Всегда есть место творчеству
статья

Попова Любовь Юрьевна

Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличает творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность мышления. На помощь приходят такие специальные приемы, как чувство удивления, новизны, готовность принять нестандартный вопрос, нестандартное решение (например, придумать монолог от имени расчески, перегревшей лампочки, дверной ручки…). Подобные упражнения учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым углом зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Из опыта работы. Монография130 КБ

Предварительный просмотр:

Попова Любовь Юрьевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1» г. Тарко-Сале Пуровского района ЯНАО

 Творчество – это форма самореализации личности…

(из опыта работы учителя по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе).

                                                          Интерес к учению есть там, где есть

                                                                          Вдохновение, рождающееся от успеха.

                                                                                                         В.А.Сухомлинский

Всегда есть место творчеству…

         

        Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.

Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличает творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность мышления. На помощь приходят такие специальные приемы, как чувство удивления, новизны, готовность принять нестандартный вопрос, нестандартное решение (например, придумать монолог от имени расчески, перегревшей лампочки, дверной ручки…). Подобные упражнения учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым углом зрения.

        Образное восприятие очень важно для мышления. Именно оно помогает нам при чтении и понимании поэзии, прозаических литературных произведений, описаний исторических событий. Не случайно мы говорим об образной памяти и образном восприятии. При этом в образе неразрывно слиты восприятие внешнего вида предмета, способ действия с ним, знание и отношение человека к этому предмету. Образ – всегда обобщение, а не наглядная иллюстрация, не фотоснимок с реальности. Поэтому следует учить детей отличать конкретные образы от абстрактных (например, образ весны). Учитывая все возможности и познавательный интерес детей, работаю с учащимися по технологии творческих мастерских.

 Как   развивать речь и мышление у школьников? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому? Эти вопросы стали сегодня самыми главными для учителя литературы. Именно творческие мастерские помогут решить их.

Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает сам. Эта технология удивляет своей обращенностью к «я» ребенка, к его интересам, поискам, целям. На мастерской внимание ребят направлено на задания: через задания мастер осуществляет руководство самостоятельной деятельностью учеников. Они выбирают нужный темп, средства и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничество школьников, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусства способствуют развитию индивидуальности ученика, дают толчок к творческому развитию. Так рождаются ученические исследования, вера в возможность открытия, надежда на успех.

Мастерская — это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоценочности и - приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. Мастерская имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Прозреть, увидеть, озадачиться, а затем уже организовать поиск – вот желанная цепочка действий, в которую мастер желает включить ученика. Заканчивается мастерская всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений. В результате совместного труда ребята учатся составлять  и проводить литературно-музыкальные композиции («Муза  Баратынского», «Я жду от вас чуда…» - по творчеству М.Цветаевой), учатся работать с дополнительной литературой, составлять электронные тематические таблицы («Классицизм», «Сентиментализм», «Романтизм»), кроссворды, ребята  пишут   рассказы, готовят «входные» билеты на урок по творчеству того или иного писателя, тесты, зачетные работы.  

Большое внимание уделяем сказке, а именно созданию собственной сказки. Такой вид деятельности имеет место на наших уроках литературы. В.Сухомлинский не представлял себе «обучение в школе не только без слушания, чтения, но и без создания сказки». Сказка, по словам великого выдумщика и сказочника С.Маршака, не знает границ, не допускает безнадежных положений. У сказки есть счастливая возможность охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, преображать причудливую действительность. Сказка – игра, фантазия, животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Рассказывание и сочинение сказок – это искусство, которому хотелось бы научить школьников. Одной из самых заманчивых форм работы является «Сочиним атомную сказку». Увлекательно идет эта работа в 8 классе. Особенно, если персонаж необычный, только что придуманный. Уроки - сказки дышат воздухом творчества. Благодатный материал сказки развивает творческое воображение, оценочное суждение, развивает литературно-творческие способности ребенка. И как отмечает А.Шаров: «Мысли, внушенные сказками, растут вместе с человеком, но суть их остается прежней. Сказки помнят до смерти или пока человек не изменил самому себе…».

Создание проблемной ситуации – одна из возможных наиболее эффективных форм работы на уроках: «Как одолеть свое зло?» (по К.Паустовскому «Теплый хлеб»); «Почему мы в ответе друг за друга?» (по Антуану де Сент Экзюпери «Маленький принц»); «Красота спасет мир?» (по Н.Гоголю «Петербургские повести»); «Сильный или слабый человек Гамлет?» (по В.Шекспиру «Гамлет»); «Какая она – правда?» (по С.Алексиевич «Цинковые мальчики»).

Огромное значение имеет на уроках литературы анализ поэтического произведения. Именно постижение тайны поэтического текста, умение видеть образную структуру стиха, движение поэтической мысли становится главным при изучении творчества поэтов. Чтобы создать свое произведение, развить свой талант, нужно уметь видеть красоту уже созданного поэтического текста, оценить его душой, принять. Для того чтобы процесс анализа стал для учащихся менее сложным, разработана схема анализа лирического произведения, которая достаточно удачно применяется на уроках «В литературной гостиной».

Главным смысловым стержнем курса литературы является понятие интерпретации литературного произведения. Художественные тексты рассматриваются как воплощение авторского замысла в образной форме и осознаются через личностное восприятие этих образов читателем: автор – образ – читатель. Идея индивидуального прочтения как акта соавторства получает (например, в программе 9 класса) четкое подтверждение. Каждая эпоха, каждый конкретный читатель видят в художественном произведении не только то, что хотел сказать автор, какие чувства им владели, но и то, что ему (читателю) особенно важно в данный момент и в чем он ищет поддержку в художественном мире авторитетного для него писателя или поэта. Вместе с учащимися мы многое узнаем заново не только из русской литературы, но и зарубежной. Вместе с учащимися размышляем, сомневаемся, утверждаемся в своих мнениях, восторгаемся «вечно живыми» образами, мотивами, звучащими в словах лучших произведений европейской и русской литературы. Не здесь ли разгул фантазии и творчества как для учителя, так и для ученика! Творческие задания могут быть самыми разнообразными: тесты, отзывы, проблемные вопросы, читательские конференции, блиц-опросы, самостоятельная работа, работа по картине, иллюстрирование текстов, режиссерские комментарии, проигрывание фрагментов, индивидуальные сообщения, дискуссии, семинары, творческие практикумы, библиотечные уроки. Продемонстрирую некоторые творческие задания.

Семинар по повести А.С. Пушкина «Медный всадник»

Вопросы к семинару вывешиваются за 1-2 недели до семинара

  1. История создания произведения.
  2. Почему «Медный всадник» повесть, а не поэма?
  3. Образ Медного всадника – смысл и символика.
  4. Развитие образа «маленького человека» - «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Медный всадник».
  5. Человек и стихия.
  6. Художественное исполнение образа природной стихии.
  7. «Бунт, бессмысленный и беспощадный…».

Творческий практикум: сопоставление романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и повести «Медный всадник»

Сопоставьте начало вступления и финал второй части «Медного всадника». Что общего в этих описаниях? Какие ключевые слова из этих описаний могут стать темой для размышления?

        Сопоставьте роман «Капитанская дочка» с повестью «Медный всадник». Выделите общие сюжетные мотивы, проблемы обоих произведений. Чем объяснить совершенно противоположные финалы: гибель героев в одном произведении и спасение – в другом?

 

        Творческий практикум по творчеству О.Уайльда

Оскар Уайльд сказал: «Цель искусства – поучать, развлекая». Принимаете ли вы такую цель искусства? Не забудьте, что свое мнение нужно доказать.

         Творческие практикумы по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю.  Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.А. Блока, В.В. Маяковского…

         Тема дискуссии в 9 классе «Вечные» проблемы, отраженные в пьесе «Ромео и Джульетта». Вопросы-тезисы для дискуссии:

 1) Это пьеса о любви? О чьей любви? А это любовь?

 2) Ромео часто влюблялся. Очередная пассия – Джульетта. Он и Розалину так же пылко любил. Потом будет следующая красавица. А не хочет ли нам Шекспир сказать, что Ромео вовсе не положительный герой? Он сознательно снижает образ, показывает Ромео болтуном – разве не так?

 3) А Джульетта – еще лучше! Какая любовь в 13 лет?! Правильно ли отец ее критикует?

 4)  Как вы оцениваете поведение Джульетты? А может быть, она просто хотела подразнить отца, ведь все подростки хотят идти наперекор родителям.

 5) Разве это не распущенность – во 2-3 встречу отдаться легкомысленному мальчишке! Как отец говорит? – «беспутная девчонка!» — это правильно?

 6) Оцените Париса. Может быть, он положительный герой? Его Шекспир «уложил» в один ряд с Ромео и Джульеттой – чем не герой?

 7) Оцените кормилицу – это она, старая ведьма, во всем виновата?!

 8) Мне понравился Тибальт: он вступился за честь семьи, рода; жизни не пожалел. А Ромео – трус. Вы согласны со мной?

 9) Меркуцио тоже зря погиб. Зачем он полез в драку?

 10)  Примирились ли семьи Монтекки и Капулетти?

 11)  А не лучше ли было бы, чтобы они остались во вражде – столько людей погибло!

 12) Финал пьесы тяжелый, трагически безысходный или светлый, оптимистический?

 13) Почему эта пьеса интересна всем поколениям читателей и зрителей?

        

Самостоятельная творческая работа по комедии Ж.Б.  Мольера «Тартюф»

Задание выполняется по группам-рядам:

1 ряд – прочитать и выписать из первого прошения королю то, что, на ваш взгляд, считалось идеальным и что – безобразным; положительным и отрицательным;

2 ряд - то же самое сделайте по второму прошению Мольера королю.

3 ряд - выполните то же задание, прочитав «Предисловие» к комедии «Тартюф».

        Самостоятельная творческая работа по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

1 ряд – составьте историю жизни городничего, его биографию.

2 ряд – составьте историю жизни Хлестакова, и один день его жизни в Петербурге опишите подробно – не как он фантазирует, а как вы думаете.

3 ряд – почтмейстер зачитывает отрывки из письма Хлестакова приятелю. Видимо, Хлестаков – любитель писать письма. И вот он едет в Саратовскую губернию на тройке с колокольчиком и уже, наверное, сочиняет в уме письмо о последних событиях, произошедших с ним в этом городишке, - попробуйте воспроизвести это письмо, но не повторяйте фраз, какие в письме Хлестакова уже встречались.

        Самостоятельная творческая работа по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

1 группа – исследование характера профессора Преображенского.

2 группа – анализ образа Шарикова.

3 группа – Швондер и его команда, какую роль играют эти персонажи в системе образов повести.

4 группа – исследование речи персонажей и сделать вывод, как речь человека помогает понять его характер.

5 группа – изучение приемов комического: сарказм, сатира, юмор, ирония – что из этих видов используется в повести.

6 группа – анализ художественного пространства, как оно описывается в повести и что выражает.

        Индивидуальные задания по новелле О. Бальзака «Гобсек»: обзор творчества Бальзака, характеристики главных персонажей, пересказ 2-3 наиболее выразительных эпизодов – по выбору учащихся; сюжет новеллы «Гобсек».

        Сочинение-анализ поэтических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, поэтов 20 века. Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Демон» и

М.Ю. Лермонтова «Мой демон». Сравнение произведений Н.В. Гоголя «Шинель» и Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

        Итоговая читательская конференция «Хочу рассказать о прочитанной книге» по произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева,

Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П.Чехова, А.М. Горького, В.В. Маяковского, А. Ахматовой, С. Есенина, М. Цветаевой, А. Платонова, М. Пришвина, А.Н. Толстова, В.И. Белова, В. Распутина, В. Астафьева, В. Бородина.  Учащиеся выбирают одно произведение. На конференции каждый ученик выступает с подготовленным материалом, включающим краткие сведения об авторе и анализ одного произведения. При этом учащимся предлагается памятка «Как подготовиться к читательской конференции», разработанная творческой группой ребят и учителя:

  1. Внимательно изучите предложенный список литературных произведений.
  2. Выберите произведение по своему читательскому вкусу: уже прочитанное и понравившееся, незнакомое или произведение любимого поэта (писателя).
  3. Прочитайте выбранное произведение очень внимательно; делайте закладки, отметки, записи в процессе чтения.
  4. Продумайте, как вы кратко изложите сюжет, если это эпическое произведение, или потренируйтесь в выразительном чтении, если это стихотворный текст.
  5. Как вы поняли прочитанное: тема, проблематика, идея произведения, система образов: главные герои и второстепенные, их роль в произведении. Какую мысль несут художественные образы?
  6. Понравились ли вам герои произведения или нет, почему?
  7.  Это произведение «вечное» или соответствует только своему времени?
  8. В чем стилистическое своеобразие: особенности композиции, языка, яркие картины природы, описания интерьера, выразительность художественных деталей…
  9. Если вы выбрали стихотворение, желательно выучить его наизусть и выразительно прочесть классу.
  10. Обязательно прорепетируйте свое выступление, чтобы оно не превышало 5 минут.

Главное, что сами ребята составляют сценарии читательских конференций, литературных композиций. Это своего рода праздник творческой мысли, проверка того, насколько в каждом из них велика потребность выйти за рамки произведения, взглянуть на него со стороны, дать самооценку.

        Вот как, например, построить урок-повторение, не повторяясь, по теме «Мой любимый писатель в 8 классе»? Дети предлагают такой план:

  • Когда и как я познакомился с творчеством этого писателя?
  • Что меня больше всего привлекло в его книгах?
  • Чем мне близки его герои и он сам?
  • Как помогли его произведения в становлении моего характера?
  • Какие бы цветы я выбрал как символ его творчества?

Бесспорно, такого рода занятия – залог будущих встреч с писателем через самостоятельное чтение. Решается одна из главнейших задач предмета словесности – научиться общаться (и не только с художественным текстом), но и друг с другом.

Свобода, раскованность, доброжелательность в общении – вот к чему мы должны стремиться. Работая  на уроке, ребята приобретают опыт сотрудничества, умение быть услышанным; возникает естественная потребность высказаться, аргументировать свою точку зрения. Камерность в работе каждому даёт ощущение своей личностной значимости и, конечно же, вносит элементы творческого соревнования, здорового соперничества.

Совместное творчество – от отбора до интерпретации материала – не оставляет равнодушных, и это повышает интерес к предмету.

А чтобы выдать что-то «своё» - как известно – необходимо углубленное самостоятельная творческая  работа с произведением. Например,  блестящих результатов позволяет достичь приём выразительного чтения с ребятами 7-х, 8-х классов. Сами дети говорят: «Никогда не думал, что работа над выразительностью слова может дать так много для понимания произведения!». И именно на материале сказки, как величайшего жанра литературы, учащиеся сами открывают для себя сложнейшие философские законы (очень благодатный материал у М.Е. Салтыкова-Щедрина, К. Паустовского, Л. Толстого). «После таких занятий хочется читать», - говорят ребята. А разве мы, учителя,  не об этом мечтаем?! Не к  этому ли стремимся?!

Учение с увлечением возможно только через игру. «Именно в игре ребёнок проявляет себя как прекрасный художник, выдумщик, гениальный филолог»,  - подчёркивал А. Шаров. Вот почему учащиеся так любят элементы драматизации  (ведь она основана на действиях самих детей, связывает художественное творчество с личностными переживаниями).  

Письменная и устная речь становится свободнее, точнее, эмоциональнее, появляется стремление к образности повествования.

Творческий подход к изучению литературного произведения невозможен без умения понимать, ценить роль детали в художественном тексте. Здесь мы с ребятами составляем сценарии с участием «режиссёра».   Такие задания требуют перевоплощения в тот или иной образ, идёт соучастие каждого, - учу общению.

  Для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо и самих ребят учить любить то, что они делают, относиться к своему труду уважительно и с достоинством.

Да, получается, может быть, только у одаренных детей, но подобная работа стимулирует потребность в творческом самопроявлении у всех учащихся.

Как педагог, я поняла, что необходимо при оценивании творческих работ терпение («быстрых» результатов практически не бывает), доброжелательность, деликатность, равноправие (недопустимо делить детей на талантливых и «остальных»). Детей без воображения нет!

Уроки литературы становятся интересными при использовании   электронных хрестоматий по русской литературе, в которых даны полные тексты всех произведений по школьной программе с 5 по 11 класс, включая биографии и портреты писателей, а также некоторые начитанные сокращенные тексты произведений для закрепления навыков выразительного чтения.

        С целью развития познавательного интереса учащихся, расширения и углубления их знаний, а также с целью развития творческих и индивидуальных способностей школьников разработана и рецензирована программа элективного курса «Практическая стилистика».

Преподавание стилистики в школе решает две главные взаимосвязанные задачи.

Одна из них состоит в том, чтобы воспитать подготовленных слушателей и читателей, глубоко и верно понимающих собеседника, оратора, печатное слово. Вторая главная задача связана с необходимостью научить школьников свободно  владеть русским языком, воспитать граждан – подлинных носителей образцовой речи. Умело использовать средства языка можно только при условии отличного знания его ресурсов. И здесь, конечно, не обойтись без знания стилистики. Поэтому данный элективный курс отличается своей практической направленностью, то есть непосредственной связью с обучением у учащихся умениям читать, говорить, писать наилучшим образом, составлять собственные тексты.

 Анализируя творческие работы своих   учащихся,  я сделала   следующие выводы:

  1. Большинство учащихся имеют недостаточные знания по стилистике, выражающиеся в неверном использовании терминологии (эмоциональный окрас…), в неверной квалификации изобразительно-выразительных средств в ошибочном нахождении примеров указанных средств (пример эпитетов – «танец с саблями», «задыхаясь от восторга»…); в безграмотной характеристике стилевой и типологической принадлежности текста, например: Как и любой другой текст, этот не обделен стилем и типом речи. Отрывок имеет художественный стиль. Данный текст написан художественным стилем, типом повествование с элементами рассуждения. По лексическому составу текст соответствует художественному стилю. В тексте использован художественный стиль. Писатель недаром использует художественный стиль.
  2. Многие школьники допускают ошибки в квалификации и характеристике единиц разных уровней языковой системы в области лексики (в лексике текста употребляются разговорные фразы); морфологии  (в тексте присутствуют существительные одушевленного и неодушевленного видов. Видо-временные  глаголы); в области синтаксиса (например: Здесь есть простые предложения, обособленные причастными и деепричастными оборотами. Синтаксис сложноподчиненный и односоставный. Автор использует краткие и неполные предложения.)
  3. Недостаточное овладение учащимися   теоретическими сведениями по стилистике и русскому языку не позволяет в должной мере сформировать следующие умения: анализировать изобразительно-выразительные средства исходного текста (например: В тексте видны и сравнения. В тексте большое значение придается запятым…); объяснять роль средств выразительности в тексте (например: Текст с множеством  средств выразительности легко и хорошо читать…).

Таким образом, проведенный анализ творческих работ  школьников позволяет мне  сделать выводы о необходимости грамматико-стилистической работы с учащимися и развития речи в целях формирования коммуникативной и языковой компетенций в целом.

        Элективный курс «Практическая стилистика» нацелен на преодоление этих недостатков и противоречий. Программа  является дополнительным курсом к учебной программе по русскому языку, литературе, решает основные проблемы предпрофильной подготовки учащихся с ориентацией на гуманитарный профиль.

Цели и задачи программы:

  1. Формирование коммуникативной компетенции учащихся;
  2. Совершенствование умений оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа текстов разных стилей и типов речи;
  3. Обучение созданию текстов собственного сочинения.
  4. Развитие творческих способностей учащихся.

         Основные приемы работы:

             1.Наблюдение над языком текста;

       2.Сопоставление параллельных текстов;

       3.Стилистический эксперимент;

       4.Стилистический анализ текста;

       5.Выполнение заданий с конкретной целевой установкой на преобразование, завершение, редактирование текста;

       6.Написание сочинений;

       7.Сообщение учителем теоретических сведений по стилистике.

Программа элективного курса рассчитана на 17 часов для расширенного изучения в классах предпрофильной подготовки гуманитарного цикла; кроме того, программа  может быть спецкурсом для учащихся 10 класса любого профиля.

        В ходе занятий учащиеся анализируют  тексты разных стилей и типов речи, изучают основы редактирования, основные виды ошибок в письменной речи учащихся, производят  стилистический анализ текстов   (Короленко, Толстой, Паустовский…), учатся  создавать собственный текст  по прочитанному тексту. Ребята на занятиях элективного курса знакомятся с методикой написания сочинения разных жанров.  

Типы занятий: уроки-исследования, изучение нового материала, обобщение изученного, стилистический эксперимент, уроки-практикумы, деловая игра «Редакция».

Методы и приемы:  слово учителя, работа с таблицами «Виды речевых ошибок», «Образные средства языка», редактирование текстов,  аналитическая работа, эвристическая беседа, блиц-опрос, тесты ЕГЭ (компьютерный  кабинет), творческая работа, рецензирование сочинений учащихся, составление памяток «Как определить стиль текста», «Как определить тип речи», создание презентации элективного курса.

Формы работы:  работа в парах, группах, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

В глазах школьников всякая письменная работа есть всего-навсего задание, упражнение. Интерес учащихся к учебному труду резко возрастает, если его конечные результаты имеют какую-то практическую ценность. Вот почему, чтобы по-настоящему заинтересовать учащихся создавать собственные сочинения, пробудить в них авторское самолюбие, развить творческие задатки, так полезно наладить в масштабе класса, школы издательскую работу. Поэтому разработана дополнительная общеобразовательная программа  «Основы журналистики». Так появился в школе пресс-цент «От 17 и младше».   Журналистская работа как нельзя лучше помогает решать одну из важнейших задач  обучения русскому языку в школе – подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, вооружить их навыками пользования устной и письменной речью. Действительно, печать, средства массовой информации требуют участия рабочих и специалистов всех без исключения профилей. Значит, какую бы профессию ни избрал наш выпускник, ему необходимо умение изложить в газетном жанре свой опыт, критические замечания…  Конечно, школа не готовит своих выпускников к профессии журналиста. Но если дать школьнику необходимые практические навыки, то не только в ученические годы, но и в будущем, в самостоятельной жизни он сможет не раз взяться за перо внештатного корреспондента в интересах дела, общества, государства.  Цель школьной газеты – быть в курсе всех   событий в школе и доводить всю информацию до учащихся, педагогов, родителей. Каждый учащийся имеет право вступить в наше творческое объединение, но при этом он должен быть наблюдательным и впечатлительным, как этого требует журналистика; уметь донести информацию до читателей и заинтересовать их; уметь высказать свое мнение, но при этом прислушиваться к мнению других; все эмоции выражать на бумаге; чувствовать плечо друга и помогать в трудную минуту.  

Печатный вариант газеты «От 17 и младше» выпускается 1 раз в месяц, газета имеет свои постоянные рубрики, за которые ответственны назначенные корреспонденты. Кроме того, в нашей газете есть дежурный редактор, так что в этой роли может побывать каждый юный журналист.

В процессе работы с ребятами были проведены   занятия по изучению газетных жанров (заметки информационные, хроникальные, полемические, критические, положительные, заметка с выводами и предложениями, заметка-отклик; отзыв, отчет, репортаж, сатирические жанры, открытое письмо…).   Проведены отдельные занятия с юнкорами, работающими в жанре интервью, с фотографами, корректорами, главным редактором. Для развития писательского мастерства большое значение имеет работа с «сырым» материалом, когда ребята учатся редактировать тексты. Интересны занятия «Что такое пресс-конференция», «Ищем заголовок к тексу …», «Идет дискуссия»…  

Газета сегодня  продолжает развиваться, совершенствуется компьютерная верстка, увеличилось количество ребят, занимающихся журналистской деятельностью. Юнкоры старшего возраста сотрудничают с районной детской газетой «Большая перемена», являются дежурными редакторами выпусков.

Прекрасно, если учитель сумел увлечь школьников удивительной возможностью выражать свое «я», свое мироощущение на бумаге. Тогда сочинения, которые кажутся многим   ученикам надоедливой, а порой просто мучительной обязанностью, - эти самые сочинения превращаются в радостный труд, в полноценный способ самовыражения. Школьная газета глубоко затрагивает интересы учащихся и приобщает их к интересной жизни. Здесь процессы обучения и воспитания наглядно сливаются воедино.

        В современных условиях очень сложно добиться высокой успеваемости, направить внимание учащихся на то, чтобы они достаточно твердо усвоили основные вопросы школьной программы по русскому языку. Поэтому нам, учителям, приходится искать и находить различные формы и приемы работы на уроке, чтобы заинтересовать учащихся, чтобы они научились проявлять свои способности, творчески трудиться. Я думаю, чтобы добиться этого, необходимо предлагать учащимся разнообразные творческие задания на уроках русского языка.

        Очень важная для учителя задача – научить всех детей самостоятельно приобретать знания, а этого можно достичь путем вовлечения их в активную деятельность на всех этапах обучения: в процессе усвоения нового материала, во время закрепления, на повторительно-обобщающих уроках и уроках развития речи. Например, при выполнении обычной контрольной работы  после изучения нового материала в 6, 7 классе можно предложить такое  творческое задание:

        Отметьте знаком плюс в таблице принадлежность понятий (крайняя левая графа) к тем или иным категориям русского языка (часть слова, часть речи, морфологический признак, тип предложения, член предложения).

        Для тренировки памяти на каждом уроке нужно работать с материалом на запоминание, это может быть слово или какое-то высказывание, фразеологические обороты, вежливые слова, варианты культурного обращения к человеку, тексты стихотворений, загадки, пословицы, поговорки. При этом данные упражнения рекомендуется сопровождать дополнительными творческими заданиями.  

        Учащиеся (независимо от класса) при повторении и закреплении материала с интересом работают  с раздаточным материалом (карточки, перфокарты, тесты…), который создается не только учителем, но и учениками.

        В конце изучения темы можно проводить творческие зачеты.  Зачет состоит из двух частей: первая часть -  устная работа, вторая часть – письменная работа. За зачет в журнал ставится две оценки: первую за устную работу ставят друг другу ученики, сидящие за одной партой, вторую оценку – за письменную работу – ставит учитель. Зачет рассчитан на целый урок и может включать игровые моменты. Кроме того, зачетная работа может состоять из двух частей – обязательной и дополнительной. Дополнительная часть содержит задания по теме повышенной сложности. Непременным условием выполнения  работы является  получение «зачета» за обязательную часть. Ученик сам решает – выбрать ли ему только те задания, которые он способен выполнить, или попытаться сделать  над собой усилие и получить более высокую оценку, выполнив несколько заданий из дополнительной части.

        Возможен другой вариант  творческого зачета. Необходимо разбить класс на 5-6 групп по 4-5 человек (группы формируются по  желанию). Каждая команда выбирает  1 карточку с заданиями, ребята выполняют ее после обсуждения. Затем происходит обмен карточками   между группами. Задача команд – выполнить правильно  как можно больше творческих заданий. Такой вид работы имеет воспитательное значение – сильный ученик успевает не только сделать сам, но и объяснить  более слабому ученику. В работе заинтересован каждый, это сближает ребят. Учитель является экспертом, наблюдает за работой, направляет ход мыслей учеников, возможна подсказка. Работы оцениваются у каждого. На следующем уроке проводится устный опрос по теме и выставляется общая оценка в журнал. Учеников, которые являлись консультантами в группах, поощряем дополнительной оценкой.

        Примерный вариант зачета по теме «Причастие» (8 класс).

КАРТОЧКА 4

  1. Вопрос: в чем разница? Объясните.

                ВЫКАЧ…ННАЯ ИЗ ПОДВАЛА ВОДА.

               ВЫКАЧ…ННАЯ ИЗ ПОДВАЛА БОЧКА.

  1. Объясните правописание НЕ с причастиями

(Не)зависимый человек, (не)заменимый помощник, (не)прекращающийся весь день ливень, (не)прекращающийся ливень, поле (не)вспахано, (не)смолкавший ни на минуту дождь, совсем (не)выполненная работа.

                                               

 КАРТОЧКА 9

  1. Составьте грамматическое домино по теме «Образование причастий» (32 фишки).
  2. Исправь ошибку «Издали были видны плывущие бревна по реке».

Очень много творческих заданий при изучении темы «Лексика». Например, определите профессию работника по его словарю: угол, квадрат, теорема, дроби, километр, линия, сумма, разность… Напишите сочинение-миниатюру о данной профессии.

При изучении фонетики целесообразно использовать задания типа «Измени слово», «Найди пару», «Составь цепочку»…

        При изучении словообразования можно предлагать ученикам следующие творческие задания

  1. Составь слов, взяв из других слов части слова:

ОБГОВОРИТЬ – приставку

ДУМАТЬ – корень

ЧИТАТЬ – суффикс

ПЕТЬ – окончание                    Слово – ОБДУМАТЬ

  1. Заполни таблицу

                 Приставки                                    предлоги

-за           заговорит                                      за   горизонтом                              

-на

-над

 3. Разбери по составу слова: СТЕКЛО (сущ.)        СТЕКЛО (глагол)

Ученикам очень нравится работать с грамматическим домино, предлагаю домино из 32 карточек и из  16 по темам: «Образование причастий», «Образование наречий», «Одна и две Н в отглагольных прилагательных и причастиях»).

время

по

медвежьи

во

время

по

прежнему

во

Увлекательна для учащихся работа с лото, которая развивает их словарный запас  

На память                                    наизусть

Великан                                         гигант

Всадник                                         наездник

Бездомный                                    бесприютный

Артист                                        актер

Аплодировать                              рукоплескать

Заглядеться                                 засмотреться…

        Для развития творческих способностей школьников полезны лингвистические разминки, задания из занимательной лингвистики, творческие диктанты.  

Лингвистические разминки

  Орфоэпия и фонетика. Расставить ударения в словах, написанных на доске, сделать фонетический разбор выделенных слов:

         Новорожденный, афера, кухонный, обеспечение, квартал, огниво, приговор, принять, бытие, процент, пуловер, ракушка, столяр, танцовщица, опека,  украинский, феномен, цемент, щавель, эксперт, щелка.             Или

   

           Морфология. 1. Найдите глаголы 2 спряжения: задержаться, спать, отвечать, расстилать, солить. 2. Найдите глагольные формы совершенного вида: возразить, скрываться, задумавшись, купленный, решить. 3. Найдите страдательные причастия: устроивший, построенный, гонимый, смотрящий, поющий.

        Лексика. В каких словосочетаниях есть многозначные слова? Футбольные бутсы, колоть дрова, поставить точку, джем из апельсинов, стоять над обрывом.

Занимательная лингвистика

  1. Попробуйте  «организовать» разрозненные буквы в хорошо знакомые слова: ТИВОНКР (вторник), КАРАМЕЛ (реклама).
  2. Поставьте глагол «вылечу» в начальную форму. (Вылететь и вылечить.) Как называются совпадающие формы слов? (Омоформы).
  3. Найдите омоформы глагола «гнуть» среди существительных. (1-е лицо настоящего времени   - гну – антилопа; 3-е лицо настоящего времени – гнет – груз.)
  4. Жители Москвы – москвичи и москвички. А как называют жителей Петербурга, Тулы, Воронежа, Архангельска, Перми, Курска, Нижнего Новгорода).
  5. Как называются слова и предложения, которые можно одинаково читать как слева направо, так и справа налево? Наиболее известный пример встречаем в «Приключениях Буратино» А.Н.Толстого: «А роза упала на лапу Азора». Приведите свои примеры. (Это палиндромы, или перевертыши).

Творческие диктанты

         Вставьте вместо точек вводные слова, данные в с скобках в конце каждого предложения. Спишите полученный текст.

Перевал… был близко, подъем постепенно выравнивался, тропинка уже не петляла по заснеженному скалистому взлобью, справа возвышалось что-то серое… громада другой горы… они добрались уже до седловины (пожалуй, наверно, значит), Ветер по-прежнему безумствовал в своей неуемной ярости, будто в невидимой гигантской трубе выло, стонало, даже звенело… звенело… в ушах (впрочем, возможно). Мороз… крепчал, от стужи больше всего доставалось рукам и коленям (очевидно).

                                                                                                       (По Быкову)

Преобразуйте записанные предложения в предложения с обособленными согласованными определениями, выраженными причастными оборотами. Предложения запишите, подчеркнув в них определения.

Слышен шум падаю..ей воды. В горя..щий костер мы стали класть тонкие сухие ветки. На дне реки были видны шев..лящиеся водор..сли. Я пр..слушался к звукам журчащ..го ручья. Проходившая девушка пок.. залась мне знаком..й. Исполня..мая песня мне очень понравилась. Развеш..нные картины были выполн..ны талантливым художником.

                                   

Большое значение для развития творческих способностей учащихся имеют  сочинения-миниатюры, отзывы о книге, кинофильме…, описание картин, киносценарии, выполнение олимпиадных заданий различных уровней.  

Для более успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ мною разработаны опорные электронные схемы-таблицы по темам: «Синтаксический разбор предложения», «Части речи», «Лексика», «Морфемика», Фонетика», Орфография», «Виды ошибок в речи учащихся», «Оценка контрольных и творческих работ». Кроме того, составлена программа работы с учащимися с повышенной мотивацией к обучению. Занятия в 9 классе по теме «Трудности пунктуации в сложных предложениях» проходят в кабинете информационных технологий по электронному сборнику «Тесты по пунктуации. Точная диагностика знаний». Часто используем на уроках интерактивную доску.

Во все времена школа выполняла социальный заказ общества, стремилась сформировать творческую, коммуникабельную личность. И мне представляется это возможным через  разнообразные уроки и внеурочную деятельность, где появляется возможность   высказаться и быть выслушанным. Да, прежде чем состояться творческим  урокам, необходимо каждому умело научиться пользоваться великим человеческим даром – даром слова, речи.

         В школе всегда есть место творчеству! И детям, и взрослым.

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока мужества "В жизни всегда есть место подвигу"

Урок     несет     большой     информационный     материал,...

Краеведческая работа "В жизни всегда есть место подвигу"

Автор: Гусарова ВикторияМесто учёбы: ученица 8 класса МОУ гимназия Московской области  г. Павловского ПосадаНаучные руководители: Минаева Е. Ю.- организатор ОБЖ...

В жизни всегда есть место подвигу

Урок мужества и патриотизма. Увековечивание памяти героя России Сергея Солнечникова. Для полноценного использования презентации необходимо вставить песню группы "Любэ" "Комбат батяня". Из-за ограничен...

Классный час. В жизни всегда есть место подвигу (5-7 классы)

Классный час "В жизни всегда есть место подвигу", посвященный Дню Героя России, для 5-7 классов...

Методическая разработка открытого мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"

Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Жанр коллективного творческого дела – конференция. Чередован...

Методическая разработка открытого мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"

Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Жанр коллективного творческого дела – конференция. Чередован...

Методическая разработка мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"

Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС.Жанр коллективного творческого дела – конференция.Черед...