Познавательно – развлекательная программа «А у нас на Ямале!»
методическая разработка (7 класс)

Дякун Любовь Васильевна

Слово «Ямал» переводится с ненецкого языка на русский – Край Земли. С давних времен поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. Названия народностей означают места их проживания – безлесную тундру, побережья рек, тайгу.

 С севера Ямал омывается Великим Северным Ледовитым океаном, который дышит студеными ветрами, как бы испытывая на прочность смельчаков, живущих на его берегах. Но силен и умен человек!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_u_nas_na_yamale.docx613.22 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – развлекательная программма

«А у нас на Ямале!»

мал оленевод           Мальчик с оленем

Подготовила воспитатель:

Дякун Любовь Васильевна

с Мыс Каменный

2023г

Цель: Ввести детей в увлекательный мир культуры народов Ямала.

Задачи. 

  • Развивать двигательную находчивость, умение координировать свои действия при совместном решении двигательных задач;
  • Способствовать проявлению волевых качеств, сообразительности и умения двигаться в соответствии с правилами игры;
  • Расширить знания о природных условиях и обитателях тундры;

Форма проведения: познавательно-развлекательная программа

          Место проведения: актовый зал

Подготовка к празднику:

  • Изготовление эмблем, жетонов; разучивание понятий о растениях к игре «Устами младенца».

Реквизит: карточки с названиями растений тундры к конкурсу «Назови лишнее растение»; бусы красного, голубого и чёрного цвета к игре «Сбор ягод»; карточки с цифрой от 1 до 6 для двух команд к конкурсу  «Рыбная математика»;

Музыкальное сопровождение: песни  И. Корнилова «Северный Край», Г Лагея «Оленья упряжка»

Ход мероприятия:

Звучит  тихо песня «Северный край».    В зале  по обе стороны стоят две команды.

   Ведущий.  Добрый день, дорогие друзья!

                      В зале все мы собрались,

                      Радуйся и веселись!

 - Сегодня  мы проводим познавательно – развлекательную игру «А у нас на Ямале», в которой будут соревноваться две команды.

(Капитаны приветствуют свои команды)

- Поприветствуем команду «СОВА»

 - Поприветствуем команду «ФИЛИН»

Ведущий.  Ребята, вы знаете, что эти птицы символизируют мудрость. Сегодня вы должны показать такие качества, как: ум, сообразительность, ловкость, сноровку.

 - Прежде, чем начать наше мероприятие, разрешите представить наше жюри…Тадибе Анна, Худи Ульяна, Тусида Юлия. Для каждой команды подготовлены жетоны определённого цвета: зелёный – совы, жёлтый – филин.

Ведущий. Слово «Ямал» переводится с ненецкого языка на русский – Край Земли. С давних времен поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. Названия народностей означают места их проживания – безлесную тундру, побережья рек, тайгу.

 С севера Ямал омывается Великим Северным Ледовитым океаном, который дышит студеными ветрами, как бы испытывая на прочность смельчаков, живущих на его берегах. Но силен и умен человек!

 - А начнём мы испытание с капитанов команд. Итак, первый конкурс  «Назови лишнее растение».

Капитанам выдаются карточки с названиями растений тундры.

КАРТОЧКА №1.

Карликовая береза, морошка, Иван-чай, тополь, пушица, мох, водяника.

КАРТОЧКА №2.

Полярная ива, брусника, багульник, клён, ромашка, ягель, голубика.

Ведущий. А теперь сделаем разминку для членов команд. Так как коренные жители тесно связаны с природой, то они знают народные приметы.

Как много дедовских примет!

Иных из них давно уж нет в помине.

Другие сквозь десятки зим и лет

Дошли до нас и вот – живут поныне.

                                      (Роман  Ругин)

- Я буду называть первую часть приметы, а вы – заканчивать.

Закончи примету:

  1. Собаки воют – волки …(близко).
  2. Солнце к вечеру краснеет – день настанет…(ветреный, холодный).
  3. Около луны звезда народилась – (потеплеет).
  4. Звёзды сильно заблестят – (к теплу).
  5. Собаки катаются - …(к пурге).
  6. Если северное сияние полыхает, движется - …(к пурге).

Ведущий. Так как мы заговорили о растениях тундры, то мы обязательно должны отметить, что природа тундры является природной аптекой.

                   Тундра – как сказочное царство,

                   Там кругом растут лекарства,

                   В каждой травке, в каждой ветке

                   И микстура, и таблетки.

                   Все целебные растенья

         Нужно знать без исключенья.

 Итак, следующий конкурс называется «Природная аптека»

     Сейчас мы проверим знания наших участников о лекарственных растениях.  По  описанию растения вы должны узнать его, и если сможете, назвать его лечебные свойства.  Для этого мы проведём игру «Устами младенца».

                    Он бывает в тундре разного цвета.

                    Все люди и животные ходят по нему.

                    Его очень любят есть олени. (Ягель)   

 (Его высушивают, растирают в порошок и посыпают раны, а так же используют для лечения туберкулёза)

                   Он мягкий, но не пух,

                   Зелёный, но не трава. (Мох).   

(Мох применяют при болях в груди, при расстройстве желудка).

                   

            Она считается символом России,

            Её можно сравнить с молодой девушкой.

            В тундре она растёт маленькая,

            Но растёт большая в лесу, или в поле. (Берёза)  

(Листья берёзы служат мочегонным средством)

                   

                    И ещё есть одно маленькое дерево

                    с листочками,

           Но не берёза. (Ива)  

(Ива применяется от кашля).

Ведущий. Мы переходим к игре «Сбор ягод».  Послушайте, пожалуйста, стихотворение и скажите, о каких ягодах идёт речь? 

                   Шла красавица – природа

                   По зелёной тундре,

                   Загляделась на озёра,

                    Потеряла бусы.

                         Соберите бусы, дети,

                          И отгадку дайте:

                          Как названье ягод этих?

                          Быстрей отвечайте.

(Ягоды черники, брусники, голубики дают организму витамины, а их листья применяются, как слабительное)

Игра «Сбор ягод»

На полу разбросаны бусы трёх цветов: красного, чёрного, голубого. Из каждой команды выходят по 3 человека.

Задача: кто больше соберёт «ягод».

 - Молодцы! Сейчас очень будет кстати угостить вас целебной брусникой, которую я заготовила осенью.

 - Объявляется конкурс «Кто быстрей съест бруснику!»

(Участникам выдаются чайные ложечки и чашка с брусникой. (Под музыку первый ребёнок съедает ложку ягоды и передаёт другому конкурсанту)

Задача: кто быстрей съест бруснику

- Очень многие растения тундры являются целебными. Даже ядовитые ягоды растения Вороний глаз лечат кашель, а настойка мухомора – от боли в суставах.

 - К большому сожалению, на Ямале, как и на всей планете, из-за плохой экологии лекарственные растения не только гибнут, но и впитывают в себя вредные растворённые в воде и в воздухе вещества. Порой становятся самым настоящим ядом  для животных и человека.

- А почему на Крайнем севере бывает грязная вода? (Ответы детей)

 Для того чтобы  на Ямале была чистая вода, люди не должны бросать в неё отходы, не должно быть на буровых скважинах аварий.

Наша сегодняшняя  программа не только познавательная, но и развлекательная, поэтому мы сейчас перейдём к весёлым играм и конкурсам. Все они будут обязательно связаны с водой и рыбой.

Итак,  конкурс называется  «Рыбная математика»

Для этого конкурса создаются две команды по 6 человек. Каждый участник обеих команд получает карточку с цифрой от 1 до 6. У противоположной стены ставится стул. Педагог зачитывает отрывки из стихов детских поэтов о рыбах, в которых упоминается количество рыб. Когда звучит какая-то цифра,  ребёнок с каждой команды с соответствующей карточкой должен добежать до стула и сесть на него. Кто быстрее добежит, тот и побеждает.

Над речушкою,
В тиши,
Шелестят камыши.
А в воде,
У камышей,
Шесть задиристых ершей.
(Ю. Могутин)

В самой гуще камыша
Два поссорились ерша.
(Е.Стюарт)

Сом не спит в глухую полночь,
Ус в раздумье крутит сом –
Кто б ему пришел на помощь
И помог построить дом?
Потому что и ему,
Очень трудно
одному.
(В. Бояринов)

Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.

Рыбак Евсей  поймал,
Четырех карасей.
(Н. Кончаловская)

Повезло опять Егорке!
У реки сидит не зря:
Пять карасиков в ведерке,
И четыре пескаря.
(В. Кривошеев)


Наварила щука щей,
Пригласила
трех ершей.

Ведущий. Этот конкурс  хочется закончить поэтическими словами:

 Я не хочу, чтоб речка высыхала,

 Где плещет столько рыбок золотых,

 Где пляшет резво лодка у причала,

 Где тёплый вечер так порою тих.

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остаётся в них навеки

Студёная и чистая вода.

Ведущий. Люди, как правило, любят животный мир, но нередки случаи негативного, потребительского, а иной раз и жестокого отношения к нему. На Ямале участились факты, когда  без надобности ловят птиц и зверей, стреляют по ним, ставят капканы.

И следующий конкурс будет связан именно с этой проблемой.

                  Ах, какой у нас изъян,

                       В тундре зверь попал в капкан.

                       Как могло это случиться,

                       Надо бы освободиться?

Конкурс  «Капкан»

Играющи, стоя в парах, лицом друг к другу, образуют ряд. Сомкнутые руки подняты вверх. Это и есть капканы. Они открыты, пока играет мелодия. Соперники проходят сквозь ряд.  

Когда музыка смолкает, то капканы закрываются, т.е. дети опускают руки и задерживают тех, кто оказывается между ними. Игра для каждой команды проходит 3 раза. Побеждает та команда, у которой меньше задержанных.

Ведущий.  Знакомимся ближе с обитателями Ямала. Вы, наверняка, замечали, что иногда человека сравнивают с каким-либо животным: надутый как индюк, упрямый как баран и т.д.

Сейчас я буду читать фразу, не заканчивая её. А вы, каждая команда по очереди, будете называть  нужное слово.

1. Трусливый, как …(заяц)

2. Голодный, как …(волк)

3. Преданный, как …(собака)

4. Хитрый, как... (лиса);

5. Вольный, как... (птица);

6. Косолапый, как... (медведь);

7. Быстрый, как ... (олень, лань);

8. Тихий, как..(мышь)

         Ведущий. Вы, наверное, заметили, что все наши конкурсы связаны с природой. Но иначе и быть не может, так как коренные жители Ямала живут в тесной связи с природой.

 - А какой праздник проходит на Ямале весной?

(Ответы детей)

                        Сегодня весны наступает пора,

на праздник торопятся люди с утра –

мужчины, и женщины, и детвора.

Для них эти гонки отнюдь не игра.

Из дальних становищ, из разных сторон

спешат пастухи под весёлый трезвон.

И вот уж по снегу слегка под уклон

Олени бегут, начиная разгон.

У нарт на сугробах опасный наклон,

Но каждый единым порывом зажжён.

Откинут соболий седой капюшон,

И взгляд седока лишь вперёд устремлён.

                           А финиш всё ближе. И скоро народ  

Узнает, кто истинный оленевод.

                                             Л. Лапцуй.

Ни один праздник не проходит без национальных игр, которые очень разнообразны. Многие из них связаны с прыжками. И если внимательно присмотреться к соревнующимся, то сразу можно заметить, что они прыгают совершенно необычным способом – каждый раз отталкиваются сразу двумя ногами. Но почему надо обязательно отталкиваться сразу двумя ногами? Почему при приземлении нельзя допускать отставания одной ступни от другой?

П. Явтысый писал, что ему как-то удалось услышать и записать «Легенду о трёх прыжках».

…Давно это было. Главным хозяином тундры был тогда волк. Он был смел и ничего не боялся: ни стрелы быстрой, ни копья-хорея, ни ножа охотничьего.

Ехал как-то кочевник по весенней тундре. Хорошо ехал. Песню пел. Вдруг упряжка резко рванулась в сторону и понеслась. Выпал из нарты пастух. А когда поднялся на ноги, увидел: прямо на него волки бегут. Что делать? Впереди – смерть от клыков хищников, за спиной-река Нерута. Перепрыгнуть невозможно, переплыть не сумеешь: вода студёная. А волки рядом…

Решил пастух попробовать свою жизнь спасти. Собрал все силы и прыгнул сразу двумя ногами на первый камень. А с него – на  другой. А со второго – на берег. Едва на ногах удержался. Смотрит пастух на волков и сам себе не верит, что живым остался. И через весеннюю Неруту перепрыгнул.

С тех пор ненцы и стали учиться прыгать тремя прыжками, отталкиваясь сразу двумя ногами.

Прыжки с тынзяном.

На земле растягивается тынзян (аркан). Правило игры не меняется. Задача: как можно дальше в три прыжка оказаться дальше всех. Это и есть тройной национальный прыжок. 

Перетягивание палки.

Двое участников садятся друг против друга, соединив ступни ног, затем берутся руками за палку. Задача: перетянуть соперника на свою сторону.

        Ведущий. Кроме этих игр на празднике участники соревнуются в борьбе.  Правило игры состоит в том, что соперники держат друг друга за пояс, пытаясь одержать победу, то есть свалить на землю.

 Так же проводятся гонки на буранах  (современный вид спорта) и бег на лыжах, метание  тынзяна на хорей, прыжки через нарты и другие игры.

Ведущий. На этом наше мероприятие подходит к концу и мы с удовольствием послушаем наше жюри.

(Жюри объявляет победителей)

Ведущий. Хочется закончить нашу познавательно-игровую программу словами Л.Лапцуя

 

                           Кто не был в тундре нашего Ямала.

Я приглашаю вас сюда.

Сейчас Ямал не снежная пустыня…

Полюбите наш край наверняка.

Суров мой Север лишь на первый взгляд,

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый вас увидеть будет рад

И обогреть душевной теплотою.

Мы ждём, друзья! И вовсе не беда,

Коль встретит вас неласковая вьюга,

В любой зайдите чум – вас ждёт всегда

Гостеприимство и забота друга.

                                                            Л. Лапцуй.

Литература.

  1. Географический атлас ЯНАО (Экология 6/2006.)
  2. Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику О. Федотовой, Г.В.   Трафимовой, С.А. Трафимова/ авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2012.
  3. Сусой  Е.Г. «Леонид Лапцуй. Страницы жизни и творчества». Пособие для учащихся. – Салехард: ГУП ЯНАО «Издательство «Красный Север», 2008.
  4.  Ямальский Меридиан (5/2005.)

Источник:  http://www.ouramazingplanet.com 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- развлекательная программа. "Забавные фигурки для дома".

Учить ценить вещь по труду, который вложен в нее....

Сценарий познавательно- развлекательной программы "В гостях у царицы Осени"

Представленная программа рекомендуется для использования во внеклассной работе с детьми младшнго школьного возраста.Программа провдится в виде игр, эстафет и конкурсов.Использование тематического - ли...

Познавательно - развлекательная программа "Кузбасс - наш дом!"

Сценарий программы к юбилею кемеровской области....

«Путешествие капельки» -познавательно-развлекательная программа для детей

Везде и всегда нас окружает вода. А что такое – эта вода. Как она попадает к нам. Почему идёт дождь, и вода в реке не вытекает совсем. Все эти вопросы, которые задают дети, очень увлекательны. И чтобы...

"ПРИШЛА ВЕСНА" Познавательно - развлекательная программа для учащихся начальных классов.

"ПРИШЛА ВЕСНА." Познавательно - развлекательная программа для учащихся начальных классов.Данный материал можно использовать для проведения внеклассных мероприятий.  Цели:  Об...

Познавательно-развлекательная программа "Кубанская хата - чудесами богата"

Сценарий познавательно-развлекательной программы «Кубанская хата – чудесами богата»....

Познавательно – развлекательная программа «А у нас на Ямале!»

Слово «Ямал» переводится с ненецкого языка на русский – Край Земли. С давних времен поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. Названия народностей означают места их проживания &ndash...