Значение психолого-педагогических компетенций учителя в реализации воспитательного и развивающего потенциала образовательного процесса
статья

Тасенюк Ольга Васильевна

Нельзя переоценить значение психолого-педагогических компетенций учителя  в реализации воспитательного и развивающего потенциала образовательного процесса. Следует подробнее рассмотреть эти одни из основных компетенций преподавателя. Необходимость повышения психолого-педагогических компетенций работающих учителей обусловлена ростом социальных требований к школе и педагогам.

Согласно новой модели аттестации учителей по ФГОС, аттестация будет проводиться, основываясь на оценке основных педагогических компетенций, и в  т.ч. психолого-педагогических компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Olga Tasenyuk

Значение психолого-педагогических компетенций учителя  в реализации воспитательного и развивающего потенциала образовательного процесса

Согласно новой модели аттестации учителей по ФГОС, аттестация будет проводиться, основываясь на оценке основных педагогических компетенций:

  • Предметные компетенции
  • Методические компетенции
  • Психолого-педагогические компетенции
  • Коммуникативные компетенции.

Мы видим, какая роль отводится психолого-педагогическим компетенциям в этом процессе. Нельзя переоценить значение психолого-педагогических компетенций учителя и учителя  в реализации воспитательного и развивающего потенциала образовательного процесса. Следует подробнее рассмотреть эти одни из основных компетенций преподавателя. Необходимость повышения психолого-педагогических компетенций работающих учителей обусловлена ростом социальных требований к школе и педагогам.

В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогических компетенций педагога, которая включает в себя:

  • осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
  • осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов, происходящих внутри групп, как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
  • осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.

Психолого-педагогическая компетентность – это адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся. То есть следует учитывать и индивидуальные особенности (большую роль играет тип личности, ее интеллект); психическое состояние и типичное настроение; эффективность социализации (например, нарушение социализации приводит к возникновению эмоциональной глухоты, комплексов, агрессивности); влияние культурных различий и, в идеале, специальная психологическая подготовка.

  • Следует обратить внимание на три блока психолого-педагогической ориентации: грамотность (т.е. знания, которые принято называть общепрофессиональными);
  • умения как способность учителя использовать имеющиеся у него знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия;
  • профессионально значимые личностные качества, наличие которых неотделимо от самого процесса педагогической деятельности.

Суть характеристики психолого-педагогических компетенций учителя составляет направленность на ученика как главную ценность своего труда, а также потребность в самопознании и возможном изменении себя, способов учебно-воспитательной деятельности, методов воздействия на школьников с учетом закономерностей развития личности.

К психологическим компонентам психолого-педагогической компетентности учителя относятся:

  • дuффepeнциально-психологический (знания об особенностях усвоения учебного материала конкретными учащимися в соответствии с индивидуальными и возрастными характеристиками);
  • социально-психологический (знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного учащегося в ней, об особенностях взаимоотношений учителя с классом, о закономерностях общения);
  • знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах.

Воплощение психолого-педагогических компетенций в практику взаимодействия с детьми осуществляется успешнее при условии, если учитель умеет приводить учащихся в более деятельное состояние; так конструировать информацию, чтобы она была доступной для слабых школьников и достаточной для более сильных; включать всех учащихся в учебный процесс, в полезный для них труд.

Критерием психолого-педагогической компетентности педагогического общения является владение учителем демократическим стилем общения с учениками, учителями и родителями.

Критерием психолого-педагогической компетентности личностного развития учителя является стабильное психоэмоциональное состояние личности учителя.

Основным критерием сформированности психолого-педагогической компетентности является умение учителя самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика.

Рассматривая психолого-педагогические компетентности и значимость таких ее структурных компетенций, как психолого-педагогические грамотность и умения, нельзя не обратиться к другим важным составляющим. А именно: глубина и разносторонность знаний педагогов не всегда совпадают с продуктивностью их деятельности. Совокупность таких качеств, как рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, формируется на основе искреннего интереса к партнеру, к его деятельности, желания работать вместе, принимать участие в общем деле. Способность к сотрудничеству интегрирует, вбирает в себя комплексные умения: формулировать свою точку зрения, слушать и слышать ученика, выяснять точки зрения, разрешать разногласия с помощью аргументации, не переводить противоречия в плоскость личных отношений, поощрять активность учеников и своевременно проявлять свою инициативу; оказывать эмоциональную и содержательную поддержку тому, кто в этом особо нуждается; предоставлять ученику возможность утвердиться, попробовать силы в разных видах деятельности; занимать диалогичную, а не монологичную позицию; органически сочетать «ролевые» и «межличностные», деловые и человеческие отношения. Способность к сотрудничеству предполагает открытость педагога и готовность к любым формам взаимодействия.

И последнее, что хотелось бы отметить, что тоже очень важно - эмоциональная привлекательность  и внешняя привлекательность учителя, способность расположить к себе ученика манерой поведения, внешним видом. Внешность воспринимается в комплексе и целостности всех ее признаков. Внимание учащихся обращается не только на то, что говорит учитель, но и на то, как он говорит, на внешнее выражение чувств в мимических и пантомимических движениях. Приятные манеры поведения помогают быстро адаптироваться, упрощают установление коммуникативных связей, повышают возможность воздействия на учащихся. Всем манерам эмоционально привлекательного учителя присуща одна общая черта - это соблюдение педагогического такта, который включает в себя чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с учащимися, которая позволила бы сохранить обоим личное достоинство.

В этом и заключается значение психолого-педагогических компетенций учителя  в реализации воспитательного и развивающего потенциала образовательного процесса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Значение психолого-педагогического изучения ребенка для определения стратегии составления программ коррекционной и образовательной направленности»

В статье  раскрыты шаги по построению эффективных коррекционно-развивающих программ, виды диагностик, содержание, способы контроля и прогнозирование результата. Дан перечень литературы для более ...

РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Изучение художественных произведений формирует особое мышление, сочетающее в себе логику и высокую духовность. Именно поэтому поиск нового для учителя словесности должен способствовать главному: разви...

Анализ психолого-педагогического сопровождения внедрения и реализации программы ФГОС ООО за 2013-2017 годы

Система психологического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательной организации разработана с учетом современных требований и задач образования, основана на идее психолого-педагогич...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения для учащихся 10-11 классов и родителей в процессе подготовки к ЕГЭ.

Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, род...

Психолого-педагогические условия и пути реализации качества образования. Психологический комфорт ученика в классе.

Педсовет. Психолого-педагогические условия и пути реализации качества образования.Психологический комфорт ученика в классе. ...

«Роль психолого-педагогической службы в условиях реализации ФГОС».

    Психологическое сопровождение внедрения ФГОС обладает мощным потенциалом, является одним из средств повышения интереса к инновационной деятельности. Оно способствует анализу школь...