Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство»
рабочая программа (6 класс)

Рабочая программа по учебному предмету  «Домоводство»   для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_uchebnomu_predmetu_domovodstvo.docx58.63 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету  «Домоводство»  в шестом классе (вариант 2)  составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 года, приказ № 1599;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365 с.;
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Адаптивная школа №6» на 2022/2023 учебный год, приказ № 81 от 27 мая 2022г.;
  • Учебный план казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Адаптивная школа № 6» на 2022/2023 учебный год, приказ № 99 от 26 августа 2021г.;
  • Положение о разработке учебных программ по учебным предметам, курсам коррекционной работы казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Адаптивная школа № 6», приказ № 96 от 30 августа 2021;
  • Санитарные правила СП 2.4. 3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные главным государственным  санитарным врачем Российской Федерации от 28 сентября 2020г. № 28, зарегистрированными в Минюсте России 18 декабря 2020г. № 61573;

Рабочая программа по предмету «Домоводство» в шестом классе (вариант 2) составлена с опорой на следующие научные теории и подходы:

  • Концептуальные положения теории Л.С. Выготского;
  • Современные представления о сложном нарушении развития (Т.А. Власова, Мастюкова Е.М., В.Н. Чулков, Т.А. Басилова, Л.А. Головчиц);
  • Положения, раскрывающие сущность обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития (И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков, А.В. Апраушев, Е.Л. Гончарова, Л.А. Головчиц, Л.И. Тигранова, Я. Ванн Дайк и мн.др.);
  • Современные представления о детях с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Н.П. Вайзман, Г.Е. Сухарева, Г.В. Цикото, М.С. Певзнер,  Т.А. Власова, С.Д. Забрамная и др.);
  • Положения, раскрывающие сущность воспитания и обучения детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (Л.С. Выготский, М.С. Певзнер,  Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото и др.);
  • Общие принципы обучения детей с умственной отсталостью (Э. Сеген, Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко и др.);
  • Специфические принципы обучения детей с умственной отсталостью (Т.А. Власова, И.Г. Еременко, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова, В.Н. Синев и др.);
  • Компетентностный подход в обучении (И.А. Зимняя, Дж. Равен, А.В. Хуторский и мн.др.);
  • Концептуальные основы применения компьютерных технологий в специальном образовании (О.И. Кукушкина).

При разработке программы по предмету «Домоводство» были использованы следующие программно-методические материалы:

  • Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой;
  • Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, НИИ дефектологии АПН СССР.

Программа по предмету «Домоводство» рассчитана на один год усвоения и действительна в течение срока действия ФГОС. Согласно учебному плану на изучение предмета «Домоводство» в шестом классе предусматривается 1 часа в неделю (34 часа в год).

Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

Цель обучения  – формирование  самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

Основными задачами программы «Домоводство» являются:

  1. Формировать знания и умения, способствующие социальной адаптации обучающихся;
  2. Развивать умения, необходимые для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;
  3. Формировать бытовые навыки;
  4. Повышать у обучающихся уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
  5. Воспитывать у обучающихся позитивные качества характера: общительность, трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, отзывчивость, настойчивость, ответственность.

Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формы работы, как фронтальная, групповая, индивидуальная. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является индивидуальная  работа.

При проведении уроков по предмету «Домоводство» предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств), практический (упражнения, практические работы).

Условно детей с тяжелыми множественными нарушениями развития можно разделить на три группы в соответствии с их характерными особенностями.

У первой группы детей отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты, сходные с детьми, описанными выше. Интеллектуальное недоразвитие проявляется, преимущественно, в форме умеренной степени умственной отсталости. Большая часть детей данной группы владеет элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. У некоторых – речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций, препятствуют выполнению действия как целого.

Особенности второй другой группы обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. У детей названной группы нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки учителя (родителя) организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти дети не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для ребенка обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Особенности физического и эмоционально-волевого развития детей с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов.

Третья группа детей имеет тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП (спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Большинство детей этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи. Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких детей может быть различно по степени умственной отсталости и колеблется (от умеренной до глубокой). Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма, чтения и др. Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Благодаря урокам по предмету «Домоводство» реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Занятия по домоводству направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Беседа на уроках по домоводству является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с различными практическими работами: зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и должна сопровождаться наглядностью. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. При обучении по данной программе так же следует применять следующие специфические методы: моделирование реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения; экскурсии; широко использовать наглядные средства обучения, демонстрацию учебных фильмов, особенно, если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно. Полезно использовать возможность замедленного показа или остановки кадра для более полного понимания детьми учебного материала. Так как учащиеся со сложной структурой дефекта не могут воспринимать большое количество информации, нужно выбирать фрагмент, который наиболее соответствует достижению поставленной цели, и сосредоточить внимание на нём. Особое место в формировании социально-бытовых навыков отводится использованию предыдущего опыта, то есть умению переносить уже сформированные умения и навыки в новые ситуации.

Программа «Домоводство» предполагает следующие виды уроков: комбинированный и урок отработки ЗУН учащихся. Независимо от вида урока, основную часть составляет индивидуальная работа с каждым учеником.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Домоводство» относится к образовательной области «Окружающий мир» и является обязательной частью учебного плана.

Предмет «Домоводство» в соответствии с учебным планом рассчитан на один урок в неделю. На занятия отводится 40 минут. Общее количество часов:  34 часа (34 учебных недели).

 I  четверть – 9 часов

II четверть – 7 часов

III четверть – 10 часов

IV четверть – 8 часов

Возможно изменение количества часов в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.

Примерные планируемые результаты освоения программы

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. 

Ожидаемые личностные результаты:

  1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
  2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  5. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  6. Слушание и понимание инструкции педагога;

Возможные предметные результаты:

  1. Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома:
  2. Знать (узнавать) места, где можно совершить различные покупки, виды магазинов, совершать мелкие покупки совместно с родителями;
  3. Различать (иметь представление) виды одежды, головных уборов и обуви по назначению;
  4. Выполнять элементарные способы ухода за одеждой и обувью (иметь представление);
  5. Уметь использовать в домашнем хозяйстве некоторые виды бытовой техники, соблюдая правила безопасности;
  6. Соблюдать санитарно-гигиенические требования к чистоте на кухне;
  7. Знать (иметь представление) назначение посуды и предметов кухонного инвентаря;
  8. Уметь готовить простые блюда под контролем взрослых;
  9. Различать, использовать средства для мытья посуды, иметь представление о последовательности мытья посуды;
  10. Осуществлять элементарные действия по уборке помещений и территории;
  11. Соблюдать правила пользования лифтом, почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком, мусоропроводом.

Изучение предмета «Домоводство» в шестом  классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

  1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
  • Спокойное пребывание в новой среде; 
  • Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
  • Принятие контакта, инициированного взрослым;
  • Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса; 
  • Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса: нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей; нахождение своего (рабочего) места за столом; нахождение своего набора индивидуальных заданий; нахождение места хранения набора индивидуальных заданий; нахождение места для отдыха; нахождение места, предназначенного для игровой деятельности; нахождение места хранения игрушек.
  1. Формирование  учебного поведения:
  • Поддержание правильной позы;
  • Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
  • Подражание простым движениям и действиям с предметами; 
  • Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);
  • Использование по назначению учебных материалов;
  • Выполнение простых действий с одним предметом  (по подражанию);
  • Выполнение действий с предметами (по подражанию);
  • Выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу);
  • Выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу);
  • Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);
  • Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии; 
  • Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии; 
  • Выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
  • Принятие помощи учителя на групповом занятии.
  1. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
  • Выполнение задания полностью (от начала до конца);
  • Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Примерные критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Показатели сформированности представлений:

  • представление отсутствует: ребёнок не узнаёт объект/предмет (использование отсутствует);  
  • представление сформировано частично: у ребёнка ограничено представление об объекте/предмете (использование с постоянной подсказкой: прямой, косвенной);
  • представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: прямой);
  • представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: косвенной);
  • представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (использование с периодической подсказкой: вербальной);
  • представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (самостоятельное использование).

Показатели восприятия материала:

  • понимает без визуализации;
  • понимает без визуализации частично;
  • не понимает без визуализации;
  • понимает с наглядным подкреплением;
  • понимает с наглядным подкреплением частично;
  • не понимает.

Показатели самостоятельности:

  • действие выполняется взрослым (ребенок пассивен);
  • действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
  • действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
  • действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (по изображению или вербально);
  • действие выполняется ребенком по подражанию или образцу;
  • действие выполняется ребенком самостоятельно.

Содержание учебного предмета

Программа по «Домоводству» включает следующие разделы: «Покупки», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи», «Уход за вещами», «Уборка помещения».

Покупки.

Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку. Раскладывание продуктов в места хранения.

Обращение с кухонным инвентарем.

Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Узнавание (различение) кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска, шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка и др.). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. Чистка посуды. Ополаскивание посуды. Сушка посуды. Обращение с бытовыми приборами. Различение бытовых приборов по назначению (блендер, миксер, тостер, электрический чайник, комбайн, холодильник и др.). Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым прибором.

Мытье бытовых приборов. Хранение посуды и бытовых приборов.

Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. Соблюдение последовательности действий при сервировке стола: накрывание стола скатертью, расставление посуды, раскладывание столовых приборов, раскладывание салфеток, расставление солонок и ваз, расставление блюд.

Приготовление пищи.

Приготовление блюда. Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Чистка овощей. Резание ножом. Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами). Натирание продуктов на тёрке. Раскатывание теста. Перемешивание продуктов ложкой (венчиком, миксером, блендером). Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи.

Уход за вещами

Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, выбор моющего средства, определение количества моющего средства, замачивание белья, застирывание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку.

Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины (отделение для загрузки белья, контейнер для засыпания порошка, панель с кнопками запуска машины и регуляторами температуры и продолжительности стирки). Сортировка белья перед стиркой (например): белое и цветное белье, хлопчатобумажная и шерстяная ткань, постельное и кухонное белье.

Глажение утюгом. Различение составных частей утюга (подошва утюга, шнур, регулятор температуры, клавиша пульверизатора). Соблюдение последовательности действий при глажении белья: установка гладильной доски, выставление температурного режима, подключение утюга к сети, раскладывание белья на гладильной доске, смачивание белья водой, движения руки с утюгом, складывание белья. Складывание белья и одежды. Вывешивание одежды на «плечики». Чистка одежды.

Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви: намачивание и отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой.  Просушивание обуви. Соблюдение последовательности действий при чистке обуви: открывание тюбика с кремом, нанесение крема на ботинок, распределение крема по всей поверхности ботинка, натирание поверхности ботинка, закрывание тюбика с кремом.

Уборка помещения.

Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели: наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, уборка предметов с поверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера, раскладывание предметов интерьера по местам, выливание использованной воды.

Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок. Соблюдение последовательности действий при подметании пола: сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну. Различение основных частей пылесоса. Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пылесосом. Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом: подготовка пылесоса к работе, установка регулятора мощности, включение (вставление вилки в розетку; нажатие кнопки), чистка поверхности, выключение (поворот рычага; нажатие кнопки; вынимание вилки из розетки), отсоединение съемных деталей пылесоса. Соблюдение последовательности действий при мытье пола: наполнение емкости для мытья пола водой, добавление моющего средства в воду, намачивание и отжимание тряпки, мытье пола, выливание использованной воды, просушивание мокрых тряпок.

Мытье стекла (зеркала). Соблюдение последовательности действий при мытье окна: наполнение емкости для мытья водой, добавление моющего средства в воду, мытьё рамы, вытирание рамы, мытьё стекла, вытирание стекла, выливание использованной воды.

Учебно-тематический план по  учебному предмету  «Домоводство»

для 6 класса

Раздел

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

За год

Приготовление пищи

9

7

16

Уход за вещами

6

6

Уборка помещения

4

8

12

9

7

10

8

34

Тематическое планирование по учебному предмету «Домоводство» 6а класса

 Количество часов, предусмотренных учебным планом – 34 часа в учебном году (1 час в неделю).

I  четверть – 9 часов

II четверть – 7 часов

III четверть – 10 часов

IV четверть – 8 часов

I четверть – 9 часов

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Дата

проведения

Приготовление пищи – 9 часов  

1.

Пшенная каша

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

02.09

2.

Овсяная каша

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

09.09

3.

Гороховая каша

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

16.09

4.

Хлеб. Правила хранения хлебобулочных изделий.

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

23.09

5.

Мясные продукты.

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

30.09

6.

Правила хранения мясных продуктов.

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

07.10

7.

Кондитерские изделия.

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

14.10

8.

Молочные продукты

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

21.10

9.

Овощи и фрукты

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

28.10

II четверть – 7 часов

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной  деятельности

Дата

проведения

Приготовление пищи – 7 часов

1.

Салат на праздничный стол

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

11.11

2.

Бутерброд

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

18.11

3.

Завтрак, обед, ужин и полдник

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

25.11

4.

Рыба. Способы приготовления.

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

02.12

5.

Мороженое. Способ приготовления дома.

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

09.12

6.

Компот.

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

16.12

7.

Суп.

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

23.12

III четверть – 10 часов

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

Уход за вещами – 6 часов

1.

Моющие средства, их виды: порошки, мыло, пасты, отбеливатели

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

2.

Техника безопасности при использовании моющих средств

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

3.

Стиральная машина, правила обращения

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

4.

Подготовка вещей к стирке: очистка от пыли, шерсти, починка белья,

сортирование по типу ткани и окраске

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

5.

Правила замачивания, кипячения, отбеливания

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

6.

Прачечная

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

Уборка помещения - 4 часа

7.

Инвентарь для уборки помещения

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

8.

Правила уборки

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

9.

Протирание тряпкой электротехники.

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

10.

Какие средства нужны для уборки пола

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

IV четверть – 8 часов

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной  деятельности

Дата проведения

Уборка помещения -  8 часов

1.

Сезонные работы в доме, их виды

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

2.

Подготовка дома (квартиры) к осенне-зимнему периоду

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

3.

Работы во дворе, в огороде, на участке

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

4.

Подготовка материалов для утепления окон

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

5.

Растения в доме, их назначение: оздоровление, эстетика быта. Виды комнатных растений

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

6.

Уход за декоративными растениями: подкормка,

температурный, световой режим

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

7.

Интерьер комнаты с растениями

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

8.

Огород на подоконнике (балконе). Посадка лука, посевпетрушки, укропа

1

Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр  презентации.

Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для реализации программы по предмету «Домоводство» демонстрационный материал предмета включает:

  • слайды;
  • фото;
  • видеофильмы;
  • изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
  • альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы;
  • изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др.
  • кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.);
  • предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.);
  • стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска;
  • бытовая техника (чайник электрический, утюг, фен, пылесос, микроволновая печь, холодильник, электроплита);
  • уборочный инвентарь (тряпки, лопаты, грабли, лейки и др)

Для реализации программы по предмету «Домоводство» используется следующая учебно-методическая литература:

  1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2015. –  160 с.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] / В.В. Воронкова; 8-е издание. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.

Для реализации программы по предмету «Домоводство» предполагается  следующая литература для детей:

  1. Галле А.Г., Кочетова Л.Л. «Тетрадь по обслуживающему труду» (для учащихся коррекционных школ 8 вида) : Учеб. Пособие для учащихся.- Москва: АРКТИ, 2009

Для реализации программы по предмету «Домоводство» необходимы следующие материально-технические средства: принтер, ноутбук, колонки.

В процессе реализации программы по предмету «Домоводство» могут быть использованы интернет – ресурсы:

  1. http://bookash.pro/  - электронная библиотека
  2. https://infourok.ru/ - ведущий общеобразовательный портал России
  3. .http://www.flowersweb.info/index.php - Все о комнатных растениях
  4. http://dommebel2.ru/planirovka-kuxni-2.html - планировка кухни
  5. http://заказ-мебели.com/index.php?page=8101 - Как идеально спланировать пространство кухни
  6. http://supercook.ru/ - Великолепие Мировой кулинарии и множество полезных сведений
  7. http://edaplus.info/vitamins.html - Всё про витамины
  8. http://edaplus.info/minerals.html - Всё про минералы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по по предмету "Домоводство" для обучающихся с ОВЗ

В материале представлены нормативные документы, цели и задачи изучения предмета "Домоводство", содержание, уровень знаний обучающихся по предмету....

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» Предметная область «Технологии» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Домоводство» для детей с  тяжелой, умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной...

Рабочая программа для обучающихся 8 класса с УО по учебному предмету "Домоводство".

Рабочая программа по учебному предмету "Домоводство" для обучающихся с УО 8 класс....

Конспект урока по учебному предмету "Домоводство" на тему "Бытовой мусор"

Конспект составлен и адаптирован для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми, множественными нарушениями развития (вариант 2)....

Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс

Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс...

Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс

Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс...

Рабочая программа по учебному предмету "Домоводство"

Рабочая программа по учебному предмету "Домоводство" предметной области "Окружающий мир" включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения програ...