КРИТЕРИЙ 5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации.
материал

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_mo.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Федотова И.В., учитель русского языка и чтения МБОУ «КШ «Надежда» г. Южно-Сахалинска».

«Развитие речи учащихся на уроках русского языка в  коррекционной школе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

      В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда- либо, рассматриваются с позиций обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной компетентности, позволяющей адаптироваться в обществе.

     В современной методике обучения русскому языку, в том числе и в специальной методике, основополагающим является коммуникативный подход. Он предполагает изучение языка в естественных для общения целях и функциях.

    Основной задачей признаётся обучение общению.

Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывает у детей с интеллектуальными нарушениями затруднения в общении с окружающими людьми. Вместе с тем установлено, что целенаправленное воздействие на речь детей с интеллектуальными нарушениями приводит к её совершенствованию, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога и даже навыков построения монологического высказывания. Именно эта закономерность требует, чтобы педагогическая деятельность учителя была нацелена на коррекцию недостатков всех сторон речи детей, на её развитие и активизацию в той степени, в какой она может быть использована как средство общения.  

      Реализация принципа коммуникативной направленности предполагает насыщенность процесса обучения речевыми упражнениями. К таковым относятся: ответы на вопросы, чтение диалогов с соответствующей интонацией, составление диалогов по образцу, на основе заданной ситуации; пересказ; обмен мнениями по поводу выполняемой работы; обсуждение; ролевые игры и др.

     Нарушение интеллектуальной сферы умственно отсталых детей приводит к неполноценности их речевой практики. В свою очередь, недоразвитие речи задерживает формирование логического мышления, затрудняет устранение недостатков наглядно- образной и наглядно действенной его форм.        Формируя речь, мы работаем над обогащением, точностью, выразительностью на любом уровне – будь то слово, предложение или текст.   Развитие названных качеств речи положительно влияет на коррекцию недостатков и совершенствование мыслительной деятельности учащихся.

       Работа над содержанием материала по чтению в значительной степени влияет на повышение речевой активности школьников: эмоциональная напряженность произведений, созвучие опыту детей, психологические жизненно-проблемные ситуации – все это вызывает интерес к теме, желание в той или иной степени участвовать в оценке поступков героя, рассказывать о своих личных переживаниях в связи с возникающими ассоциациями..     Выбор методов, приёмов обучения, видов заданий тесно связан со структурой урока.

    Большое значение для стимулирования речевой активности школьников имеет поведение учителя на уроке. Педагог вызывает и направляет интерес учеников, поддерживает его путём поощрения, с помощью отметки, посредством установления в классе доброжелательных отношений. Играя активную роль в организации урока, учитель не ограничивает при этом речевую активность детей.

    Становление языковой культуры, осознание законов языка в процессе школьного обучения опираются на языковое чутьё, на сформированный в дошкольном возрасте познавательный интерес к языковой материи. В условиях нормального развития ребёнок в процессе общения со взрослыми бессознательно (или на уровне неотчётливого осознания) усваивает языковые нормы и использует их в коммуникативных целях. У детей с интеллектуальными нарушениями чувство языка не развивается в дошкольном периоде, поскольку их речевая практика предельно ограничена, а главное – интуитивно не осознанна для того, чтобы разные единицы языка вошли в круг их интересов. Аномалия общего развития создаёт препятствия для понимания умственно отсталым ребёнком значений тех слов, которые произносят окружающие, называя предметы обихода или выполняемые действия.

     Развитие речи является одной из основных задач обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. Здесь обучаются дети с нарушением интеллектуальной деятельности, часто осложнённой недоразвитием слухового и речедвигательного аппаратов. Кроме того, большинство учащихся страдают нарушениями речи, которые в свою очередь тормозят их развитие. Это дислалия, дизартрия, заикание. Всё это приводит к значительным затруднениям в овладении ими речью. Несмотря на это учащиеся должны овладеть необходимыми навыками устной и письменной речи. Ведь речь – это средство общения между людьми, средство воздействия на других людей. Для того чтобы выразить свои мысли и довести их до понимания слушающего, ученик должен обладать достаточным запасом слов.

     Скудность словаря делает речь бесцветной, однообразной, иногда непонятной окружающим. Поэтому обогащение словаря учащихся - задача первостепенной важности. Речь учащихся должна быть правильной и точной.     Под правильностью речи понимается верное употребление грамматических форм слов, правильное произношение слов и согласование их в предложении. Ученик должен уметь выбрать из имеющегося у него запаса слов именно те слова, которые наиболее точно выражают его мысль. Ясность и чистота, связность и образность - основные требования к речи учащихся. В коррекционной школе в связи со спецификой состава учащихся занятия по развитию речи особенно важны. Бедность словаря детей с интеллектуальной недостаточностью, неумение использовать имеющийся запас слов, трудность усвоения ими новых слов - всё это заставляет уделять много внимания занятиям по развитию речи.

     Устная речь учащихся примитивна, шаблонна, недостаточна точна. Речи учащихся не свойственны слова различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия. Очень редко они употребляют наречия, глаголы с приставками, союзы, избегают употреблять прилагательные, но зато часто употребляют слова он, она, тут, там, вот.

    Наибольшие трудности возникают в связи с работой по развитию письменной связной речи. Именно в этом виде работы проявляются многие особенности мыслительной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием:

- чрезвычайно упрощённое изложение материала, пропуск существенных моментов, многократные ненужные повторения,

- бедность словаря,

- ошибки в построении предложений, нарушение логики, последовательности в изложении своих мыслей, большое количество грамматико-орфографических и лексико-стилистических ошибок. Поэтому понятен тот интерес, та заинтересованность, которые  проявляются к развитию речи детей в коррекционной школе.  Волнует практическая сторона вопроса:

- как организовать работу по развитию речи;

- какие виды упражнений дают наиболее ощутимые результаты;

- какие методы и приёмы использовать в работе;

- как обеспечить индивидуальный и дифференцированный подходы в работе по развитию речи учащихся. Учитывая это, необходимо организовать работу так, чтобы преодолеть эти недостатки. Для этого следует, возможно, больше давать упражнений для устных и письменных изложений, разнообразить тематику и виды упражнений. Необходимо также стремиться к тому, чтобы учащиеся тщательно продумывали свою речь не только в отношении содержания, но и оформления.

     Развитие речи как средства общения является первостепенной задачей уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе. Решение этой задачи предполагает формирование речевых и коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам с интеллектуальной недостаточностью более успешную социальную адаптацию.

   Сформулирую  основные требования к организации заданий по развитию речи учащихся с интеллектуальными нарушениями:

1. Создание соответствующих условий для возникновения у учащихся потребности говорить. Важный фактор повышения мотивации – заинтересованность детей в изучаемом материале. Иными словами, восприятие предметов, явлений, их изображений, сведений о них должно затрагивать не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Интерес к теме может быть вызван у детей с помощью различных средств.

   Во-первых, манерой педагога вести урок, заинтересованностью учителя в том, о чем он спрашивает или рассказывает.

   Во-вторых, поощрительными мерами, которыми он стимулирует ученика к  продолжению речи: оценкой, одобрением, вручением фишек, звездочек, подсчетом баллов и др.

   В-третьих, организацией разнообразных видов деятельности учащихся на уроке (в том числе игровой): отгадыванием недостающих элементов в картине, работой со скрытой картинкой, ролевой игрой, определением последовательности в серии картинок при соревновании класса по рядам и др.

    В-четвертых, новой информацией об одном-двух интересных признаках, присущих изучаемому предмету или явлению, которая по ходу изучения темы берется из рассказа учителя или прочитанного текста.

2. Работа над логикой высказывания. На уроках чтения и развития письменной речи последовательность изложения мыслей, логическая связь частей высказывания отрабатываются с опорой на серию сюжетных картинок, собственные рисунки детей и иллюстрации в книге, на словесный план к прочитанному тексту или заданной теме. По мере перехода учащихся из класса в класс словесный план становится доминирующим при подготовке их к связному изложению мыслей.

3. Организация языковой основы для высказывания. Решение этой задачи предполагает, что школьники, во-первых, приобретают необходимый словарь и осваивают синтаксические структуры для выражения мыслей по теме и, во-вторых, овладевают специальными языковыми средствами, которые обеспечивают объединение синтаксических единиц в целое. Это требование реализуется с помощью словарной работы, построения предложений с усвоенными словами, ответов на вопросы двумя-тремя предложениями

4. Четкая постановка. Четкая постановка перед детьми цели высказывания, что фактически определяет направление, по которому должен строиться рассказ. Например, учитель не просто предлагает учащимся воспроизвести содержание картины Ф.Г.Решетникова «Опять двойка», а требует рассказать, какими средствами художник показывает раскаяние мальчика.

5. Организация самого высказывания. Она осуществляется с опорой на уже составленный из частей предмет или на картинный, схематический (символический), словесный планы. При этом учитель сводит да минимума собственную речевую деятельность. При необходимости учитель прибегает к помощи других школьников для дополнения, исправления речи ребенка. Важно, чтобы речевой поток детей не прерывался часто репликами учителя.

6. Многократная тренировка в устных связных высказываниях с использованием разнообразной тематики и видов упражнений; пересказ текста, описание предмета; рассказывание по серии сюжетных картинок, одной картине, опорным словам, предложенной теме, заданному началу и т.д. Руководство выполнением любого вида упражнений в связной речи обязательно состоит из следующих этапов: подготовка к высказыванию (целевая установка, мотивация речи детей), планирование изучаемого материала и, наконец, его оформление (лексическое, морфологическое, синтаксическое).

Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями – одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь  пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Участие в работе методических обьединений педагогических работников, оказание методической помощи при подготовки к муниципальному и областному конкурсу "Учитель года", выступления на методич...

Приложение к критерию 4.4.Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций.

Приложение к критерию 4.4. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций...

Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса.

5.1.1 Активное участие в работе методических объединений5.1.2 Участие руководителя физического воспитания в профессиональных конкурсах.5.2.1 Профессионально- общественная активность руководителя физич...

Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

В 2022-2023 учебном году я выступала на педагогическом совете и методическом объединении педагогов. Так же, я приняла участие в педагогическом конкурсе "Педагог года" в номинации " Лучш...

Критерий 3: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Критерий 3: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных ко...

Критерий 5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

5.1. Профессионально-общественная активностьАктивное участие в работе методических объединенийУчастие в развитие наставничества в образовательной системеПрофминимум "Билет в будушее", педаго...