Кейс-метод как основа для развития читательской грамотности младших школьников в процессе изучения английского языка
статья по английскому языку
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения. Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кейс-метод как основа для развития читательской грамотности младших школьников в процессе изучения английского языка
Что же такое читательская грамотность?
Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, также успешно участвовать в социальной жизни.
В процессе обучения у детей формируются специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
Умения работы с текстом
- Учащиеся должны показать: что понимают, о чем говорится в тексте, определять тему и главную мысль; найти выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; Учащиеся должны сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
- Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения
- Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта
Для того чтобы умения по этим трем группам были сформированы, детей необходимо научить :
- различать свой личный опыт и реальность текста;
- отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
- перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
- работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
- собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
- переформулировать вопрос и сообщения текста;
- использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
- выражать свои мысли письменно
С читательской грамотностью мы начинаем знакомить детей буквально с самых первых текстов. Отлично подходят для работы и сказки, данные в нашей линейке учебников Starlight для начальной школы. Читая, мы учимся извлекать из текста нужную информацию и использовать ее в дальнейшей работе.
Для восприятия текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей используются различные комбинации приёмов, которые в научной литературе определяют как «стратегии смыслового чтения».
В контексте заявленной темы рассмотрим текст как кейс, в котором присутствуют все этапы работы с кейсом.
Работа с любым текстом на уроках английского языка предполагает три этапа:
- предтекстовый;
- текстовый;
- послетекстовый.
Для каждого этапа работы с текстом характерны свои стратегии.
Целью предтекстовых стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, мотивирование читателя, прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над текстом на английском языке до чтения.
- К таким стратегиям относятся:
- ориентиры предвосхищения содержания (верно-не верно, согласен-не согласен, до-после);
- мозговой штурм (ассоциации по поводу заявленной темы);
- глоссарий (актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста);
- предваряющие вопросы (придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте);
- рассечение вопроса (смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия);
- прогноз и впечатления (попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации).
Другими словами, начиная работу с текстом, мы рассматриваем картинки, делаем предположении, о чем будет текст. Иногда картинки могут не совпадать с текстом, и дети могут делать ошибочные суждения и предположения. На основе этого можно проанализировать ситуацию до и после. Это хорошая возможность порассуждать в дальнейшем, во время чтения текста. Также на этом этапе также вводится небольшая часть лексики, которая тоже может помочь предсказать , о чем пойдет речь в тексте, составить предложения и вопросы с этими словами, давая детям возможность услышать слова в другом контексте.
Целью стратегий на текстовом этапе является понимание текста и создание его читательской интерпретации, выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.
К таким стратегиям относятся:
- чтение в парах;
- чтение с пометками;
- чтение с вопросами;
- чтение с остановками;
- тайм-аут (паузы для сохранения информации);
- преобразование текста в таблицу;
- компрессия текста (план в вопросах, с ключевыми словами);
- кластер.
На этом этапе работы с текстом активно используется чтение в парах, чтение с пометками, где дети подчеркивают ключевые слова, проводится анализ незнакомых слов и т.д.
Целью стратегий послетекстового этапа является применение, спользование материала в самых различных ситуациях, а также вывести детей на рассуждение с доказательствами из прочитанного текста.
Распространённые стратегии этого этапа:
- отношение между вопросом и ответом;
- вопросы после текста (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста);
- ромашка Блума (шесть лепестков-шесть типов вопросов)
- простые (Кто? Когда? Где? Как?)
- уточняющие (Правильно ли я понял..?)
- практические (Как можно применить..?Что можно сделать из..?)
- интерпретационные (Почему?)
- творческие (Что будет, если..?)
- оценочные (Как вы относитесь ?);
- синквейн;
- задание на соотнесения;
- верно, неверно, нет информации;
- проверочный лист;
- люкентекст (текст с пропусками);
- изменение перспективы (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц);
- восстановление деформированного текста (перепутаны фрагменты текста, или последовательность предложений).
Распространенными стратегиями этого этапа являются задания на соотнесения, задания , в которых нужно согласиться или не согласиться с данным утверждением, где дети также должны найти подтверждение в тексте. Также для анализа прочитанного применяются задания с пропусками, где нужно вставить подходящие по смыслу слова или фразы, что способствует развитию лексики учащихся, а в дальнейшем использовании ее в разных ситуациях. Неотъемлемой частью работы на послетекстовом этапе являются вопросы к тексту как смысловые так и оценочные, а также рефлексивные вопросы, которые помогают детям научиться анализировать, предполагать, доказывать.
При регулярном применении послетекстовых стратегий на уроках английского языка у учащихся формируется умение адекватно использовать средства для построения диалогического или монологического высказывания, использовать в процессе устного и письменного общения основные синтаксические конструкции и морфологические формы английского языка в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно значимом контексте.
Таким образом, в заключении хотелось бы сказать, что как бы несерьезно выглядели маленькие тексты для начальной школы, именно они закладывают основы функциональной читательской грамоты. Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать ими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности
В работе раскрываются проблемы и пути решения развития читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности.Это итоговая работа по курсам повышения квалификации ФГОС НО...

Развитие познавательного интереса в процессе изучения английского языка у младших школьников в условиях перехода на новые стандарты
Познавательный интерес является важным факторов совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности поскольку он стимулирует познавательную активность, ...

Развитие компетенций самостоятельной учебной работы в процессе изучения английского языка
Развитие компетенций самостоятельной учебной работы в процессе изучения английского языка Ириолова А.Д. – учитель английского языка МБОУ лицея № 64 г. Краснодара, к.ф.н. Модернизация о...

Специфика формирования читательских умений младших школьников в процессе изучения английского языка.
Понятие "читательские умения". Классификация читательских умений младших школьников....
Кейс – метод как один из эффективных методов формирования навыков самоорганизации учебной деятельности в процессе изучения английского языка
целью работы мы определяем изучение особенностей использования кейс-метода на уроках английского языка как средства формирования навыков самоорганизации учебной деятельности....

ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
raquo;. Важным элементом формирования универсальных учебных действий у обучающихся средствами иностранного языка в начальной школе, обеспечивающим его результативность, является умение младших школьн...
Работа над ошибками на уроках русского языка как эффективный способ развития орфографической грамотности младших школьников
Работа над ошибками на уроках русского языка как эффективный способ развития орфографической грамотности младших школьников...