Публикация на сайте «Лучшийпедагог.рф» Консультация для родителей " Радость творчества"
статья

«Музыка для ребенка мир радостных переживаний. Чтобы  открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности и прежде всего музыкальный слух и  эмоциональную  отзывчивость, иначе музыка не выполнит  свои воспитательные функции».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Публикация на сайте «Лучшийпедагог.рф»

Опыт работы

Развитие

детского музыкального творчества

Ольга Анатольевна Рокач,

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №4»

г. Болхова Орловской области

Декабрь 2017г.

Развитие

детского музыкального творчества

Трудно представить себе умственное, нравственное, эстетическое воспитание дошкольников без музыки, которое вызывает у детей эмоциональный отклик, взволнованность, раскрывает перед ними неисчерпаемую красоту жизни, оказывает воздействие на развитие у них чувств, творческие способности. Для детей музыка никогда не бывает чем – то изолированным, она всегда является частью их жизни. Музыка – ступенька в мир прекрасного, и очень важно через эмоциональное воздействие музыки открывать ребенку этот мир, постепенно приобщать его к духовной красоте и творческой деятельности.

Известно, что необходимым условием развития детского творчества является обогащение ребенка впечатлениями, в знакомство его с различными видами искусства. Рано и ярко проявляются творческие музыкальные способности. Наблюдая детей, можно убедиться, что они по собственной инициативе импровизируют простейшие попевки, танцуют, драматизируют.

Известный психолог Б.М. Теплов подчеркивает, что эстетическое воспитание в раннем детстве не может быть полноценным, если ограничиться лишь восприятием и исполнительством. По своей природе детское творчество синтетично и часто несет импровизационный характер.

Поэтому в своей работе с детьми я делаю акцент на развитии музыкального творчества. В чем же проявляется детское творчество?

В пении – в импровизации простейших мотивов, часто возникающих у детей непроизвольно, по собственной инициативе. Эти проявления возникают очень рано, и, основываясь на них, можно давать детям творческие задания: придумать свою мелодию на заданный текст, спеть не сложный мотив без слов, но в определенном жанре: марш, вальс. Передать при этом в своем напеве грустное, веселое настроение. Конечно, творческие певческие действия детей бывают успешными, если у детей ведется активная слуховая подготовка. С этой целью провожу активную работу по развитию музыкального слуха. Поём песни, построенные на одном, двух и трех звуках, а так же пропеваем попевки с любого звука, отхлопываем на нотном стане ритмический рисунок песни. Процесс сочинительства оказался интересным для детей, тем более, что он дается в игровой форме: «Чья музыка лучше. Кто лучше всех придумывает. Кто интересней споет свое имя». Такие приемы активизируют дошкольников, побуждают их напряженно вслушиваться в те мелодии, которые пропевают их товарищи. Самые удачные варианты пропевались тут же всеми детьми.

Главными внешними оценочными действиями должны быть чувства: восхищение, радость, удивление, изумление. Даже если ребенок сочиняет не совсем то, что хочет услышать педагог, важно не исправлять, а показывать – «а вот можно и так», «а это мой вариант», т.е через одобрение перейти к показу собственного варианта. Это психоэмоциональная атмосфера важна тем, что через восхищение и тактичность педагога должны развивать ребенка и внушать веру в его творческую неповторимость.

Музыкально-игровое творчество детей проявляется в создании образов различных персонажей, характер которых навеян музыкальной программой пьесы. Инсценировки песен, разумеется, определяются литературным текстом. Но здесь существует опасность появления у детей стереотипных движений. Инсценировки можно назвать творческими лишь в том случае, если дети придумывают оригинальные движения для характеристики персонажей (в соответствии с музыкой и литературным текстом песни, заданным сюжетом и программой музыки). Во второй младшей группе в занятия включаются игры и игровые упражнения: «Кошка и котята» М. Раухверира, «Заинька» А. Лядова, «Зайчик дразнит медвежонка» Д. Кабалевского, «Болезнь куклы» Чайковского и др. Вначале детям дается словесный образ, например, зайки. (Какой он? Веселый, шаловливый, пугливый, озорной, печальный). Затем каждый изображает «своего» зайку. Позднее разыгрываются сценки, в которых дети  «переносятся» из одного времени в другое. Летом можно вспомнить, чем ребята занимаются зимой: играют в снежки, катаются на санках, лепят снеговика и т.д. Вначале все эти этюды проводятся без музыки, чтобы ребенок сам нашел образное движение. Затем включается знакомая музыка («Зимнее утро», «Декабрь», «Январь» П.И. Чайковского) и дети играют, придумывают сюжет. В средней группе ведется более углубленная работа по восприятию музыки, расширяется круг музыкальных образов: «Колдун»       Г. Свиридова, «Плакса», «Злюка», «Ревушка» Д. Кабалевского, «Петушок», «Мотылек» Майкопара,  «Баба Яга», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского,  «Обидели» А. Афонникова, «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна.

В старшем дошкольном возрасте продолжается обучение инсценированию, начатое в средней группе. Дети уже хорошо чувствуют характер сложный образов, прекрасно действуют с воображаемыми и настоящими предметами. Самостоятельно создают свои танцевальные композиции в соответствии с жанром, формой музыкального произведения.

Музыкально-танцевальное творчество проявляется в комбинировании детьми знакомых элементов танца, в импровизации собственных движений, в сочетании простого и танца типа польки. Последнее обычно выполняется небольшой группой детей. В этом случае дети обсуждают, какой вариант лучше, запоминают созданную ими пляску.

Развитие творчества требует дифференцированного подхода к каждому ребенку. Вместе с тем важно оснастить педагогический процесс всеми необходимыми техническими средствами обучения, иллюстрированным материалом, детскими музыкальными инструментами, пособиями для танцевальных импровизаций, разнообразными костюмами. Для более успешной работы в этом направлении важен контакт между музыкальным руководителем, воспитателями, родителями. Эта связь осуществляется в процессе комплексных занятий.

Таким образом, музыкальное творчество связано с пением, движением, игрой на детских музыкальных инструментах. Дети напевают свои мелодии,  иногда же просто импровизируют, находя красивые сочетания мелодических ходов или ритмического рисунка. Главное поддерживать их творческие фантазии, какими бы наивными и смешными они бы не казались, ведь так легко разрушить веру ребенка в себя.

 Главная задача педагога – воспитать людей ищущих, неравнодушных, способных к преобразовательной деятельности. Музыкальное творчество активизирует фантазию детей, побуждает их к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам способов воплощения музыкального замысла в разных формах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикации на сайте intewiki

Страница на сайте intewiki и проект "Координатная плоскость"...

Публикация на сайте eor.openclass.ru

Итоговая работа прохождения курсов "Использование ЭОР в образовательной деятельности" на тему "Вирусы и антивирусные программы" ...

публикация на сайте УО о семинаре в Назарьевской СОШ февраль 2013

сайт УО; система воспитания, методические разработки...

Свидетельство о публикации на сайте

Публикация на сайте "ИНФОурок". Конспект урока в 6 классе "Софизмы и парадоксы"...

Публикация на сайте «Лучшийпедагог.рф» Консультация для родителей" Радость творчества"

Одной из актуальных задач детской современной педагогики является  творческое развитие детей....