Межрегиональные Педагогические чтения «Реализация казачьего кадетского компонента в образовательном процессе».
статья на тему

Статья "Духовно-нравственное воспитание школьников средствами урочной и внеурочной деятельности в кадетских казачьих классах (из опыта работы школы).

http://kadet-kazak.ru/index.php/tspv/novosti-tspv/...

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание школьников средствами урочной и внеурочной деятельности в кадетских казачьих классах (из опыта работы школы)

Степанов Яков Анатольевич,

учитель физической культуры

МБОУ «СОКШ №4» г.Нефтеюганска

Действенным механизмом   духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей и подростков является развитие кадетского компонента содержания образования.  Кадетское движение – это та воспитывающая духовно-нравственная среда, которая способствует формированию стержневых качеств личности. В основе этой среды – сохранение опыта поколений, возможность ориентироваться на ценностные ориентации, проверенные временем.  Создание такой среды только в стенах школы невозможно. Мы не можем не использовать огромный воспитательный потенциал социума и опыт взаимодействия с носителями нравственных и духовных ценностей.  

Цель нашей школы – создание и развитие единого образовательного пространства, способствующего возрождению патриотизма как важнейшей духовно-нравственной ценности и обеспечивающего становление личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России.

Эффективное  образовательное пространство невозможно без соответствующего ресурсного обеспечения. В нашей школе введены ставки воспитателей кадетских классов, педагога-организатора, педагогов дополнительного образования, которые  реализуют специализированные программы кадетского казачьего компонента. К реализации программы школы на договорной основе привлекаются: офицеры МЧС, сотрудники ДОСААФ, представители Нефтеюганского городского казачьего общества,   работники спортшкол и учреждений культуры.  

Модель образовательного пространства кадетской школы состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых блоков: подпространство учебной, внеурочной и внешкольной деятельности. Каждое из этих подпространств наполнено своим содержанием, и в то же время соотносится с другими, поскольку используется единый подход и единые принципы организации деятельности, основанные  на идее системно-деятельностного подхода.  

Кадетский казачий компонент содержания образования реализуется как в процессе изучения предметов, что также отражено в рабочих программах курсов, так и в процессе реализации программ внеурочной  деятельности школьников (вариативная часть учебного плана), программ дополнительного образования (учебный план ОДОД), а также через событийные мероприятия.

Уроки - составляющая образовательного пространства кадетской школы. Задача учителя-предметника – определить свою роль в этом пространстве, найти точки соприкосновения образовательных задач своего предмета и задач воспитания духовно-нравственной культуры личности. Исходя из цели кадетского образования, в содержании программ сделан акцент на расширении представлений об истории армии, выдающихся полководцах, исторических фактах отечественной истории, уделяется внимание работе по краеведению. Активно используются разнообразные формы уроков: урок - читательская конференция, кинолекторий, урок-диспут, устный журнал, урок-проект, музейные уроки, урок-экскурсия, урок с участием «живых свидетелей истории» и т.д.

Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера. На первой ступени обучения делается акцент на социализацию, в 5-9 классах - развитие культуры сотрудничества, на третьей ступени - возможность для профессионального самоопределения.  

В соответствии с концептуальными основами кадетского казачьего образования в школьный компонент включены следующие курсы: 

  • На 1-ой ступени: «Я – кадет» - занятия, формирующие основные нравственные ценности и нормы поведения; «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей» - курс, направленный на расширение читательского кругозора, формирование нравственных и патриотических качеств.
  • На 2-ой ступени:  «История казачества России» - курс, включающий подразделы «Ратные подвиги казаков», «Образы казачества в произведениях художественной культуры», «Казачьи ремесла и художественные традиции», «Традиционные казачьи виды спорта», цель которых – формирование представления об исторической и культурной самобытности казачества, патриотического сознания школьников в условиях этнокультурной образовательной среды.
  • На 3-ей ступени обучения курсы: «Традиционная культура казачества», «Основы военной и гражданской  службы», социальное проектирование.

В нашей школе открыто   отделение дополнительного образования, что также содействует реализации кадетского казачьего компонента.

Для решения задач патриотического воспитания разработаны и реализуются программы дополнительного образования, направленные  на расширение возможностей для практического освоения культурно-исторической среды российского казачества (культура, обычаи, традиции казачества), на развитие творческих способностей детей на богатом культурном материале казачества (хореография, хоровое пение, вокал, игра на народных инструментах, декоративно-прикладное творчество), на формирование основ здорового образа жизни («Защитник», «Школа выживания», «Знаменная группа», «Основы военной службы», «Спасатель», «Общая физическая подготовка»).

Внешкольная деятельность включает в себя:

  • Социальные практики -  «Казачьи забавы для малышей» (шефская деятельность в начальной школе), операция «Забота», «Вахта Памяти», «Виртуальный музей», волонтерское движение «Милосердие», клуб «Диалог поколений», школьный пресс-центр «Казачий вестник», «Мы этой памяти верны» (благотворительные концерты для жителей города).    
  • Система событийных мероприятий.  
  • Акция «Рассвет Победы». Торжественное шествие и митинг у памятника Воину-освободителю, в котором принимают участие все учащиеся школы, ветераны и труженики тыла, старожилы, представители администрации и думы города, родители учащихся, а также выпускники школы. Здесь важен не внешний антураж, а возможность соприкоснуться с живыми свидетелями истории, почувствовать себя сопричастным к их подвигу.
  • «День рождения кадетских классов» (посвящение в кадеты).
  • Парад Победы.
  • Фестивали, конкурсы и выставки детского творчества:  фестиваль военно-патриотической песни, хореографический фестиваль «Югорский хоровод дружбы», «Сибирь казачья», «Весна кадетская».
  • Фольклорные праздники «Казачьему роду нет переводу», «Казачья слава» и пр.
  • Дни воинской славы. Уроки мужества (встречи с ветеранами, военнослужащими, членами городского казачьего общества)
  • Смотр строя и песни.
  • Военно-спортивные игры «Зарница», «Тайфун», «Казачий сполох», проведение которых способствует воспитанию командного духа, атмосферы взаимовыручки и товарищества, приобретению навыков военного и походного дела, готовит юношей к службе в армии.

К общешкольным  традициям и ритуалам также относится церемония передачи знамени, парадный марш в честь выпускников на линейке последнего звонка.

МБОУ «СОКШ №4» является муниципальной инновационной площадкой по патриотическому воспитанию школьников. Школой ежегодно проводятся семинары для педагогов округа и города по вопросам патриотического воспитания и гражданского становления учащихся, тренинги и консультации для лидерского актива молодежи города. В течение нескольких лет школа активно сотрудничает со средней общеобразовательной школой №4 пгт. Пойковский, средней общеобразовательной школой №5 г.Пыть-Ях (на базе нашего образовательного учреждения проводятся консультации для педагогов, совместные мероприятия: праздники, концерты и фестивали).

Среди достижений МБОУ «СОКШ №4» в области реализации кадетского казачьего компонента - победы в окружных конкурсах вариативных программ «Лучший кадетский класс» (2011, 2012, 2013  годы), 1-е место в конкурсе «Лучший казачий кадетский класс Уральского федерального округа 2012», в региональном этапе военно-спортивной игры «Казачий сполох» (2012, 2013, 2014 годы), 2-е место во Всероссийской военно-спортивной игре «Кадеты Отечества» (г.Москва, 2013 год), призовые места на Всероссийском этапе конкурса «Казачий сполох» (г.Туапсе, 2012 год). Творческие коллективы нашей школы - неоднократные победители и призеры региональных фестивалей «Сибирь казачья» (2012, 2013 гг.), «Музыкальная звонница» (2013 год), «Я люблю тебя, Россия» (2013 год), «Песня, опаленная войной» (2011, 2012, 2013 годы) и пр.

По данным анкетирования 82% родителей учащихся  к положительным моментам относят формирование навыков сознательной дисциплины и ответственности, 77% родителей заинтересованы в развитии творческих способностей их детей, 86% отмечают необходимость воспитания милосердия, сострадания, уважительного отношения к старшему поколению, к историческому прошлому и культурному наследию Родины.

Таким образом, кадетское образование с казачьим компонентом  – одна из наиболее эффективных  форм развития духовно-культурных основ и воспитания патриотизма  учащихся, о чем свидетельствует социальный запрос родителей.                          


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия (из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)

Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия(из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)Всем изв...

Презентация "Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе " (из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)

ЛедяйкинаЛюдмила Анатольевна,учитель эрзянского языкаТема:«Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия» П...

Педагогический семинар: «ФГОС ОВЗ НОО, как важнейший компонент современного образовательного процесса в школе"

Педагогический семинар: «ФГОС ОВЗ НОО, как важнейший компонент современного образовательного процесса в школе"...

Педагогический совет «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»

Цель педсовета: показать возможности внеурочной деятельности для совершенствования образовательного процесса,   также всестороннего развития, воспитания и обучения школьниковЗадачи педсовета...

Значение психолого-педагогических компетенций учителя в реализации воспитательного и развивающего потенциала образовательного процесса

Нельзя переоценить значение психолого-педагогических компетенций учителя  в реализации воспитательного и развивающего потенциала образовательного процесса. Следует подробнее рассмотреть эти одни ...

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ КАДЕТСКОГО КОМПОНЕНТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются инновационные формы внедрения кадетского компонента в дошкольное учреждение. На примере дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с...

Доклад на Межрегиональных педагогических чтениях, "Инновационные идеи и методические решения в профессиональном образовании", в рамках Десятилетия науки и технологий, посвященная Году педагога и наставника 01 июня 2023 года

В докладе освещаются актуальные проблемы дистанционного обучения , связанные с современными реалиями , а также приводятся примеры из личной практики их решения....