Проблемное обучение на уроках русского языка и чтения как средство активизации познавательной сферы обучающихся
статья

Лариса Витальевна Шабдарова

Статья посвящена технологии проблемного обучения. Организация проблемных ситуаций на уроках русского языка и чтения является средством повышения познавательной сферы обучающегося в рамках ФГОС. Приведены примеры проблемных ситуаций на уроках русского языка и чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Л.В.Шабдарова,

                                   заместитель директора по УВР

                                                                                ГБОУ  Республики Марий Эл

                                                                         «Казанская школа-интернат»

Проблемное обучение на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи как средство развития познавательной активности учащихся.                                                 

Технология проблемного обучения является достаточно эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Она позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками.

В педагогической науке в различные годы изучением организации проблемного обучения занимались многие педагоги: Я. Коменский,  Ф.А. Дистервег считали тот метод обучения активизирует познавательную деятельность ученика. Также классифицировали методы проблемного обучения Лернер И.Я. и Скаткин М.К. Матюшкин А.Н.

 Актуальность данной темы определяется развитием мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся.

Целью проблемного обучения является развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений на основе усвоения учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. При проблемном обучении учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от преодоления сложностей и найденных догадок.

Проблемные ситуации и учебные проблемы начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д. Например: докажи, что «стол» - имя существительное, «Фишка» - преданная собака хозяину (В. Астафьев «Злодейка»).

 Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы урока с использованием мотивирующих приёмов. Например, составить словосочетания, соединив стрелкой слова первого и второго столбиков и записать в тетради, определив род имени прилагательного

Премьера – давнее

Спектакль – талантливые

Представление –  очередная

Актёры – новый

  • На какую тему данные словосочетания? (театр)
  •  В нашей столице есть театры? Сколько их?

Подводящий к теме диалог, например: Какое слово спряталось?  Для этого нужно вычеркнуть повторяющуюся букву - РДРРЕТРЕРКТРИРВ (Детектив)

- Какая буква повторяется?   Какой он звук даёт? Охарактеризуйте звук Р. Кто такой детектив? (работа со словарём)

     Приём «яркого пятна» (сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, загадки и т.д.) 
    Приём «актуальность» (обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для учащихся). Например, запишите слова с пропущенными буквами: л…нивый, п…тнистый,
см…льчак, в…здушный;

- Определите, на какое правило пропущена буква в словах, подобрать проверочные слова.  Найдите «лишнее» слово  в каждом ряду. Почему?  От какой части речи образованы данные прилагательные?

Этапы урока по технологии проблемного диалога:

1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.

2. Выдвижение версий решения проблемы.

3. Актуализация имеющихся знаний.

4. Составление плана решения проблемы.

5. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

Проблемные уроки считаю удачными, если

1. ученики смогли самостоятельно сделать один или несколько выводов;

2. ученики смогли установить связи между явлениями;

3. в обсуждение или поиск решения проблемы были вовлечены в той или иной степени все ученики;

4. если после окончания урока у учеников есть желание обсудить предложенную проблему с одноклассниками и учителем

Список источников:

1. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система “Школа 2100” - качественное образование для всех. Сборник материалов. М., Баласс. 2006.

2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008.

3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открыть знания с учениками. - Москва, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Опорные схемы и конспекты на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Материал презентациии был подготовлен для аттестации.В проекте проанализирована многолетняя работа по опрным таблицам по русскому языку, что позволяет сказать о этом приеме как действенном. Обучение, ...

Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет:žинтенсифицировать деятельность учителя и школьника;žповысить качество обучения предмету;žотразить существенные стороны филологических...

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...

"Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-9 классов"

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...

Презентация к методической разработке «Использование репродукций картин отечественных и зарубежных художников на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся».

Презентация к методической раработке «Использование репродукций картин отечественных и зарубежных художников на уроках русского языка  как один из способов активизации познавательной деятел...