Памятка.
материал

Памятка для педагогов при работе с детьми ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_pedagogov_pri_rabote_s_detmi.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов при работе с детьми  с ОВЗ

В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого воспитанника и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение – психолого-педагогическая технология, предназначенная для оказания помощи ребенку на определенном этапе его развития в решении возникающих у него проблем или в их предупреждении.

Одной из задач психолого-педагогического сопровождения является сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, социальному, интеллектуальному развитию воспитанников и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства.

Опыт работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, помогает тогда, когда акцент в работе с ребенком делается не на дефект в его развитии как таковой, а на выявление и развитие его личностных качеств и способностей.

Знание законов психического развития ребенка и умение использовать их на практике необходимо всем участкам педагогического процесса для того, чтобы, опираясь на них, грамотно реализовывать основные цели и задачи учебного процесса:

— целенаправленно воспитывать ребенка-инвалида как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;

— вырабатывать у ребенка систему потребностей и специальные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;

— опираясь на возрастные психологические особенности ребенка, раскрывающие структуру целостной личности ребенка в ее становлении и развитии, относиться к нему как к субъекту самопознания и самосовершенствования;

— разрабатывать методики и технологии, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;

— совершенствовать систему комплексных воздействий на ребенка, которые, дополняя друг друга, могут оказать максимальное влияние на развитие его как личности.

Важным условием в создании психологического комфорта во взаимоотношениях с ребенком, имеющим дефект развития, является психологическая поддержка.

Психологическая поддержка — это процесс, в котором взрослый, взаимодействуя с ребенком, сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки. Она позволяет помочь ему поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддержать при неудачах. (4)

Поддержать ребенка — значит поверить в него. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Необходимо помнить, что существуют факторы, на первый взгляд, безобидные, но они могут привести детей к разочарованию. Такими факторами могут быть завышение требований к ребенку со стороны родителей и других участников процесса обучения, воспитания и развития, соперничество братьев и сестер, чрезмерные амбиции ребенка и др.

Поэтому для создания «безбарьерной» среды необходимо осознание барьеров, возникающих на пути ребенка с особенностями психофизического развития, их профилактика и устранение, как один из способов решения его образовательных проблем (9).

Для обучения детей с ОВЗ в процессе обучения используются четкие указания, задания поэтапно разъясняются, воспитанники учатся последовательно выполнять их.

В учебном процессе используются различные виды деятельности: чередование занятия с физкультурными паузами, предоставление дополнительного времени для завершения задания в классе (группе) и дома. Можно использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения, а также приветствуется помощь родителей.

В организации учебного процесса используются вербальные поощрения, воспитанникам предоставляется право покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства, кодовая система общения (слова, жесты, взгляд, которая дает ребенку понимание недопустимого поведения на данный момент и помогают знания об изменении в поведении, которые указывают на переутомление воспитанника с ОВЗ.

Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться такими словами и действиями, которые бы работали на развитие его «Я-концепции» и чувство полезности и адекватности. Такими способами могут быть: демонстрация удовлетворенности тем, чего достиг ребенок; употребление словосочетаний, снижающих напряжение, типа «Все мы люди и все мы делаем ошибки»; подчеркивание веры в силы и возможности ребенка.

Не рекомендуется, осуществляя психологическую поддержку, акцентировать внимание на прошлых ошибках и неудачах ребенка, так как они направлены не на поддержку, а против него. Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослому необходимо

— забыть о прошлых ошибках и неудачах ребенка;

— помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

— если у ребенка что-то не получается, позволить ему начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность добиться успеха;

— помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;

— очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом.

Такой подход может помочь ребенку решать те задачи, которые ему под силу. Психологическая поддержка состоит в том, чтобы дать возможность ребенку почувствовать его нужность.

Интегрированная форма обучения лиц с ОВЗ предполагает формирование атмосферы доброжелательности, признание за ними равного права на обучение, осуществление политики равных возможностей. Это зависит от правильно организованного учебно-воспитательного процесса.

Для более плодотворной и системной работы нужно учитывать этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Первый этап: изучение документов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данный этап реализуется с целью определения психологического, социального статуса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и определения особенностей их соматического здоровья.

Второй этап: психолого-педагогическая диагностика. Данный этап реализуется с целью определения уровня актуального развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и дальнейшего отслеживания динамики развития данной группы обучающихся. Данные психолого-педагогической диагностики обсуждаются и анализируются специалистами и педагогами, дается обобщенная оценка уровня актуального развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вырабатываются рекомендацииРекомендации в доступной форме доводятся до сведения родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации специалистов и педагогов являются основой для разработкикомплексной программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе образования.

Третий этапразработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Цель этапа – создание условий для социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для реализации третьего этапа разрабатывается комплексная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа утверждается на заседании психолого-медико-педагогической комиссии образовательной организации, специалистами комиссии отслеживается уровень эффективности реализации программы и при необходимости вносятся необходимые корректировки.

Четвертый этапработа с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Цель данного этапа – оптимизация детско-родительских отношений, повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

Обогащая себя новыми знаниями, взрослые учатся выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ «От лица ребенка» для общения с ним

будет интересно для подготовки к родительскому собранию, посвященному взаимоотношениям в семье....

Памятки по обучению оптимальному темпу чтения

Эти памятки разработаны  мною в помощь учителям, применяющим метод обучения оптимальному  темпу чтения, родителям, помогающим своим детям научиться читать в оптимальном темпе 120-150 слов в ...

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности...

Памятка родителям- Памятка представителя родительской общественности

Памятка родителям-  Памятка представителя родительской общественности...

памятки ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ, ПАМЯТКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА

ПАМЯТКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА,ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ...

КАРТОТЕКА: «ПАМЯТКИ, БУКЛЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ». Памятка «Чтобы воспитать Человека» Нужно!

Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не...

Памятка «Порядок и процедура аттестации педагогических работников на квалификационную категорию (памятка для педагогических работников Санкт-Петербурга)»

В памятке описывается порядок и процедура аттестации педагогических работников на первую или высшую квалификационную категорию. Материал адресован в первую очередь педагогическим работникам учреждений...