Информационная безопасность в представлении взрослых и детей (по результатам проведённого исследования).
статья

Гусар Наталия Геннадьевна

Статья посвящена он-лайн угрозам в сети интернет. В статье представлены результаты исследования среди взрослых (педагогов) и обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gusar_n.g._fgkou_usvu_mo_rf.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная безопасность в представлении взрослых и детей (по результатам проведённого исследования).

Современные дети воспринимают интернет как уникальный источник:

- для получения знаний и любого рода информации;

- для интересных игр - от традиционных настольных до симуляторов;

- и для просмотра продукции киноиндустрии.

Современные взрослые, в свою очередь, отчётливо понимают, что без сопутствующего контроля общение в сети может стать для их детей основанием для негативных переживаний, как в настоящем, так и в будущем времени.

Таким образом, проблема информационной безопасности или кибербезопасности постоянно находится в фокусе неослабевающего публичного внимания, и не только государства, но и социума. Об этом свидетельствуют принятые на федеральном уровне законодательные акты и обсуждение вопросов обеспечения информационной безопасности в цифровой среде на уровне обыденных представлений.

В прошедшем учебном году в рамках реализации училищной программы по медиа безопасности нами было проведено исследование, с целью изучения того, как взрослые: педагоги и родители и сами дети понимают информационную безопасность, и каков алгоритм действий по её обеспечению. Необходимость и актуальность данного исследования была продиктована временем и обусловлена следующими обстоятельствами: во-первых, изменением политической обстановки, во-вторых, окончанием учебного года и каникулярным временем отдыха, которое наши суворовцы проведут в доступной цифровой среде. Другими словами, в поставленные задачи входил анализ тех «наивных теорий», которые порождаются взрослыми и детьми для объяснения термина «информационная безопасность». В качестве дополнительной задачи мы провели сравнительный анализ (с прошлым учебным годом) рисков и угроз цифровой среды среди суворовцев.

Прежде чем перейти к результатам, хочу обратить ваше внимание на некоторые моменты. Принципиальное отличие психологических особенностей детей «цифрового поколения», родившихся после 2000-х, так называемого поколения Z, заключается в особенностях личностного и когнитивного развития. Когнитивные функции, такие как - память, воображение, внимание, мышление и эмоции составляют основу любой деятельности. Их изменения, которые многими воспринимаются как негативные, на самом деле более всего связаны с адаптацией в современном информационно-цифровом обществе или цифровой социализацией

Как показал анализ обработки данных, обыденные представления об информационной безопасности детей в группах родителей и их педагогов выстраиваются вокруг двух основных тем – риски (угрозы) информационной безопасности детей и противостояние этим рискам (угрозам).

Реализованное нами исследование, позволило сделать следующие выводы: в общем и целом, все категории взрослых одинаково понимают угрозу информационной безопасности детей и подростков. Последствия вредного воздействия преподаватели, воспитатели и родители и видят преимущественно в поведенческих последствиях, речь идет о вреде здоровью и развитию, причём, родители говорят об ошибочном понимании, а педагоги – об «искажении реальности» и замене реального поведения на виртуальное.

Для обеих групп основная ответственность по обеспечению информационной безопасности лежит на родителях, при этом родители ожидают от педагогов обучения воспитанников правилам безопасности и поведению при столкновении с опасной информацией в Интернет-среде.

Педагоги, в свою очередь ожидают от родителей контроля за доступом к информации и ограничения этого доступа.

После обработки данных, полученных от двух возрастных категорий суворовцев, у нас получилась следующая классификация рисков (в сравнении с данными прошлого учебного года): контентные риски связаны с информацией, которую получает подросток в Сети, среди которой может оказаться противозаконная, вредоносная, неэтичная, связанная с насилием, агрессией, эротикой, пропагандой суицида, наркотиками. И именно эту группу рисков наши суворовцы ставят на первое место. Эти же риски вызывают наибольшее беспокойство и у педагогов, и у родителей, и тех, и других в первую очередь интересуют вопросы средств технической защиты от негативного контента и вредоносной информации.

На четвертое место со второго ушли технические риски, связанные с повреждениями ПО, взломом аккаунта, затем для восстановления своего аккаунта нужно время, а для обеспечения безопасности замена паролей на более сложные, и другие меры. Этому в немалой степени поспособствовали, проведённые педагогами мероприятия, тематика которых была связана с личной репутацией в интернете и нетикетом.

Теперь на втором месте находятся коммуникационные риски, к ним относится все, что связано с общением в интернете. Наши воспитанники тоже сталкиваются с такими рисками находясь за пределами училища. На первом месте у подростков 15-16 лет находятся межличностные отношения, поэтому они легко знакомятся и впускают в своё личное пространство незнакомых «френдов». Каждый второй подросток имеет виртуальных друзей, с которыми он ни разу не встречался в реальной жизни, однако предоставляет им доступ к персональной информации, поддерживает регулярную и близкую коммуникацию, а также рассматривает возможность реальной встречи с ними в будущем. Сюда же относится и кибербуллинг. Это самый травматичный вид киберагрессии, когда систематическая травля онлайн смыкается со подростковым буллингом. Я не буду подробно останавливаться на его разновидностях, ввиду ограниченности во времени. Но в конце выступления обязательно остановлюсь на векторном развитии этого риска.

Столкновение с коммуникационными рисками, по мнению психологов, наиболее серьёзная проблема по сравнению с другими видами рисков, и она гораздо чаще причиняет им ощутимый вред и об этом они, как правило умалчивают. Как раз по той причине, что виртуальные друзья заменяются реальными, и даже вытесняют родителей из зоны общения.

На третьем месте - потребительские риски, связанные с мошенничеством. Наши ребята, имея собственные средства, во время летних каникул и покупают, и продают, и становятся жертвами мобильного мошенничества.

По нашему мнению, самый распространённый риск — это интернет-зависимость. Как показывает практика, не только у детей и подростков, но и у родителей встречается болезненное пристрастие к видеоиграм, навязчивая потребность общения в чатах, круглосуточный просмотр сериалов, и, к сожалению, никто из них не считает себя зависимым. 

Комментировать не буду, но обращаю ваше внимание на распространённый сегодня вид онлайн риска — рекрутинг в наркокурьеры. Закладчик прячет расфасованные наркотики в разных местах города, а затем скидывает координаты и фото этих мест своим диспетчерам или операторам. Потребители, которые покупают наркотики в интернет-магазинах, переводят деньги на счета, указанные диспетчерами, получают как раз те самые координаты и фото, едут и поднимают закладку. За одну «закладку» платят около 300 рублей. Период безнаказанной работы закладчиком от 3-х дней до 5 месяцев. Кстати, это статья 228.1 УК РФ и от 8 до 20 лет тюремного заключения.

В соответствии с полученными результатами нами были предприняты следующие меры: разработаны обучающие модули по кибербезопасности для суворовцев, согласно возрасту и предполагаемым рискам, и опасностям. На нашем внутреннем информационно-образовательном ресурсе есть специальные тесты по киберугрозам. Для педагогов регулярно проводятся занятия по повышению уровня профессиональной компетентности в этой области. Педагоги-психологи проводят тренинги и оказывают любую помощь, и ребятам и их родителям.

В заключении мне хочется сказать – в сегодняшних условиях трансформации образования всем без исключения участникам образовательного процесса необходимо определённое статусом «цифровое» воспитание. На текущий момент это только формирующаяся, но весьма важная сфера науки педагогики. Сфера, которая ставит перед педагогом ряд задач, не свойственных фундаментальной педагогике. И на первый план выходят цифровая компетентность, затем кибербезопасность, и, конечно же, здоровьесбережение. Ведь цифровая компетентность — это готовность и способность личности применять цифровые технологии эффективно, критично и безопасно в разных сферах жизнедеятельности на основе овладения этими компетенциями, как целостной системой знаний, умений, ответственности и мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА В «SCRATCH» КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Способ создания условий для формирования у школьников представлений об информационной безопасности...

Мини проект – социологическое исследование “Школа глазами взрослых и детей”

В программе по математике  6 класса есть практическая работа по сбору, организации и подсчёту данных и по этим данным надо уметь строить  диаграммы. Чтобы всему этому научиться я предложила ...

Театрализованное представление "Дружат на планете взрослые и дети"

Семья - это главное в жизни каждого человека. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, уважению. Театрализованное представление "Дружат на планете взрослые и дети" нацелено на воспит...