Модель наставничества в школьной практике Mentoring model in school practice
статья (11 класс)

В данной статье рассматриваются понятия «герой 21 века», образовательный процесс , сохранение и умножение человеческого опыта, основные задачи  и направления работы с одаренными детьми в системе  образования в качестве наставника.

The concepts of “a hero of the 21st century”, the educational process, the main tasks and areas of work with gifted children in the education system as a mentor are considered.

Ключевые слова: наставничество, одаренный ребенок, учитель, герой 21 века, атомизированная единица, эрудиция ученика, образовательный процесс, личностные, метапредметные, предметные навыки, направления работы, наставник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnik_statya_1_2.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Бариева Айгуль Ирековна, Хафизова Лилия Абдуллазяновна, МБОУ «Гимназия №20 им.А .Алиша», Россия, г.Казань, barieva-75@mail.ru, lilijakhafizva@rambler.ru

Barieva Aigul Irekovna, Кhafizova Lilia Abdullazyanovna, Каzan

 Модель наставничества в школьной практике

Mentoring model in school practice

В данной статье рассматриваются понятия «герой 21 века», образовательный процесс , сохранение и умножение человеческого опыта, основные задачи  и направления работы с одаренными детьми в системе  образования в качестве наставника.

The concepts of “a hero of the 21st century”, the educational process, the main tasks and areas of work with gifted children in the education system as a mentor are considered.

Ключевые слова: наставничество, одаренный ребенок, учитель, герой 21 века, атомизированная единица, эрудиция ученика, образовательный процесс, личностные, метапредметные, предметные навыки, направления работы, наставник.

 

 Один совет наставника,

                                              может сэкономить годы   ошибок.

   Сейчас большинство людей сфокусированы на себе. И что с того? - спросите вы.В античности был космоцентризм, в средние века – теоцентризм, а в Новое время появился антропоцентризм, который  в итоге перешел в индивидуализм. Каждый сам по себе, сам для себя.

  Здоровый индивидуализм может помочь развиваться и самосовершенствоваться. Но всему есть предел, и наряду с любовью к себе должна быть еще любовь к окружающему Миру, не так ли?

     Вы спросите, а зачем это нужно САМОМУ ЧЕЛОВЕКУ?
Интересуясь только собой, человек как бы выпадет из мира, теряет гармонию с ним. Наверняка вы встречали людей, которые постоянно ищут что-то для себя, находятся в борьбе, ждут чего-то от окружающих, не давая ничего взамен, разбивают сердца, сами рушат все свои отношения из-за требовательности и придирчивости. А может, вы видели такого человека в зеркале…

   В 20-ом и 21-м  веках индивидуализм стал по-настоящему «воинствующим». Во многом именно из-за такого мышления распадаются пары, совершаются преступления. Люди ищут счастья ЛИЧНО ДЛЯ СЕБЯ и многие его так и не находят… 21 век – век одиночества, люди перестали понимать друг друга.

Интересен  и портрет «героя 21 века» журналиста Д.Стешина, найденный нами в соцсетях.

«Уже понятны контуры "нового человека 21-го века". Почти вырастили, "под чистовую отделку".

1.Родины у него нет, потому что и особых границ в мире нет.

2. Истории и прошлого у него нет - оно ужасно, не о чем жалеть.

3. Веры в Бога, а значит, обладания морально-нравственными принципами у него нет. Идеалов тоже.

4. Собственности нет - "выгоднее арендовать", "не привязан к месту и мобилен".

5. Дачи нет - интереснее путешествовать, точнее, бездумно шляться по чужим странами и тратить на это свободные деньги.

6. Гаража нет, потому что нет машины, вместо нее каршеринг и агрегаторы такси.

7. Нет нужды заботиться о родителях - есть пансионаты для доживания.

8. Семьи у него нет, и детей у него, конечно нет

Итого:

У нового человека 21-го века вообще ничего нет! Кроме подключения к информационному потоку. Он - атомизированная единица.

Согласитесь, довольно мрачная перспектива. А ведь речь идет и о наших детях! Что же делать нам, простым учителям, чтобы избежать такого. Успех развития общества связан количеством входящих в его состав одарённых, талантливых людей, от наиболее полной реализации ими своих возможностей.  В этой статье мы хотели бы поделиться своими размышлениями, наблюдениями и наработками с молодыми коллегами, только что переступившими институтский порог.

        Для начала определим  основные задачи  и направления работы с одаренными детьми в системе  образования в качестве наставника.

       Каждый год педагоги работают над такой проблемой, как одаренный ребенок. Составляются программы, корректируются планы, ожидаются  результаты.

       Одним из ведущих направлений в работе с одаренными детьми являются олимпиады, научно-практические конференции. Участие детей в олимпиадах, их победы  рассматриваются как один из критериев оценки рейтинга образовательных учреждений, деятельности педагога при прохождении им аттестации. Обычно на олимпиадах по предметам участвуют мотивированные дети. За тот период, когда процветает ЕГЭ,  участие в олимпиадах разных уровней и форм стало репетицией или дополнительным шансом перед итоговой аттестацией учащихся. Ни для кого не секрет, что один и тот же ученик начинает свой «марафонский забег» по многим предметам. Это является большой ошибкой. Ведь, допустим, в спорте боксер не может одновременно выступать в роли гимнаста или фигуриста, с детьми мы такие эксперименты проводим.

А ведь совершенно очевидно, что невозможно за короткий период обучить школьника всем приемам решения лингвистических  и биологических задач

и олимпиадных заданий, невозможно увеличить словарный терминологический  запас ученика, растолковать ему все слова и фразеологизмы, которые могут встретиться в заданиях, научить владеть всеми персоналиями по литературе и биологии. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и состоит роль учителя-наставника. Наставник помогает ребёнку понять, как ему реализовать свою одарённость не в ущерб другим дисциплинам и личной жизни, как найти баланс и гармонично выстроить образовательный процесс.

Нужно отметить что, предъявляя к ученикам повышенные требования, учителя и сами должны быть совершеннее, компетентнее, гибче. Учитель как сканер должен;

- распознавать признаки одаренности  

- строить обучение в соответствии с результатами диагностики

- координировать свои действия с действиями родителей

- консультировать родителей и учащихся

-обладать профессиональной зрелостью

А в работе с детьми должен уметь развивать следующие УУД (будем использовать современную терминологию):

Личностные

Метапредметные

Предметные

 знание основных принципов

сформированность познавательных интересов

- анализ последствий своей деятельности

- умение формулировать проблему

- выдвигать гипотезы

- классифицировать

- наблюдать

- делать выводы

- сравнивать разные точки зрения

- выделение существенных признаков объектов

- приведение доказательств

- сравнение

- овладение методами науки

 На всех этапах мы видим, что отводится значимая роль для учителя, однако учитель- наставник должен не столько объяснять, сколько создавать условия для расширения познавательных интересов детей.

Именно поэтому учителю предстоит прожить ряд ролей в ходе работы с одаренными детьми:

•        энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их (к достижению цели);

•        специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких  (не во всех!) – областях);

•        консультант (организатор доступа к ресурсам, в т.ч. к другим специалистам);

•        руководитель (особенно в вопросах планирования времени);

•        «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питу – тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);

•        координатор всего процесса;

•        эксперт (дает четкий анализ результатов выполненной работы).

Индивидуальное сопровождение одарённого ребёнка – это помощь в реализации его личностного и творческого потенциала, это обеспечение возможности самореализации одарённой личности в каком-либо виде деятельности.

    Еще одни важный момент. Всем учителям нравятся организованные, дисциплинированные, послушные дети, которые "на лету" ловят слово педагога. Да и многие профессионалы-психологи у нас до недавнего времени зачисляли в одаренные только тех, кто опережал сверстников в умственном развитии, кто обладал незаурядными способностями к обучению. Такие дети действительно одарены. Но ведь есть и другие, чью одаренность никто не хочет замечать, ее каждый день уничтожают и в школе, и в семье.

    О чем речь? О самом главном качестве, о котором учителя много говорят, но мало кто из них его в учениках терпит, а уже тем более мало таких, кто его в своих учениках воспитывает. Так о чем идет речь? О творчестве.

Да, творческих детей, как правило, не любят в школе. Не случайно, наверно, диссидентами становятся  талантливые ученые и писатели, и ... - творческие люди. Почему серые, заурядные люди редко восстают против сложившегося порядка вещей? Связано это не только с нешаблонным видением мира, у творческой одаренности по-другому организована личность, не умеющая приспосабливаться, некомфортная.

Конечно, обществу нужны люди с различной одаренностью: и интеллектуальной, и творческой. Без них невозможно сохранение и умножение человеческого опыта, невозможна стабильность общества, в которой мы все, после периода бурь и натиска, так нуждаемся.

Как развить талант, как сохранить задатки? Современные психологи утверждают, что к 4-летнему возрасту примерно половина интеллектуальных особенностей, которые будут характеризовать взрослого человека, уже закладываются. С 2 до 6-7 лет каждый ребенок является гениальным лингвистом, он легко на слух овладевает словарным запасом и грамматическим строем речи. Град вопросов, которые обрушивают дети на взрослых, –  свидетельство необычайной любознательности. Сохраните эту любознательность, живой интерес, способность удивляться и восхищаться, яркость восприятия, силу чувств, и вы получите предпосылки таланта. Как сохранить их? Только путем их развития, давая работу их разуму и чувству. Талант – это немного способностей и очень много пота. «У меня нет никакого таланта, - уверял А.Энштейн, - а только упрямство и страстное любопытство!» С ним перекликается Ньютон: "Вся моя гениальность в том, что я могу больше, чем другие, высидеть за работой..." "Без упорного труда нет ни талантов, ни гениев, - подтверждал Д.И.Менделеев.

Наследуется ли талант? Есть немало примеров, когда выдающиеся способности в одной или разной областях отмечались во многих поколениях одного рода-семьи (Бахи). Тут имела значение не только наследственность, но и та творческая среда, в которой росли дети. Но есть и другие примеры, и их гораздо больше. Даже афоризм такой есть: «Природа отдыхает на детях гениев». Но, как упоминалось выше, задатки есть практически у всех детей, рожденных от здоровых родителей.

   Сейчас исследователи пришли к выводу о пользе раннего обучения для развития способностей. Отражается это и в общей тенденции к омоложению обучаемых. В 18 веке учили грамоте с 14-15 лет, в 20-м – с 8, а затем с 7, теперь допускается прием в общеобразовательную школу с 6 лет. Известны случаи, когда, дети начинали читать с 3-4 лет. Главный подход к обучению и воспитанию ребенка в раннем детстве – не препятствовать раскрытию потенциальных возможностей психики, избегать односторонности в обучении, не лишать ребенка детских игр, забав, сказок, создавать условия для выхода детской энергии, подвижности, эмоциональности.

А чему пора учить, а чему - слишком рано? Обучать следует не тому, что ребенок уже может делать сам, а тому, что ребенок осилит с помощью взрослого, подсказки, показа. И конечно, обучение должно быть интересным, проводиться в игровой форме, доставлять ребенку радость.

    Можно ли с пеленок угадать талант? Вообще внешних признаков одаренности нет, за исключением разве что раннего прорезывания зубов. У корейского мальчика Ким Юн Вана на 4 месяце жизни сразу появились 19 зубов! Случайно это или закономерность, но в 3 года Ким бегло изъяснялся на З-х языках, мастерски играл в шахматы. Первое слово он произнес в 4 месяца, ходить начал в 6 месяцев. В начале второго года он свободно говорил по-английски, спустя месяц – по-немецки, а еще через пару месяцев- по-китайски.

      Нашей же задачей является не помещать в голову ученика много информации, а научить его управлять этой информацией и применять ее в жизни. Заставить ребенка можно, можно добиться от него хороших отметок (особенно в младших классах), да толку что... Одаренным от такого давления он все равно не станет.

    Мы бесхозяйственны по отношению к природе: воде, земле, природным ископаемым. Такое отношение мы часто называем преступным. Но еще большая бесхозяйственность, еще большее преступление – отношение к детям, особенно к одаренным. Одаренные дети – не только духовное богатство страны, но и экономическое, политическое. Невосполнимы не только природные ресурсы, невосполнима потеря духовных ресурсов. Ведь каждый человек – это целая Вселенная.

      Если мы не будем развивать в детях творческое  мышление, если мы не будем развивать их способности, если мы и дальше будем считать венцом творения обывателя, который в потрепанных тапочках сидит перед телевизором и радуется, что у него есть завтрашний день, мы просто сгнием. Человечество как велосипед: если оно не движется, оно падает.

Список использованной  литературы и  источников

  1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети // Педагогика и психология п.9, 1991.
  2.  Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1997.
  3.  Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2009.
  4. Мустафин А.М.Что делать: необычные советы родителям и педагогам, как обеспечить будущее обычному ребенку. - Казань, 1997.
  5.  Соколова В.Н., Юзефович П.Я. Отцы и дети в меняющемся мире - М. 1991. /Книга для учителей и родителей.

     6. Чудновский В.Э., Слоркевич В. Одаренность: дар или испытание //                              Педагогика и психология п. 12. 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевая модель наставничества в форме «учитель - учитель» как организационная основа наставничества в школе

Статья "Целевая модель наставничества в форме "учитель - учитель"" как организационная основа наставничества в школе"  знакомит с метоологией наставничества а образовател...

Видеопрезентация модели наставничества на конкурс "Молодой педагог+наставник"

Данная разработка отражает модель взаимодействия молодого педагога и наставника в "МБОУ Ремзаводская СОШ"https://cloud.mail.ru/public/ZMWd/zQQvWsbv...

Проект "Целевая модель наставничества МБОУ ДО "ДДТ" п. Пурпе"

Настоящая Целевая модель наставничества МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, осуществляющего образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (далее - Целевая модель настав...

Итоги внедрения целевой модели наставничества в МБОУ гимназии г. Советский

Проект «Внедрение целевой модели наставничества в гимназии» разработан в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Успех кажд...

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МКОУ «Брединская СОШ №4» на 2020/2024 годы

Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри образова-тельной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирование навыко...

Доклад в рамках вебинара «Реализация целевой модели наставничества в МОУ СОШ №131» «НАСТАВНИЧЕСТВО в добровольческой деятельности учащихся» Капарулина Д.А.

В современных условиях в образовательной и воспитательной системе нашей страны возрастает необходимость интеграции в учебно-воспитательный процесс разнообразных инновационных форм работы с обучающимис...