Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химии
презентация к уроку по химии

Логинова Ольга Викторовна

Главное не знания, а умение ими пользоваться (А.А.Леонтьев)

Современный человек должен быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире

Недостатки сегодняшнего образования

Сущность национальной грамотности

Существующие проблемы

Формула успеха

Ситуационные задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir.fun_.gram_.gmo_.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химии в условиях реализации ФГОС. « Добываю , применяю, оцениваю » Подготовила : Логинова О.В. учитель химии МБОУ «Лицей № 16 имени Героя Советского Союза» г. Кызыла

Слайд 2

« Главное не знания, а умения ими пользоваться ». Алексей Алексеевич Леонтьев советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук, действительный член РАО и АПСН

Слайд 3

Современный человек должен уметь быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире.

Слайд 4

Недостатки сегодняшнего образования – ребята: Недостаточно владеют смысловым чтением Не справляются с задачами на интерпретацию информации Затрудняются в решении задач, требующих анализа , обобщения Не умеют высказывать предположения, строить доказательства Недостаточно сформировано умение работать с моделями

Слайд 5

Сущность функциональной грамотности школьника заключается в готовности его Добывать информацию Применять её в жизни Оценивать себя

Слайд 6

Существуют проблемы, которые мешают доброкачественному развитию функциональной грамотности: Низкий уровень вычислительных навыков Отсутствие практической направленности Репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии) Неумение организовать свой домашний учебный труд Ответственность за выполнение домашнего задания Формальное изучение предметов Не восприятие, учащимися, необходимости заучивания основ теоретических понятий (формул, правил ).

Слайд 7

На современном уроке, важно умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Именно это лежит в основе тестов PISA задания, для решения которых, мало просто знать факты и правила. Нужно еще уметь их использовать.

Слайд 8

Пробел школьников — неумение работать с информацией, представленной в виде разных блоков. Проблема - определение формата задания. Бывают ситуации, когда научные методы вообще не нужны — надо задействовать интуицию, а то и просто угадать. Проблема — школьники не умеют привлекать данные, которые не содержатся непосредственно в условиях задания.

Слайд 9

Ситуационные задачи это задачи, позволяющие обучающемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работ ознакомление → понимание → применение →анализ →синтез → оценка

Слайд 10

10 Формула успеха ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ

Слайд 11

Современные образовательные педагогические технологии: - технология проблемного обучения; - игровые технологии; - проектная технология; - здоровьесберегающие технологии; - технология интегрированного обучения; - технология развития критического мышления.

Слайд 12

Требования за пределами школы: в жизни надо уметь читать инструкции и этикетки по использованию различных химических веществ, стиральных порошков, чистящих средств в быту, приготовление растворов в консервировании, солении и т. д., читать инструкции по применению лекарств.

Слайд 13

“Учиться быть грамотным, чтобы грамотно учиться ”

Слайд 14

Функциональная грамотность - способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний. получение теоретических знаний, усвоение основ химического языка, овладение элементами логического мышления. Химическая грамотность -

Слайд 15

Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования.

Слайд 16

Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

Слайд 17

Решение задач любого вида (по учебному предмету или жизненно важных задач и проблем) - это сложный процесс, включающий мыслительную деятельность обучающихся, актуализацию и применение знаний либо по образцу, либо в сходных ситуациях, либо предполагает перенос.

Слайд 18

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую требуется знание нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а интересное название. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ.

Слайд 19

Примеры практических заданий

Слайд 20

ВЫВОД ФОРМУЛ ХИМИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ 1. Определите молекулярную формулу вещества, из которого целиком состоит скелет простейших морских животных, если массовые доли элементов в нем составляют: 47,54 %(S i ), 17,48 %(S r ), 34,97 %(O). ( Ответ : SrSO 4 ). 2. Для мечения территории олень использует вещество состава 59,41 % (С), 8,91 %(Н), 31,68 %(О). Определите молекулярную формулу вещества. ( Ответ: С 5 Н 9 О 2 ).

Слайд 21

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ И ЭЛЕКТРОННОЕ СТРОЕНИЕ АТОМОВ Максимальная концентрация этого элемента отмечена в пигментной сетчатке глаза. По электронной формуле внешнего электронного слоя определите название этого элемента: …6s 2 6p 0 . Напишите его название, символ и порядковый номер, укажите семейство элемента. (Ответ: барий) 2. Северная орхидея венерин башмачок растет на почвах, богатых этим элементом. По электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …4s 2 4p 0 . Напишите его название, символ и порядковый номер, укажите семейство элемента. (Ответ: кальций)

Слайд 22

1. Этот химический элемент преимущественно концентрируется в ногтях. Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по электронной формуле: 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 3 4s 2 . (Ответ: ванадий). 2. Розовые лепестки роз при избытке этого элемента становятся голубыми и даже черными. Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по электронной формуле: 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 10 4s 1 . (Ответ: медь).

Слайд 23

1.Какие химические элементы названы в честь стран? Приведите не менее четырех названий. Укажите количество протонов и нейтронов, содержащихся в ядрах атомов, названных вами элементах ( за каждое название и страну- 1б, протоны и нейтроны-1б)

Слайд 24

Ответ: Рутений ( Ru ) – назван в честь России; протонов 44, нейтронов 57. Полоний ( Po ) – в честь Польши; протонов 84, нейтронов 37. Франций ( Fr ) – в честь Франции; протонов 87, нейтронов 35 Германий ( Ge ) – в честь Германии; протонов 32, нейтронов 40.

Слайд 25

Вы — пилот самолета, летящего из Сибири в Ярославль. Самолет везёт слитки самого распространённого металла в природе. Сколько лет пилоту? Дополнительный вопрос: какой металл вёз самолет? Почему этот металл в 1827 г. стоил 1200 рублей за 1 кг, а в 1900 г. — 1 рубль?

Слайд 26

Ответ: Пилоту - лет (возраст обучающегося решающего задачу) Алюминий, потому что в 1827 году он был впервые получен. Свойства его - легкий, блестящий металл.

Слайд 27

Вы входите в малознакомую квартиру, которая затемнена. Электричество отключено, но есть две лампы: газовая и керосиновая. Что Вы зажжете в первую очередь? Дополнительный вопрос: где еще применяется газ (предположите, какой) и керосин ?

Слайд 28

Ответ: Спичку В газовой лампе- природный газ (применяется как топливо) Керосин (растворитель, дизельное и авиационное топливо, удаление ржавчины)

Слайд 29

Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала древесные стружки с мелкими железными гвоздями, сахар и речным песком и велела Золушке очистить сахар, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро справиться с заданием мачехи. (3б)

Слайд 30

Ответ: Древесные стружки от мелких железных гвоздей можно разделить при помощи магнита. Сахар с речным песком растворить в воде ,профильтровать, выпарить воду

Слайд 31

Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад(6 баллов) Si – тон, Ar – оящ , Ne – др , Fe – ад, Mg - э, F – Ий, Cr – кл , Cl – аст , Li – хо, Sc – Ий, N – рош , Na – уг .

Слайд 32

Ответ: Если расположить символы химических элементов в порядке возрастания их порядковых номеров, то из набора букв, записанных рядом с химическими знаками, получится фраза: «Хороший друг – это настоящий клад».

Слайд 33

Плохо, когда родители медики. Они часто замечают то, что другие упустили бы из вида. Когда Никита вошел в квартиру, со двора, его мама мельком глянула на грязные, обветрившиеся руки сына и удалилась в свою комнату. По запаху Никита понял, что для него мама готовит «гремучую смесь» из глицерина и 10%- го раствора нашатырного спирта в весовом соотношении 1:1. Определите массу аммиака, если морщить нос и пускать слезы при смазке рук мальчику пришлось два раза. Первый раз мама налила на руки 7 г смеси, а второй-5 г. Третьего раза не понадобилось, т.к. цыпки исчезли.

Слайд 34

Открыв дверь в квартиру, вернувшаяся из гостей семья ощутила «запах больницы». Первым провел расследование глава семьи – отец. На полу он обнаружил осколки флакона от 5%- го спиртового раствора йода, где его до этого было 8 г, а из-под шкафа мерцали две пары шкодливых глаз (кота и щенка). Отец все решил миром, объявив, что состоялась игра в футбол со счетом 1:1. Определите, сколько граммов йода и спирта создали «запах больницы»?

Слайд 35

35

Слайд 36

Четыре подряд съеденных мороженых обернулись для Насти температурой и ангиной. Врач назначил ей полоскать горло 2%-м раствором фурацилина. Сколько 250-граммовых стаканов этого средства попало в канализацию, если было израсходовано 8 пластинок фурацилина по 10 таблеток каждый? Каждая таблетка весит по 0,5 г.

Слайд 37

37

Слайд 38

Накопление углекислого газа в атмосфере становится опасным загрязнением – приводит к парниковому эффекту. Какой объем CO2 попадает в атмосферу при сжигании 100 г полиэтилена ? Растения поглощают минеральные вещества и углекислый газ и под действием ультрафиолета синтезируют глюкозу, выделяя кислород. Какой объем CO2 усвоили зеленые листья сахарной свеклы для получения 100 г сахарозы, из которой можно изготовить 10 конфет (одна конфета содержит примерно 10 г сахара)?

Слайд 39

Для нейтрализации промышленных стоков гальванического участка завода " Энергомаш " потребовалось 60 кг негашеной извести CaO с массовой долей примесей 7%. Какая масса иона никеля Ni2+, содержащегося в стоках была нейтрализована? При нейтрализации промышленных стоков завода было получено 300 кг осадка Cr (OH) 3 . Какую массу металлического хрома можно получить из осадка, если производственные потери составляют 10 %

Слайд 40

В сутки человек вдыхает приблизительно 25 кг воздуха. На каждые 100 км пути автомобиль расходует 1825 кг кислорода. Сколько суток сможет дышать человек воздухом, если одна из машин проедет на 100 км меньше? Используя приведенные факты и результаты ваших расчетов, подготовьте: а) рекламный проспект автомобилей; б) текст обращения к президенту о защите природы.

Слайд 41

Тема «Фосфор и его соединения

Слайд 42

Вопрос из произведения Собака БАСКЕРВИЛЕЙ В отрывке говорится: «Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел , что мои пальцы тоже засветились в темноте. — Фосфор, — сказал я ». Зная свойства «светящегося» фосфора, выберите верные утверждения . А . Попадание фосфора на кожу безопасно . В . Попадание фосфора на кожу вызывает ожоги . С . Фосфор нужно брать только пинцетом или щипцами . D . Фосфор хранят под водой .

Слайд 43

«Выживает не самый сильный или самый умный, а тот, кто быстрее откликнется на изменения» Ч.Дарвин

Слайд 44

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 45

45 Ресурсы Интернета 1.Блинова Е. Что такое контекстная задача? http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201001815 2. Богданова Н.Н. Формы тестовых заданий по химии. 2005. №3. С.44. 3. Дьякова Е.А., Егорова Г.И., Крутова Т. И. Использование художественной литературы на уроках химии http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3bc78b4c53a89521306c27_.html 4 . Ермаков Д.С., Жарикова Е.А., Ленина О.Ф. Задачи с практическим содержанием на начальном этапе изучения химии. Химия в школе.-2006, №5.- С.27-32 . 5 . Новый взгляд на грамотность. М.: Логос, 2004. -296.

Слайд 46

46 6 . Лобанова Л.И. Ситуационные задачи на уроках химии как пример формировании ключевых компетентностей учащихся/ rudocs.exdat.com › docs2/index-579437.html 7. Кендиван О. Д.-С. Практико-ориентированные задания в обучении химии.// Химия в школе. – 2009. – №8 – с.43-47. 8. Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Органическая химия. – М.,1982. 9. Дьякова Е.А., Егорова Г.И., Крутова Т. И. Использование художественной литературы на уроках химии http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3bc78b4c53a89521306c27_. html 10 . Открытый банк заданий ФИПИ https://doc.fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti 11. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева , Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019. — 160 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС ООО). ISBN 978-5-9925-1413-1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. Поэтому мы используем на своих ур...

Мои выступления/публикации: Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химии

Выступление на ГМО учителей химии 28.09.2022г. "Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химииГлавное не знание, а умение ими пользоваться (А.А.Леонтьев)Современный человек должен...

Мастер-класс «Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»

Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученны...

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках английского языка по УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» (7 класс)

Исходя из определения функциональной грамотности, мы имеем разнообразные возможности посредством своего предмета развивать способность ученика вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироват...

презентация на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ "

В данной презентации находится подбор задач на развитие функциональной грамотности учащихся на уроках информатики....

Формирование и развитие Функциональной грамотности школьников на уроках информатики 2022

Понятие «функциональна грамотность» было введено в 1957 году ЮНЕСКО в связи с необходимостью преодоления безграмотности, важности вопроса формирования базовых навыков, позволяющих человеку...

"Развитие функциональной грамотности школьников на уроках истории и обществознания"

Функциональная грамотность – это способность человека применять свои знания и умения для решения жизненных задач. Она включает в себя:* Читательскую грамотность: способность понимать и использов...