УЧИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Проблемное обучение как средство активизации мыслительной деятельности старшеклассников в процессе обучения истории и обществознания».
материал по теме

Степанова Татьяна Викторовна

                                                                                     «Любое исследование, любое творчество  начинается с постановки  проблемы.»

Г. Лейбниц.

            В связи с общей стратегией модернизации общего среднего образования и переходом на профильное обучение в старших классах, возникает проблема по организации учебного процесса в соответствии с новыми требованиями по подготовке учащихся.

 Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. В окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

            Современный социальный заказ системе образования со стороны семьи, общества, государства включает в себя следующие требования: формировать активную личность, способную  перестраиваться в связи с изменениями внешних условий социума, адаптироваться к новым условиям, самообучаться, занимать активную жизненную позицию.

          В конкретный момент на фоне развития новых исторических условий в России требуются хорошо образованные люди с широким кругозором, инициативные, умеющие принимать ответственные решения, обладающие способностью к самообразованию. Поэтому задачей любого образовательного учреждения в современное время является развитие личности в интересах ее самой, общества и государства, развитие конкурентоспособной личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  УЧИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Проблемное обучение как средство активизации мыслительной деятельности старшеклассников в процессе обучения истории и обществознания».

Учителя истории и обществознания

МОУ СОШ № 13 г. Тамбова

с углубленным изучением отдельных предметов

Степановой Татьяны Викторовны

                                 

Тамбов - 2013г.

  «Любое исследование, любое творчество                                                                                          начинается с постановки  проблемы.»

Г. Лейбниц.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В связи с общей стратегией модернизации общего среднего образования и переходом на профильное обучение в старших классах, возникает проблема по организации учебного процесса в соответствии с новыми требованиями по подготовке учащихся.

 Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. В окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

            Современный социальный заказ системе образования со стороны семьи, общества, государства включает в себя следующие требования: формировать активную личность, способную  перестраиваться в связи с изменениями внешних условий социума, адаптироваться к новым условиям, самообучаться, занимать активную жизненную позицию.

          В конкретный момент на фоне развития новых исторических условий в России требуются хорошо образованные люди с широким кругозором, инициативные, умеющие принимать ответственные решения, обладающие способностью к самообразованию. Поэтому задачей любого образовательного учреждения в современное время является развитие личности в интересах ее самой, общества и государства, развитие конкурентоспособной личности.  

Проблема «Формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся старших классов».         

          Интеллектуальная деятельность позволяет видеть, анализировать возникающие проблемы и что самое главное обеспечивает готовность решать их.

      В связи с этим, важнейшим компонентом интеллектуальной, творческой деятельности является проблемное обучение. Большинство современных ученых справедливо утверждают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Очевидно и то, что обойтись без набора этих умений невозможно.

        Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений к жизни в современных условиях.

      Основной целью моей профессиональной деятельности является организация педагогического сопровождения деятельности школьника, что позволяет сформировать у выпускника ключевые образовательные компетенции.

В связи с этим, приоритетными направлениями в моей работе являются:  использование деятельностного  подхода в обучении, проблемного обучения.

      МОУ СОШ № 13 г.Тамбова с углубленным изучением отдельных предметов в котором я преподаю в настоящее время, является инновационным образовательным учреждением, реализующим комплексную программу расширенной и углубленной подготовки по различным предметам, в том числе гуманитарного цикла. Основной целью данной программы является создание модели учебно-воспитательной среды, в которой учащимся будут обеспечены условия для развития способностей, творческого  познания, качественной подготовки по заявленным профилям обучения, реализуемым в школы, воспитания гражданских ценностей демократического общества.

           Обоснование актуальности  проблемы

              Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. Традиционные формы работы не всегда доказывают свою эффективность. Поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах.

          Дети XXI века не могут просто получать знания. Им нужно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни; они хотят легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях. Они должны научиться учиться.              Современные образовательные технологии и в том числе проблемного обучения позволяют сделать качественно новым содержание образования.       

       Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.

         Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории.

                В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями:

  1. во-первых, имея ограниченные возможности использования полученных по истории знаний вне класса, учащиеся теряют интерес к ее изучению;
  2. во-вторых, при использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи детям в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться. Разрешение данного противоречия я нашла в теории проблемного обучения (авторы Л.И. Лернер, И.И. Махмутов. М.Н. Скаткин).

          Положительными моментами проблемного обучения сегодня могут стать активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, личная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность. В последние годы в педагогических журналах появились новые, интересные публикации, показывающие возросшее внимание ученых и практиков к дальнейшей разработке проблемного обучения. И это понятно – все хотят жить в нормальной богатой стране, у которой есть будущее, где живут дети, и будут жить дети наших детей. Без решения проблем говорить о развитии личности невозможно, а без проблемной составляющей урока личностно- ориентированного образования не бывает. Решая проблемы человек преодолевает трудности, учится жить в современном мире.

       У нас в России, важнейшим показателем качества подготовки ученика к жизни является его способность к социализации. В самом широком смысле- способность войти во взрослую жизнь, ожидающую за порогом школы. Качество социализации зависит от способности к адаптации, которая помимо внешних, объективных факторов, определяется факторами субъективными: личностными качествами и различными уровнями компетентности. И сформировать  компетентность ( умение  применять знания, умения, навыки, способы деятельности т.е. КОМПЕТЕНЦИИ) – владение человека  соответствующей компетенцией, которая включает его личное отношение к ней и к предмету деятельности, задача учителя в результате образовательной деятельности.

       Современные исследования показывают, что в классах, где проводятся проблемные уроки, качество знаний на 15-18% выше, чем в традиционном обучении. (Повышение качества знаний подтверждает и мониторинг образовательной деятельности – см. Приложение …) Но при этом не надо забывать предупреждение  известного советского дидакта И.Я. Лернера: «Основная масса знаний и умений передается учащимся не проблемным путем. Но применять усвоенные знания и умения ученик должен научиться творчески, и их применение, поэтому неизбежно строится проблемно».

 Гипотеза проекта.

Проблемное обучение способствует формированию одной из важнейших компетенций – личного самосовершенствования.   

          Меня привлекла методика проблемного обучения (см., Приложение) т.к. оно является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик анализирует фактический материал и оперирует им для самостоятельного получения новой информации. Другими словами это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя (хотя последний метод тоже вызывает определённую активность ученика).

 Цель проекта:

  1.  Через проблемное обучение создать условия,  развивающие активную и разностороннюю мыслительную деятельность учащихся, способствующую формированию критического мышления, развитию личности.

Задачи:

  1. изучение методов и приёмов, позволяющих развивать активную мыслительную деятельность;
  2. внедрение их в учебную деятельность;
  3. воспитать готовность постоянно овладевать знаниями, необходимость постоянного совершенствования знаний и повышения образовательного уровня;
  4. формировать умения логически обосновывать суждения, пользоваться анализом и синтезом, аргументировать свою точку зрения;
  5. формирование умения разрабатывать программу своих действий и реализовывать её;
  6. воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.
  7. интеллектуальное развитие учащихся
  8. формирование одной из ключевых компетенций – личностного самосовершенствования - способности ученика к личностному, духовному, интеллектуальному саморазвитию, непрерывность самопознания, забота о собственном здоровье понимание ОБЖ, психологическая грамотность.

Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.

Проблемное обучение ставит своей задачей:

  1. развитие мышления и способностей учеников, развитие творческих умений;
  2. усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
  3. воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы;
  4. развитие проблемного мышления.

         Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к жизни, исторической науке.

Можно выделить три вида проблемного урока:

  1. проблемно-исследовательский, когда дети могут выполнять следующие действия:
  1. увидеть, найти проблему (требует немалых усилий
  2. сформулировать проблему в виде проблемного вопроса (который требует ответа-размышления
  3. поиск вариантов решения (не меньше трех)
  4. синтез рационального (оптимальный вариант решения).
  1. проблемно-поисковый (учитель предлагает проблему, а дети ищут варианты решения и оптимальный вариант);
  2. проблемно-обобщающий (дети находят только оптимальный вариант).

Успешность этого вида обучения зависит от «уровня проблемности», который определяется:

1) степенью сложности проблемы, выводимой из соотношения известного и    неизвестного ученикам в рамках данной проблемы;

2) долей творческого участия (личного и коллективного) обучаемых в процессе решения проблемы.

  1. Важно, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес, желание разобраться. 
  2. Информация, которую учащиеся получат при решении проблемы, должна быть значимой, важной в учебном плане и в практическом применении.
  3. Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика. В результате такое общение в виде диалога направлено на поддержание познавательной, мыслительной активности учеников.

Дети убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из участников имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль.

  Работа по данной технологии предполагает достижение следующих результатов:

  1. учащиеся проявляют большой интерес и желание работать (индивидуально, в парах, группах) над решением поставленных задач, в связи с их практической направленностью;
  2. ребята хотят и учатся быть коммуникабельными;
  3. в процессе работы учащиеся могут смело высказывать свои мысли, не боясь, что их осудят за «неправильность»;
  4. Проблемное обучение не допускает малейшего проявления неуважения, пренебрежения к мысли и тем самым к личности учащегося. Даже неправильная его мысль должна не отвергаться, а опровергаться.
  1. ученики могут начать самостоятельно работать в любой момент.

Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.

  1. Рефлексия, проводимая на проблемных уроках, показывает, что абсолютно все дети принимают такие уроки, более того, испытывают положительные эмоции – а это означает здоровье-сберегающий характер проблемных уроков.
  2. проблемное обучение предъявляет высокие требования к учителю. Это касается не только его культуры, интеллекта, но и той нравственной атмосферы, которая непроизвольно возникает и должна поддерживаться.
  3. Проблемное обучение способствует также сохранению здоровья, т.к. развивает в учащихся конструктивное отношение к любым проблемам, умение их решать, что снимает отрицательные эмоции, психологическое напряжение.

 Сроки реализации

 2011-2012 / 2012-2013 учебные годы

 Поэтапный план проектной деятельности

Этапы

Задачи

Планируемый результат

1.Подготовительный

- Изучение теоретической базы;

- Знакомство с опытом других педагогов;

-Отбор методических приемов для использования на уроках;

Создание теоретической базы для реализации проекта

2. Практический


- Планирование работы;

- Разработка уроков с использованием элементов проблемного обучения;

- Подготовка заданий проблемного характера;

- Реализация проекта


- Развитие активной мыслительной  деятельности;

- Формирование активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.

- Интеллектуальное развитие учащихся

- Формирование одной из ключевых компетенций – личностного самосовершенствования.

- Развитие коммуникабельности;


3.Контрольно- аналитический (оценочный)


- Диагностика способности учащихся воспринимать новое, решать поставленные задачи;

- Диагностика интереса к предмету в связи с использованием технологии проблемного обучения.

Выявление эффективности применения  проблемного обучения как средства активизации мыслительной деятельности старшеклассников на уроках истории и обществознания.

 Планируемые образовательные результаты

Работа по данному направлению предполагает достижение следующих результатов:

  1. развитие активной мыслительную деятельности;
  2. готовность учащихся постоянно овладевать знаниями, необходимость постоянного совершенствования знаний и повышения образовательного уровня;
  3. умение логически обосновывать суждения, пользоваться анализом и синтезом, аргументировать свою точку зрения;
  4. готовность к продолжению образования
  5. умение оптимизировать, структуировать изучаемый материал, делая его доступным и понятным;
  6. умение разрабатывать программу своих действий и реализовывать её;
  7. сформировать активную творческую личность ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.
  8. интеллектуальное развитие учащихся
  9. формирование одной из ключевых компетенций – личностного самосовершенствования – способности ученика к личностному, духовному, интеллектуальному саморазвитию, непрерывность самопознания, забота о собственном здоровье понимание ОБЖ, психологическая грамотность.
  1. развитие коммуникабельности;

                  Оценка результатов деятельности может быть представлена в виде

 проведения диагностики способности учащихся воспринимать новое, решать поставленные задачи;

           Диагностика интереса к предмету в связи с использованием технологии проблемного обучения, психологического опросника, анкетирования участников.

Проблемное обучение вносит определенный вклад в повышение качества знаний учащихся, следовательно можно проанализировать ожидаемые результаты посредством мониторинга качества знаний, Определенные выводы о целесообразности данного проекта можно сделать по степени активности участия в различных конкурсах, диспутах, по желанию учащихся продолжить обучение социально-гуманитарным дисциплинам в различных ВУЗ-ах и т. д.

 Описание методов и средств достижения цели

  Практическое использование методики проблемного обучения в курсе истории включает в себя несколько этапов.

1.        Разработка проблемных вопросов. Из опыта работы в этом направлении следует, что проблемный вопрос должен быть:  

   -        сложным, сопряженным с противоречиями;

  1. увлекательным, но соответствующим логике науки;
  2. емким, способным охватить широкий круг вопросов;

   - предполагающим научный спор на базе различных истолкований;

  1. создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

2.        Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:

  1. через углубление проблемного вопроса;
  2. через поиск разных граней его решения;

-        через сопоставление разных вариантов ответов.

3.        Формы решения проблемных ситуаций:

  1. дискуссия;
  2. научный спор;
  3. проблемная лекция;
  4. проблемные задачи и задания;
  5. задачи исследовательского характера;
  6. исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.

  4.        Определение факторов создания проблемных ситуаций:

  1. уровень развития учащихся;
  2. характер исторического материала;
  3. педагогические цели;

- творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности;

  1. организация поисковой работы;
  1. стимуляция личной заинтересованности учащихся в разрешении проблемной ситуации;
  1. выявление причинно-следственных связей.

5. Создание блоков проблемных уроков.

 

     6. Подготовка проблемных домашних заданий.

7. Разработка проблемного дидактического и контрольного материала

Используя проблемный метод, я учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера.

При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу.

В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.

Проблемное изложение можно использовать при изучении истории государственной символики в 9-х, 10-х, 11-х классах. Спорным, например, остается вопрос: откуда взялся на Руси образ двухглавого орла? Учащимся предлагаются разные точки зрения историков по этому вопросу. Таким образом, приходим к выводу, что вопрос о происхождении орла на печати Ивана III пока остается открытым.

Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

Например, в начале обобщающего урока по теме “СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” даю задания проблемного характера: “В чем источники и каково значение победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему такой дорогой ценой была достигнута победа?”

Для решения этой проблемы класс делю на пять учебных групп, которые двигаются по этапам:

1-й этап: “разминка” - актуализация знаний (фактически проверка домашнего задания) в форме тестового задания;

2-й этап: от каждой группы по три ученика на листе ватмана пишут термины, даты, имена, связанные с заявленной темой; листы раздаются группам, которые должны составить опорный конспект по данной теме;

3-й этап: работа с текстами документов (анализ и ответы на вопросы к ним);

4-й этап: проверка знания хронологии (индивидуальная работа).

После такой работы возвращаемся к проблемным вопросам.

Когда подается содержание нового материала в проблемном ключе, то можно заметить, что дети стали активнее и самостоятельнее.

        Например, если раньше при изучении темы “Научно-технический прогресс. Индустриальное общество” детям навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке проблемы “Где интереснее жить: в городе или в деревне?” учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.

Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.

При изучении культуры СССР 1930-50-х гг. (9 кл.) проблема была сформулирована так: “Какие изменения произошли в культуре СССР по сравнению с 1920-ми годами?” Проблему рассматривали поэтапно, в ходе работы были определены изменения в литературе, музыке, изобразительном искусстве (работа по группам). Собрали воедино все промежуточные выводы, подвели итог - ответили на проблемный вопрос.

Если самостоятельное решение проблемы строится на основе изложения учителя, то такое изложение не должно включать личного мнения учителя. Именно тогда этот метод будет активизировать самостоятельную работу детей. Решение проблемной задачи может осуществляться с помощью иллюстраций, документов, медиапособий и т.п.

Пример. В 10 классе на уроке по теме “Куликовская битва”.

Формулируется проблемный вопрос: “Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих сторон?”. Затем дается характеристика Дмитрия Донского и предлагается серия проблемно-поисковых вопросов:

  1. Почему сражение на р. Воже стало первым сражением, которое
    русская рать смогла выиграть?
  2. Почему Мамай так торопился начать поход на Русь?
  3. Почему местом сражения князь Дмитрий Донской выбрал именно Куликово поле? Ведь оно неровное, изрытое оврагами, перелесками, речушками.

(иллюстрация по теме урока: репродукция картины Бубнова “Утро на Куликовом поле”, изображения вооруженных русских воинов).

  1. Почему Князь Дмитрий принял решение переправиться через
    Дон?

(Схема расстановки войск, зачитываются фрагменты из поэмы “Задонщина” - эпизоды боя).

  1. Какую тактику использовал Дмитрий?

(Зачитать финал сражения из поэмы.)

  1. Почему археологи не нашли на Куликовом поле ни одного меча?
  2. Чем вы объясните успех русских?
  3. Каково значение Куликовской битвы?

И теперь учащиеся, рассмотрев серию наводящих вопросов, будут готовы ответить на главный проблемный вопрос.

Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик, учитель может и должен направить ребят в нужное русло.

Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию.

Еще примеры с уроков. При изучении в 9-х и 11 -х классах темы “Холодная война” дается следующее проблемное задание: одни историки (советские) приписывают вину за развязывание “холодной войны” Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Учащимся предлагается выяснить: кто виноват? Одна группа выступает в роли западных историков, другая - в роли советских. Группам выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. Учащиеся приходят к выводу, что виновными являются обе стороны. На дом предлагается также проблемное задание: “Холодная война” продолжается и сегодня. Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение”.

Также практикую постановку личностно значимых проблем.

Например: “Известно, что искусство XIX в. обозначило многие проблемы, которые пыталось разрешить человечество в XX столетии. Пригодятся ли художественные искания и открытия индустриального века людям начала третьего тысячелетия?”

Тема “Война, изменившая картину Европы” требует вдумчивого и взвешенного принятия решений (с прогнозированием всех возможных последствий).

На уроке истории в 11-х классах при изучении темы “СССР и Германия в 1940-41 гг.” учащиеся выяснили, что Советский Союз, предпринимая шаги по подготовке к войне, наращивал военную мощь, отодвигал границы. В начале войны немецкая армия быстро продвигалась по территории СССР. Выявляется противоречие и возникает проблемный вопрос: “Как вы считаете, был ли СССР подготовлен к войне с Германией?”.

  1. На уроках обществознания обсуждаются следующие личностно значимые проблемы:
  2. Как избежать конфликтов между сверстниками?
  3. Имеет ли нация свой характер?
  4. Как мы будем жить завтра?
  5. В чем смысл труда?
  6. Заменит ли TV книги?
  7. Имеют ли женщины такие же права, как и мужчины? и т.п.

Проблемное обучение поддерживает интерес учащихся к истории как к предмету и к истории как к науке. Создавая на уроках истории проблемные ситуации, используя другие способы проблемного обучения, учитель может выйти за пределы минимального образовательного стандарта и научить школьников применять творческие методы исследовательского характера (определение причин по следствиям, реконструкция целого по частям и наоборот и т.п.).

Приемом создания проблемной ситуации может быть нестандартная постановка темы урока. “Петр I - чудо или чудовище?”, вместо темы учебника “Преобразования в петровскую эпоху”.

Изучая с детьми тему “Общение и коммуникация”, привожу в качестве примера конфликт между коллегами, когда один участник диалога неадекватно реагирует на замечание другого. Прошу детей сформулировать проблему самим, дать по возможности несколько формулировок.

Создав проблемную ситуацию, необходимо поставить учебную цель и включить в работу учащихся. Это достигается за счет мотивации, заложенной в данной ситуации. Создание мотивационно-проблемных ситуаций или постановка специальных учебно-познавательных проблемных задач, в которых заключается практический смысл изучения определенной темы дает определенный эффект. Стараюсь в соответствии с содержанием темы подобрать такую жизненную ситуацию, разрешение которой было бы необходимым для учащихся в будущем. Мотивационный этап позволяет достигнуть эффекта быстрого включения учащихся в учебно-познавательную деятельность. Мотивация - процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, превращает внешне заданные цели во внутренние потребности личности.

Так, при изучении темы “Роль образования в жизни человека” привести пример из жизни: разговор с  человеком который получает второе высшее образование. Он отметил, что учиться в вузе второй раз гораздо легче, чем в первый, и что для этого не нужно особого таланта. А как вы думаете: нужен ли талант для изучения истории или обучения в вузе?”

В процессе работы над темой “Глобальные проблемы современности” предлагаю учащимся ситуацию: “Каждая вещь (событие) может рассматриваться с разных сторон. Автомобиль —это прогресс или регресс?” Таким образом, усвоение знаний учащимися строится как разрешение субъективно переживаемой учеником проблемы.

Проблемный метод обучения направлен на организацию поисковой познавательной деятельности учащихся. Овладение учебным материалом есть следствие такой деятельности.

Использую также прием развертывания проблемной задачи в более частные проблемы. Например, по теме “Проблемы современности” предлагается разрешить частную проблему: “Что лучше: автомобиль или велосипед?”. Сначала дети высказывают свое мнение без опоры на текст, затем читают два противоположных суждения и уже на основании прочитанного отстаивают свою точку зрения, подкрепленную аргументами.

На этапе контроля и оценки результатов учебной работы предлагаю самооценку деятельности каждого ученика через рефлексию. Рефлексия осуществляется через такие приемы:

1) незаконченное предложение:

  1. самым интересным для меня было..., потому что...;
  2. сегодня на уроке я узнал(а)...;
  3. мне понравилось..., потому что...;
  4. мне не понравилось...;

2) “точка зрения”.

В результате деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов, применения проблемного обучения учащиеся овладели следующими умениями и навыками:

  1. навыками интеллектуальной и практической деятельности;
  2. знаниями и умениями (развитие умений решать проблемные задачи) востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
  3.  развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  4. поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
  5. отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
  6. самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  7. участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  8.  формулирование полученных результатов;
  9. владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Данный проект способствует осуществлению учащимися осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Обобщив результаты работы по данной теме, можно прийти к следующим выводам.

Проблемное обучение обладает рядом достоинств:

  1. при правильной его организации способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия побуждают задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения);
  2. обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и надолго запоминается);
  3. развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).
  4. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний, глубину понимания, развития творческого мышления. Выстраиваются субъек-субъектные отношения, формулируется субъектное мышление.
  5. Проблемное обучение предполагает развитие мышления, речи, каналов восприятия, осознанной памяти, эффективного внимания; способствует формированию культуры поведения и общения.

     Проблемное обучение вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе.

        Но проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в виде проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков, не экономично – требует больших затрат времени.

Следовательно необходимо рационально подходить к планированию работы, использованию методов и приемов , учитывать все возможные нюансы.В заключение хочется сказать, что успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Считаю, что главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.

Вывод:

Гипотеза о том, что

 «Проблемное обучение способствует формированию одной из важнейших компетенций – личного самосовершенствования». полностью подтверждена.   

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

«Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения английскому языку»

Метод проектов как средство реализации индивидуального проекта может обеспечить подготовку такого человека, так как в ходе его выполнения обучающиеся учатся работать самостоятельно, приобретают опыт п...

Программа работы «Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения биологии в условиях реализации ФГОС».

В настоящее время в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, будут мобильно ориентироваться в...

Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся.

В данной статье автор рассматривает теорию  технологии  проблемного обучения и демонстрирует конкретные приёмы, которые он применяет в своей работе....

Проект «Домашний эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики в 7 х классах»

Физика – это не только научные книги и сложные законы, не только огромные лаборатории. Физика – это еще интересные эксперименты и занимательные опыты. Физика – это фокусы, показанные...