Рабочая программа "Индивидуальный проект"
рабочая программа (10 класс)
Учебный предмет «Индивидуальный проект» входит в состав обязательной предметной области, предлагаемый общеобразовательным учреждением общеобразовательного цикла ФГОС среднего общего образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30»
РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей естественного и обществоведческого циклов протокол № 1 от «26» августа 2022г | ПРИНЯТА на педагогическом совете МАОУ «СОШ № 30» протокол № 1 от «29» августа 2022г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ «СОШ № 30» № 175 от «31» августа 2022г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
(среднее общее образование)
базовый уровень
срок реализации – 1 год
составитель:
Абакшина Татьяна Леонидовна,
учитель истории и обществознания
Череповец
2022
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- постижение мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- освоение основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- овладение навыками сотрудничества со сверстниками, взрослыми в учебно-исследовательской, проектной деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
- осознание выбранной профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные результаты:
- овладение умением самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- овладение умением продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
- овладение умениями согласования процедур совместного действия;
- овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- овладение умениями использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- овладение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
- владение навыками коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- владение навыками проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
- способность применять теоретические знания при выборе темы и разработке проекта;
- способность разрабатывать структуру конкретного проекта;
- владение умением определять методологию исследовательской деятельности;
- владение умением использовать справочную нормативную, правовую документацию;
- владение умением проводить исследования;
- владение знаниями оформлять библиографию, цитаты, ссылки, чертежи, схемы формулы;
- способность представлять результаты исследования в форме презентации.
В результате освоения элективного курса «Индивидуальный проект» обучающийся научится:
- планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные проблеме;
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы;
- выделять основные задачи по реализации поставленной цели в проекте и исследовательской работе;
- распознавать проблемы и ставить вопросы, формулировать на основании полученных результатов;
- отличать факты от суждений, мнений и оценок;
- подбирать методы и способы решения поставленных задач; использовать основные методы и приёмы, характерные для естественных и гуманитарных наук;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели, определять допустимые сроки выполнения проекта или работы;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
- работать с литературой, выделять главное;
- оформлять результаты своего исследования или отчёт о выполнении проекта;
- подготовить доклад и компьютерную презентацию по выполненной работе (проекту) для защиты на школьной конференции;
- грамотно, кратко и чётко высказывать свои мысли, уметь отвечать на вопросы и аргументировать ответы;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества.
В результате освоения элективного курса «Индивидуальный проект» обучающийся получит возможность научиться:
- владению понятийным аппаратом проектно-исследовательской деятельности;
- применению знания технологии выполнения самостоятельного исследования;
- реализовывать общую схему хода научного исследования: выдвигать гипотезу, ставить цель, задачи, планировать и осуществлять сбор материала, используя предложенные или известные методики проведения работ, оценивать полученные результаты с точки зрения поставленной цели, используя различные способы и методы обработки;
- грамотно использовать в своей работе литературные данные и материалы сайтов Internet;
- соблюдать правила оформления исследовательской работы и отчёта о выполнении проекта;
- иллюстрировать полученные результаты, применяя статистику и современные информационные технологии;
- осознанно соблюдать правила сбора материала и его обработки и анализа;
- прогнозировать результаты выполнения работ и проектов, самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечёт в жизни других людей, сообществ);
- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов;
- отслеживать и принимать во внимание тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- подготовить доклад и компьютерную презентацию по выполненной работе (проекту) для выступлений на научно-практической конференции;
- подготовить тезисы по результатам выполненной работы (проекта) для публикации;
- выбирать адекватные стратеги и коммуникации, гибко регулировать собственное речевое поведение;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Содержание учебного предмета
Введение (3 часа)
Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, исследовательская деятельность, проектная культура. Отличие учебного проекта от учебного исследования. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Выдающиеся исследователи прошлого и современности.
Организация проектной и исследовательской деятельности.
Раздел 1. Учебное исследование и проект. Теоретические основы (20 часов)
Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, исследования. Проектный замысел.
Структура проектов, исследовательских работ.
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры.
Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего.
Виды проектов (инновационный, конструкторский, исследовательский, инженерный, информационный, творческий, социальный, прикладной).
Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности.
Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём. Волонтерские проекты и сообщества.
Способы получения и обработки информации. Организация работы с научной литературой. Научные документы и издания. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Использование информационных технологий при создании проектного продукта. Возможности ИТ-технологий для междисциплинарных проектов.
Исследование как элемент проекта.
Раздел 2. Самоопределение (3 часа)
Проекты и исследования: выбираем сферы деятельности. Создаем элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию?
Выбор темы исследования, связанной с новейшими достижениями в области науки и технологий. Выбор темы исследований, связанных с учебными предметами, не изучаемыми в школе (психология, социология, бизнес и др.).
Раздел 3. Учебное исследование, учебный проект. Практическая часть (33 часа)
Проектирование и составление индивидуального рабочего плана исследования. Паспорт проекта.
Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.
Цель и задачи проекта. Проблема и ее формулировка. Виды проблем. Требования к поставленной цели и задачам. Формулирование цели. Разработка плана действий. График Ганта. Оценка качества плана.
Актуальность темы как начальный этап исследования. Особенности актуальности. Гипотеза: доказанная и опровергнутая.
Оценка тем, актуальности, проблем, целей, задач и гипотез.
Ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели. Виды ресурсов для реализации проекта: материальные и нематериальные (такие, как время). Источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека. Отбор ресурсов, необходимые для достижения поставленной цели.
Поиск источников информации и литературы.
Определение и подбор методик исследования. Отбор фактического материала для исследования.
Проведение опытно-экспериментальной работы.
Фиксация результатов опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации.
Обработка полученных материалов: анализ, выводы, заключение. Структурные компоненты исследования.
Требований к структуре проекта.
Требования, предъявляемые к оформлению исследования (оформление текста введения и основных разделов исследования, требования к оформлению текста, рисунков, таблиц, графиков, формул, приложений и списка литературы). Оформление списка литературы. Приложения, их классификация. Библиографический список.
Критерии оценки проектной деятельности. Показатели оценки проектной деятельности. Оценочные листы. Критерии самооценки проектной деятельности.
Оценка «рисков проекта». Ранжирование рисков проекта. Вероятность возникновения рисков, их последствия. Основные виды рисков.
Оформление текста, рисунков, таблиц, графиков, уравнений, формул. Оформление приложений. Библиографический список. Критерии оценки проектной деятельности. Показатели оценки проектной деятельности. Оценочные листы. Критерии самооценки проектной деятельности.
Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Управление завершением проекта.
Корректировка проекта с учетом рекомендаций. Аналитическая работа над собранным материалом.
Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.
Оформление результатов проектной и исследовательской деятельности. Систематизация материалов.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Сбор и систематизация материалов. Создание презентаций.
Составление архива проекта: электронный вариант
Раздел 4. Защита результатов проектной деятельности (8 часов)
Оформление проектной папки, продукта проекта.
Подготовка публичного выступления. Публичное выступление на трибуне и личность. Публичная защита и презентация результатов проектной работы. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Отработка навыка аргументирующей речи. Формирование структуры авторского доклада. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Подготовка авторского доклада.
Раздел 5. Рефлексия проектной деятельности (2 часа)
Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов. Дальнейшее планирование осуществления проектов. Государственная система стандартизации. Документы в области стандартизации. Сертификат соответствия. Патентное право в России.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, с учетом рабочей программы воспитания
№ п/п | Название темы | Реализация воспитательного потенциала урока (виды и формы деятельности) | количество часов |
1 | Введение | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения через лекции, практикумы, тренинги, дискуссии, вовлечение в активную познавательную деятельность, технологии проектной деятельности, технологии развития критического мышления | 3 |
2 | Учебное исследование и проект. Теоретические основы. | 20 | |
3 | Самоопределение | 2 | |
4 | Учебное исследование, учебный проект. Практическая часть | 33 | |
5 | Защита результатов проектной деятельности | 8 | |
6 | Рефлексия проектной деятельности | 2 | |
Итого: | 68 | ||
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
Введение – 3 часа | |||
1 | Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, исследовательская деятельность, проектная культура. | 1 | |
2 | Цели, задачи и проблемы проектирования в современном мире. Выдающиеся исследователи прошлого и современности | 1 | |
3 | Организация проектной и исследовательской деятельности. | 1 | |
Учебное исследование и проект. Теоретические основы – 20 часов | |||
4 | Понятие проекта. Особенности индивидуального проекта. | 1 | |
5 | Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего. | 1 | |
6 | Цель и план проекта. | 1 | |
7 | Виды проектов. | 1 | |
8 | Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности. | 1 | |
9 | Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём. | 1 | |
10 | Волонтерские проекты и сообщества. | 1 | |
11 | Исследование как элемент проекта. Постановка проблемы исследования. | 1 | |
12 | Выбор темы исследования. | 1 | |
13 | Научная гипотеза. | 1 | |
14 | Методы исследования. | 1 | |
15 | Способы получения и обработки информации. | 1 | |
16 | Организация работы с научной литературой | 1 | |
17 | Научные документы и издания. Работа с каталогами. | 1 | |
18 | Структура текста. Виды переработки чужого текста | 1 | |
19 | Методика работы в архивах, музеях | 1 | |
20 | Риски и ресурсы проекта. | 1 | |
21 | Требования к структуре проекта, исследовательской работы. Критерии оценивания. | 1 | |
22 | Использование информационных технологий при создании проектного продукта. | 1 | |
23 | Возможности IT-технологий для междисциплинарных проектов. | 1 | |
Самоопределение – 2 часа | |||
24 | Проекты и исследования: выбираем сферы деятельности. | 1 | |
25 | Создаем элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. | 1 | |
Учебное исследование, учебный проект. Практическая часть – 33 часа | |||
26 | Проектирование и составление индивидуального рабочего плана. Паспорт проекта | 1 | |
27 | Обоснование актуальности темы для проекта или исследования | 1 | |
28 | Формулирование цели проекта, исследовательской работы. Постановка задач | 1 | |
29 | Прогнозирование результатов проекта, исследовательской работы. | 1 | |
30 | Выбор и обоснование методов для осуществления проектной и исследовательской деятельности | 1 | |
31 | Работа с информационными источниками: справочная литература, Интернет, социальные опросы | 1 | |
32 | Работа со справочной литературой. | 1 | |
33 | Социальный опрос как один из способов получения информации | 1 | |
34 | Поиск и отбор необходимой информации в Интернете | 1 | |
35 | Правила оформления цитат и списка используемой литературы при написании рефератов. | 1 | |
36 | Оформление таблиц, рисунков | 1 | |
37-38 | Эксперимент в исследовательской деятельности | 2 | |
39-42 | Сбор, систематизация и анализ полученных данных | 4 | |
43 | Объяснение полученных результатов | 1 | |
44 | Формулирование выводов | 1 | |
45 | Риски проекта. | 1 | |
46 | Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения | 1 | |
47 | Оценка начального этапа исследования. Сам себе эксперт | 1 | |
48-49 | Предзащита проекта, исследовательской работы | 2 | |
50-53 | Корректировка проекта, исследовательской работы с учётом рекомендаций. | 3 | |
54 | Способы и формы представления данных. | 1 | |
55 | Оформление эскизов, моделей, макетов проектов. | 1 | |
56 | Компьютерная обработка данных исследования | 1 | |
57 | Создание презентаций. | 1 | |
58 | Использование видеороликов в продвижении проекта. | 1 | |
59 | Архив проекта. Составление архива проекта: электронный вариант. | 1 | |
Защита результатов проектной деятельности – 8 часов | |||
59 | Оформление проектной папки, продукта проектной и исследовательской деятельности | 1 | |
60 | Главные предпосылки успеха публичного выступления. | ||
61 | Навыки монологической речи. | 1 | |
62 | Аргументирующая речь. | 1 | |
63 | Умение отвечать на незапланированные вопросы. | 1 | |
64 | Подготовка авторского доклада. | 1 | |
65-66 | Публичная защита и презентация результатов проектной работы. | 2 | |
Рефлексия проектной деятельности – 2 часа | |||
67 | Дальнейшее планирование осуществления проектной и исследовательской деятельности | 1 | |
68 | Государственная система стандартизации. Патентное право в России | 1 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа проекта по географии для "Школы будущего десятиклассника" "Оценка туристических ресурсов Владимирской области""
Проект "Оценка туристических ресурсов Владимирской области" реализуется в рамках школьного лагеря "Школа будущего десятиклассника", расчитан на 5 часов. Цель курса: помочь школьникам с выбором профори...

Проект "Толерантность. Познай себя". Рабочая программа проекта.
Программа проекта, рассчитанная на 1 учебный час в неделю, конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по темам, последовательность и изучение материалов....

Рабочая программа проекта по английскому языку " Лаборатория удивительных наук"
Предметные результаты: В коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как средством общения)Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:говорении:• начинать, вести...

Рабочая программа (проект) "Индивидуальный проект"
Рабочая программа по курсу "Индивидуальный проект" для 10-11 классов....

Рабочая программа "Проект по технологии". Внеурочная деятельность
Рабочая программа "Проект по технологии". Внеурочная деятельность...

