ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
статья по английскому языку

Канафьева Валерия Игоревна

». Важным элементом формирования универсальных учебных действий у обучающихся средствами иностранного языка в начальной школе, обеспечивающим его результативность, является умение младших школьников на элементарном уровне ориентироваться в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2022.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В                                 ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

    Наша страна активно развивается в последние десятилетия и уже перешла к постиндустриальному инфомационному обществу. Этот процесс отразился и на системе общего образования. Школы перешли на Федеральный Государственный Образовательный стандарт (ФГОС), согласно которому целями образования стали общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся и формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться.

    Достижения младших школьников в освоении содержания программ по разным учебным предметам сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Универсальные учебные действия (УУД) – неотъемлемая часть стандарта образования. Овладение УУД напрямую связано с овладением общеучебными умениями, общими способами учебно-познавательной деятельности, надпредметными действиями и т.п. Все виды УУД в ФГОС рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов, в том числе предмета «Иностранный язык». Важным элементом формирования универсальных учебных действий у обучающихся средствами иностранного языка в начальной школе, обеспечивающим его результативность, является умение младших школьников на элементарном уровне ориентироваться в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ). В свою очередь, это способствует грамотному применению ИКТ в различных видах учебно-познавательной деятельности, включая и овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и как средством познания. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред в учебном процессе является одним из результативных способов формирования УУД как путей решения ключевых задач нового образовательного стандарта.

    Практика обучения иностранному языку в начальной школе показывает, что многие педагоги уже давно и успешно применяют разработки, созданные с помощью программы PowerPoint. Особенно успешно эта программа применяется в ходе формирования языковых навыков.

    На  примере некоторых упражнений, созданных в PowerPoint, можно проследить их влияние на формирование не только языковых, но и речевых навыков, а также на формирование следующих УУД:

-  регулятивных (планирование, контроль, саморегуляция);

- познавательных (осознанное и произвольное построение речевого высказывания, логические универсальные действия – анализ, синтез);

- коммуникативных (планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, управление речевым поведением партнера по общению, умение выражать свои мысли на иностранном языке в соответствии с условиями коммуникации), в контексте формирования элементарной коммуникативной компетенции на иностранном языке.

    Вот некоторые виды заданий/упражнений с использованием ИКТ (PowerPoint), которые учащиеся выполняют под управлением учителя.

Fast flash pictures (первый год обучения иностранному языку).

- Учитель выбирает 10-15 интересных картинок из Интернета (www.google.com);

- втавляет одну полноэкранную картинку на каждый слайд презентации;

- устанавливает время показа для каждого слайда (1 сек.) и предъявляет ученикам;

- после просмотра презентации дети работают в маленьких группах и стараются воспроизвести названия всех предметов, которые они видели. При необходимости показ можно повторить.

Fast flash vocabulary (второй год обучения иностранному языку).

Учитель предъявляет учащимся слова, ранее ими усвоенные (возможно из одного лексического блока, например, «животные», «цвета»). При этом каждое слово представлено на отдельном слайде презентации (время показа каждого слайда – 1 сек.).

После просмотра презентации ребята работают в маленьких группах и стараются воспроизвести все слова, которые они видели. При необходимости показ можно повторить.

Fast flash stories (третий год обучения иностранному языку).

Упражнение, предъявляемое ученикам, может служить продолжением упражнения Fast flash vocabulary. Перед детьми ставится задача объединить слова для составления устного коллективного рассказа с использованием предложенных слов. Выбор темы рассказа осуществляют сами дети. Работа проводится в группвх.

Read and think №1 (конец третьего года обучения иностранному языку).

Педагог выбирает небольшой текст, разделяет его на короткие смысловые отрывки и размещает по одному отрывку на каждый слайд.

В классе учащимся последовательно предъявляются слайды в таком временном режиме, что их легко прочитать и понять содержание фрагмента текста (первое предъявление).

После повторного предъявления текста  ученики смотрят слайд с несколькими вариантами заголовков текста, из которых они должны выбрать один, по их мнению, наиболее подходящий по смыслу. Допускается придумывание заголовка самими детьми.

Read and think №2 (конец третьего года обучения иностранному языку).

1.Учитель выбирает небольшой текст, разделяет его на короткие смысловые отрывки и размещает по одному отрывку на каждый слайд.

В классе учащимся предъявляются слайды в таком временном режиме, что их легко прочитать и понять содержание фрагмента текста (первое предъявление). Фрагменты текста показываются не по порядку.

После повторного предъявления слайдов детям предлагается расставить фрагменты текста в хронологическом порядке.

2.После расстановки фрагментов текста в хронологическом порядке ученики смотрят слайд с несколькими вариантами заголовков текста, из которых они должны выбрать один, по их мнению, наиболее подходящий по смыслу. Допускается придумывание заголовка самими детьми.

Fast flash texts (данный вид работы с ИКТ предлагается детям на 3 году обучения иностранному языку).

Педагог готовит слайд с небольшим текстом, который основан на изученном языковом материале (можно взять текст из учебника).

Важно, чтобы шрифт текста был читаемым, т.е. довольно крупным.

Восприятие текста на слайде предваряется вопросом  учителя по его содержанию. Текст предъявляется в течение 15-20 секунд.

Дети работают в группах по 4-5 человек, обсуждая возможный ответ на вопрос. После обсуждения представитель от каждой группы озвучивает выбранный детьми вариант ответа.

Возможно усложнение работы с текстом на слайде: учитель задает более сложные вопросы и предоставляет больше времени для ознакомления с текстом.

Список литературы

1. Александрова И.А., Гребнева О.В., Гроцер В,И. и др. Обеспечение качества образовательного результата средствами современных образовательных программ: сборник методических материалов. – В. Новгород 2008

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. /Под ред. А.Г.Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение 2011

3. Scrivener J. Imaginative materials: using computers to teach English: // Jim Scriviner. Imaginative materials: using computers to teach English//URL:http://www.onestopenglish.com/support/teaching-tips/imaginative-materials


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Данный материал посвящен вопросу формирования УУД на уроках иностранного языка....

Формирование универсальных учебных действий в работе с песней на уроке английского языка

Данное методическое пособие показывает, как посредством погружения школьников в иноязычную песенную культуру на уроках английского языка учитель решает проблему создания эффективной мотивационной сред...

доклад:Формирование универсальных учебных действий через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе.

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я     запоминаю, я делаю – я усваиваю»....

Формирования универсальных учебных действий (УУД) через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

Тема: «Формирования универсальных учебных действий (УУД)через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)» (Из...

Презентация" Формирования универсальных учебных действий (УУД) через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)"

Тема: «Формирования универсальных учебных действий (УУД)через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)» (Из...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с ОВЗ (задержка психического развития) на уроках физической культуры

В современной жизни наблюдаются серьезные изменения в социальной сфере. Одним из главных ее ориентиров является состояние здоровья человека, а также спортивные достижения людей - основные показатели у...

«Формирование универсальных учебных действий (УУД) через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС».

Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта являются планируемые результаты освоения предметных...