внеклассное занятие по духовно-нравственному воспитанию"Всех нужнее и дороже в этом мире доброта"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Кузнецова Наталья Алексеевна

 

Важнейшей задачей данного мероприятия является воспитание детей красотой, формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного, так и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества, формирование личностных качеств культурного человека, доброта, терпимость, ответственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12312433.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие на тему:

«Всех нужнее и важнее в этом мире доброта»

Цели и задачи:

  • формировать в сознании детей понятие «доброта»;
  • развивать чувство взаимопомощи,  внимательности и уважения к людям;
  • воспитывать любовь к природе;
  • совершенствовать быстроту, полноту и точность воспроизведения;
  • расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;
  • пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков.

Оборудование:  3 конверта для команд с пословицами, бумажная кукла, заготовка лица-солнышка,  дерево «доброты».

Словарь: доброта, добросердечный, добродушный,

добропорядочный, добронравный, добросовестный.

                             Ход внеклассного мероприятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.

Качество это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Это качество -

Наших сердец ДОБРОТА.                

- А чтобы настроиться на такой важный разговор, обязательно нужна добрая песня.

На фоне музыкального клипа  «Доброта» (песенка Фунтика) демонстрируются  

Воспитатель:  Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете?

(ответы детей)

Воспитатель:  Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работам группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое доброта?»

Выступление группы «исследователей».

Ученик :Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к  людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.

Воспитатель: У слова «доброта» есть много родственных слов:

добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый

добродушный- добрый и мягкий по характеру, незлобный

доброжелательный- желающий добра

добропорядочный - приличный, достойный одобрения

добронравный- отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом

добросовестный- честно выполняющий свои обязанности

А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.

Ученик: Писатель Виктор Розов так говорит о доброте: «Доброта - вещь  удивительная. Она сближает, как ничто другое, она избавляет нас от  одиночества, душевных ран и непрошеных обид».

Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».

(слайд ).

Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».

Ученик:

                          Добрым быть совсем, совсем не просто:

                           Не зависит доброта от роста,  

                           Не зависит доброта от цвета.

                           Доброта - не пряник, не конфета.

                           Только надо, надо добрым быть

                           И в беде друг друга не забыть.

                           И завертится Земля быстрей,

                           Если будем мы, с тобой добрей.

Воспитатель:   В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными.

Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся.

 В конвертах у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно.

Ребята работают  в группах

1 группа

Кто любит добрые дела,

тому и жизнь мила.

Злой не верит,

что есть добрый.

Без добрых дел

нет доброго имени.

2 группа

На добрый привет -

добрый ответ.

Жизнь дана на -

добрые дела.

Не одежда красит человека,

а его добрые дела.

3 группа

Добрые слова

дороже богатства.

Доброе слово лечит,

а злое калечит.

Худо тому,

кто добра не делает никому.

Проверим, что у вас получилось.        

1 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Без добрых дел нет доброго имени?

2 группа:       Как вы понимаете смысл пословицы «Не одежда красит человека,  а добрые дела»?

3 группа:   Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит»  

Поговорим об этом подробнее.

Воспитатель:  Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Маша (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу Настю помочь мне.   Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Настя будет говорить Маше что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.

                              (Ученица называет обидные слова, учитель загибает края куклы)

Воспитатель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?

-Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

(Дети поочереди называют слова)

- Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?

Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека.  

Ученик:

                         Утешить можно им, помочь

                          Развеселить, совет дать снова

                          Но ты запомни лишь одно

                          Всегда должно быть добрым слово.

Ученик:

                             Ах; как нам добрые слова нужны!

                             Не раз мы в этом убеждались сами,

                             А может не слова - дела важны?

                             Дела - делами, а слова - словами.

                             Они живут у каждого из нас,

                             На дне души до времени хранимы,

                             Чтоб их произнести в тот самый час,

                             Когда они другим необходимы.

Воспитатель:  Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе)

Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.

Сейчас мы будем изображать портрет доброты. «Точка, точка, запятая...». Нельзя сказать, что этот человечек приятный для окружающих. Давайте сделаем его добрым - нарисуем доброе лицо и на лучики прикрепим качества доброго человека.

(Дети у доски рисуют доброе лицо)

Воспитатель:  А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя сигнальные карточки. Красный цвет будет обозначать ответ «да», синий - «нет».

Можно ли назвать добрым человека, который:

•   делает что-то полезное для людей;

•   делает домашнее задание за кого-то;

•   ждёт, когда его позовут на помощь;

•   переводит старушку через дорогу;

•   накормит бездомного котёнка;

•   заберёт обратно подаренную вещь.  

Воспитатель:  А сейчас давайте устроим музыкальную паузу и споём песню самого наидобрейшего кота в мире «Песенку Леопольда».

Звучит клип «Песня кота Леопольда»    

Воспитатель:   Научиться по-настоящему, быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра.

Чтобы на Земле никогда не было зла, люди должны

научиться выращивать «сады доброты». Сообща, все вместе, дружно, дерево за деревом. Своё дерево доброты мы сделаем сейчас с вами.

(Учащиеся вместе с воспитателем делают дерево Доброты, включая правила доброты).

Воспитатель:   Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Каждому из нас надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.

Мы составили правила  доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым 

•   Делись последним с другом.  

•   Помогай людям

•   Защищай слабого

•   Не завидуй

•   Прощай ошибки другим

• Попробуй не наступить, а уступить.

• Не захватить, а отдать.

• Не кулак показать, а протянуть ладонь.

• Не спрятаться, а поделиться.

• Не кричать, а выслушивать.

• Не разорвать, а склеить.

Воспитатель:      Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно.

Ситуация 1.

Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.

В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

Ситуация 2.

Когда старушка-соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.

Воспитатель:  Скажите: в каком случае доброе дело совершалось бескорыстно, а в каком для себя?

Воспитатель:  Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?

Воспитатель:  Какой бы вы совет ему дали?

Задуматься и творить добро ради самого добра, и всегда быть в этом бескорыстным.

Воспитатель:  Ребята, вспомните, как называется сказка о волшебном цветке, который исполнял желания? Кто её автор?

Как девочка Женя использовала лепестки? На что она потратила последний лепесток?   (Чтобы мальчик Женя был здоров)

Давайте посмотрим этот отрывок.

Отрывок из мультфильма «Цветик-семицветик

Воспитатель:  Почему последний лепесток вернулся обратно к бабушке? (Потому что Женя потратила его не зря - сделала доброе дело)

Какая из половиц подходит к этой сказке?  

•   Спеши делать добро.

•   Добрые дела красят человека.

•   Доброе дело добром вернётся.

Воспитатель:    А какие добрые дела можем сделать мы с вами? Кому нужна наша доброта? (Старикам, детям, животным, растениям, другим людям)

Давайте подумаем, а что бы мы могли доброе сотворить? (Помочь бабушке перейти дорогу, соседке поднести сумку, придержать дверь в подъезде, помочь малышу на детской площадке сесть на качели, уступить место в транспорте, помочь молодой маме вынести коляску, накормить кошку или собаку косточкой из супа,  птиц в парке, сделать кормушку, помочь дома маме, папе, бабушке, дедушке).

Воспитатель:Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось  бы узнать, а к какой истине вы пришли? (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств)

Чтец 1:     Давайте поклоняться доброте!

                 Давайте с думой жить о доброте:

                 Вся в голубой и звёздной красоте,

                 Земля добра, она дарит нас хлебом,

                 Живой водой и деревом в цвету.

                 Под этим вечно неспокойным небом

                 Давайте воевать за доброту!

Чтец 2:   Чтобы стало в этом мире завтра лучше, чем вчера,  

                Есть на свете командиры и волшебники добра.  

                Мы счастье всем добудем, волшебники удачи...

                Дарите радость людям, дарите радость людям,

                Дарите радость людям, чтоб стать самим богаче!

Звучит песня «Дорога добра»)  

Воспитатель:  Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди.

Наше внеклассное занятие  окончено. Всем спасибо.

                                       Литература.

  1. Шутки, игры, песни, соберут нас вместе. М.А.Бесова, Ярославль 2001г.
  2. Праздники круглый год для младшего и среднего школьного возраста. О.В.Калашникова, Волгоград, 2001г.
  3. Педсовет №5 1999 год.
  4. Классные часы 1-4 класс. И.В.Персидская, Г.А.Фонова, Волгоград,2007г.
  5. Дидактические игры на уроках естествознания. Т.М.Лифанова, Москва, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем».

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов:  «Чистые сердцем».  Мероприятие основано на жизнеописании семьи Царственных мучеников: Императ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.

Разработки внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для проведения в классах основной школы. Данные мероприятия посвящены истории Руси, символике государства Российского....

Занятие по духовно-нравственному воспитанию "Мир души"

Занятие по духовно-нравственному воспитанию "Мир души"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Доброта спасёт мир»

Познавательный  час, посвящённый  Международному Дню инвалидов. Занятие для начального звена коррекционной школы VIII вида  с использованием презинтации...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Доброта спасёт мир»

Познавательный  час, посвящённый  Международному Дню инвалидов. Занятие для начального звена коррекционной школы VIII вида....

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем». (Николай II и его семья).

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов:  «Чистые сердцем».  (Николай II и его семья)....