Проблемная ситуация как средство активизации мыслительной деятельности учащихся
статья

Чугреева Евгения Константиновна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемная ситуация как средство активизации мыслительной деятельности учащихся

Проблемное обучение является наиболее перспективным, в связи с тем, что данный вид обучения предполагает оптимальное управление познавательной, практической, теоретической и, главное, творческой деятельностью учащихся при помощи создания проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация является центральным понятием проблемного обучения.

Различают объективную проблемную ситуацию – ситуацию, заданную преподавателем в учебных целях и субъективную проблемную ситуацию – психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы.

Проблемная ситуация на уроке создаётся на основе моделирования жизненных ситуаций, представляющих для учащихся интерес. Эффективность обучения с использованием проблемной ситуации зависит от умений обучающихся разрешать такие ситуации, умений учителя предъявить ситуацию, обеспечить эффективность работы учащихся, управлять процессом разрешения ситуации.

Активизация познавательной деятельности учащихся, формирование самостоятельности, творческого отношения к изучаемому происходят успешнее, если учитель не декларирует, а рассуждает, размышляет, полемизирует с представителями других точек зрения, вовлекает слушателей в активный процесс доказательства, обоснования, если предлагаются задания, требующие поиска ключевой идеи, алгоритма, метода решения.

Для достижения высокой эффективности можно использовать следующие приёмы создания проблемной ситуации: привлечение в ходе лекционного общения примеров из жизненных ситуаций, опыта практической деятельности слушателей, обыденной жизни, социальной и профессиональной деятельности, накопленных лектором путём наблюдений, чтения и анализа литературы; использование сопереживания, идентификации с чувствами и мыслями слушателей; использование предлагаемых обстоятельств, приёмов; решение новой задачи на матери-але известной, привычной ситуации; анализ нескольких ситуаций проблемного характера и классификация способов их решения.

Существует множество вариантов постановки проблемных ситуаций. Для достижения высокой эффективности урока и обеспечения мотивации учеников, учитель должен тщательно спланировать свою деятельность на уроке, продумать какие именно приёмы и проблемные задачи он будет использовать. В результате проблемного обучения в детях формируется навык самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и видеть проблему, находить правильный ответ.

Проблемные ситуации могут предлагаться учащимся на разных этапах урока, но наиболее эффективны они на его заключительной стадии, так как позволяют резюмировать пройденный материал, выявить существующие точки зрения по данной проблеме, прийти к общему выводу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.

Эксперимент является важнейшим элементом процесса обучения физике. Он выполняет несколько дидактических функций: повышает интерес к предмету, активизирует внимание учащихся, способствует политехническ...

Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.

Эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физикиПопова Л.Л. учитель физикиМБОУ  «СОШ № 14» имени А.М. Мамоноваг. Старый Оскол, Белгородской Области....

Программа работы «Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения биологии в условиях реализации ФГОС».

В настоящее время в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, будут мобильно ориентироваться в...

Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках химии

Среди различных форм активизации учебного процесса и формировании компетентностных подходов, центральное место принадлежит проблемному обучению, цель которого «научить ученика мыслить»....

Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся.

В данной статье автор рассматривает теорию  технологии  проблемного обучения и демонстрирует конкретные приёмы, которые он применяет в своей работе....