Творческий проект 5 Б класс "Воспитание спартанцев "
проект (5 класс)

Кононова Лариса Владимировна

Исследовтельская работа учащихся+ презенттация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_5_b.docx48.09 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 44 имени Героя России Н.В. Исаева»

Ленинского района г. Саратова

Направление: История

                                     

ТЕМА:

«Особенности воспитания спартанских мальчиков и девочек»

                                                                                 Работу  выполнили:  

                                                                                 учащиеся   5 «Б»  класса  

                                                                                 МОУ «СОШ  № 44 имени

                                                                                 Героя России Н.В. Исаева»

                                                                                 Дзюбан Полина,

                                                                                 Мусаев Дамир,

                                                                                 Свечников Тимур

                                           

                                                                                                                                             

                                                                                 Руководитель  работы:

                                                                                 учитель истории

                                                                                 МОУ «СОШ № 44 имени

                                                                                 Героя России Н.В. Исаева»

                                                                                 Кононова  Лариса

                                                                                 Владимировна

                                             Саратов  2022 г.

Содержание:

Введение.                                                                                          – 3 –

Глава I. Идеалы спартанского общества.                                       – 5 –

Глава II.   Воспитание спартанских  мальчиков.                            – 7 –

Глава III.  Воспитание спартанских девочек.                                      –11 –

Заключение.                                                                                      –16–

Список использованной литературы.                                             –17–

Введение.

         Актуальность. Сегодня вопрос  воспитания  граждан в государстве является очень важным. Система воспитания и образования должна выполнять цели и задачи,  главными из которых является удовлетворение потребностей общества и государства. В условиях увеличения количества войн и политических конфликтов, главной целью воспитания становится развитие патриотизма и ответственности граждан за судьбу государства.  Существует множество способов воспитания подростков, но одним из самых успешных можно считать спартанское воспитание. Спартанские граждане были настоящими патриотами и непобедимыми воинами.

         Историография и изученность темы. Первым, кто описал систему воспитания спартанцев, стал греческий историк Геродот. Слава спартанского войска тогда была безграничной. Современные историки редко обращаются к этой теме.

         Целью своего исследования мы определили: выяснить каковы были особенности воспитания спартанских мальчиков и девочек.

         Задачи исследования:

  1. Изучить исторические источники по выбранной теме;
  2. Выяснить как происходило воспитание спартанских мальчиков дома и в государственных учебных заведениях;
  3. Выяснить, как воспитывались спартанские девочки;
  4. Сравнить воспитание спартанцев и современных школьников.

В качестве основных источников исследования выступили труды

Геродота, Плутарха и Ксенофонта в разные годы описывавших доблести спартанцев и образ жизни в Спарте.

          Главными методами исследования стали анализ исторических источников, описание и сравнение.

          Поэтому, практическим применением этой работы является возможность сравнительного анализа воспитания в античное и современное время.

Глава I. Идеалы спартанского общества.

       Спарта представляла собой образец военизированного государства, которое стремилось к сохранению и приумножению могущества своего государства. Для достижения главной цели Спарты – установление контроля над всей материковой Грецией – была необходима сильная и боеспособная армия.  Таким образом, идеалом спартанского воспитания был находчивый, ловкий воин, проницательный, осторожный, владеющий собой, бесстрашный, безжалостный, приученный к лишениям, повинующийся приказаниям, почтительный к власти и авторитету, способный действовать в унисон с товарищами, относящийся с презрением к смерти. Создать такую армию можно было только при помощи самого строгого воспитания под контролем государства.

       «Никто не имел права жить так, как он хотел, напротив, город походил на лагерь, где был установлен строго определенный образ жизни и занятия, которые имели в виду лишь благо всех. Вообще спартанцы считали себя принадлежащими не себе лично, но обществу[1]».

       Вполне естественно, что воспитание в Спарте было государственным и осуществляемые городом-государством педагогические функции по воспитанию подрастающих поколений органически сочетались со всей жизнедеятельностью полиса, со всеми процессами социализации. Воспитание было обязательным, равным, имело высокую результативность, представляло собой образец общественного воспитания, органически вплетенного в социально-политическую жизнь государства.

     § 1. Образ жизни спартанцев.

     Жизнь спартанского общества была сложна. В Спарте существовало три класса: спартанцы (спартиаты), периэки (выходцы из союзных городов) и илоты (рабы спартанцев). Каждому классу следовало заниматься особым занятием.

     Главным занятием спартиатов было военное дело. Торговлей и производством спартанцам было запрещено заниматься, это делали периэки. Так у мужчин оставалось много свободного времени, и они могли спокойно упражняться в боевом искусстве. Илоты предоставлялись спартанцам в аренду, их нельзя было освобождать или продавать, так как рабы считались собственностью государства. Илоты имели и свои права. Они должны были выплачивать фиксированную долю урожая хозяину, а излишек могли забрать себе. У спартанцев были хорошие доходы, на которые они могли купить военное обмундирование и оружие. 

       Политическое устройство Спарты также имело свои особенности. Во главе государство стояло два наследственных царя. Один царь происходил из рода спартиатов, а другой – из рода периэков[2]. Они проводили заседания вместе с советом старейшин. В этот совет входило 28 человек в возрасте после 60 лет, которые избирались на пожизненный срок. В народном собрании участвовали все спартанцы от 30 лет, которые в состоянии были вносить определенную плату.

       Все жители Спарты подчинялись строгим правилам. Мужчинам запрещалось обедать дома. Они собирались группами за общественными столами. Каждый должен был принести определенное количество пищи и денег. Основной рацион составляла черная похлебка. Ее готовили из крови, уксуса и соли.

        Дома спартанцев также были лишены роскоши. А при постройке жилищ разрешалось использовать только примитивные орудия. 

       Лучшим временем в жизни спартанца можно считать войну. Воины облачались в багряные плащи и украшали длинные волосы венками. А в бой шли под звуки флейт и песен. Все это придавало войне торжественный характер, и создавалось ощущение праздника. Женщины провожали мужчин в военный поход со словами: «Со щитом или на щите!». Получить в бою ранение в спину считалось трусостью и позором для всей семьи.

        Таким образом, спартанское общество было довольно суровым и образ сильного воина формировался с самого детства. Герои войны были уважаемы и потому, места слабым в Спарте не было.

§ 2. Спартанская армия

        Впервые спартанская армия подробно описывается Ксенофонтом[3]. Призыву подлежали спартанцы от 20 до 60 лет. Чаще всего на войну призывали мужчин до 40 лет, но в целом возрастной состав армии зависел от масштаба сражения. При этом военнообязанные до 30 лет продолжали жить небольшими отрядами и в мирное время.

         Вооружение спартанца составляли копьё, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, шлем, панцирь на груди и поножи. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Тяжеловооружённый боец назывался гоплитом. В состав спартанского войска включались и легковооружённые бойцы, вооружение которых составляло лёгкое копье, дротик или лук со стрелами. Тяжеловооружёнными в основном были спартиаты — полноправные граждане, а легковооружёнными или вовсе оруженосцами были периэки и илоты. Основу спартанской армии составляли гоплиты, имевшие численность порядка 5—6 тысяч человек. Полноправные граждане и периэки служили и воевали в разных отрядах. Конница Спарты была немногочисленной и неразвитой, так как местность, в которой располагался город, обладала неровным рельефом, что затрудняло её подготовку.

        Низшим подразделением каждого отряда было братство (64 человека); два братства составляли пентиокостис (128 человек); два пентиокостиса образовывали лох (256 человек); четыре лоха составляли мору (1024 человека)[4]. Все гоплиты входили в одну фалангу, которая представляла собой линейный строй копейщиков. Спартанская фаланга строилась в восемь шеренг в глубину. Дистанция между шеренгами на ходу была 2 м, при атаке — 1 м, при отражении атаки — 0,5 м. Поэтому фаланга не могла передвигаться на большое расстояние, не расстраивая своего порядка, не могла действовать на пересечённой местности, не могла преследовать противника. Однако спартанская фаланга считалась непобедимой.

        Непосредственно перед боем, когда армия уже была выстроена и готова к сражению, командующий, чаще всего один из царей, совершал жертвоприношение, а затем флейтистам приказывалось играть особую песню, под которую спартанцы, воодушевившись, шли в бой.

        В бою решающую роль играла физическая сила, мужество и храбрость воинов. Поверженного и обращённого в бегство врага преследовали обычно лишь для закрепления статуса победителя. Считалось, что достойно сражаться только с равным противником, а не добивать побеждённого.

        Таким образом, спартанец должен был быть благороден и смел, мужественен и бесстрашен. Воины в строю были настроены лишь на победу и не думали о поражении. Но достичь такой воинской доблести сразу было невозможно, поэтому воспитывать воинов приходилось с самого раннего детства.

Глава II.   Воспитание спартанских  мальчиков.

       Систему воспитания, которая позволила Спарте приобрести сильнейшую армию была создана Ликургом[5] – законодателем, который провел обширные реформы.

       В основу воспитания Ликург поставил идею «что дети принадлежат не родителям, а всему государству»,  поэтому  именно государство решало, кому из новорожденных жить, а кому умереть.  Все новорожденные подвергались специальному осмотру старейшин Спарты. Если они считали ребенка крепким и здоровым, то его отдавали родителям для выкармливания. Если же ребенок имел какой-либо недостаток, который мешал бы ему стать в дальнейшем полноценным воином, его убивали,  посчитав, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству.  

        Развитие силы и выносливости, максимальной готовности к жизненным трудностям начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде. Когда ребенок подрастал, его отучали от страха перед темнотой и одиночеством, запирая в темные помещения на целые сутки, а также отучали от капризов и нытья, наказывая палкой.  Так уже  с младенческого возраста спартанских детей приучали к суровому воинскому укладу жизни.

      § 1. Первый этап  государственного воспитания и образования. (7-15 лет)

         Система спартанского воспитания  была рассчитана на граждан в возрасте от 7 до 30 лет, и подразделялась на три этапа: от 7 до 15, от 15 до 20 и от 20 до 30 лет[6].

         Основной задачей в первый  период было развитие способности самостоятельно преодолевать жизненные трудности, а также воспитание основных моральных качеств настоящего воина: храбрости, самообладания, выдержки, хладнокровия перед смертью. С семи до одиннадцати лет мальчики жили дома и посещали классы для игр и физических занятий; их объединяли  их в агелы (небольшие отряды), воспитывали сообща, приучая к суровой, военной дисциплине. Воспитывали и обучали детей государственные воспитатели, избранные из числа наиболее достойных спартиатов, которые прославились мужеством на поле боя. Основной задачей этих людей было воспитание храбрости будущих воинов. Наиболее часто для этой цели использовался прием «натравливания» одного отряда на другой: когда любой малейший повод служил для того, чтобы поссорить детей. Воспитатели  следили за развязавшимися драками с тем, чтобы по окончании похвалить наиболее храбрых и отличившихся и наказать палками тех, кто особо не проявил себя в бою.   Помощниками педономов  были мальчики старших возрастных групп, отличавшиеся рассудительностью, сообразительностью и храбростью в драках.

       Основным видом наказания была порка. Жалобы родителям лишь служили поводом для новой порки, потому что твердость, а не справедливость, считалась более существенным в воспитании.

        С двенадцати до пятнадцати лет их забирали из домов, и они жили  в спартанских  школах- казармах, где условия жизни были вполне сравнимы с военными, а весь распорядок  был основан на  военной дисциплине. «Ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год по гиматию, грязные, запущенные; бани и умащения были им незнакомы — за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе, на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота[7]». Кроме того, юных спартиатов кормили плохо и   для того, чтобы прокормить себя они  должны были воровать, проявляя наибольшую осторожность и хитрость. Попадавших наказывали поркой.

         Самыми величайшими пороками спартанцы  считали глупость, слабость и самолюбование[8]. Но все же процесс  интеллектуального развитии детей  занимал крайне мало времени,  в программу обучения входили  занятия грамматикой, арифметикой  и музыкой. «Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись[9]», чтобы умели прочитать приказ и подписать свое имя.   Спартиатов  учили говорить немногословно и четко, т.е. лаконично.  Арифметику спартанцы изучали лишь в той степени, чтобы уметь  подсчитать количество врагов и число собственных солдат.

         Большое внимание спартанские власти уделяли хоровому пению. Музыка сплачивала людей, создавала настроение единства и силы.  Все песни носили военный характер и были либо хвалебными, прославлявшие павших за Спарту, либо порицавшие трусов и призывающие к подвигу.

         По исполнении 15 лет мальчикам  нужно  было  сдать несколько экзаменов для того, чтобы перейти в следующую возрастную группу. Одно из них - показательное сражение спартанской молодежи, на котором в качестве зрителей были обязаны присутствовать все спартиаты.  Показательное испытание продолжалось два дня: в первый день юные воины приносили жертву богу войны, на второй день начиналось сражение, по сути дела массовая драка между отрядами. Никаких правил не было (кроме неприменения оружия). Мальчики дрались ногами, руками, грызлись зубами, выцарапывали друг другу глаза, нападали по одиночке или отрядами, стараясь столкнуть противников в глубокий ров, окружавший площадку для боя. Очень многие юноши погибали или оставались калеками во время таких сражений, остальные же переходили к следующему экзамену - порке у алтаря на празднике Артемиды.  Это было публичным  испытанием  терпения, выносливости, силы воли. Молодой спартанец должен был его выдержать наказание без единого стона. Если он не выдерживал порки, то позорил и себя и своих родных.  «Попав в плен, такой юноша не выдаст тайн отечества, даже если враги будут его мучить, и с насмешкой будет переносить удары бича, состязуясь с бьющим его, кто из них первым устанет[10]».

          В возрасте 15 лет юноши вступали в так называемый «испытательный год», завершающий первый этап  обучения и воспитания. Начиная с этого возраста, подростки получали право ношения оружия, которым они награждались по окончании праздника в честь Артемиды. Из юных спартиатов формировали отряды и рассылали их во все части страны для несения полицейской и военной службы. В процессе службы подростки участвовали в криптиях - мероприятия, целью которых было « умерщвление илотов, каких захватывали по дорогам. Нередко они обходили поля, убивая самых крепких и сильных илотов[11]». Цель таких тайных убийств - подавление возможного сопротивления илотов и насаждении всеобщего страха среди илотов.  Надо учесть, что многочисленные физические упражнения, умение владеть копьем и мечом - все это формировало не только физически сильных воинов, но и вырабатывало у детей чувство превосходства над более слабыми.          

            Итак, мы видим, что основные качества сильного воина формировались у спартанцев уже с самого раннего детства. Юный спартанец к 15-ти годам становился воином, способным постоять за себя и свое государство.

§2. Второй этап системы воспитания и образования. (16-20 лет).

          На втором этапе обучения и воспитания основное внимание уделялось закреплению уже полученных навыков и умений непосредственно, в условиях военных действий.  С двадцати лет спартиаты непосредственно участвовали в сражениях. Молодой спартиат  уже имел право принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин, на которых велись беседы о государственных и военных делах. Иногда молодым людям даже позволялось высказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они должны были сидеть молча и набираться опыта.  

        Несмотря на свои навыки воина, молодой спартанец еще не был равен другим более опытным мужчинам. Он все еще продолжал получать обучение.

      §3. Третий этап системы воспитания и образования (21-30 лет)

      В возрасте от 21-ти до 30-ти лет происходило  окончательное закрепление полученных навыков и знаний путем участия в войнах,  участия в  воспитании мальчиков,  и, наконец, спартанец  должен был жениться.   Только в тридцать лет заканчивается период обязательного военного образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим всеми  социальными  и политическими правами.

       Таким образом, к 30-ти годам спартанец заканчивал свое образование и приобретал все права гражданина. Теперь он сам мог передавать полученные им знания юным спартиатам в качестве отца или наставника.

Глава III.  Воспитание спартанских девочек.

       Как же воспитывали спартанских девочек? Неужели они были такими же суровыми как спартанские мужчины?

       К спартанским девочкам, точнее к их здоровью предъявлялись такие же высокие требования, как и для мальчиков. Будущая мать должна была родить здоровых детей.

       Но в отличие от мальчиков, спартанские девочки воспитывались дома своими матерями во время прохождения обучения. Они узнавали об обязанностях по уходу за домом, учились шить и готовить, помогали воспитывать младших сестер. Государственное образование для девочек было в очередной раз отменено в 188 году до н.э.

       Девочек обучали чтению, счету и письму. Молодая хозяйка должна была вести дом и расходы пока муж был на войне. Многие спартанки также сочиняли стихи. Помимо чтения и письма, женщины изучали музыку и танцы. Юные девушки – спартанки играли на музыкальных инструментах и  танцевали в хорах, состоящих из девочек того же возраста перед всеми спартиатами[12].  Девочки должны были разбираться в  ритуальной и культовой деятельности[13].

       Незамужние девушки регулярно занимались спортом[14]. Спартанский режим тренировок для девочек был разработан, чтобы сделать их «такими же здоровыми, как их братья», хотя, в отличие от своих братьев, они на самом деле не готовились к бою. В своей «Конституции спартанцев» Ксенофонт сообщает, что Ликург требовал, чтобы женщины занимались спортом так же много, как и мужчины, и с этой целью учредил спортивные соревнования для женщин[15].

        Поэтому, спартанские девушки занимались бегом и борьбой, метанием копья и диска, борьбой на кулаках и панкратионом[16]. Они также научились ездить верхом. Для девушек устраивали соревнования на различных фестивалях, самым престижным из которых были Герейские игры. Выйдя замуж, спартанские женщины перестали заниматься легкой атлетикой.

        Рождение и воспитание детей считались наиболее важной ролью женщин в спартанском обществе. Женщины в Спарте были равны мужчинам-воинам в спартанской армии. Спартанских женщин поощряли рожать много детей, предпочтительно мужского пола, чтобы увеличить военное население Спарты. Они гордились тем, что родили и вырастили храбрых воинов. Однако наличие сыновей, которые были трусами, было причиной печали всей семьи и позором родителям.

       Выйдя замуж, спартанка могла заниматься коммерцией и по закону иметь твердую долю в доходах семьи.

       Таким образом, спартанские женщины делили с мужчинами многие обязанности: они содержали дом, воспитывали детей и в отсутствие мужа следили за рабами. Но при этом, в случае необходимости спартанки могли постоять за себя или выйти на защиту города. Спартанки были не менее строги в поведении и также сильны и выносливы, как и мужчины.

Глава IV. Воспитание и образование сегодня.

         Внимательно изучив систему воспитания в Спарте, мы решили сравнить ее с воспитанием школьников сегодня и выяснить в чем сходства и различия?

        Современное воспитание школьников имеет множество серьезных отличий:

  1. Мальчики и девочки воспитываются и обучаются вместе. Это создает

равные условия для получения необходимых знаний и умений.

  1. Образование современного школьника сочетает в себе приобретение

научных знаний и развитие физических возможностей. Это позволяет ребенку вырасти не только сильным, но и умным. После окончания школы он сможет стать не только воином, и самостоятельно выбрать себе профессию.

  1. Система наказаний – порка – в современной школе не применяется.

В остальном же, воспитание современных школьников похоже на воспитание спартанцев. Мы также изучаем чтение, письмо и математику, музыку и физическую культуру. В современных условиях любовь к Родине также важна, как и преданность государству. Очень хорошо, что сегодня есть много других способов воспитать ответственных граждан.

Заключение.  

        Итак, внимательно изучив исторические источники и свидетельства, мы узнали об идеалах спартанцев. Спартанец независимо от пола должен был быть сильным, выносливым, смелым и благородным. Главным для него было служение государству и спартанскому обществу.

        Желая  создать идеального гражданина и сильнейшую армию спартанцы создали особую систему воспитания, в которой сочетались усилия семьи, государства и общества. Выяснили особенности воспитания и образования для мальчиков и девочек в Спарте. Воспитание подростков часто носило публичный характер и каждый мог дать оценку не только подростку, но и его семье. Плохое воспитание – было позором для всей семьи.

        Для мужчин и женщин  Спарты существовали государственные цели. Мужчина должен был стать воином и защитником, а женщина – матерью и хранительницей семьи и дома. Вместе они служили основой для воспитания новых поколений граждан.

         Строгость воспитания и наказаний позволила Спарте стать уникальным государством, которое уважали все греческие города.

Список использованной литературы:

  1. Геродот. История. М.: Ладомир, 2001.
  2. Ксенофонт. Лакедемонская полития. / Зайков А. В. Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2013.// http://ancientrome.ru/antlitr 
  3. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т.  М., 1987. Т. 1.
  4. Р.Ю.Виппер. История Древнего мира. М., Республика.1993.                                                                              

[1] Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т.  М., 1987. Т. 1. С. 116.

[2] Р.Ю.Виппер. История Древнего мира. М., Республика.1993. С. 49.

[3] Ксенофонт. Лакедемонская полития. / Зайков А. В. Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2013. С. 123.// http://ancientrome.ru/antlitr 

[4] Ксенофонт. Лакедемонская полития. / Зайков А. В. Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2013. С. 123.// http://ancientrome.ru/antlitr 

[5] Геродот. История. М.: Ладомир, 2001. С.345.

[6] Ксенофонт. Лакедемонская полития. / Зайков А. В. Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2013. С. 123.// http://ancientrome.ru/antlitr 

[7] Ксенофонт. Лакедемонская полития. / Зайков А. В. Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2013. С. 123.// http://ancientrome.ru/antlitr 

[8]  Геродот. История. М.: Ладомир, 2001. С.345.

[9] Ксенофонт. Лакедемонская полития. / Зайков А. В. Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2013. С. 123.// http://ancientrome.ru/antlitr 

[10] Ксенофонт. Лакедемонская полития. / Зайков А. В. Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2013. С. 123.// http://ancientrome.ru/antlitr 

[11] Геродот. История. М.: Ладомир, 2001. С.340.

[12] Геродот. История. М.: Ладомир, 2001. С.342.

[13] Там же, С. 344.

[14] Ксенофонт. Лакедемонская полития. / Зайков А. В. Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2013. С. 125.// http://ancientrome.ru/antlitr

[15] Там же.

[16] Сущность этого вида спорта заключалась в проведении поединка двух невооруженных атлетов. Панкратион сочетал в себе приёмы борьбы в стойке и партере, подсечки и болевые приёмы, удушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"

Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...

Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково

Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...

Требования к творческому проекту по технологии. Тематика творческих проектов для 5-7 классов.

Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под методическим руководством учителя и опираясь на поддержку близких, а также специалистов. Он может быть и коллективным. Темой тв...

Занятие «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»

Занятие на тему: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»...