи- ровать свое мнение о значении «мяг- ких навыков» в современном мире. Объяснять, как определить досто- верность информа- ции, отличить факт и мнение.

29-

30.

Общаемся в сетевых сообще- ствах, сталки- ваемся

со стере- отипами, действуем сообща

2

Межкультурное взаимодействие: успешное и уважи- тельное взаимодей- ствие между  людьми в социальных сетях, понимание роли стереотипов в меж- культурном взаи- модействии, роль ценностей в оценке различных взглядов, точек зрения и миро- воззрений.

Выявлять и оце- нивать различные мнения и точки зрения, связанные со стереотипами. Оценивать ситуа- ции межкультур- ного общения с ценностных пози- ций. Объяснять сложные ситуации и проблемы, возни- кающие в общении в социальных се- тях. Аргументиро- вать свое мнение о возможностях и рисках участия в сетевых сообще- ствах

Дискуссия / решение по- знавательных задач и разбор ситуаций «Новый ученик» Глобальные компе- тенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. «Новый ученик» Глобальные компе- тенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.

Ситуации «Гендерное равенство и стереоти- пы», «Плюсы и ми- нусы стереотипов»,

«Сетикет», «Сегодня у нас презентация» (http://skiv.instrao. ru/)

«Новый ученик»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

31-

32.

Почему и для чего в современ- ном мире нужно быть глобально компе- тентным? Действу- ем для будущего: учитыва- ем цели устой- чивого развития

2

Глобальные пробле- мы: пути и возмож- ности их решения глобально компе- тентными людьми в условиях динамично развивающегося нео- пределенного мира.

Объяснять сущ- ность глобальных проблем и  вызо- вов, которые они создают современ- ному человечеству. Оценивать действия по решению гло- бальных проблем

в  современном мире. Определять и обосновывать соб- ственную стратегию поведения, связан- ную с участием в решении глобаль- ных проблем.

Дискуссия / конференция / решение по- знавательных задач и разбор ситуаций

«Что такое глобаль- ные компетенции?»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

«Что такое «глобаль- ные компетенции»? Почему современный человек должен быть глобально компе- тентным?» Глобаль- ные компетенции.

Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.

Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.

33.

Подведение итогов програм- мы. Само- оценка ре- зультатов деятель- ности на занятиях

1

Оценка (самооценка) уровня сформированно- сти функцио нальной

грамотности по ше- сти составляющим. Обсуждение воз- можных действий, направленных на по- вышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом.

Оценивать резуль- таты своей деятель- ности.

Аргументировать и обосновывать свою позицию. Осущест- влять сотрудниче- ство со сверстни- ками. Учитывать разные мнения.

Групповая работа уровней ФГ исполь- зуются примеры заданий разного уровня ФГ (http://skiv.instrao. ru/)

Для конкретизации проявления сформиро- ванности отдель ных

34.

Итоговое занятие

1

Демонстрация итогов внеурочных занятий по ФГ (открытое мероприятие для школы и родителей).

Решение прак- тических задач, успешное межлич- ностного  обще- ние в совместной деятельности, активное   участие в коллективных учебно-исследова- тельских, проект-

ных и других твор- ческих работах.

Просмотр слайд- шоу с фотография- ми и видео, сделан- ными педагогами

и детьми во время занятий. Благодар- ности друг другу за совместную работу.

Театрализован- ное представ- ление, фести- валь, выставка работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика" 8 класс (ФГОС)

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися исследовательской деятельностью и направлена на формирование у них умения поставить цель и организов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 11 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"...

Рабочая программа курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 10 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" (5-9 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельнсти "Читательская грамотность: учимся для жизни" разработана на основе прграммы курса внеурочной деятельнсоти "Функциональная грамотность: учи...

Методическая разработка занятия курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" на тему: "Проблемы повседневности: выбор товаров и услуг"

Класс: 8-9Цель занятия: формировать умение смыслового чтения, умение извлекать информацию из несплошного множественного текста для осознанного выбора потребительских услуг....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся для жизни"

Программа предназначена для обучающихся 5-9 классов. Тематическое планирование приведено в соответствие с планом внеурочной деятельности школы: 5 класс - 34 часа, 6-9 классы - по 17 часов....