Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы "Путешествие в страну Красивой речи"
план-конспект

Ооржак Салбакай Олеговна

Тематическое занятие направлено на развитие речи детей. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_krasivoy_rechi.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 города Кызыла Республики Тыва»

(МБДОУ «Детский сад № 8 г. Кызыла»)

667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, д. 154 а, тел (факс) 8394-22-3-04-96

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной к школе группе

«Путешествие в страну Красивой речи»

Составила: Ооржак Салбакай Олеговна.

Кызыл, 2023

Тема: «Путешествие в страну красивой речи».

Цели: Обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.

Задачи: 

- Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы; формировать навыки фонематического восприятия; развивать и совершенствовать все стороны устной речи (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).

- Закрепить и обобщить знание детей об антонимах и синонимах.

- Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма способствовать воспитанию доброты; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

- Создавать положительный эмоциональный фон.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.

Интеграция образовательных областей: социально–коммуникативное развитие, познание, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Методы и приемы: игровые (сюрпризный момент, создание игровой ситуации); словесные (беседа, вопросы, разговор, пояснение, педагогическая оценка); наглядные (демонстрация пособий, иллюстрационный материал); практические (физминутка).

Материалы и оборудование: солнце (веселое и грустное) с лучиками, картинки, бумажные ворота, замок, мяч, игрушка-самолет.

Ход занятия:        

1. Организационный момент.

- Сейчас мы с вами будем здороваться друг с другом и  с гостями, но делать это мы будем необычным способом!

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем « Здравствуйте»   ногами!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом! 

- Дети, я вижу, что не у всех еще язычки проснулись, давайте поможем им проснуться.

Речевая разминка:

Да-да-да   наступили холода.

За-за-за     пришла зимушка зима.

Оз-оз-оз    на улице мороз.

Ам-ам-ам   гости пришли к нам.

- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочный город Красивой речи. Так как город  необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии. А что такое фантазия?

 - Фантазия - это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.

- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

    На занятиях в игре,

    Громко, четко, говорим,

    Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

    Только руку подними.

3. Чтобы разговаривать,

    Надо выговаривать.

    Все правильно и внятно,

    Что б было всем понятно.

- Итак, отправляемся в город Красивой речи. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на самолете сквозь облака. Сверху видим мы дома, заводы, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя (имитация самолета, сопровождается звуком  «у-у-у-у-у….»)

2. Основная часть.

- Вот мы и прибыли. Посмотрите, дети, что это?

- Это ворота.

- Да, это ворота. А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А помогут нам «вежливые слова».  Я буду давать вам мяч, а вы возвращаете его мне, называя одно «вежливое, доброе слово».

Игра «Добрые слова»

- Итак, дети, мы назвали слова - приветствия (здравствуйте, привет, доброе утро), слова благодарности (спасибо, пожалуйста), извинения (простите, извините), прощания (до свидания, прощайте, спокойной ночи). Не забывайте везде и всегда говорить слова благодарности:

Спасибо маме за заботу и папе за его работу,

Сестре и брату за компанию и бабушке за понимание.

Спасибо всем учителям, и воспитателям и няням,

Спасибо, что гордятся нами и добрым учат нас делам.

-  Замок, мы открыли, молодцы! Ой, дети, а здесь письмо!

«Дорогие любимые наши дети, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город: все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко. Помогите расколдовать нам наш город!»

- Нужно помочь жителям этого города. Поможем?

- Да.

- Тогда, отгадайте загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались? Это… солнце.

- Да, правильно, молодцы! Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков (на доске солнце). Злые волшебники его заколдовали, а  лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе и вернем солнышку! Чтобы расколдовать лучики, нужно выполнить задания.

(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и, выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку).

1  задание.    Дидактическая игра:  «Скажи ласково».

- Дети, что такое семья?

- Семья – это родные и близкие люди.

- Кого мы имеем в виду, когда говорим «наши родные»?

- Наши родные – это мама, папа и т.д.

- В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят, уважают. Как можно назвать ласково маму?

Дети при помощи воспитателя образовывают слова

Мама – мамочка, мамулечка, маменька

Папа – папочка, папулечка, папенька

Дочь — доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек, сынулечка.

Дед – дедушка, дедуля

Баба – бабушка, бабулечка

Сестра – сестрёнка

Брат – братик, братишка

Внук – внучок

Внучка – внученька

-  Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье. Обязательно говорите каждый день эти ласковые слова своим родным.

2  задание. Игра «Назови одним словом»

- Я буду называть слова, а вы назовите их одних словом.

 груша, яблоко, персик, слива (фрукты)

 понедельник, среда, пятница, воскресенье (дни недели)

 диван, стул, шкаф, стол  (мебель)

 клубника, малина, смородина, крыжовник (ягоды)

 утро, ночь, день, вечер (части суток)

 кошка, собака, корова, свинья  (животные)

 1, 6, 9, 5, 7, 2 (цифры)

 а, п, у, к, т, о, и (звуки)

 повар, шофер, парикмахер, учитель (профессии)

3  задание.  Игра  «Что лишнее?»

- Наша задача: в начале рассмотреть картинки, четко проговорить их названия, затем вы должны назвать лишнюю картинку в ряду и объяснить почему.

Физминутка «Дни недели»

В понедельник я купался, Изображаем плавание.

А во вторник – рисовал. Изображаем рисование.

В среду долго умывался, Умываемся. 

А в четверг в футбол играл. Бег на месте.

В пятницу я прыгал, бегал, Прыгаем. Кружимся на месте.

Очень долго танцевал. Хлопки в ладоши. 

А в субботу, воскресенье Дети садятся на корточки, руки

Целый день я отдыхал. под щеку - засыпают.

4  задание «Исправь ошибку»

- Я буду читать вам предложения, а вы внимательно слушайте - все ли слова я буду правильно говорить. Если какое-то слово я произнесу не правильно, то вы должны исправить ошибку. (Дети четко называют первый звук каждого неправильного слова):          

 Над цветком кружит и жужжит зук.  (Жу-жу-жу- я с ежами не дружу)

Зимой на прогулку я надеваю тёплую сапку. ( Ша-ша-ша - уложили малыша)

В обед вся наша семья собирается за большим штолом.( Со-со-со- поломалось колесо)

Перед обедом обязательно вымой  луки (Ру-ру-ру –мышка спряталась в нору).

(Чистоговорки сопровождаются  объяснениями  артикуляции звуков (ж), (ш), (с),(р).)

- Все вы дети хороши, поиграли от души. Какие вы молодцы, вы так трудились старательно. 

5  задание. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

- Дети, вам необходимо называть противоположность тем словам, которые я вам буду называть.

день     –  ночь

сахар    –  соль

чистота  –  грязь

зима     –  лето

потолок  –  пол

узкий    –  широкий

длинный  –  короткий

сильный  –  слабый

веселый  –  грустный

высокий  –  низкий

смеяться   –  плакать

закрыть   –  открыть

надевать  –  снимать

6 задание Игра «Один - много»

- А теперь, ребятки, не зевайте, слово быстро изменяйте.

На берегу росла сосна, а рядом с нею….. сосны.

Горит прекрасная звезда, а рядом с нею….. звезды.

Стал краснымкрасным помидор, а рядом …… помидоры.

Вот гном один, вот гном второй, а вместе это…... гномы.

- Молодцы, поиграли от души.  Все лучики солнца на месте. Дети, вот и засияло солнышко в этом замечательном городе. Какое оно?

- Светлое, лучистое, доброе, милое, желтое, веселое и т.д.

- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все

3. Заключительная часть.

- Молодцы, жители этой необыкновенного города говорят вам: «Огромное спасибо!» Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.

- Смотрите, дети, тут лежит кубик с очень интересными вопросами (бумажный кубик, на гранях которого написаны вопросы). Я буду бросать кубик, а выпавшая грань укажет, на какой вопрос мы должны ответить. Готовы?

- Назови, в какую страну мы летели?

- Почему сольнцу было грустно?

- Объясни, как мы вернили солцу лучи?

- Предложи, как еще мы можем помочь солнцу?

- Придумай, что случилось бы с сольцем, если бы мы не пришли на помощь?

- Поделись своими впечатлениями о занятии?

- Всем спасибо, вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР на тему « Зимующие птицы»

Конспект данного занятия разработан для старшей группы логопедического сопровождения  детей с ОНР....

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "Где моя мама?"

Методическая разработка занятия по развитию речи в  младшей группе....

Конспект занятия по развитию речи"Как мы лечили петушка"

Программные задачи: Закрепить знание домашних животных и птиц. Развивать правильную артикуляцию при звукоподражении голосам животных. Активизировать в речи слова; петушок, гусь, овечка, собачка, куроч...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...

Конспект группового занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.

Тема:  «Формирование  познавательных  процессов  у   детей дошкольного возраста при   автоматизации   звука Р в слогах и сло...