Дидактический материал (развитие читательской грамотности)
учебно-методический материал (5 класс)

Зинкевич Ольга Владимировна

Задания, направленные на проверку и развитие читательской грамотности обучающихся 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost_5_klass.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Задания. 5 класс.

ВЛАДИМИР ДАЛЬ

Морозным вечером 1819 года в санях, запряжённых парой лошадей, ехал семнадцатилетний офицер Владимир Даль. Он закончил обучение в морском корпусе и получил звание мичмана.

Ямщик, правивший лошадьми, указал продрогшему моряку на пасмурневшее небо: «Замолаживает!» И хотя сказано это было по-русски, мичман не понял, о чём идет речь. Ямщик объяснил значение слова. Мичман выхватил из кармана записную книжку и записал: «Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучами…»

Эти строчки положили начало «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, который содержит больше 200 тысяч слов. Но Даль не просто записывал слова, он объяснял их, подыскивал близкие по смыслу, приводил примеры из жизни.

На флоте Даль прослужил недолго. Выйдя в отставку, он поступил на медицинский факультет Дерптского университета. Учился очень старательно: каждый день выучивал сто новых латинских слов, подолгу просиживал в библиотеке, сутками не уходил из клиники. Усиленные занятия

  • склонность к тонкой ручной работе сделали его искусным хирургом. Открывалось блестящее будущее. Но в 1828 году вспыхнула русско-турецкая война. На фронте не хватало врачей, и Владимир Даль отправился воевать.

Вместе с русской армией молодой врач совершил переход через горы, оперировал в палаточных госпиталях и прямо на полях сражений, вынимал пули, перевязывал раненых. И собирал материал для будущего словаря. В воинских частях, где ему довелось служить, находились солдаты со всей России. Если бы война не свела их вместе, не хватило бы целой жизни, чтобы объездить все эти земли и услышать разные говоры. Даль понимал, что судьба даёт ему удивительную возможность познакомиться с русским языком во всей его полноте. По вечерам, после операций, он шёл в палатки и подолгу беседовал с солдатами. Расспрашивал, как в их деревнях празднуют свадьбы, какие сказки сказывают, какие песни поют, и записывал услышанное в толстые тетради.

Через год записки Даля выросли до таких размеров, что для их перевозки командование выделило ему… верблюда. Но случилась беда: верблюда с записками захватили турки. Офицеры и солдаты не смогли безучастно смотреть, как горюет их любимый доктор. На поиски верблюда в турецкий тыл отправился отряд казаков, и через несколько дней пропавшее животное было возвращено Далю вместе с драгоценной поклажей.

За турецкий поход Даль был награждён орденом святой Анны и Георгиевской медалью. А в 1831 году его снова призвали на войну. На этот раз с поляками.

Однажды пехотный корпус, в котором Даль служил врачом, оказался прижат поляками к берегу реки Вислы. Силы были слишком неравны. Тогда Даль предложил соорудить переправу из пустых бочек, которые валялись вокруг. Вскоре по необыкновенному мосту на другой берег переправились не только солдаты и лошади, но и артиллерия. Польское войско Даль встретил на середине моста – и перерубил скрепляющие мост канаты. Переправа вмиг распалась, и пустые бочки понесло по реке. Так одним взмахом топора врач остановил целую армию. Царь личным указом наградил его боевым Владимирским крестом с бриллиантами.

Вернувшись из похода, Даль начал сочинять… сказки, где были пословицы, присказки, прибаутки… Свои сочинения он подписывал придуманным именем (псевдонимом) Казак Луганский, от названия города Луганска, где он родился. Книга сказок Владимира Даля с восторгом была встречена лучшими русскими писателями. Особенно радовался ей Пушкин. Ведь большинство образованных русских людей в ту эпоху предпочитали общаться между собой по-французски или по-немецки. Русский язык считался слишком грубым. Александр Сергеевич Пушкин и его друг Даль старались открыть русским людям всю красоту и силу родной речи. «Ваше собрание не простая затея, – сказал Пушкин о словаре Даля. – Годами копить сокровища и вдруг открыть сундуки перед изумлёнными современниками и потомками».

Свой словарь Владимир Иванович закончил лишь в 1866 году. Между первым словом «замолаживает» в записной книжке и четырьмя томами словаря уместилась целая жизнь великого сына России.

                                        По книге Александра Ткаченко «Владимир Даль»

Нахождение и извлечение информации

  1. За какие заслуги Владимир Иванович Даль получил награды? Обведи номер выбранного ответа.

  1. за словарь великорусского языка

  1. за сборник сказок

  1. за участие в войне

  1. за отличную учёбу в морском корпусе

  1. Какие награды получил Владимир Даль? Выпиши из текста названия двух любых его наград.

  1. Обведи номер верного утверждения, которое соответствует содержанию текста.

  1. В. И. Даль в семнадцать лет закончил обучение на медицинском факультете.

  1. В. И. Даль был талантливым военным хирургом.

  1. В турецком походе В. И. Даль служил мичманом.

  1. Во время польского похода В. И. Даль сжёг переправу из бочек.

Интеграция и интерпретация информации

  1. В таблице приводятся имена известных граждан России и годы их жизни. С кем из этих людей мог встретиться В. Даль? Обведи соответствующую цифру в таблице.

Известные граждане России

Годы жизни

1.

Пётр I

1672–1725

2.

М. И. Кутузов

1745–1813

3.

Кузьма Минин

1570–1616

4.

С. А. Есенин

1895–1925

  1. Как ты считаешь, почему в названии словаря В. И. Даля появилось слово живого? Обведи номер выбранного ответа.

  1. Потому что В. И. Даль составлял его много лет.

  1. Потому что В. И. Даль брал слова не из книг, а из живой речи.

  1. Потому что В. И. Даль все слова записывал в тетрадь от руки.

  1. Потому что В. И. Даль хотел, чтобы его словарь жил долго.

  1. В тексте могут встретиться слова, которые тебе, возможно, незнакомы, но их значение из текста вполне понятно.

Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное цифрой.

СЛОВО

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА

А)

ямщик

1)

возница, перевозивший на лошадях почту,

Б)

современники

седоков

2)

всадник, умело объезжающий ямы

3)

люди, живущие в одно и то же время

4)

люди, которые одеваются по моде

Ответ: А) _____        Б) _____

Осмысление и оценивание содержания и формы текста.  

  1. Почему в трудное военное время солдаты занялись поисками верблюда с записками В. Даля?

  1. Зачем Владимир Даль составил свой словарь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательской грамотности и навыков смыслового чтения на уроках истории

В материалах представлены различные тексты и задания к ним для опредления уровня сформированности смыслового чтения обучающихся.  Для  систематизации проверяемых элементов предложен кодифика...

«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»

laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

Дидактический материал для развития читательской грамотности школьников в формате PISA (5-6 кл.)

Материал помогает учителю развивать читательские умения обучающихся 5 и 6 классах....

Методическая разработка "Развитие читательской грамотности обучающихся на уроках географии, как одного из компонентов функциональной грамотности"

Данная разработка основана на ФГОС и посвящена проблеме развития читательской грамотности обучающихся на уроках географии. Содержит практические наработки. Разработка может быть полезной для учителей ...

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...