Доклад: Воспитание экономически грамотной личности на уроках математики
методическая разработка

Фоменко Анжелика Анатольевна

Финансовая грамотность является одним из основных, жизненных навыков 21-го века для участия в современном обществе. Ребёнок ежедневно вступает в экономические и финансовые отношения при покупке обеда в столовой, при оплате за проезд в автобусе, покупке необходимых для него мелочей и не всегда может грамотно воспользоваться своими деньгами. Поэтому дети должны научиться правильному пользованию денежными средствами, которые они будут зарабатывать в будущем. Учеными уже давно выявлена сильная связь между результатами по финансовой грамотности и результатами по математической грамотности. По словам исследователей, люди, которые лучше отвечают на математические вопросы, финансовые решения принимают быстрее. Именно поэтому обучение школьников основам финансовой грамотности осуществляю средствами математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

2023 год в нашей стране объявлен– годом Педагога и Наставника. И так хочется вспомнить сегодня тех, кто помог мне определиться с выбором профессии. Это мои дорогие и любимые учителя малоягурской школы № 4, которую я закончила в 1996 году, а сегодня работаю здесь учителем математики. Именно они, мои наставники, привили любовь к этой удивительной профессии и являются примером, даже сейчас.

«Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни», так говорил Леонар Сади Карно (на слайд)

Финансовая грамотность является одним из основных, жизненных навыков 21-го века для участия в современном обществе. Ребёнок ежедневно вступает в экономические и финансовые отношения при покупке обеда в столовой, при оплате за проезд в автобусе, покупке необходимых для него мелочей и не всегда может грамотно воспользоваться своими деньгами. Поэтому дети должны научиться правильному пользованию денежными средствами, которые они будут зарабатывать в будущем.

Учеными уже давно выявлена сильная связь между результатами по финансовой грамотности и результатами по математической грамотности. По словам исследователей, люди, которые лучше отвечают на математические вопросы, финансовые решения принимают быстрее.

Обучение школьников основам финансовой грамотности может быть осуществлено средствами математики, где основную роль могут играть сюжетные экономические задачи.

Учебный предмет «математика» – благоприятная среда для формирования финансовой грамотности, так как обладает универсальным набором инструментов для решения финансовых задач.

Уже в 5 классе мы закладываем фундамент для решения банковских задач - изучаем проценты и дроби. В 7 классе знакомимся с графиками функций, что поможет в будущем анализировать различные статистические материалы, вычислять баланс спроса и предложения, устанавливать зависимость прибыли от объема производства. В 9 классе, изучая формулы суммы n членов арифметической и геометрической прогрессии, получаем новый инструмент для решения задач по теме «Вклады и кредиты». В старших классах на уроках по теме «Элементы статистики и теории вероятностей» мы можем достаточно точно определить параметры и результаты вкладов для большого количества участников, например, акционерных обществ.

Решение экономических задач имеет и обратный эффект. Математика становится интереснее на примерах задач из курса финансовой грамотности. Задачи экономического содержания, как правило, основаны на ситуации выбора, в которую чаще всего попадает человек. Решая такие задачи, ученики оказываются перед серьезной проблемой альтернативного выбора, который необходимо не только вычислить, но и аргументировать. Решение таких задач учит учащихся познавать и самосовершенствоваться, формирует интерес к миру взрослых.

В своей работе, кроме заданий из учебников, я использую интернет-ресурсы, задачи из методического пособия «Сборник практических задач по управлению личными финансами в рамках школьного курса математики и материалов по подготовке к ЕГЭ/ОГЭ», УМК по финансовой грамотности, разработанные в рамках Проекта Минфина РФ, а также задачи, придуманные учащимися.

Сегодня я хочу поделиться некоторыми методическими приемами, которые я использую в своей работе.

Формированию финансовой грамотности способствует решение практико-ориентированных задач, которые я решаю с учащимися во время уроков. Такие как:

Большой интерес у ребят вызывают нестандартные уроки. Например, в пятом классе, изучая тему «Площадь прямоугольника», я проводила практическую работу «Дела огородные». На уроке мы с ребятами «огораживали» огород, «разбивали»  его на участки, высчитывали размеры грядок, количество семян для посадки, собирали урожай, сравнивали урожайность различных культур. А в ходе изучения темы «Прямоугольный параллелепипед» ребята «делали» ремонт в квартире, подсчитывали, сколько обоев им нужно купить для оклейки стен, количество материала для покрытия пола. Выбирая наиболее оптимальные по стоимости материалы, они учились экономить, работая в группах, учились находить компромиссное решение.

Тема «Проценты» была бы скучна, если бы задачи не имели практическую направленность, поэтому очень много задач мы решаем с детьми ориентированные на жизненных ситуациях.

Наиболее продуктивные и интересные для детей, на мой взгляд, – это комбинированные уроки, где происходит слияние нескольких предметов в один, что дает возможность исследовать одну и ту же проблему с различных позиций.  Такие как:  

  • 7 класс «Семейная экономика» (обществознание+математика),
  • 11 класс «Сдам ГИА. Финансовая грамотность и семейный бюджет в тестовых заданиях по математике и обществознанию» (математика+обществознание)

Особого внимания заслуживает внеурочная работа, подготовка проектов к математической конференции, решение олимпиадных экономических задач, финансовых задач, включенных в КИМы по математике для итоговой аттестации.

Урок математики -  40 минут поиска и надежд, взлетов и падений, верных ответов и ошибок, шаг в будущее, которое может быть ясным и отчетливым или далеким и туманным. Самое главное, чтобы все шагали: учитель, ученики, все -  вместе, дружно. И тогда не придется искать причину и повод для разочарования, грусти. Захочется жить, учиться и учить, любить и верить, что жизнь прекрасна!

Учитель может создать новый комфортный образовательный процесс, который нацелен на формирование экономической грамотности учащихся в процессе решения задач с экономическим содержанием. Решая такие задачи, изучая понятия экономики через математику, школьники будут готовы к решению жизненных задач, которые встретятся им в будущем.

Не зная математики, в жизни не легко,

Не можешь коммуналку рассчитать,

Бюджет скроить и проложить маршрут.

Билеты выбрать правильно,

На танцы иль в кино,

А также проживание по выбранным параметрам

Не сможешь ты найти.

Анализ рынка сделать, статистику свести….

А зная математику легко тебе в пути.

Проконвертировать рубли и азимут найти.

Подняться в горы с рюкзаком,

Затраты все учесть.

А также прибыль не забыть……

На отпуск, чтоб скопить.

Без математики совсем-совсем нельзя.

Чем больше знаний у тебя, тем легче жизнь твоя.

Туризм тебе подарит сил, эмоций, впечатлений

И ты осилить сможешь все,

Ведь главное – ученье!



Предварительный просмотр:

   

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

 Цель: Мотивация учащихся  к учебному действию.

Одними из важных тем в математике являются: задачи на нахождение процентов от числа, числа по его процентам, задачи на процентное отношение величин. Эта тема очень важная в курсе математики, она  применяется в жизни, такие задачи предлагают решить на ОГЭ-9, ЕГЭ-11, они встречаются в ВПР.

РАБОТАЕМ АКТИВНО, ДРУЖНО, ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ.

Сегодня мы с вами будем работать по следующему плану:

1. Рассказ учеников о покупке телефона в салонах мобильной связи

4. Применение  правил в решении практико-ориентированных задач

5. Подведение итогов урока.

Записывают тему и число.

Слушают  учителя, настраиваются на урок.

Актуализация опорных знаний

Цель:  Организовать и обобщить актуализацию изученных способов действий.

Мотивация.

Мы часто слышим такие термины, как кредит, рассрочка, ипотека, вклад и т.д., самый наглядный пример - акции в магазинах. Чтобы быть грамотным в этих вопросах, нужно хорошо разбираться в процентах и нахождении их от числа. Вернёмся к теме проценты. Все мы прекрасно знаем, что процент есть сотая доля от какого-либо числа, величины. Сейчас я напомню основные способы нахождения процента от числа.

1 способ (нахождение путем умножения на процент, выраженный дробью) удобно применять в текстовых задачах, где необходимо находить процент от выражения.

 2 способ удобно применять, когда число удобно делить на 100, т.е. находить 1%.

3 способ всегда можно  составить пропорцию и решить её.

Слушают выступления учащихся о покупке мобильного телефона, сравнивают условия покупки в кредит и в рассрочку, делают выводы о выгодной покупке.

4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных  способов действий.

Давайте попробуем теперь

сформулировать вывод о том, стоит ли покупать вещь в кредит  (рассрочку).

Вывод. Финансовой грамотностью лучше овладеть ещё в школе. Подкованность в финансовых вопросах позволит выстроить лучшую стратегию управления своими финансами, но выбор за вами, взять кредит для крупной покупки или лучше накопить и купить.                

Выполняют упражнения

Самостоятельная работа

Проверяют ответы, самоконтроль

5.Закрепление знаний.

Цель: применение и усвоение правила нахождения процентов от числа.

6. Контроль и самооценка знаний и  способов действия.

Цель: Организовать самостоятельное выполнение заданий.

6. Коррекция знаний и способов  действий.

Теперь переходим к следующему этапу урока. Мы повторили правила нахождения процентов от числа, поняли, зачем это нужно.

 А теперь поработайте полностью самостоятельно по вариантам (каждый ряд решает своё задание) и в парах для проверки.

Найдите нужную информацию в предложенном задании, проанализируйте её, примините свои знания и ответьте на вопросы.

Я буду осуществлять индивидуальные консультации, однако старайтесь работать сами.

Обращаться  можно не только ко мне, но и к соседу по парте.

Выполняют задание.

Самостоятельная работа.

Проверяют ответы в парах, самоконтроль, взаимоконтроль.

Работают самостоятельно.

Сравните свои результаты.

       

Вопросы.1) Какое наименьшее количество минут исходящих вызовов, израсходовал абонент?

2)  Какое наибольшее количество минут исходящих вызовов израсходовано?

3) На сколько процентов увеличилось количество исходящих минут?

7. Подведение итогов урока

Цель: Организовать фиксацию нового  содержания изученного на уроке.

Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке  как направлений  будущей учебной деятельности.

Информация о домашнем задании.

Итак, закончили работу. Давайте подведем итоги, проверим ответы и решения.

Вывод . Кредит и рассрочка- это необходимая мера для безвыходной ситуации, требующей финансовой поддержки. Перед взятием кредита стоит хорошо задуматься.

Не стоит злоупотреблять кредитами!

Проверяют решения на доске.

Подводят итоги, оценивают себя и друг друга

 Отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание

Рефлексия

Цель: Организовать рефлексию учащихся по поводу их эмоционального состояния.

 Спасибо за урок!

 До свидания!

Выявление осознанности знаний, умение выражать свои мысли, оценивание качества своей работы и  всего класса.

Приложение 2 Салон ТЕЛЕ2

Honor 50 Lite: цена 30000 рублей

Рассрочка: 30.000 +10.000 рублей ( за товар)

Кредит:   по 6.250 в мес.     на 6 мес.    

Кредит:   по 3.250 в мес.     на 12 мес.    

Что выгоднее?

Телефон в кредит или в рассрочку?

Приложение 3. Салон МТС

Iphone XS: цена 72000 рублей

Рассрочка: 72.000 +15.000

Кредит: 12 600 в мес. на 6 месяцев в салон.

Кредит: 6.600 в мес. на 12 месяцев

Что выгоднее?

Телефон в кредит или в рассрочку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: "Формирование экономической грамотности старшеклассников на уроках математики и во внеурочной деятельности"

Педагогический проект ориентирован на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и был реализован на уроках математики и во внеурочной деятельности...

Доклад "Воспитание ценностных качеств личности через содержание учебного материала на уроках математики"

Каждый урок должен обогащать учащихся новыми знаниями, расширять их кругозор. От урока к уроку, учащиеся продвигаются вперед по бесконечной лестнице познаний. Учебное занятие  должно иметь большу...

Доклад по теме: "Воспитание и развитие личности на уроках иностранного языка"

Воспитание и развитие личности на уроках иностранного языкаВсе понимают, насколько важно учитывать воспитательный аспект при обучении иностранному языку. Когда спорят о том, нужен ли иностранный язык ...

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.

В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности.  Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...

«Формирование читательской грамотности как базового навыка функциональной грамотности личности на уроках русского языка и литературы»

Обобщение опыта по формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...