Занятие по духовно – нравственному воспитанию «Что такое жертвенность?»
план-конспект

Новичкова Мария Валерьевна

Занятие по духовно – нравственному воспитанию

«Что такое жертвенность?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по духовно – нравственному воспитанию

«Что такое жертвенность?»

Подготовила воспитатель

Новичкова М.В.

Цель: нравственное воспитание воспитанников.

Задачи: Содействовать приобщению детей к общечеловеческой ценности – жертвенности, как высшей форме проявления любви к ближнему. Подвести к пониманию того, что жертвенные поступки всегда совершаются добровольно, «по велению души» человека и вознаграждаются нематериальными ценностями (любовью, уважением, благодарностью людей, обретением новых друзей…). Вызвать у детей желание совершать жертвенные поступки ради своих близких. Развивать умение работать в микрогруппах, сотрудничать, договариваться; делать умозаключения, выводы. Ввести в словарь детей понятия «жертвенность», «добровольность», «вознаграждение».

– Сегодня у нас необычный день: наша группа превратилась в уютную студию. Итак, я рада приветствовать вас на передаче «Пусть говорят». А тема нашего разговора – «Жертвенность».

Ребята, вы заметили, что сегодня в своём приветствии я постаралась сказать, что восхищаюсь вами, когда вы помогаете ближним, проявляете свою любовь к ним. Это непросто: ухаживать за младшими братом или сестрой, хотя мог бы поиграть в это время, помогать уставшей маме, хотя мог бы в это время полежать на диване перед телевизором, поделиться конфетой, когда мог бы съесть её один. Человек (маленький и большой), поступающий таким образом, отказывая себе в чём-то, жертвуя своим временем, своими желаниями, своими вещами.

ради других людей. Вот сегодня нам и предстоит с вами ответить на вопрос: нужно ли жертвовать ради других?

Но сначала я хочу напомнить вам одну сказку. А помогут мне ребята из театральной студии . (Драматизация отрывка из сказки « Аленький цветочек»)

Вопросы:

– Какую сказку вы увидели?

– Кто из дочерей по-настоящему любит своего отца?

– Как вы это определили?

– Чем Настенька пожертвовала ради отца?

– Как бы вы поступили на её месте?

Да, действительно, настоящая любовь всегда проявляется в жертвенности. Л.Толстой сказал: «Любовь – только тогда любовь, когда она есть жертва собой».

Конечно, жертвы бывают разные: можно пожертвовать своей конфеткой, угостив друга, а можно и своей жизнью.

Я не сомневаюсь, что вы, ребята, можете без труда вспомнить имена людей, которые в годы войны пожертвовали своей жизнью ради близких людей, своей Родины, справедливости .

(Дети вспоминают имена героев (в том числе и своих земляков), павших в годы ВОВ, локальных войн, рассматривают фотографии, обсуждают их героические поступки).

На самом деле жертвы, хоть и не такие крупные, совершаются ежедневно. Скажите, ваши мамы, папы жертвуют ради вас? Чем? (рассказы детей о жертвенных поступках их близких).

А чем вы сами жертвуете ради своих родных? (рассказы детей о своих жертвенных поступках).

Как мы поняли, жертвы бывают разные, но они всегда добровольны, совершаются по велению сердца человека.

А сейчас – «Встреча со сказкой»! Вам предстоит выполнить сложное задание – определить, иллюстрации каких сказок лежат на столе и выбрать те сказки, герои которых совершают жертвенные поступки. (Дети делятся на две подгруппы с помощью фишек разного цвета, выполняют задание, представляют своё решение, выполняют взаимопроверку, обменявшись столами).

Да, ребята, оказывается, сказки тоже учат нас жертвовать ради других.

Как вы считаете, жертвуя, человек только теряет или что-либо приобретает в замен?

(Полилог по кругу: дети по очереди высказывают свое мнение, предварительно соглашаясь или не соглашаясь с мнением предыдущего). Ваши мнения разделились. Чтобы найти истину, давайте вспомним поступок девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» В. Катаева. Девочка бездумно истратила 6 волшебных лепестков и не принесла никакой пользы ни себе, не людям. Вспомните, какие желания загадывала Женя. (ответы детей) Но последний лепесток стал её жертвой во имя помощи больному мальчику. Вспомним, как это было. (Зачитывает отрывок сказки).

Вопросы к детям:

  1. Какое чувство испытала Женя, когда узнала, что мальчик Витя болен? Покажите на градусниках настроения. (Раздаёт градусники)
  2. Что почувствовала Женя, когда сбылось её последнее желание? Покажите на градусниках.
  3. Чем была вознаграждена девочка, пожертвовав последний лепесток ради помощи мальчику? (Счастьем приобретения нового друга).

А ведь верно говорят: не имей сто рублей, а имей сто друзей!

Давайте подумаем, чем были вознаграждены герои сказок (показывает иллюстрации, с которыми работали микрогруппы, идёт обсуждение). Как вознаграждены герои войны? (памятью, уважением потомков, гордостью в сердцах многих поколений: ставя памятники, называют в их честь улицы, города и пр.)

(Вывод: бескорыстная жертва всегда оборачивается приобретением.)

А теперь нам предстоит ответить на главный вопрос нашей программы: нужно ли жертвовать ради других или проще жить по закону «Люби себя, чихай на всех и в жизни ждёт тебя успех»? (дети отвечают ). Что было бы , если бы каждый жил по этому закону?

Давайте вспомним о самой Великой жертве. Кто совершил её? (ответы детей)

Ради спасения всех людей на Земле Сын Божий – Иисус Христос перенёс мучения, страдания и принял смерть на кресте. У многих из вас на груди я вижу крестики. Что на них изображено? Для чего мы носим нательный крестик? Крестик всегда напоминает нам о великой жертве, которую принёс Иисус Христос во имя спасения всех людей, он учит нас любить своих близких и жертвовать ради них, как Сын Божий. И мы можем попросить у Бога, чтобы он и нам дал сил совершать жертвенные поступки.

Существуют специальные слова для того, чтобы разговаривать с Богом. Эти слова называются молитвой. Сейчас я зажгу свечу, чтобы она согревала наши сердца (зажигает свечу перед иконой) и прочту вам молитву, которая называется «Отче Наш». (Молитву может прочитать кто-то из детей, если хорошо ее знает)

Я приготовила для вас цветик-семицветик. Пусть он станет символом наших добрых, жертвенных поступков. Давайте придумаем и обозначим на лепестках, какие жертвенные дела мы можем совершить для наших близких сегодня. (Дети предлагают, педагог помечает их предложения на лепестках).

Когда свершатся все эти дела, вы почувствуете, как приятно делать добро другим людям, жертвуя собой.

В завершении нашей программы – интервью для героев передачи.

Вопросы:

– Что вы узнали нового?

– Что такое «жертвенность»?

– Что вам понравилось на передаче?

– С чем вы не согласны?

– О чём вы расскажите своим близким? (родителям, друзьям) и пр.

(Педагог подходит к детям выборочно с разными вопросами).

Я хочу поблагодарить вас, ребята, за то, что вы не боялись высказать свои мысли, вспомнили много примеров из жизни, правильно определили сказки с жертвенными поступками, все вместе нашли истину. А теперь и каждый из вас может сказать слова благодарности.

Я думаю, тема жертвенности затронула души и сердца каждого из нас. Так давайте жить в мире и согласии, соблюдая заповедь Божию: «Возлюби ближнего, как самого себя»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по духовно-нравственному воспитанию "Мир души"

Занятие по духовно-нравственному воспитанию "Мир души"...

Занятие по духовно-нравственному воспитанию по программе Л.С.Шевченко "Добрый мир" - "Добрым быть совсем не просто"

ЗАДАЧИ:- Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.-Формировать в детях главные качества характера: волю, трудолюбие, выносливость. Научить доброте и стремлению к душевной чистоте...

внеклассное занятие по духовно-нравственному воспитанию"Всех нужнее и дороже в этом мире доброта"

Важнейшей задачей данного мероприятия является воспитание детей красотой, формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного, так и общего...

План-конспект группового занятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: « Не нужен клад, когда в семье лад!» ( для детей 4-6 классов)

Данный материал можно использовать как материал классного часа или других мероприятий воспитательного характера. Рассчитан на  детей среднего школьного возраста. Помогает закрепить основные понят...

Занятие по духовно – нравственному воспитанию «Быть добрым надо по привычке…»

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смы...

Занятие по духовно – нравственному воспитанию «Пасха»

Знакомство с обычаями и традициями православной церкви - празднованием Светлой Пасхи....