Программа для детей "группы риска" "Я и мой выбор"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)

Шапошникова Светлана Анатольевна

Программа разработана для групповой коррекционно-развивающей работы собучающимися "группы риска, обучающимися со склонностью к деструктивному поведения.

Цели программы:

- повышение личностной и социальной компетентности;

- развитие навыков бесконфликтного общения;

Предполагаемые результаты реализации программы:

- снижение вероятности отклонений в поведении;

- усиление личностных ресурсов;

- расширение репертуара просоциальных поведенческих стратегий в проблемных ситуациях.

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_detey_gruppy_riska.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

                

 Рабочая программа

для обучающихся «группы риска»

«Я и мой выбор»  

Количество часов: 18 ч.

Программа разработана на основе  программ: «Я принимаю мир»
(Беляевой Г.П.),  «Я и закон» (Беляева Г.П., Гейденрих Л.А.), «Секреты общения» (Протасова Л.Н.), «Я и мой выбор»

(Т.Н. Щербакова,  Е.Е. Алимова)

педагог-психолог

МБОУ СОШ № 2

С.А. Шапошникова

г. Новочеркасск

2022  

Пояснительная записка

Данная программа разработана для   групповой коррекционно-развивающей работы с обучающимися «группы риска», обучающимися со склонностью к деструктивному поведению.

Цели программы:

-  повышение личностной и социальной компетентности обучающихся «группы риска»;

- развитие навыков бесконфликтного общения;

- преодоление трудностей в развитии и обучении детей.

Задачи программы:

  1. Исследовать социально-психологические особенности подростков
  2. Отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния;
  3. Обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля;
  4. Обучение эффективным способам борьбы со стрессом;
  5. Формирование умения принимать решения;
  6. Выработка навыков сопротивления давлению;
  7. Развитие самосознания
  8. Развитие у подростков навыки социально-одобряемого поведения, коммуникативные навыки
  9. Инициировать формирование ценностей, которые делают значимой для подростков социально-активную жизненную позицию

Тип программы: коррекционно-развивающая; составленная на основе  программ: «Я принимаю мир» автора-составителя Беляевой Г.П., «Программы социально-психологического тренинга «Я и закон» (Беляева Г.П., Гейденрих Л.А.), «Секреты общения» (Протасова Л.Н.)

Возраст обучающихся: 11-15 лет

Цикл занятий рассчитан на работу с подростками «группы риска»  с проблемами в обучении и поведении, с подростками с деструктивным поведением

Режим работы: занятия проводятся в группе, 1 раз в 2 недели по 40  минут.  Так как данная категория детей часто испытывает различные формы дезадаптации, необходимо   параллельно с занятием проводить консультации для педагогов и родителей.

Количество занятий планировалось на основе тематических блоков с учетом возрастных  и специфических особенностей данной категории детей.  В целом программа представлена в виде 18 часов.

 Предполагаемые результаты:

  • снижение вероятности отклонений в поведении;
  • усиление личностных ресурсов, препятствующих социальной дезадаптации;
  • расширение репертуара просоциальных поведенческих стратегий в проблемных ситуациях.

Формируемые компетенции: коммуникативные навыки, навыки сопротивления давлению, принятия решения, планирования и целеполагания

Структура занятия:

  1. Вводная часть (ритуал приветствия, рефлексия предыдущего занятия, разминочные упражнения.
  2. Основная часть (задания, направленные на проработку темы)
  3. Завершение занятия (рефлексия полученных навыков, возможности применения их в обычной жизни, анализ межличностного взаимодействия)

Отслеживание результатов тренинга:

  • Диагностика в начале и в конце тренинга.
  • Самооценка обучающихся по следующим шкалам:

- дружелюбный – конфликтный;

- общительный – замкнутый;

- сильный- слабый;

- доверчивый – подозрительный;

- самостоятельный – доверчивый;

- счастливый – несчастливый.

Экспертная оценка классного руководителя по шкале «проблемный подросток (0%)- «идеальный подросток» (100%)

Классному руководителю предлагается произвольно отразить на шкале свое представление о подростке, руководствуясь собственными критериями «проблемности – идеальности»

Диагностика в процессе тренинга.

Наблюдения ведущего тренинга за изменениями в поведении, словах, способах разрешения трудностей каждого подростка. Возможна произвольная форма наблюдения, так и наблюдение по определенным критериям (умение выслушать, аргументировать свою точку зрения, поддержать и т.п.)

Рефлексия прошедшего занятия:

Что понравилось (не понравилось) на занятии?

Что было интересным, новым для вас?

Что узнал, чему научился во время тренинга?

Что хотелось бы изменить (делать по-другому) после занятия?

Диагностика  в конце тренинга.

Отзывы  участников тренинга (сочинение на тему «Что дал тебе тренинг?)

Рисунок на тему («Я до и после тренинга»)

Календарно-тематическое планирование занятий

№ занятия

Раздел

Тема

Кол-во часов

1

Диагностика

Диагностика. Знакомство.

1

2

Введение в ситуацию тренинга

1

3

 Я познаю себя

1

4

Выражение чувств. Отделение чувств от поведения

1

5

Психологическая подготовка к проработке травматических состояний. «Якорение своих ресурсных качеств

1

6

Горе. Потеря. Проработка травматического опыта.

1

7

Чувства. Обида. Поддержка

1

8

Стыд. Вина. Активизация ресурсных  состояний

1

9

Человек – существо социальное. Развитие навыков противостояния негативному влиянию

1

10

Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей (профилактика суицидального поведения)

1

11

Я выбираю здоровье

1

12

Защита против  жестокого обращения

1

13

С  точки зрения других людей

1

14

Что означает быть взрослым

1

15.

Моделирование будущего

Выбор жизненных целей

1

16.

Ценность времени

1

17.

Работа с будущим

1

18.

Итоговое занятие

1

Список использованной литературы

 1 . Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. В хр. Психология личности. Том 2-Самара: "БАХРАХ",1999.

2.  Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков - М.: "Соц. здоровье России",1999

3.  Ильин. Е. П. Психология воли. -СПб.: Питер,2002

4.  Рычкова Н. А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно-практическое пособие. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000.

5.  Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.,1995.

6.  Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2003

7. Хухлаева О. В., Кирилина Т. Ю., Федорова О. В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. - М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики суицидального риска в старшем школьном возрасте

Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400 – 500 тыс. человек кончают жизнь са...

Сценарий концертной программы «Выбираем с доверием!», проводимой в день выборов 14 сентября 2014 года

Сценарий концертной программы «Выбираем с доверием!», проводимой в  день выборов 14 сентября 2014 года( ОДОД «Планета любознательных» ГБОУ СОШ № 388)Открытие мероприятия под музыку Д.Шостаковича ...

Дополнительная образовательная программа для фортепианного отделения по предмету по выбору (ансамбль)

Данная адаптированная программа составлена на основе Примерной программы «Ансамбль» для фортепианных отделений ДМШ и ДШИ, Москва,1989 г.Программа имеет художественно-эстетическую направленность....

Профилактическая программа "Дети группы риска"

Программа "Дети группы риска" направлена на профилактику подростковой и молодежной преступности....

Программа трудового воспитания "Я и мой профессиональный выбор"

Социально-трудовое становление личности молодого человека является одной из важнейших задач для нашего государства. Актуальность проблемы обусловлена переоценкой ценностей, существенно влияющих на про...

Программа профилактики суицидального риска «Надежда»

        Сегодня, в условиях стремительно меняющейся картины мира, в условиях обилия потока информации, причем далеко не позитивной, на неокрепший ум подростка начинается так...

Рабочая программа по профориентации «Я и мой профессиональный выбор» (программа для учащихся 9-11 классов)

В жизни каждого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, молодые лю...