Мастер-класс для педагогов «Башкирская культура и ее традиции. Роспись юрты».
материал

МАНСУРОВ ХАБРАХМАН ХИЗБЕРОВИЧ

сценарий мастер -класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер класс для педагогов24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Башкирская культура и ее традиции. Роспись юрты».

Учитель: Мансуров Х.Х.

Цель мероприятия:

Познакомить педагогов  с особенностями башкирской культуры и ее традициями в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал».

Задачи:

  1. Рассказать о традиционном башкирском жилище – юрте, ее особенностях и внутреннем убранстве.
  2. Рассказать о башкирском национальном костюме.
  3. Познакомить со значением элементов в башкирском орнаменте.

Я являюсь представителем башкирского народа, поэтому захотела поделиться с педагогами нашего ДОУ с особенностями нашей культуры, с ее традициями и колоритом. Мы, педагоги старшей группы, организовали мастер-класс для коллег «Роспись юрты».

Для погружения в атмосферу башкирской культуры – мы подготовили презентацию «Башкирская культура и ее традиции». Где показали - как жили башкиры в прошлом, рассказали о традиционном жилище-юрте, ее особенностях и внутреннем убранстве. Подробно рассказали о национальном костюме башкир, сопровождая рассказ иллюстрациями и показом на собственном костюме, в котором я еще и станцевала под национальный башкирский инструмент – курай.

Какой же народ без своих традиционных праздников! О башкирских праздниках «Каргатуй», «Сабантуй», «Курбан-байрам», «Ураза-байрам» мы рассказали подробно, показывая красочные фотографии. О каких-то праздниках педагоги уже знали, а о некоторых узнали от нас.

Мы подробно остановились на башкирском орнаменте, рассмотрели элементы орнамента, раскрывая их сакральное значение. Затем на подготовленных шаблонах-юртах педагоги под нашим руководством их расписали, выбирая тот или иной элемент орнамента, исходя из его значения.

Под конец мастер-класса мы угостили коллег вкусным медовым башкирским угощением – чак-чаком собственного производства!

Мастер-класс прошел в рамках реализации парциальной программы «Наш дом- Южный Урал». Полученные знания педагоги могут использовать при работе с детьми, также в помощь педагогам мы раздали памятки «Башкирский орнамент и его элементы», которые они могут использовать, например, на рисовании «Юрта – традиционное жилище башкирского народа», или «Роспись башкирского сапожка».


Тема урока: Изучение языка через народное творчество.

Учитель: Мансуров Х.Х.

Тип урока: мастер-класс

Вид урока: урок-показ

Цель: развитие эмоционально-нравственной сферы учащихся, расширение и углубление знаний учащихся о башкирской народной музыке.

Задачи:

Обучающие: создать у учащихся эмоциональный настрой на восприятие башкирских народных инструментов; познакомить учащихся со звучанием башкирских народных инструментов, их историей возникновения, познакомить с народной песней “Хан кыҙы” (“Дочь хана”).

Развивающие: формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия башкирских народных инструментов;

Воспитывающие: воспитывать любовь к Родине, родной земле, к родному языку.

Материал: Башкирская народная музыка. Курай  - “Азамат”, ) Кубыз -мелодии Урала (башкирские наигрыши, Минлегафур Зайнетдинов Кубыз, стихи Мустая Карима о родном языке “ Туган тел”

Оборудование: проектор, компьютер, иллюстрации с изображением  башкирских музыкальных инструментов

Методы: наглядный, сравнение, сопоставление, беседа.

Структура урока:

Вводная часть:

  1. организационный момент;
  2. повторение изученного;
  3. слушание «Веселые джигиты» - просмотр видеозаписи. Исп. Национальный оркестр народных инструментов РБ.
  4. вокально-хоровая работа
  5. исполнение песни  А. Зиннурова «Курай»

II Основная часть

  1. вступительная часть;
  2. Кубыз.Слушание и анализ звучания кубыза;
  3. Гармонь.Слушание и анализ звучания гармони;
  4. Кыл-кубыз. Думбыра. Ударные музыкальные инструменты. Слушание и анализ произведения;
  5. физминутка;
  6. Курай. Слушание и анализ звучания курая. Известные кураисты.
  7. Исполнение песни А. Имаева «Курай»
  8. Эмблема Республики Башкортостана. Прослушивание гимна РБ.
  9. Просмотр видеозаписи и участие в исполнении танца «Цветущий курай»

Заключительная часть.

  1. исполнение песни
  2. подведение итогов, домашнее задание;
  3. выход из класса.

Ход урока.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Вводная часть.

  1. Орг. Момент

Вход в класс под «Веселые джигиты»

Музыкальное приветствие.

1) Мы Вас приветствовать рады учитель!

2) Я вас приветствовать рада, ребята!

  1. Повторение изученного.
  • С музыкой какого народа вы знакомились на уроках?
  • Что значит народная музыка?
  • Как создавалась народная песня? Как дошла до нас?
  • Какие жанры б.н.п. вы знаете? (Узун-кюй, кыска-кюй, такмак. халмак-кюй)
  • Какие древние эпические жанры б.н.п. вы знаете?( Кубаиры, баиты, мунажаты.)
  • К какому направлению все эти песни отнесем? (фольклору) почему? (народные песни зародились в быту, они отражают уклад жизни народа)
  • А что помогает нам при исполнении песен?(инструменты)
  • У каждого народа имеются свои народные инструменты. Какие вы знаете русские народные инструменты(гусли, рожки, балалайка)
  • А вы знаете какие народные инструменты у башкирского народа?

3.Слушание «Веселые джигиты» - просмотр видеозаписи. Исп. Национальный оркестр народных инструментов РБ.

  • Скажите когда вы входили в класс, музыка какого народа звучала?(башкирского)
  • Как называется это произведение?( «Веселые джигиты»)
  • Давайте прослушаем еще раз это произведение и после прослушивания мне скажите какие инструменты звучали в данном произведении?(курай…)
  • А теперь проверим правильно ли вы ответили, просмотрев видеозапись в исполнении Национального оркестра народных инструментов РБ. Посмотрите внимательно, может кто увидит еще какие-либо знакомые инструменты башкирского народа?

 ( «Веселые джигиты» - просмотр видеозаписи. Исп. Национальный оркестр народных инструментов РБ.)

  • Про какой башкирский инструмент мы учили песню?(курай)

4.Вокально-хоровая работа

  • Упражнение на дыхание
  • Упражнение закрытым ртом на двух звуках
  • Упражнение «на одной ноте ма,мэ,ми,мо,му»
  • Упражнение на слог «ми…я» на legаto staccato
  • Упражнение с названием и показом нот (гамма)

 5. Исполнение песни А. Зиннурова «Курай»

Как мы должны исполнить?

II Основная часть.

1. Вступительная часть.

Итак, мы вспомнили какие существуют жанры в башкирской народной музыке, говорили о народных инструментах, исполнили песню о курае. Может кто-то догадался какая сегодня тема урока?

Сегодня на уроке мы будем говорить о башкирских народных инструментах. Итак, наша тема –Башкирские музыкальные инструменты.(слайд 1)

2.Кубыз.Слушание и анализ звучания кубыза.

А начнем мы с вами путешествие в мир башкирских народных инструментов с самого древнего инструмента-кубыз.

На кубызе играли плясовые мелодии во время праздников и ритуалов. О происхождении кубыза в народе сложена легенда: «Однажды бедный пастух-сирота Бикбай смастерил себе кубыз из клена и научился играть на нем плясовые мелодии. Когда молодежь выезжала в поле, то пела и плясала под его кубыз.… Как-то Бикбая пригласили на йыйын. Когда он играл на кубызе, то все девушки плясали под его музыку, а старшая дочь бая Гульсум непрерывно на него смотрела. Бикбаю тоже нравилась эта девушка. В знак своего расположения он подарил ей свой кубыз». В легенде говорится об инструменте из клена. Хотя в Башкортостане в прошлом кубызы изготавливались из гусиного пера, гусиной косточки и даже из верблюжьего копыта.

Игра на кубызе может сочетаться с игрой на различных инструментах. Характерен ансамбль кубыза с донгором, а также с подносом, на котором выбивается определенный ритмический рисунок при помощи наперстков, надетых на пальцы. При этом дополнительный аккомпанемент издают монеты на нагруднике и на косах участниц ансамбля.(слайд 2)

Мастер, прославивший башкирский кубыз всему миру, является музыкант, кураист и кубызист-Роберт Загретдинов. (слайды 3,4,5)

  • Давайте послушаем звучание данного инструмента. На что похоже это звучание вы скажете мне после прослушивания.

6.Курай. Слушание и анализ звучания курая. Известные кураисты.

  • Скажите о каком башкирском инструменте мы не поговорили?(курае)

Курай - традиционный духовой инструмент. Название он получил от зонтичного растения (курай, дягиль, дудник) с полым стеблем, который шел на его изготовление. Изначально курай возник как степной пастушеский музыкальный инструмент. С переходом башкир на оседлый образ жизни он не утратил былого значения. На протяжении многих веков без этого инструмента не обходился ни один праздник.

…Слушая курай в поле или среди гор, нельзя не почувствовать, что этот инструмент гармонично сливается с природой, словно он ее органическая часть».(слайд 10)

Стихи учащихся.

Курай и песни Салавата.

  • Известные кураисты- Юмабай Исянбаев, Карим Дияров, Гата Сулейманов, Ишмулла Дильмухаметов ,Рустам Шарипов и др.
  • А теперь мы послушаем звучание этого необыкновенного инструмента. С чем вы можете сравнить это звучание?(слайд 11)

7.исполнение песни А. Имаева «Курай»

  • Мы с вами разучивали песню об этом прекрасном инструменте. Давайте встанем и исполним ее. Какой характер у песни?

8.Эмблема Республики Башкортостана. Прослушивание гимна РБ.

  • А где еще можно увидеть курай?( На флаге и гербе Республики Башкортостан)
  • Что означает 7 лепестков курая?( Семь лепестков курая означает содружество семи племён башкирского народа, которые обращались к Ивану Грозному о принятии башкир в состав Русского Государства.)
  • При исполнении гимна Башкортостана звучит тембр курая. Это, пожалуй, единственный случай в мировой практике, где музыкальный инструмент входит в государственную символику.(слайд 12)
  1. Просмотр видеозаписи и участие в исполнении танца «Цветущий курай»
  • Про курай не только слагали стихи, но ставили танцы и один из них мы сейчас с вами посмотрим, а также изобразим некоторые элементы этого танца.
  • Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30 годы ХХ века). Устные предания донесли до нас около 40 инструментов. Некоторые из них сохранились до наших времен, а многие утратили свое бытование.
  • Давайте посмотрим какие еще существуют башкирские инструменты.(слайд 13)

III Заключительная часть.

1.Исполнение мелодии песни на курае «Башкортостан-судьба моя»

  • Башкирский народ издавна живет в дружбе с представителями различных этносов. Благодаря этому он бережет и сохраняет свою музыкальную культуру, но в то же время охотно заимствует музыкальные инструменты и наигрыши у соседних народов, адаптируя их согласно своим национальным традициям. О дружбе всех национальностей в Башкортостане мы выучили песню, которая называется…(«Башкортостан-судьба моя»)

Исполнение.

2. Подведение итогов, домашнее задание.

  • О чем сегодня говорим на уроке. Что нового узнали?
  • Что вам понравилось и запомнилось больше всего?
  • Д/з нарисовать в тетради несколько башкирских инструментов.

3. Выход из класса под музыку «Веселые джигиты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс.Урок по ИЗО в 5 классе по теме: роспись Дымковской игрушки

Мастер - класс. Урок по ИЗО в 5 классе по теме: роспись Дымковской игрушки. Прилагается конспект урока + презентация....

Мастер-класс "Психологическое сопровождение педагогов, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика эмоционального выгорания. Балинтовская группа"

Балинтовские группы - еще одна разновидность групповой тренинговой работы, направленной на повышение профессиональной компетентности участников, их личностный и профессиональный рост...

Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.

Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...

Мастер - класс на конкурсе "Педагог года 2017" на тему: "Просто о сложном".

Как рассказать просто о таком члене предложения как подлежащее?...

Мастер-класс "Профессиональное выгорание педагогов. Практический инструментарий".

Презентация для мастер-класса по профессиональному выгоранию....

Мастер-класс на тему "Воспитание детей на бурятских народных традициях"

Народные традиции... Что же на самом деле скрывает в себе выражение народные традиции?Все народы земного шара сопровождают свои праздники, увеселительные мероприятия песнями, играми, танцами. В них от...

Мастер-класс для начинающих педагогов. Технология проведения мастер-класса по декоративно-прикладному творчеству.

В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для  передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения...