ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ КАДЕТСКОГО КОМПОНЕНТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья

Наумова Наталья Павловна

В статье рассматриваются инновационные формы внедрения кадетского компонента в дошкольное учреждение. На примере дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области» рассматривается процесс внедрение кадетской группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ КАДЕТСКОГО КОМПОНЕНТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Н.П. Наумова

воспитатель

«Детский сад общеразвивающего вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области»

К.В. Дементьева

Музыкальный руководитель

««Детский сад общеразвивающего вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области»

Аннотация. В статье рассматриваются инновационные формы внедрения кадетского компонента в дошкольное учреждение. На примере дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области» рассматривается процесс внедрение кадетской группы.

Ключевые слова: кадеты, патриотизм, воспитание, дошкольники, Родина, Отечество, кадетский компонент, ДОУ

Сегодня политический и социально-экономический уклад жизни общества претерпевает большие изменения. Нравственные и духовные ценности не только ослабеют, но и также наблюдается переориентация на иные ценности. Для гражданина России духовно-нравственные скрепы являются стержнем патриотизма, поэтому одной из главных задач дошкольного образования является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Детский возраст является наиболее подходящим для нравственно-патриотического воспитания, но в современных условиях просто обеспечить ребенка необходимым объемом знаний уже недостаточно. Новое время требует инновационных форм и методов дополнительного образования, которые будут соответствовать современным социально-педагогическим реалиям.

В настоящее время одним из методов патриотического и духовно-нравственного воспитания является создание кадетской группы в дошкольном учреждении. В силу своего возраста дети особенно пытливы и эмоциональны, поэтому воспитательная работа патриотической направленности дает положительный результат. У ребенка формируется алгоритм социального поведения, мораль и нравственное сознание [3].

В рамках работы по этому направлению наша дошкольная организация использует новую форму работы – организация кадетского движения, целью которой является создание образовательного пространства через установление преемственности между дошкольным учреждением и МОУ «Яснозоренская СОШ». Таким образом, с сентября 2021 года в одной из групп ДОУ был реализован инновационный проект «Юные кадеты» по направлению пограничная служба. Ученики одного из классов МОУ «Яснозоренская СОШ» тоже являются кадетами пограничной службы, а также они наши старшие наставники. Обучающиеся школы оказывают помощь воспитанниками детского сада, приходят на праздники «Посвящение в кадеты», «День кадета». Школа тесно сотрудничает с детским садом по поводу патриотического воспитания, кадетского образования и наставничества. К тому же воспитанники детского сада после выпуска будут продолжать нести кадетскую службу в стенах Яснозоренской школы. В образовательный процесс юных кадетов входит изучение истории кадетского движения в России, этикета. Большое внимание уделяется трудовому воспитанию и физическому развитию детей. У юных кадетов также существует Положение, которое регламентирует деятельность группы. Помимо положения, у группы есть особая кадетская символика, единая парадная и спортивная форма. флаг – знамя пограничных войск, шеврон пограничных войск, шеврон – эмблема детского сада, заветы кадета. Также у кадетской группы есть репертуар песен: «Когда идет кадет» музыка Д. Елагиной, слова М. Чекиной, «Служить России» музыка Э. Ханок, слова И. Резник [2].

Программа «Юные кадеты» направлена на нравственно- патриотическое воспитание дошкольников, главными темами которого является гражданственность, патриотизм, любовь к своей семье, малой Родины и Отечеству. Содержание программы направлено на то, чтобы развить у детей мотивацию к изучению своих прав и обязанностей по отношению к себе, родному краю, к участию в общественно-значимых социальных проектах [1].

Главная цель программы – формирование у дошкольников личности гражданина и патриота России, жизненные ценности которого основаны на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии своего Отечества через внедрение кадетского компонента.

Так внедрение кадетской группы в дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области» происходило в три этапа:

Первый этап – подготовительный. Он состоит из изучения и анализа научно-методической литературы по вопросам опыта работы кадетских классов. Помимо литературы были проанализированы нормативно-правовые документы, а также возможности материально-технической базы ДОУ. Следующим шагом было формирование рабочей группы по реализации проекта. Задачами этой группы было разработать и реализовать вариативный кадетский компонент в содержании образовательной программы, конкретизировать пути, формы и методы реализации проекта, разработать локальные акты, необходимые для реализации проекта [5]

Второй этап – основной. Сюда входит создание кадетской группы для детей 4-5 лет. Поиск материальных и кадровых ресурсов для создания кадетской группы в детском саду. Особенно важно создать условия для специальной, самостоятельной и совместной образовательной деятельности, а кроме этого наладить контакт между участниками проекта по нравственно-патриотическому воспитанию в системе педагог-воспитанник-родитель, в системе детский сад – социум. Реализовать концертно-просветительские, досуговые, спортивные мероприятия в кадетской группе по учебному плану [2].

Третий этап – заключительный. Сюда входит наблюдение за реализацией проекта, подводятся итоги по внедрению кадетского компонента в ДОУ. Отчет о результатах проекта демонстрируется через проведение открытых мероприятий, практико-ориентированных семинаров, публикаций методических материалов в журналах.

Главной идей проекта является выбор смыслового содержания, который будет понятен и доступен дошкольникам, для нравственного, патриотического и духовного воспитания детей и взрослых. Идея включает в себя следующие особенности:

- сотрудничество детей и взрослых; признание ребенка полноправным участником образовательного процесса;

- дети выступают как активные исследователи, а не просто перенимают опыт педагога;

- объем материала должен соответствовать уровню развития и подготовленности детей.

- нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в школе [4]

Фундаментом кадетского компонента является историческое прошлое страны, это неотделимая частью духовного богатства человека. Кадетский компонент способствует формированию в сознании человека таких базовых национальных ценностей и понятий как: нация, национальное государство, патриотизм, гражданское общество и т.д.

Внедрение кадетского компонента в ДОУ происходит с учетом возрастных особенностей дошкольников, а также на основе личностно ориентированных технологий, нацеленных на повышение уровня познавательной деятельности, на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольника.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – Москва : Скрипторий, 2015. – 135 с.
  2. Мурзина, И. Я. Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры и актуальные практики / И. Я. Мурзина. – Екатеринбург: ОО «Периодика», 2017 – 280 с.
  3. Огоновская, И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет : Основные направления, формы средства реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: метод. пособие для педагогов / И. С. Огоновская. — Екатеринбург : ООО «Периодика», 2017 – 252 с.
  4. Сабодаш О. А. Патриотическое воспитание дошкольников / О. А. Сабодаш. – Текст : электронный // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина : [сайт]. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie doshkolnikov?ysclid=l7oqjk07ac972016314 (дата обращения 03.09.2022)
  5. Ушакова, Е. А. Растим патриотов России. Сборник материалов по итогам конкурса. ФГОС / Е. А. Ушакова. – Москва : Детство-Пресс, 2016. – 288 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно-методическая деятельность педагогического коллектива при внедрении ФГОС третьего поколения: создание фондов оценочных средств

Презентация посвящена весьма актуальной проблеме в вопросе учебно-методического оснащения ОПОП СПО - созданию фондов оценочных средств. Представлен проект Положения о формировании фонда оценочных сред...

Дистанционные технологии как средство инновационной деятельности руководителя организации образования

В большинстве организаций образования в том или ином виде осуществляется инновационная деятельность: разрабатываются и реализуются программы развития школ, ведется экспериментальная работа, осваиваютс...

Межрегиональные Педагогические чтения «Реализация казачьего кадетского компонента в образовательном процессе».

Статья "Духовно-нравственное воспитание школьников средствами урочной и внеурочной деятельности в кадетских казачьих классах (из опыта работы школы).http://kadet-kazak.ru/index.php/tspv/novosti-tspv/3...

Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Совершенствование педагогических технологий путем внедрения инноваций в сферу дополнительного образования детей художественной направленности" на тему:"Развитие художественно-творческих спос

Доклад     представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисовани...

Проект: "Развитие инновационной деятельности в школе путем внедрения современных технологий образовательной робототехники и инженерного дизайна в учебный процесс"

Цель проекта: определить место и роль робототехники в современной школе. Теоретически разработать и экспериментально апробировать пути внедрения робототехники в образовательное пространство школы.Зада...

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной площадки сетевой программы «Школьная лига Роснано"

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной плащадки сетевой программы "Школьная лига Роснано&q...

Проект: "Развитие инновационной деятельности в школе путем внедрения современных технологий образовательной робототехники и инженерного дизайна в учебный процесс"

Цель проекта: определить место и роль робототехники в современной школе. Теоретически разработать и экспериментально апробировать пути внедрения робототехники в образовательное пространство школы...