Рабочая программа по Настольному теннису
рабочая программа

Рабочая программа по Настольному теннису

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nastolnyy_tennis.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родниковская средняя общеобразовательная школа

        

Согласовано

Зам.по ВР

____________ Рудачев Е.С.

«_____» __________2022г.

Утверждаю

Директор МБОУ Родниковской СОШ

________ Юферева А.А.

Приказ ________________

от «_____» __________2022г.

        «_____»_________________

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа физкультурно-спортивной направленности

"Настольный теннис"

Возраст обучающихся: 7 - 15 лет

Педагог дополнительного образования:

Мехнин Денис Евгеньевич

2022-2023

Пояснительная записка

Программа по настольному теннису  разработана для учащихся  от 7 до 15 лет  на основе нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, в том числе новым Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и действующих образовательных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений. Направленность программы – физкультурно-спортивная.

Общая характеристика учебного предмета

Настольный теннис в нашей стране завоевал популярность, как и во всём мире, и особенно среди детей, подростков и юношей. Наличие постоянной борьбы, которая ведётся с помощью естественных движений, сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различным напряжением, человек получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма.

Постоянное изменение обстановки в процессе игры обусловливает высокую анализаторную деятельность человека и необходимость выбора решения. В процессе игры человек получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает большую радость и удовлетворение.

      Всё это делает настольный теннис эффективным средством физического воспитания. Занятия настольным теннисом помогают учащимся  повысить уровень своего физического развития и укрепить здоровье.

В рабочей программе представлены основные разделы спортивной подготовки. Особое внимание уделяется планированию, построению и контролю процесса спортивной подготовки.

Основополагающие принципы:

- Комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).

- Преемственность - определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.

- Вариативность - предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.

Актуальность. Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.

Выбор спортивной игры – настольный теннис -  определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью  в городе, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.

Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.

Программа включает модное  направление в спорте. Настоящая программа способствует формированию у учащихся знаний и умений в области настольного тенниса, которая заняла прочную лидирующую позицию среди подавляющего большинства видов оздоровительных занятий

Педагогическая целесообразность. Создание необходимых условий, содействующих формированию потребности в здоровом образе жизни через внедрение технологии личностно-ориентированного обучения во внеурочной деятельности.

 Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.

  Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем  поддерживает постоянную активность и интерес к игре.

Эти особенности настольного тенниса  создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.

Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.

В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования  «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.    

Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта. 

Целью данной программы является создание условий для развития физических качеств, оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.     

Задачи:  

Обучающие:

  • приобретение теоретических и методических знаний;
  • овладение основными приёмами современной техники и тактики игр;

Развивающие:

  • формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, применение их в различных условиях;
  • повышение спортивной квалификации.

Воспитывающие:

  • воспитание      привычки      к     систематическим      занятиям     физическими упражнениями;
  • воспитание у занимающихся нравственных и волевых качеств;
  • воспитание    высокоразвитых    волевых    качеств,    умения     преодолевать физические трудности при выполнении сложных упражнений;
  • воспитание гигиенических навыков и привычек соблюдения режима труда и отдыха, ухода за своим телом, одеждой и пр.;
  • воспитание правильных взаимоотношений между учениками, строящихся на основе общности интересов в освоении двигательных действий.
  • воспитание дружбы и высоконравственных отношений между мальчиками и девочками.

Программа рассчитана на детей и подростков от 7 до 15 лет.

Количество учащихся в группах:   12 человек,

Учебно-тренировочная нагрузка - 2 раза в неделю по 1 часу.

Форма организации  детей на занятии: групповая, игровая, индивидуально-игровая, в парах.

Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное. 

Форма и способы проверки  результативности учебно-тренировочного процесса:

Основной показатель работы секции по настольному теннису - выполнение программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.

Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.   Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.

В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольно-переводные зачеты.     Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.

Ожидаемые результаты

К концу 1 года обучения  учащиеся:

Будут знать:

  • будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
  • узнают, как  правильно распределять свою физическую нагрузку;
  • узнают правила игры в настольный теннис;
  • правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
  • Знать правила проведения соревнований;

Будут уметь:

  • Провести специальную разминку для теннисиста
  • Овладеют основами техники настольного тенниса;
  • Овладеют  основами судейства в теннисе;
  • Смогут составить график соревнований в личном зачете и определить победителя;

Разовьют следующие качества:

  • улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
  • улучшат общую выносливость организма к  продолжительным физическим нагрузкам;
  • повысятся адаптивные возможности организма -  противостояние  условиям внешней среды стрессового характера;
  • Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.

   

Содержание материала

Знания о физической культуре

Физическая культура в современном обществе. История развития настольного тенниса, и его роль в современном обществе. Оборудование и спортинвентарь для настольного тенниса. Правила безопасности игры. Правила соревнований.

Способы двигательной деятельности

Выбор ракетки и способы держания. Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».

Удары по мячу накатом. Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок.

Игра в ближней и дальней зонах. Вращение мяча.

Основные положения теннисиста. Исходные положения, выбор места. Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски. Одношажные и двухшажные перемещения.

Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением). Подачи: короткие и длинные. Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением). Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске.

Тактика одиночных игр.

Игра в защите.

Основные тактические комбинации.

При своей подаче: а) короткая подача; б) длинная подача. При подаче соперника: а) при длинной подаче — накат по прямой;  6) при короткой подаче — несильный кистевой накат в середину стола.

Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника.

Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях.

Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре.

Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны).

Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность.

Игра у стола. Игровые комбинации. Подготовка к соревнованиям (разминка общая и игровая).

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Виды программного материала

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Теория

8

8

Просмотр выполненных игры.

2

Общефизическая подготовка

6

6

Просмотр выполненных игры.

3

Специальная физическая подготовка

6

6

Просмотр выполненных игры.

4

Обучение техническим приёмам

20

20

Просмотр выполненных игры.

5

Интегральная подготовка

15

15

Просмотр выполненных игры.

6

Обучение тактическим действиям и двухсторонняя игра

21

21

Просмотр выполненных игры.

7

Итого:

76

Содержание учебного плана

Теория

Тема 1. Физическая культура и спорт в России. Состояние и развитие настольного тенниса в России.

Содержание: Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение физической культуры для укрепления здоровья, физического развития. Роль физической культуры в воспитании молодежи.

История развития настольного тенниса в мире и нашей стране. Достижения теннисистов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире.

 Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена. Влияние физических упражнений на организм спортсмена.

Содержание: Мотивация к регулярным занятиям спортом. Спортивно-эстетическое воспитание. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к тренировкам.

Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок.

Гигиенические требования к занимающимся спортом. Профилактика заболеваемости травматизма в спорте.

Содержание: Понятия о гигиене. Гигиена тела. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Понятия о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию обучающихся. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания. Пищевые отравления и их профилактика. Режим дня спортсмена. Значение сна, утренней гигиенической гимнастики для юного спортсмена. Вредные привычки – курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.

Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Предупреждение инфекционных заболеваний, источники инфекций и пути их распространения. Травматизм в процессе занятий настольным теннисом; оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях, приёмы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.

Основы техники и техническая подготовка

Содержание: Основные сведения о технике игры, о её значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация и анализ техники изучаемых приёмов игры.

Обучающиеся должны знать:

  • Гигиенические требования к обучающимся
  • Режим дня спортсмена
  • Естественные основы по защите организма и профилактике заболеваний
  • Историю развития настольного тенниса в России и терминологию избранной игры

Уметь:

  • Составлять режим дня и руководствоваться им. Закалять свой организм
  • Подготовить место для занятий
  • Соблюдать технику безопасности на занятиях
  • Оказать первую доврачебную помощь пострадавшему
  • Проявлять стойкий интерес к занятиям

Общефизическая подготовка

  • Строевые упражнения
  • Упражнения для рук, кистей рук и плечевого пояса
  • Упражнения для ног, стоп ног и тазобедренного сустава
  • Упражнения для шеи и туловища
  • Упражнения для всех групп мышц
  • Упражнения для развития силы
  • Упражнения для развития быстроты
  • Упражнения для развития гибкости
  • Упражнения для развития ловкости
  • Упражнения типа «полоса препятствий»
  • Упражнения для развития общей выносливости

Обучающиеся должны знать:

  • Технику безопасности при выполнении упражнений (ОФП)
  • Технику выполнения упражнений, последовательность, периодичность

Уметь:

  • Выполнять строевые упражнения на месте и в движении
  • Выполнять комплекс разминки самостоятельно

Специальная физическая подготовка

  • Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести
  • Упражнения для развития игровой ловкости
  • Упражнения для развития специальной выносливости
  • Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
  • Упражнения с отягощениями

Обучающиеся должны знать:

  • Технику безопасности при выполнении упражнений (СФП)
  • Технику выполнения упражнений, последовательность, периодичность

Уметь:

  • Выполнять упражнения самостоятельно и при помощи партнёра,
  • с изменением скорости, амплитуды, с отягощениями и без них.
  • Развивать специальные способности (гибкость, быстроту, ловкость)

Интегральная подготовка

Основные технические приемы:

1.Исходные положения (стойки)

а) правосторонняя

б) нейтральная (основная)

в) левосторонняя

2.Способы передвижений

а) бесшажный

б) шаги

в) прыжки

г) рывки

3.Способы держания ракетки

а) вертикальная хватка-«пером»

б) горизонтальная хватка-«рукопожатие»

4. Подачи

а) по способу расположения игрока

б) по месту выполнения контакта ракетки с мячом

5. Технические приемы нижним вращением

а) срезка

б) подрезка

6. Технические приемы без вращения мяча

а) толчок

б) откидка

в) подставка

7. Технические приемы с верхним вращением

а) накат

б) топс- удар

Обучающиеся должны знать:

  • Технику безопасности при выполнении технических упражнений
  • Основные приёмы техники выполнения ударов.

Уметь:

  • Выполнять эти технические элементы на учебно-тренировочных занятиях
  • Соблюдать технику безопасности при выполнении технических элементов

Обучение тактическим действиям и двухсторонняя игра

Техника нападения.

Техники передвижения. Бесшажный способ передвижения(без переноса ОЦТ; с незначительным переносом ОЦТ; с полным переносом ОЦТ).Ш аги( одношажный, приставной, скрестный).Прыжки(с двух ног,с двух ног на одну, с одной ноги на другую). Рывки ( с правой ноги, с левой ноги, с поворотом туловища, с наклоном туловища)

Техники подачи. Подброс мяча..Траектория и направление полета мяча. Точки пересечения плоскостей вращения мяча .Прием подач. Формы распознавания подач соперника. Игра в нападении. Накат слева, справа.

Техника защиты.

Техники передвижения. Сочетание способов передвижения с техническими приемами игры в защите. Срезка,подрезка.

Обучающиеся должны знать:

Основные приёмы тактических действий в нападении и при противодействии в защите

Уметь:

  • Выполнять элементы тактики на учебно-тренировочных занятиях
  • Соблюдать технику безопасности при выполнении элементов тактики

Подвижные игры:

  • на стимулирование двигательной активности обучающихся
  • на разностороннее развитие и совершенствование основных движений детей

Эстафеты с элементами настольного тенниса (на развитие):

  • скоростно-силовых качеств
  • быстроты действий
  • общей выносливости
  • силы
  • гибкости
  • ловкости
  • Игровые спарринги:
  • 1 х 1, 1 х 2, 2 х 2

Обучающие должны знать:

  • Технику безопасности при выполнении игровых упражнений
  • Основные правила настольного тенниса

Уметь:

  • Выполнять основные технические и тактические игровые приёмы

Календарно-тематическое планирование

уро

ка

Дата проведения

Тема

 урока

Кол-

во

часов

Форма занятия

Форма  контроля

Физическая культура в современном обществе.

1

Изучение нового материала

Текущий

История развития настольного тенниса, и его роль в современном обществе.

1

Изучение нового материала

Текущий

Оборудование и спортинвентарь для настольного тенниса.

1

Изучение нового материала

Текущий

Правила безопасности игры. Правила соревнований.

1

Изучение нового материала

Текущий

Выбор ракетки и способы держания.

1

Изучение нового материала

Текущий

Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером».

1

Изучение нового материала

Текущий

Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».

1

Изучение нового материала

Текущий

Удары по мячу накатом.

1

Совершенствование

Текущий

Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок.

1

Совершенствование

Текущий

Игра в ближней и дальней зонах.

1

Совершенствование

Текущий

Вращение мяча.

1

Совершенствование

Текущий

Основные положения теннисиста.

1

Совершенствование

Текущий

Исходные положения, выбор места.

1

Совершенствование

Текущий

Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски.

1

Совершенствование

Текущий

Одношажные и двухшажные перемещения.

1

Совершенствование

Текущий

16-17

Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением).

2

Совершенствование

Текущий

18-19

Подачи: короткие и длинные.

2

Совершенствование

Текущий

20-21

Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением).

2

Совершенствование

Текущий

22-23

Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением).

2

Совершенствование

Текущий

24-25

Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске.

2

Совершенствование

Текущий

Тактика одиночных игр

1

Совершенствование

Текущий

Игра в защите

1

Совершенствование

Текущий

28-29

Основные тактические комбинации. При своей подаче:

а) короткая подача;б) длинная подача.

2

Совершенствование

Текущий

30-31

Основные тактические комбинации

При подаче соперника:

а) при длинной подаче — накат по прямой;  

6) при короткой подаче — несильный кистевой накат в середину стола.

2

Совершенствование

Текущий

32-33

Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника.

2

Совершенствование

Текущий

34-35

Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка.

2

Совершенствование

Текущий

36-37

Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка.

2

Совершенствование

Текущий

38-39

Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях.

2

Совершенствование

Текущий

40-41

Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре.

2

Совершенствование

Текущий

42-44

Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны).

3

Совершенствование

Текущий

45-47

Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность.

3

Совершенствование

Текущий

48-60

Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность.

12

Совершенствование

Текущий

Игра у стола. Игровые комбинации.

1

Совершенствование

Игра у стола

Игра у стола. Игровые комбинации.

1

Совершенствование

Игра у стола

Игра у стола. Игровые комбинации.

1

Совершенствование

Игра у стола

64-66

Соревнования

1

Совершенствование

Игра у стола

67-68

Соревнования

1

Совершенствование

Игра у стола

69-70

Соревнования

1

Совершенствование

Игра у стола

Методическое обеспечение программы

  1. Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях МО в рамках введения ФГОС начального общего образования»
  2.  Амелин А.Н., Современный настольный теннис. М.: ФиС, 2012 г.
  3. Барчукова Г., Настольный теннис. М, 2014 г.
  4. Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. М.: ФиС, 2011.
  5. В.Д. Ковалёв, «Спортивные игры». Москва 2014 г.
  6. Иванов B.C., Теннис на столе. М, 2015 г.
  7. Физическая культура: Образовательная программа для учащихся начального и среднего профессионального образования.— Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр 2012 г.

Спортинвентарь: стол для настольного тенниса, ракетка, мяч, сетка,

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения . М.: Просвещение, 2011
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011
  3. Внеурочная деятельность школьников . Методический конструктор. М.: Просвещение2011
  4. Г.Б. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2014год.
  5. А.Н. Амелин. Современный  настольный теннис. М.: Ф и С, 2012год.
  6. Ю.П.Байгулов. Основы настольного тенниса. М.: Ф и С, 2011год.
  7. О.В. Матыцин. Настольный теннис. Неизвестное об известном. М.: РГАФК,2014год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по настольному теннису

В рабочей программе представлены основные разделы спортивной подготовки теннисистов 1-го года обучения, изложенные на основе новейших данных в области теории физической культуры и спорта. Особое внима...

рабочая программа по настольному теннису

рабочая программа по настольному теннису 1-4 кл.,5-8 кл., 9-11кл....

Рабочая программа по настольному теннису

В рабочей программе представлены основные разделы спортивной подготовки теннисистов спортивно-оздоровительного этапа, изложенные на основе новейших данных в области теории физической культуры и с...

Рабочая программа по настольному теннису

Рабочая программа по настольному теннису в 8-11 классах...

Рабочая программа по настольному теннису 3 года обучения

Рабочая программа по настольному теннису...

Рабочая программа секции "Настольный теннис"

Рабочая программа секции "Настольный теннис"...