Роль здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.
статья

Сохина Светлана Викторовна

В статье рассматривается роль  здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

Роль  здоровьесберегающих технологий  в процессе обучения.

 

        Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.   В образовании под термином  «здоровьесбережение»  понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

       В последние годы происходит существенное ухудшение здоровья детей. Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, недостатком двигательной активности и  неправильным питанием учащихся, и вообще  отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми.  Одним из путей  решения этих проблем - это использование на уроках  здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это организованная совокупность программ, приемов и методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников. Ее  целью  является обеспечение    возможности сохранения здоровья детьми за период обучения в школе и умение  использовать полученные знания в повседневной жизни.  

Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровень мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.

На уроке должны быть эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, поговорки, небольшие стихотворения, музыкальные минутки – все это создает психологический благоприятный климат.

Ни для кого не секрет, что у многих школьников выявлено нарушение осанки, различные по степени сколиозы, деформации грудной клетки, снижение мышечного тонуса. Чаще всего проблемы с нарушением осанки происходят из-за длительного сидения за неудобным столом, не правильно подобранной мебели. Ученик начинает сутулиться.   Поэтому на уроках  будет совсем не лишним вспомнить простые правила по предупреждению искривления осанки и предложить ребятам несколько упражнений, которые не отнимут много времени от урока. Зарядка пользуется большой популярностью у детей и является паузой, позволяющей восстановить силы, снять умственное напряжение, физическое утомление, повышает работоспособность учащихся. Физминутки, проводимые во время урока, способствуют  повышению  внимания и активности  на уроках, лучшему усвоению учебного материала. Физкультурные минутки состоят из 3–5  физических упражнений.

          Другое нарушение - снижение остроты зрения. Гимнастика для глаз полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения.

Педагогически целесообразным является формирование у  школьников стремления в своей повседневной жизни следовать принципам здорового образа жизни.  Большую роль здесь играет то, чем заняты ребята в свободное от учебы время,  следовательно, возрастает роль   внеурочных мероприятий, мероприятий проводимых в рамках предметных  недель, направленных на решение выше сказанных задач.

       Задача  педагога суметь создать на своих   уроках   здоровую психологическую обстановку,  чередовать различные виды деятельности, правильно и в меру  использовать компьютер и другие технические средства обучения. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности,

  И в заключение хочется сказать, что   использование  здоровьесберегающих  технологий в школе   на   уроках  значительно  улучшает  ситуацию с физическим, психическим и духовно-нравственным здоровьем детей. Организация учебной деятельности  с позиций здоровьесбережения оказалась весьма результативной  и позволила снизить процент заболеваний    в классах, повысить успешность школьников, уровень удовлетворенности,  снизился уровень проявления агрессивности и тревожности детей.

 

Литература.

 1.Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа. – 2005. - № 11. – С. 75.

2. Кузнецова И.В. Школа здоровья. – М.: МТО Холдинг, 2001.

3.. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // Начальная школа. – 2006. - № 6. – С. 56.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРименение технологии "Эвристическое обучение" в процессе обучения математике

Данная статья содержит краткое описание технологии ЭО, а также примеры ее практического применения...

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

ПРименение технологии "Лекционно-семинарская система обучения" в процессе обучения математике

В данной статье приведен опыт работы учителя математики старших классов. Рассматриваются особенности лекционно-семинарской системы обучения в школе, показываются некоторые приемы ее применения для опт...

Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.

Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....

Технологический подход к обучению как процесс поиска построения эффективного процесса обучения

В  презентации дано понятие педагогическая технология, ее отличие от методики, рассмотрены виды педагогических технологий....

Гносеологические основы процесса обучения. Движущие силы и закономерности процесса обучения.

Авторы:Камынина Марина МБОУ СОШ №12 Красногорский районПримак Анна МБОУ СОШ №33 Ногинский район...