доклад "Формирование читательской грамотности школьников на уроках химии"
статья по химии

доклад о формировании УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitat._gramotnosti_na_urokah_himii.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности школьников на уроках химии

Блохина В.Н., учитель химии

 МБОУ СШ №4 г. Чаплыгина

имени П.П.Семёнова-Тян-Шанского

Важнейшая компетентность личности школьника – умение учиться. Поэтому современная школа работает на формирование личности творческой, способной самостоятельно решать  различные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться любой информацией, пополнять  знания, отстаивать свои убеждения, саморазвиваться, применять знания на практике. А это значит, что образование нацелено на развитие функциональной грамотности, когда теоретические знания должны использоваться в повседневной жизни.

Необходимым условием развития функциональной грамотности является формирование читательской грамотности - умений смыслового чтения при работе с текстом учебника и другими источниками.

УУД смыслового чтения – это умения максимально точно и полно понимать содержание текста, практически осмысливать извлечённую информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, интерпретировать, оценивать и применять при выполнении предложенных заданий с использованием учебных, учебно-познавательных текстов. Работа с текстом  на уроках мотивирует учащихся к познавательной деятельности, успеху, создаёт атмосферу сотрудничества и сотворчества, что позволяет выполнить требование ФГОС – развивать умение учиться, самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием.

Эта работа ведётся на каждом уроке химии (работа в парах, группах, индивидуально), с применением знаний при выполнении лабораторных и практических работ, разработке проектов. 

Результатами читательской грамотности являются общая ориентация в тексте, глубокое его понимание, использование полученной информации для научного объяснения явлений и  процессов, применение ее в практической деятельности.

В качестве примера приведем задания, которые составлены для уроков химии в 8 и 9 классах.

Тема урока «Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение и применение водорода» (8 класс):

Задание 1. Используя текст, проведите сравнительный анализ и опишите нахождение водорода в природе.

«Нахождение водорода в природе».

Водород самый распространённый элемент во Вселенной: по современным данным, он составляет примерно 92% от общего числа ее атомов. Водород содержится в газовых туманностях, в межзвездном газе, кометах, входит в состав звезд. Для большинства звезд, в том числе и для Солнца, водород служит главным источником энергии, которая выделяется при превращении водорода в гелий. В условиях звёздных температур и межзвёздного пространства этот элемент существует в виде отдельных атомов.

По своему химическому составу Солнце ничем не отличается от других звёзд и содержит по числу атомов: 90,7% – водорода , 9,1% – гелия, остальные элементы – 0,2 %. Внутри Солнца постоянно происходят реакции превращения водорода в гелий с большим выделением тепловой и световой энергии.

Водород составляет около 1% от массы земной коры. По распространенности на Земле этот элемент занимает 9-е место. Однако его роль в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых среди остальных элементов составляет 17% (второе место после кислорода, доля атомов которого примерно равна 52%). В свободном состоянии он встречается сравнительно редко – содержится в нефтяных и вулканических газах. Большая часть атомов водорода связана в форме воды, нефти, природного газа, каменного угля и минералов.

Водород вместе с азотом, кислородом и углеродом входит в группу так называемых элементов-органогенов. Именно из этих элементов в основном и состоит организм человека. Доля водорода в нем по массе достигает 10%, а по числу атомов 50% (каждый второй атом в организме – водород). Водород как отдельный элемент не обладает биологической ценностью. Для организма наиболее важны вещества, в состав которых он входит, а именно вода, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины.

Выполните задания:

- Заполните таблицу: 

Нахождение в природе (в % по числу атомов)

во Вселенной

на Солнце

в земной коре

в организмах

- Назовите вещества, в состав которых входит водород.

- Почему возможно прекращение жизни на Земле, когда иссякнут запасы водорода на Солнце.

 

Задание 2. Прочитайте текст.

Крушение дирижабля «Гинденбург».

В 1936 году в Германии был построен самый большой в мире летательный аппарат - дирижабль «Гинденбург». Его длина составляла 245 метров. Четыре мощных дизельных двигателя позволяли ему развивать скорость до 135 км в час, то есть он был быстрее пассажирских поездов того времени. В гондоле под огромным днищем дирижабля находились шестнадцать водородных баллонетов, служивших для поднимания и опускания дирижабля.

3 мая 1937 года дирижабль «Гинденбург» с 97 пассажирами и членами экипажа на борту совершил рейс через Атлантический океан в Соединенные Штаты Америки и готовился приземлиться на базе. Пилот развернул дирижабль против ветра, чтобы снизить скорость. Двигатели включились на задний ход для остановки судна. Послышался свист: по приказу капитана дирижабль начал выпускать водород, чтобы быстрее снизиться. Вдруг люди на земле услышали легкий «бум», как будто что-то лопнуло. Огонь мгновенно охватил весь «Гинденбург». Он сгорел дотла за 34 секунды.

Сразу после катастрофы пассажирские перевозки на дирижаблях запретили. Эпоха этих летательных аппаратов закончилась.

Выполните задания: 

- На каком свойстве водорода было основано использование дирижаблей?

- Что могло послужить причиной его крушения?         

Задание 3. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились правильные высказывания о водороде.

  1. Водород … растворим в воде, поэтому его … собирать методом вытеснения воды.
  2. Водород … воздуха, поэтому при его собирании методом вытеснения воздуха, пробирку держат дном … .
  3. Водород в лаборатории … можно получить действием … на … .

Тема урока «Условия, влияющие на скорость химических реакций» (9 класс, работа в группах):

Группа 1. Русский химик Н.Н.Бекетов составил ряд активности металлов, в котором расположил их в порядке уменьшения активности. Металлы до водорода вытесняют его из растворов кислот, а после водорода – нет.

- С какой скоростью будут протекать реакции магния, цинка и железа с соляной кислотой?

Осуществите реакции: а) цинка с соляной кислотой, б) цинка с уксусной кислотой.

- Почему реакция между цинком и соляной кислотой происходит быстрее, чем между цинком и уксусной кислотой?

- Какой вывод о влиянии природы реагирующих веществ на скорость химической реакции можно сделать? Запишите его.

- Расскажите об  экологических аспектах влияния природы веществ на скорость разложения и гниения.

Группа 2. Для химического взаимодействия необходимо, чтобы молекулы реагирующих веществ столкнулись. Чем выше концентрация веществ, тем больше таких столкновений, поэтому скорость реакции выше. Эту зависимость сформулировали в 1867 году норвежские ученые Гульдберг и Вааге как основной закон химической кинетики, который также называют законом действующих масс. Он читается так: скорость реакции прямо пропорциональна произведению концентрации реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам. Концентрация твердого вещества не учитывается. Для элементарной реакции, протекающей в одну стадию, например,

aA + bB = dD, он записывается так: v = kCAaCBb.

- Запишите уравнение закона действующих масс для проведенной вами реакции.

- Расставьте коэффициенты в схемах реакций. Запишите уравнения, отражающие закон действующих масс:

а)  N2 + H2 → NH3 

б)   Fe2O3 + H2 → Fe + H2O

- Почему горение веществ в чистом кислороде происходит гораздо быстрее, чем на воздухе?

Группа 3. В случае гетерогенных реакций число «удачных» столкновений прямо пропорционально площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ, так как реакция идет только на поверхности твердого вещества.

- Как увеличить площадь поверхности соприкосновения?

Группа 4. Для взаимодействия веществ необходимо, чтобы частицы обладали определенным запасом энергии. Нагревание увеличивает их энергию, они становятся более подвижными, что приводит к увеличению столкновений частиц и ускорению реакции. Зависимость скорости химической реакции от температуры определяется правилом Вант-Гоффа, которое читается так: при увеличении температуры на каждые 10°С скорость реакции увеличивается в 2-4 раза. Математически правило Вант-Гоффа записывается так:

v2 = v1∙ Ɣt2-t1/10 , где v1- начальная скорость реакции, v2 – конечная скорость реакции, Ɣ – температурный коэффициент.

- Выполните лабораторный опыт с помощью электронного пособия.

- Определите температурный коэффициент и рассчитайте скорость данной реакции, если температуру повысить от 40°С до 80°С.

Тема урока «Силикатная промышленность: история и современность» (9 класс):

Задание 1. До изобретения фарфора фаянс был самым ценным керамическим материалом. От фарфора он отличается большим содержанием  глины  (до 85 %)  и  характеризуется  более  высокой  пористостью,  водопоглощаемостью (до 20 %),  а  также  меньшей, по сравнению с фарфором, механической   прочностью.  По причине высокой пористости фаянсы всегда покрывают глазурью.

Слово «фаянс» произошло от названия города Фаэнца в Северной Италии, в окрестностях которого в XIV–XV веках было широко развито керамическое ремесло. В третьей четверти XVI века, вследствие всеобщего восхищения китайским фарфором, в Фаэнце начинает интенсивно развиваться производство белой майолики (в это время в Европе изделия из майолики называли фаянсом).

В настоящее время старинные фаянсовые изделия служат предметом коллекционирования.

- По какому признаку коллекционеры определяют возраст изделий из фаянса?

- Что является причиной появления этого признака на фаянсе?

Задание 2. Наиболее ранняя легенда об открытии этого вещества предложена Плинием Старшим (79 г. н.э.). "Существует предание, - пишет он, - будто бы к устью реки пристал корабль торговцев содой. Рассеявшись по берегу, они готовили обед, и поскольку не оказалось камней, чтобы подставить под котелки, они подложили куски соды; когда эти последние разогрелись и смешались с береговым песком, тогда потекли ручьи новой жидкости, которая при застывании становилась прозрачной". В более поздние времена не раз предпринимались попытки воспроизвести этот опыт, но они оказались безуспешными.

- Об открытии какого вещества повествует Плиний Старший?

Задание 3. Прочитайте пункт параграфа «Производство стекла», заполните схему и составьте по ней рассказ о современной технологии производства стекла.

Таким образом формирование функциональной грамотности в урочной деятельности осуществляется через систему заданий и работу с текстом, с использованием различных средств, методов и приёмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои выступления/публикации: Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химии

Выступление на ГМО учителей химии 28.09.2022г. "Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химииГлавное не знание, а умение ими пользоваться (А.А.Леонтьев)Современный человек должен...

«Формирование естественно-научной грамотности школьников на уроках химии и географии»

laquo;Формирование естественно-научной грамотности школьников на уроках химии и географии»...

Образовательный проект «Школа юного журналиста как ресурс повышения читательской грамотности школьников»

Актуальность проблемы и темы проекта состоит в том, что книга перестала играть важную роль в жизни общества, о чем свидетельствует   падение уровня общей культуры, искажение ценностных ориен...

Диагностика читательской грамотности школьников в контексте международного исследования PISA

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и во...

Дидактический материал для развития читательской грамотности школьников в формате PISA (5-6 кл.)

Материал помогает учителю развивать читательские умения обучающихся 5 и 6 классах....

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химии

Главное не знания, а умение ими пользоваться (А.А.Леонтьев)Современный человек должен быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в миреНедостатки сегодняшнего образованияСущность национальной гр...

Мастер -класс Решение контекстных задач на уроках биологии как способ развитие читательской грамотности школьников

Сценарий мастер - класса   по использованию задач с биологическим содержанием для формирования читательской  грамотности как важного компанента функциональной грамотности...