Сценарий музыкально-литературного вечера «Любовная лирика А.К. Толстого в романсах русских композиторов»
методическая разработка

Методическая разработка музыкально-литературного вечра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_tolstoy.docx29.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Городской дворец детского (юношеского)

творчества им. Н.К.Крупской»

Методическая разработка музыкально-литературного вечера

«Любовная лирика А.К. Толстого в романсах русских композиторов»

Автор: Алышева Е. В.,

педагог дополнительного образования

г. Новокузнецк, 2022


Любовная лирика А.К. Толстого в романсах русских композиторов

Цель: знакомство с романсами русских композиторов, написанными на стихи А.К. Толстого.

Форма: диалог ведущих (ведущие – учащиеся старших классов), исполнение романсов учащимися, прослушивание аудиозаписей.

Звучит романс «Коль любить так без рассудку…) в исполнении Ю.Гуляева.

Ведущие:

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

Этот романс Рейнгольда Глиэра на стихи А.К. Толстого рисует образ русского человека, которому свойственна широта души, храбрость, удаль.

В этом стихотворении "Коль любить, так без рассудку: " тонко, размашисто и весело перечисляются сильные черты цельного характера. Мы видим человека сильного, здорового, весёлого, любящего природу, молодецкую охоту, дружеское застолье, меткое, острое слово. Русский человек не может делать что-то наполовину, быть рационалистом и прагматиком.
Возможно в этих строчках поэтический автопортрет самого Алексей Константиновича Толстого. Ведь не зря же говорил он нем Есенин : "Широкого он сердца человек:."

А строки «Коль любить, так без рассудку» - это же история любви Алексея Константиновича Толстого и Софьи Андреевны Миллер. Именно их романтическая и красивая встреча подарила нам строки замечательного стихотворения:
Средь шумного бала, случайно……

Впервые они повстречались на бале-маскараде в Петербургском Большом театре. Он сопровождал туда наследника престола, будущего царя Александра II. Она появилась на маскараде потому, что после разрыва с мужем, конногвардейцем Миллером, искала случая забыться, рассеяться. В светской толпе он почему-то сразу обратил на нее внимание. Маска скрывала ее лицо. Но серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные пепельные волосы венчали ее голову. Она была стройна и изящна, с очень тонкой талией. Они говорили недолго: суета пестрого бала-маскарада разлучила их. Но она успела поразить его точностью и остроумием своих мимолетных суждений. Тщетно он просил ее открыть лицо, снять маску… Но его визитную карточку она взяла, дав лукавое обещание не забывать его.

Быть может, именно той январской ночью 1851 года, когда он возвращался домой, сложились у него первые строки этого стихотворения:

Средь шумного бала случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты…"

Стихотворение это станет одним из лучших в русской любовной лирике. В нем ничего не придумано, все так как было…

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид.

А смех твой, и грустный, и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

Будущее было скрыто от него. Он даже не знал, увидит ли ее еще раз…

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь -

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю...

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

А вскоре после этой встречи на бале-маскараде он получил приглашение от нее.
- На этот раз вы от меня не ускользнете! - сказал Алексей Константинович Толстой, входя в гостиную Софьи Андреевны Миллер. В ней, в Софье Андреевне, нашел Алексей Константинович не только единственную свою женщину, но и умного друга. Софья Андреевна во времена "шумного бала" была замужем за нелюбимым человеком - кавалергардским полковником Л.Ф.Миллером, до замужества она пережила трагедию - была увлечена князем П.А.Вяземским, из-за этого увлечения один из братьев ее был убит на дуэли... Не был и Толстой счастлив. Он томился службой при царском дворе нравственно для него тяжелыми поручениями, а мечтал о литературе, об искусстве - хотел полностью им себя посвятить и не находил сил разорвать со службой, двором, мундиром. В 1857 году он твердо пишет императору Александру II: "Государь, служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре…Служба и искусство несовместимы. Одно вредит другому. И надо делать выбор". Он пишет императору о том, что больше не может носить мундира. В этом письме вся чистая, прямая натура А.К. Толстого, сочетавшего доброту, нежность и деликатность души с истинно мужской красотой и огромной физической силой. Таким он  был и в любви, ждавший 12 лет, пока Софья Андреевна получит развод. Его письма к ней – те же стихотворения, только в прозе.

В 1851 году он писал ей: «Бывают минуты, в которые моя душа при мысли о тебе как будто вспоминает далекие-далекие времена, когда мы знали друг друга лучше и были еще ближе, чем сейчас, а потом мне как бы чудится обещание, что мы опять станем так же близки, как были когда-то, и в такие минуты я испытываю счастье столь великое и столь отличное от всего доступного нашим представлениям здесь, что это — словно предвкушение или предчувствие будущей жизни…»

Вторая половина 1850-х оказалась периодом наибольшей поэтической продуктивности. « Я все отношу к тебе: славу, счастье, существование; без тебя ничего мне не останется, и я себе сделаюсь отвратительным». В эти годы родились на свет две трети всех его лирических стихотворений, которые нарасхват печатались практически во всех тогдашних российских журналах.

Софье Андреевне Толстой посвятил множество поэтических творений, а именно стихов-романсов: "Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре" (1858), "Не верь, мне друг:" (1856), "Осень, Осыпается весь наш бедный сад", "То было раннею весной:" (1871)

Стихотворение «Средь шумного бала» станет одним из лучших в русской любовной лирике, но знаменитым будет тогда, когда превратится в романс на музыку П. И. Чайковского. Через три года после смерти А.К. Толстого, П.И. Чайковский написал музыку к этим стихам.

Звучит Романс Чайковского «Средь шумного бала» в исполнении Д. Хворостовского

Ведущие: Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из симпатичных мне поэтов" – говорил П. И. Чайковский.

На рубеже 70-х и 80-х годов Чайковским написано 12 романсов и 8 из них на стихи  а стихи любимого Чайковским поэта А. К. Толстого. Среди них такие чарующие своей поэтической прелестью и проникновенностью лирического чувства вокальные миниатюры "То было раннею весной", "Средь шумного бала", "О, если б ты могла", , "Серенада Дон-Жуана",

Свое стихотворение  «То было раннею весной…» сам Толстой назвал  «маленькой пасторалью, переведенной из Гёте». Однако это не перевод. Толстой хотел, очевидно, подчеркнуть, что какое-то стихотворение Гёте дало толчок для создания  этих строк. Поэт вспоминает первые встречи и образы пробуждающейся природы не дают ему это забыть. Это воспоминание далекой юности, робость первых признаний, счастье светлых надежд. Майское утро сливается с "утром наших лет", и сама жизнь превращается в неповторимое и ускользающее мгновение.

Ученики: Читают стихотворение «То было раннею весной»

Ведущие: Чайковский бережно и чутко воспроизводя «музыку стиха», вместе с тем вносит в интерпретацию поэтического текста некоторые особые индивидуальные акценты. Красота природы, мирный пейзаж, восхода, ясного дня - лишь фон, усиливающий, оттеняющий психологическое состояние человека, его сердечную тоску, раздумья, воспоминания, глубокие душевные переживания. Целый ряд восклицательных предложений, обращающих на себя внимание, произносятся совершенно не радостно, а со щемящей болью.

Звучит романс Чайковского «То было раннею весной» в исполнении А. Нетребко

Ведущие: Более половины стихотворений Толстого положены на музыку русскими композиторами; романсы на его слова писали Булахов, Римский-Корсаков, Чайковский, Кюи, Мусоргский, Танеев, Рахманинов.

Трудно сегодня встретить человека, который бы ничего не знал о романсе - музыкальном жанре, столь популярном в наши дни. Небольшое вокальное произведение, объединяющее лирическую поэзию и музыку, рассказывающее нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье. Романс может воспеть красоту природы, поднять высокие нравственные темы, мягким доверительным тоном попечалиться о прошлом, переворошить страницы истории, заглянуть в будущее. И все это мы слышим в старинных и современных романсах. И, конечно, если объясняться в любви, то «высоким слогом русского романса».

Романсы пишутся на разнообразнейшие стихотворения, но главной целью композитора всегда бывает стремление выразить, с возможно большей чуткостью, замысел поэта и усилить музыкой эмоциональный тон стихов.

- Русский романс: Сколько тайн разбитых судеб, растоптанных чувств хранит он! Но сколько прелести, поэтичности, трогательной любви воспето в нем! Удивительно! И эти строки, несомненно, были созданы для романса:

Ученики: Читают стихотворение: «Не ветер, вея с высоты…»

Ведущие: В конце 90-х годов XIX века Николай Андреевия Римский-Корсаков — признанный глава Петербургской композиторской школы, автор многочисленных опер и симфонических произведений, профессор консерватории, воспитатель плеяды значительных композиторов обратился к камерно-инструментальным сочинения, к которым не долго обращался. В «Летописи моей музыкальной жизни», которую композитор вел на протяжении многих лет, он пишет: «Я давно не сочинял романсов. Обратившись к стихотворениям Алексея Толстого, я написал четыре романса и почувствовал, что сочиняю их иначе, чем прежде, ... > Чувствуя, что новый прием сочинения и есть истинная вокальная музыка, и будучи доволен первыми попытками своими в этом направлении, я сочинял один романс за другим…». Пленительный и завершенный образ родился в романсе «Не ветер, вея с высоты»

Звучит романс Римского-Корсакова «Не ветер, вея с высоты» в исполнении ученицы.

Ведущие: Стихотворение "Колокольчики мои" Толстой считал своим лучшим стихотворением. Темой его стали отнюдь не цветы колокольчики, которые случайно подпадали под копыта коня всадника. Это были размышления о судьбе страны, о ее истории и будущем.

Однако композитор П. Булахов, приступив к созданию романса, отмел чересчур патриотическую часть, оставив лишь поэтический образ цветов-колокольчиков. В результате появившийся романс стал песней о колокольчиках, которые рад бы не давить всадник, «но уздой не удержать бег неукротимый». Именно в таком виде романс существует приблизительно полтора века.

Это стихотворение А.К. Толстого обратило на себя внимание не только Петра Булахова. Известно, что не менее 12 композиторов еще обращались к этим строкам, создавая свои романсы. Однако известность получил лишь его романс.

Звучит романс Булахова «Колокольчики мои, цветики степные в исполнении учениц 10 класса.