Дидактический материал для развития читательской грамотности школьников в формате PISA (5-6 кл.)
методическая разработка по литературе (5, 6 класс)

Чистякова Людмила Константиновна

Материал помогает учителю развивать читательские умения обучающихся 5 и 6 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл piza_5-6_kl.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал для развития читательской грамотности  школьников в формате  PISA (5-6 кл.)

Материал подготовлен учителем русского языка и литературы

МОУ СОШ № 11 г. Орехово-Зуево Московской области Чистяковой Л.К.

Прочитайте  рассказ.

Антон Чехов

ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ

        На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.

— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого.

— Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

— Батюшки! — изумился тонкий.— Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.— Милый мой! — начал тонкий после лобызания.— Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились! Нафанаил немного подумал и снял шапку.

— В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий.— Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка. Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

— Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга.— Служишь где? Дослужился?

— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?

— Нет, милый мой, поднимай повыше,— сказал толстый.— Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира..

.— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

— Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!

— Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съеживаясь.— Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку. Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил  шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

Выполните задания.

1. Как вы думаете, почему А.Чехов подобрал для названия антонимы.

____________________________________________________________

Ответ- антонимы - это слова, разные по лексическому значению,  толстый - тонкий И герои этого рассказа разные, по внешнему виду, по характерам, по взглядам

_____________________________________________________________________________

2. Найдите вопросы, которые задают герои друг другу.  Можно ли  по вопросам определить главные жизненные ценности героев? Выпишите   эти вопросы.

______________________________________________________________________________

Ответ - да, можно определить

1) Богат ?

2)Женат?

3)Служишь где? Дослужился?

______________________________________________________________________________

3. Найдите в тексте  глаголы, которые подобрал автор для описания  состояния Тонкого, после того, как он узнал чин  друга детства. Какое состояние героя  они описывают?

1) негативное, неприятно удивлен

2)восхищается, рад за друга

3)полное равнодушие, герою все равно

_______________________________________________________________

Ответ - 1

_______________________________________________________________

4.Подумай над фразой героя "… я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как."

Какое лексическое значение в данном случае имеет слово "уступка".

ПОРТСИГАР, -а; м. [франц. porte-cigares] Плоская коробочка, футляр для ношения при себе папирос, сигар, сигарет. Серебряный, золотой, кожаный п. Дарёный п. П. с инкрустацией. 

http://gramota.ru/slovari/dic/

1) скидка при продаже товара, если вы покупаете большее количество или оптом

2)договор о приобретении товара заблаговременно

3)договор о внесении предоплаты  товара

__________________________________________________________________

Ответ - 1

 У героя жалованье плохое, он делает портсигары на продажу,  надо заинтересовать покупателя, поэтому делает скидки при покупке  большего количества товара. Уступка - уступить в цене, т.е. понизить цену.

__________________________________________________________________

5. Найдите в тексте и выпишите предложение, в котором есть объяснение, почему тайного советника чуть не стошнило при расставании со своим другом детства__________________________________________________

 Ответ -Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило.

___________________________________________________________________

Ознакомьтесь с  дополнительной информацией и выполните следующие задания.

Табель о рангах Российской Империи

Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все.

Достоевский Ф.М.

Табель о рангах принял Петр 1 в январе 1722 года. Этот документ фактически покончил с местничеством, упорядочил сословную иерархию в России и позволил незнатным людям продвинуться по службе и получить «высокие» титулы. Например, Меньшиков, Апраксин, Толстой – все это новая элита петровской эпохи.

Табель о рангах вводил в Российской Империи 14 рангов (чинов, ступеней) для военной и гражданский службы. Изначально каждый (в том числе и знатные) должны были начинать службу в низшей должности, без привилегий и прав. Это были простые должности, которые не давали привилегий, и не отражались в табеле. В дальнейшем, на основе своих достижений и умений, каждый мог подняться на 14 ступень, а после этого постепенно подниматься все выше, получая новый ранг. Сам табель приведен ниже.

Таблица 1: Табель о рангах с 1722 по 1917

Военные чины

Гражданские

Обращение

Сухопутные

Морские

Гвардейские

1

Фельдмаршал

Генерал-адмирал

 

Канцлер

Ваше
высоко-
превосхо
дительство

2

Генерал-аншеф, генералы от родов войск

Адмирал

 

Действительный тайный советник

3

Генерал-лейтенант

Вице-адмирал

 

Тайный советник

Ваше
превосхо
дительство

4

Генерал-майор

Шаутбенахт (до 1740),
Контр-адмирал (после 1740)

Полковник

Действительный  статский советник,
Оберпрокурор,
Герольдмейстер

5

Бригадир

Капитан-командор

Подполковник

Статский советник

Ваше высокородие

6

Полковник

Капитан 1-го ранга

Майор

Коллежский советник

Ваше высоко
благородие

7

Подполковник

Капитан 2-го ранга

Капитан

Надворный советник

8

Майор

Капитан 3-го ранга

Капитан-лейтенант

Коллежский асессор

9

Ротмистр (в кавалерии)
Капитан,
Есаул (у казаков)

Капитан-лейтенант (до 1884),
Лейтенант (после 1884)

Лейтенант

Титулярный советник

Ваше
благородие

10

Штабс-капитан,
Штабс-ротмистр (в кавалерии)

Лейтенант (до 1885),
Мичман (после 1885)

Унтер-лейтенант

Коллежский секретарь

11

 

Корабельный секретарь

 

Корабельный секретарь

12

Поручик (в кавалерии),
Лейтенант (в пехоте)

Унтер-лейтенант (до 1732),
Мичман (1796-1885)

Фендрик

Губернский секретарь

13

Подпоручик

Мичман (1732-1796)

 

Провинциальный секретарь

14

Фендрик (до 1731),
Корнет (в кавалерии)
Прапорщик (в пехоте)

 

 

Коллежский регистратор

Все виды службы были поделены на 2 категории:

  1. Военная служба. Включала в себя сухопутные, морские и гвардейские корпуса.  Все начинали служить в звании рядовых, а получить младший чин (14-ый ранг) можно было не раньше, чем через 15 лет. Все военные чины давали право на наследуемое поместье.
  2. Гражданская служба.  Право на наследуемое поместье получали только чиновники с 8-го рана (коллежский асессор) и выше. Нижние чины получали поместье, но не могли передавать его по наследству.

Особенности Табеля

При Петре действовала следующая формула – каждый образованный человек обязан служить, и служить может любой человек с образованием. Начиная с петровской эпохи по службе продвигались благодаря знаниям и умениям, а не благодаря происхождению. Солдат мог стать офицером, обычный горожанин мог стать высокопоставленным чиновником. Все зависело от умений. Но есть важное ограничение – табель о рангах не распространялся на крепостных крестьян.

Табель о рангах это попытка систематизировать государственную службу, предоставив возможность проявить себя всем одаренным людям.

Источник : https://istoriarusi.ru/

Стоимость отдельных товаров в Российской Империи конца 19 века в пересчете на российские рубли
Фунт (400 г) телятины — 14 копеек (293 руб. за 1 кг)
Фунт (400 г) черный хлеб — 1-5 копеек (21-105 руб. за 1 кг)
Фунт (400 г) пшеничный хлеб — 3-5 копеек. (63-105 руб. за 1 кг)
Фунт (400 г) вырезки 1-го сорта — 60-80 копеек (1255-1065 руб. за 1 кг)
Фунт (400 г) отечественного сыра рокфор — 15 копеек (1673 руб. за 1 кг)
Фунт (400 г) импортного сыра — 1 рубль 20 копеек (2500 руб. за 1 кг)
Фунт (400 г) стерляди — 15-25 копеек (315-525 руб. за 1 кг)
Фунт (400 г) рябчика архангельского — 40 копеек (835 руб. за 1 кг)
Фунт (400 г) семги соленой — 50 копеек-1 рубль (1050-2100 руб. за 1 кг)
Фунт (400 г) какао — 1 рубль 80 копеек (3760 руб. за 1 кг)
Фунт (400 г) кофе — 50-70 копеек (1050-1462 руб. за 1 кг)
Фунт (400 г) паюсной икры — 3 рубля (6300 руб. за 1 кг)
10 апельсинов — 35-40 копеек (293-334 руб.)
1 лимон — 5 копеек (42 руб.)

 Источник :https://drevlit.ru/converter_money.html

6) Рассмотрите  Табель о рангах Российской Империи  и ответьте на вопрос, кто из героев стоял выше  по должности  и  объясните почему:

1) коллежский ассесор

2)статский советник

3)тайный советник

______________________________________________________________

Ответ :-3

Объяснение

Выше по должности стоял Толстый, он - тайный советник. В Табеле о рангах Российской империи   тайный советник  - 3 ступень, статский советник -  5 ступень, коллежский асессор - 8 ступень.

Начиналось  все с 14-ой ступени, постепенно поднимаясь все выше, получали новый ранг._________________________________________________________________

7. Обращаясь к своему другу Тонкий  называет его Ваше превосходительство.  

Что хочет выразить  герой. Отметьте   слова, которые  подходят.

1)  равнодушие

2) чинопочитание

3) пренебрежение

4) подхалимство

________________________________________________________________

Ответ - 2,4

________________________________________________________________

8. Ознакомьтесь  с дополнительной информацией  о стоимости отдельных товаров в Российской Империи конца 19 века  . Хорошую ли прибыль   получал от продажи портсигаров герой рассказа . Приведите аргумент(ы), почему вы так думаете?

_______________________________________________________________

Ответ - Герой получал неплохую прибавку к жалованию.

 На рубль можно купить продукты и  накормить всю семью. Рубль  в то время - немалые деньги .Но все зависит от того,  как идет торговля  портсигарами.

________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика читательской грамотности школьников в контексте международного исследования PISA

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и во...

Дидактический материал (развитие читательской грамотности)

Задания, направленные на проверку и развитие читательской грамотности обучающихся 5 класса....

Материал для формирования читательской грамотности в формате заданий PISA (7-8 кл.)

Данная методическая разработка помогает формировать читательскую грамотность учащихся 7 и 8 классов....

Выступление с методической темой «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка как условия повышения качества образования школьника в рамках внедрения ФГОС»

В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентносте...

Развитие читательской грамотности школьников

Читательская грамотность - способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возм...

Мастер -класс Решение контекстных задач на уроках биологии как способ развитие читательской грамотности школьников

Сценарий мастер - класса   по использованию задач с биологическим содержанием для формирования читательской  грамотности как важного компанента функциональной грамотности...

Кейс-метод как основа для развития читательской грамотности младших школьников в процессе изучения английского языка

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – од...