Специфика формирования читательских умений младших школьников в процессе изучения английского языка.
статья по английскому языку

Титаренко Наталья Сергеевна

Понятие "читательские умения". Классификация читательских умений младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Титаренко Наталья Сергеевна,

учитель английского языка,

МБОУ «Катунинская СОШ»

Специфика формирования читательских умений младших школьников в процессе изучения английского языка

        Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Одной из главных задач обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе является формирование у младших школьников читательских умений. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у обучающихся в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что у младших школьников постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения. В связи с этим возникает необходимость приобщения обучающихся к чтению. Поэтому, одним из ведущих методов обучения английскому языку становится работа с текстом, в процессе которой младшие школьники овладевают читательскими умениями.

Рассмотрим, что собой представляет понятие «читательские умения». М.П. Воюшина пишет, что читательские умения отражают готовность ребенка эффективно действовать в соответствии с целями и условиями деятельности [2].

В методической литературе не представлена единая классификация читательских умений младших школьников. Мы попытались выделить группы читательских умений, при классификации которых учитывались дидактические требования к формированию учебных умений и навыков в начальных классах, возрастные и индивидуально-психологические особенности обучающихся начальных классов, задачи обучения чтению и, самое главное, общие тенденции формирования читательских умений, которые отражены в современных рабочих программах начального общего образования.

  1. Умения, направленные на формирование навыка чтения.

Начальный этап обучения чтению имеет своей целью формирование у обучающихся техники чтения на английском языке и, в частности, таких умений [1], как:

  • умение читать с помощью (изученных) правил и с правильным словесным ударением;
  • умение читать с правильным логическим и фразовым ударением простые нераспространенные предложения;
  • умение читать основные коммуникативные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные);
  • умение читать небольшие тексты с разными стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи текста, полное понимание текста и понимание необходимой информации;
  • умение читать и понимать содержание текста на уровне значения и отвечать на вопросы по содержанию текста;
  • умение определять значения незнакомых слов по знакомым словообразовательным элементам (приставки, суффиксы) и по известным составляющим элементам сложных слов, аналогии с родным языком, конверсии, контексту, иллюстративной наглядности;
  • умение пользоваться справочными материалами (англо-русским словарем, лингвострановедческим справочником) с применением знаний алфавита и транскрипции;
  • умение читать и понимать тексты, написанные разными типами шрифтов;
  • умение читать с соответствующим ритмико-интонационным оформлением простые распространенные предложения с однородными членами;
  • умение понимать внутреннюю организацию текста;
  • умение читать и понимать содержание текста на уровне смысла и соотносить события в тексте с личным опытом.  

2. Умения, формирующиеся при работе с текстом.

Анализируя данную группу умений, описанных в современных рабочих программах начального общего образования, можно выделить разные этапы работы с текстом [6]:

1. работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. На данном этапе у обучающихся формируются следующие читательские умения:

  • умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • умение определять тему и главную мысль текста;
  • умение делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • умение вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
  • умение понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграмма;
  • умение использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • умение предвосхищать содержание текста за счет вдумчивого прочтения заголовка и прогнозирования того, какое содержание может быть в него вложено;
  • умение ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

2. работа с текстом: преобразование и интерпретация информации. На данном этапе у обучающихся формируются следующие читательские умения:

  • умение пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • умение составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

3. работа с текстом: оценка информации. На данном этапе у обучающихся формируются следующие читательские умения:

  • умение высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

3. Умения в области речевой деятельности в русле чтения, отражены в том или ином виде во всех действующих рабочих программах начального общего образования.

Предполагается формирование умений [1]:

  • читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
  • читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание; находить в тексте нужную информацию (имена персонажей, где происходит действие и т.д.).

Итак, в методической литературе нет единой классификации читательских умений младших школьников, однако, можно выделить три группы, которые так или иначе отражены в современных рабочих программах начального общего образования. Показателем формирования читательских умений является их «устойчивость как следствие целенаправленных и систематических упражнений, в процессе которых выявляются существенные свойства рассматриваемого предмета» [4], в данном случае текста. Все читательские умения принципиально взаимосвязаны, поэтому их формирование должно осуществляться комплексно.          

В чтении, как и в других областях речевой деятельности, существуют разные его виды, и все они направлены на достижение разных целей. 

В отечественной методике выделение видов чтения проводится с учётом его психологической стороны (аналитическое и синтетическое чтение – analytical/intensive and global/extensive reading, чтение вслух и чтение про себя – reading aloud and silent reading), педагогических (классное и домашнее чтение – class and home reading , индивидуальное и групповое или хоровое чтение – individual reading and group or chorus reading), и собственно методических факторов (учебное чтение и коммуникативное чтение – guided reading and communicative reading) [3]. В зависимости от целевой установки различают следующие виды чтения: ознакомительное (чтение с пониманием основного содержания, с извлечением основной информации), изучающее (чтение с полным пониманием текста, с извлечением полной информации) и просмотровое / поисковое (чтение с выборочным извлечением информации) [5]. Все виды чтения взаимосвязаны и дополняют друг друга. В качестве важнейших составляющих обучения чтению следует рассматривать формирование у обучающихся осознания цели чтения и выбор стратегии чтения (reading strategy), соответствующей этой цели [3].            

В зарубежной англоязычной методике также выделяют несколько видов или умений чтения, которые наилучшим образом способствуют решению тех или иных речевых задач, связанных с использованием письменных текстов: skimming (определение основной темы / идеи текста) – ознакомительное чтение, scanning (поиск конкретной информации в тексте) – просмотровое / поисковое чтение, reading for detail (детальное понимание текста не только на уровне содержания, но и смысла) – изучающее чтение [8].

Таким образом, можно сделать вывод, что в отечественной и зарубежной методике нет серьезных разногласий в понимании того, какими видами чтения необходимо овладеть в процессе изучения английского языка. Отличия в большей степени носят терминологический характер.

Уже на начальном этапе обучения чтению на английском языке младших школьников следует обучать работе с текстом. При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных этапа: предтекстовый, текстовый, послетекстовый.

Рассмотрим подробнее каждый из этапов:

1. Предтекстовый – пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта обучающихся путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов; прогнозирование содержания текста с опорой на знания обучающихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д. (формирование прогностических умений) [7]. Здесь необходимо соблюдать одно важное правило: вся предварительная работа над текстом не должна касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать.

Предлагаемые упражнения: работа с заголовком; использование ассоциаций, связанных с именем автора; сформулировать предложения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций; ознакомиться с новой лексикой и определить тематику / проблематику текста на основе языковой догадки; просмотреть текст / первый абзац и определить, о чем этот текст; прочесть вопросы / утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику; попытаться ответить на предложенный вопросы до чтения текста [8].

2. Чтение текста (отдельных его частей) с целью решения конкретной коммуникативной задачи, сформулированной в задании к тексту и поставленной обучающимися перед чтением самого текста. Объектом контроля чтения должно быть его понимание (результата деятельности). При этом контроль понимания прочитанного текста должен быть связан как с коммуникативными задачами, которые ставятся перед учащимися, так и с видом чтения. Если речь идет о работе с аутентичным текстом информационного характера, то он предназначен для работы над всеми видами чтения. Что касается прагматических текстов, то ряд из них целесообразно использовать для поискового чтения (карта города), другие – для полного понимания (рецепты, инструкции), третьи – для ознакомительного чтения (вывески, объявления и др.) [7]. На данном этапе должно действовать следующее правило: нецелесообразно многократно читать один и тот же текст, потому что если содержание текста известно, то его прочтение теряет свой коммуникативный смысл. Повторное чтение целесообразно лишь в том случае, если речь идет о поиске дополнительной, уточняющей информации.

Предлагаемые упражнения: найти / выбрать / прочесть / соединить / вставить (ответы на предложенные вопросы; подтверждение правильности / ложности утверждений; подходящий заголовок к каждому из абзацев; подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте; предложения со следующими словами / грамматическими явлениями / идиоматическими выражениями и т.д.; глаголы / прилагательные / эпитеты / другие тропы, используемые автором при описании кого-либо или чего-либо; описание внешности / места события / отношения кого-либо к чему-либо и т.д.); догадаться (о значении слова или слов по контексту; какой из предложенных переводов / какая дефиниция слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте; как будут развиваться события во второй главе / следующей части текста) [8].

3. Послетекстовый – использование содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи. Предлагаемые на этом этапе упражнения направлены на развитие умений репродуктивного плана, репродуктивно-продуктивного и продуктивного [7].

Предлагаемые упражнения: опровергнуть утверждения или согласиться с ними; доказать, что…; охарактеризовать…; сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста (обосновать свой ответ); сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор; составить план, выделив его основные мысли; рассказать текст главного героя (злодея, наблюдателя, сплетника, журналиста и т.д.); кратко изложить содержание текста / составить аннотацию к тексту / дать рецензию на текст и т.д.; придумать, что могло бы случиться, если бы… (придумать новый конец текста); придумать новое название; подобрать / отобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста; взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре и т.д. [8].

Такое многообразие упражнений позволит, в зависимости от цели урока, вида выбранного текста и этапа работа, подобрать те из них, которые наилучшим образом помогут сформировать необходимые читательские умения у младших школьников.

Таким образом, можно сделать вывод, что читательские умения формируются только в системе, поэтому в процессе работы с текстом учитель формирует систему читательских умений в целом, хотя каждое конкретное упражнение связано, как правило, с одним из элементов текста и является крохотным шажком в овладении учеником соответствующих умений.  

Список литературы:

  1. Быкова Н.И. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Английский в фокусе». 2 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.И. Быкова, М.Д. Поспелова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 77 с.
  2. Воюшина М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 39-44.
  3. Колесникова И.Л., Долгина О.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр “БЛИЦ”», «Cambridge University Press», 2001.
  4. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков: Учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. – Мн.: Выш. школа, 1979. – 352 с.
  5. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько и др. – Мн.: Выш. шк., 1996. – 522 с.
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).
  7. Системно-деятельностный (компетентностный) подход при обучении чтению на английском языке в начальной школе: материалы из опыта работы / авт.-сост. И.Г. Кузнецова; отв. за вып. О.В. Порхунова. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2012. – 90 с.
  8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 239 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса в процессе изучения английского языка у младших школьников в условиях перехода на новые стандарты

Познавательный интерес является важным факторов совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности поскольку он стимулирует познавательную активность, ...

Доклад "Формирование читательской компетентности младших школьников"

"Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена,государства исчезали, а книга оставалась",- сказал А.И.Герцен. Формирование читательской компетентности у младших школьников приоб...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС...

Кейс – метод как один из эффективных методов формирования навыков самоорганизации учебной деятельности в процессе изучения английского языка

целью работы мы определяем изучение особенностей использования кейс-метода на уроках английского языка как средства формирования навыков самоорганизации учебной деятельности....

ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

raquo;. Важным элементом формирования универсальных учебных действий у обучающихся средствами иностранного языка в начальной школе, обеспечивающим его результативность, является умение младших школьн...

Кейс-метод как основа для развития читательской грамотности младших школьников в процессе изучения английского языка

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – од...