Мастер – класс Для родителей и учащихся «ТРАДИЦИОННАЯ КУКЛА КАК СИМВОЛ СОХРАНЕНИЯ РУССКИХ ТРАДИЦИЙ»
презентация к уроку

Шабалкина Любовь Александровна

Цель: развитие речи на основе практического знакомства школьников с  методикой изготовления традиционной куклы – закрутки, воспитание интереса к  истории и традициям создания ручных игрушек на Руси.

 Задачи.

- Развивать связную речь, обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами (хлопчатобумажная, шерстяная, «нянюшка», «старание», «мастерство», «безликая»; обогащать речь использованием произведений устного народного творчества (пословицы, хоровод).

-  Развивать мелкую моторику.

- Приобщение детей  к народной культуре посредством ознакомления и изготовления куклы закрутки.

-  Прививать уважение к традициям семьи.

- Развивать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия; воспитывать ценностное отношение к совместному труду взрослых и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla-zakrutka_hu3vk.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс Для родителей и учащихся «ТРАДИЦИОННАЯ КУКЛА КАК СИМВОЛ СОХРАНЕНИЯ РУССКИХ ТРАДИЦИЙ» Составили: Учитель-логопед: Шабалкина Любовь Александровна Учитель: Громова Любовь Михайловна. Моршанск 2023

Слайд 2

Цель : развитие речи на основе практического знакомства школьников с методикой изготовления традиционной куклы – закрутки, воспитание интереса к истории и традициям создания ручных игрушек на Руси. Задачи . - Развивать связную речь, обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами (хлопчатобумажная, шерстяная, «нянюшка», «старание», «мастерство», «безликая»; обогащать речь использованием произведений устного народного творчества (пословицы, хоровод). - Развивать мелкую моторику. - Приобщение детей к народной культуре посредством ознакомления и изготовления куклы закрутки. - Прививать уважение к традициям семьи. - Развивать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия; воспитывать ценностное отношение к совместному труду взрослых и детей.

Слайд 3

Методы и приемы. Рассматривание, показ, беседа, упражнение, изготовление. Предварительная работа. Разучивание пословиц – поговорок о здоровье, беседа, рассматривание и сравнение кукол современных и старинных, чтение сказок: «Василиса Прекрасная», «Матушкина куколка». Посещение мини-музея. Материалы и оборудование. Компьютерная презентация «Народная кукла» (образцы различных народных кукол); мелкие бусы, леска, схема рассказа-описания о кукле; лоскуты белой и цветной ткани для изготовления кукол, нитки – раздаточный материал для каждого участника, декорация «изба». Участвуют учитель, учитель-логопед , дети, приглашаются их мамы и бабушки.

Слайд 4

Ход урока. Дети и гости собираются в «избе» Рукодельницы. Она в русском народном костюме. Учитель. Каждый человек, независимо от возраста, профессии, независимо от того, где он родился и вырос – в городе или деревне, помнит игрушки своего детства. Сегодня я расскажу и покажу вам, как создавалась первая игрушка – кукла. А потом вы вместе с мамами и бабушками сделаете свою куклу – закрутку. Изготавливались такие игрушки из подручного материала. И всегда это было делом семейным. Мужчины и женщины в свободное время лепили, рубили, точили игрушки, привлекая к делу своих детей – так с ранних лет их приучали к усердию и терпению. Эта игрушка готовила ребенка к самостоятельной работе, хранила и передавала от старшего поколения к младшему накопленный опыт.

Слайд 5

Куклы делались в основном из мягких материалов – льняных, шерстяных тканей и ниток, ваты и мочала. Кукла – это образ человека, в котором, как в зеркале, люди могут увидеть себя. Как и человек, она может быть какой угодно: дружелюбной, высокомерной, веселой, грустной. По разным поводам, для разных случаев делали разных кукол: при рождении ребенка в семье – нянюшку:

Слайд 6

На свадьбу – жениха и невесту

Слайд 7

Логопед: Отдельную куклу «кубышку» изготавливали для того чтобы в доме царило здоровье, чтобы ничто не могло ему повредить, «кубышка» - красивая куколка, сидящая на мешке с целебными ароматными травами. Если кто-то заболевал, то мешочек терли пальцами, проходили с ним по всему дому, а потом «кубышку» клали к больному в постель, чтобы дух болезни испугался и исчез.

Слайд 8

А вот мы с вами сейчас попробуем это проделать, потрем пальцами мешочек и расскажем пословицы – пожелания. Логопед дает мешочек (наполненный травами и крупой) и произносит: Добрым быть – долго жить. (Дети по очереди в руках разминают мешочек и произносят пословицу, передовая мешочек соседу). Пословицы: Чистота – залог здоровья. Здоровье дороже богатства. Доброе слово лечит, а злое калечит. Самого себя лечить, только портить. Сидеть да лежать, болезни поджидать. Ходи больше, жить будешь дольше.

Слайд 9

Логопед: Почти все куклы, изготовляемые в семье – обереги, т.е. они оберегали человека от несчастья. Для маленького ребенка обязательно делали маленький оберег «зайку». Если нужно было оставить ребенка одного, то чтобы ему не было грустно или страшно, на пальчик ему надевали зайку. И мы с вами поиграем с зайчиком. Потешка «Зайка» и пальчиковая гимнастика. Зайчик – прыг, (Руки сжаты в кулачки, прижаты друг к другу, вытянуть) Зайчик – скок, (указательные пальцы. Сгибать и разгибать их.) Спрятался он под кусток, (Сцепить пальцы рук в замок.) Под кусточком молчком (Не расцепляя рук, поднять указательные пальчики и пошевелить ими.) Только уши торчком(Сцепить руки в замок, шевелить всеми пальчиками.)

Слайд 10

Учитель: Мама или бабушка собирали мягкие и яркие лоскутки. Их руками отрывали от самых «счастливых» платьев и связывали в куколку. Первую куклу ласково называли нянюшка. Нянюшку нельзя делать с помощью ножниц и иглы (жизнь ребенка должна быть без разрезов и проколов, цельной и счастливой). Обычное место ее возле подушки, чтобы во сне поучить малыша уму – разуму. Вот и мы сегодня постараемся сделать с помощью ваших бабушек и мам такую куколку – закрутку. Для работы нам понадобится: - добрые мысли и пожелания: - хлопчатобумажная ткань (белая) - разноцветные лоскуты тканей (хлопок, ситец) - шерстяная и хлопчатобумажная нить.

Слайд 11

Возьмите кусочек белой ткани. Отогните нижний край наизнанку на 2-3 см и не очень сильно закрутите. Отсюда и пошло название куклы - закрутка. Свободный край бокового среза тоже загните наизнанку. У вас останется только один открытый срез сверху. Эта заготовка называется «скалка». Теперь перевяжите тряпичную скалку хлопчатобумажными нитками на линии шеи и талии. Вот и получилось так называемое «тулово». Оно должно быть устойчивым, для чего и нужен подгиб внизу. Можно в закрутку для устойчивости вставить ватный стержень. Далее делаем голову вместе с руками.

Слайд 12

Возьмем такой же лоскуток белой ткани, подложим для шеи кусок ваты, накроем по центру лоскутом, сформируем шарик – головку и крепко затянем ее ниткой. Чтобы сделать ручки, нужно подогнуть срез и забрать лишнюю ткань внутрь рукава, а кисти перетянуть ниткой. Оставшуюся ткань следует затянуть на линии талии, при этом можно дать рукам любое направление. Получилась кофточка. Вот и готова основа куклы.

Слайд 13

Теперь ее можно нарядить в цветастый платок, юбку или сарафан по желанию. Юбочку можно вырезать в виде круга с отверстием посередине и затянуть ее ленточкой вокруг талии. Куклу мы наряжаем, но лицо не рисуем. Таких кукол называли «безликими», т.е. без лица.

Слайд 14

По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла служила одновременно и оберегом. Дети, учитель, логопед, бабушки и мамы изготавливают кукол и сажают их за стол. Разливается чай, и за чаем бабушки делятся своими воспоминаниями о своих первых куклах. Логопед: Издавна русский народ понимал, что развитие речи ребенка было тесно связано с развитием умения захватывать пальчиками мелкие предметы, и сегодня на занятии мы все еще раз в этом убедились. Задание на развитие мелкой моторики: собрать бусы своим куклам (мелкие бусинки дети нанизывают на леску, дарят их куклам, называя цвета бусинок). Логопед: У нас получились замечательные куклы, потому что умелые пальчики хорошо потрудились, и сейчас дети расскажут о своих куклах мамам и бабушкам, чтобы они услышали, как хорошо мы научились разговаривать (рассказ-описание куклы - дети дают ласковые имена своим куклам, описывают их наряды, говорят об их характере).

Слайд 15

Итог занятия: После чаепития педагоги под звуки народной мелодии с детьми заводят хоровод. У Петровых у ворот Вьется, вьется хоровод, Вьется, вьется хоровод, Собирается народ. Из избы Петр выходил, Ребятишек выводил, - Уж как ждать – пождать, У ворот постоять, Солнышко встречать, Мороз прогонять! Учитель: дети, вы чувствуете, какие у вас теплые ладошки. Частичка этого тепла в куклах, которые были сделаны вами. Такие игрушки всегда приносит радость окружающим. Логопед: Ой, вы, гости дорогие, У нас куклы расписные, Мы их делали, старались. Показать вам собирались. Дети: Приходите в гости к нам, Рады мы всегда гостям!

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс лепка из соленого теста народной куклы "Jаражай"

Это мастер - класс по созданию (алтаской) народной куклы.Поэтапное описание выполнения лепки из соленого теста....

Мастер - класс для родителей "Кукла-Закрутка".

Коспект занятия, мастер-класс для родителей "Кукла-Закрутка"....

Буклет "Мастер – класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы – оберега "

Все народы мира во все времена считали обереги непременным атрибутом жизни и быта любого человека: подобные магические предметы не только защищали своего владельца от любого возможного негатива, но и ...

Мастер – класс для родителей учащихся по теме: "Нетрадиционные методы развития мелкой моторики"

В ходе мастер-класса представлены такие нетрадиционные методы развития мелкой моторики, как:- игры с прищепками;- Су-Джок терапия;- игры с резинками;- Криотерапия....

Мастер-класс с родителями по изготовлению куклы "Берегиня"

Цель: Формировать активную педагогическую позицию родителей: вызвать интерес к занятию ребенка, привлечение родителей к участию в жизни творческого объединения. Задачи:1. Обучающие:Познакомить...