Проект "Огород на окне"
проект

Бакулина Елена Михайловна

Заканчивается   зима. Солнышко с   каждым днём всё   выше и выше, а день всё   длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу.  Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений   о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.ogorod_na_okne.docx41.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Рябинка»

Педагогический проект «Огород на окне»

для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

в группе «Фантазеры»

Подготовили и провели:

Бакулина Е. М, воспитатель

Калинина Л.А, воспитатель

г. Тихвин 2023 г.


Паспорт проекта:

АКТУАЛЬНОСТЬ.

            Заканчивается   зима. Солнышко с   каждым днём всё   выше и выше, а день всё   длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу.  Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений   о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

            Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Ограниченные речевые возможности.

Низкий уровень включённости родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Цель: Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание   у детей   любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

1.Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.

2.Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (чеснок, лук, укроп, перец, томаты и огурцы);

2.Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

3.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

4.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

5.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)

6.Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.

7.Воспитывать уважение к   труду, бережное отношение к его результатам.

Развивать познавательные и творческие способности.

Задачи создания развивающей речевой среды:

1.Обогащать словарный запас за счет новых понятий, введения разнообразных атрибутов.

2.Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение вести координированный диалог “ребёнок-ребёнок-воспитатель”.

3.Побуждать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях, познавательной и художественной литературе.

4.Развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление. 5.Развивать мелкую моторику, словарный запас, лексико-грамматические навыки, связную речь.

6.Закрепить знания об овощах, о пользе растений.

 Вид, тип проекта: групповой, среднесрочный, информационно-экспериментальный.

Продолжительность проекта: долговременный (с 27марта по 21 апреля)

Участники проекта:

Воспитанники   группы, родители детей,

воспитатели, учитель-логопед

Возраст детей: 5-7 лет.

Ожидаемые результаты:

  • Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
  • У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях, на огороде в природе.
  • Дети познакомятся с культурными   растениями.
  • С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  • С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  • У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  • Формирование у детей уважительного отношения к труду.
  • Создание в группе огорода на подоконнике.
  • Участие родителей в реализации проекта.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный:

  • определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в “огороде на окне”, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

Основной (или этап реализации проекта):

  • проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).

Заключительный:

  • подводятся итоги, подготавливается видео презентация, итоговая беседа
  • сбор урожая

Взаимодействие с родителями:

  • Печатная консультация на тему “Как полезны овощи!”.
  • Организация выставок детских работ рисунков, аппликаций, поделок из пластилина
  • Принести семена укропа, томатов, перца, газонной травы, головки лука

План-схема реализации проекта: “Огород на окне”

Неделя

Мероприятия

Ответственные

С 27.03 -31.03

Беседы:

  • “Откуда берутся овощи? Огород на окне”.
  • “Труд сельских жителей на приусадебных участках”.
  • “Орудия труда. Безопасная работа в огороде”.
  • “Как нужно ухаживать за овощными культурами”.

Познавательно-исследовательская деятельность

  • Разновидность семян.
  • Изготовление «Травничков» из капроновых колготок и опилок, посадка семян травы для животных
  • Пальчиковая игра «Компот»

Воспитатели, родители

С 03.04-07.04

Рассматривание

  • Книг, иллюстраций о растениях.

Чтение детям:

  • Д. Родари “Чипполино”
  • Н. Носов “Огородники”
  • Потешки об овощах

Ведение дневника наблюдения за ростом травы для животных

Познавательно-исследовательская деятельность

  • Посадка семян на рассаду укропа, томата, перца, лука
  • Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.

Развивающие игры на развитие речи

  • “Один - много”.
  • “Скажи ласково”.
  • “Узнай по описанию”.

Воспитатели, родители

С 10.04 -14.04

  • Ведение дневника наблюдения за ростом травы для животных, полив всходов.

Чтение

  • Русские народные сказки “Вершки и корешки”.
  • Стихотворение-игра-считалка Г. Сапгир “Садовник”.
  • Отгадывание загадок об овощах.

Развивающие игры на развитие речи

  • “Измени словечко”.
  • “Скажи наоборот”
  • Пальчиковая игра «Салат»

Воспитатели

С 17.04 -21.04

Ведение дневника наблюдения за ростом травы для животных, полив всходов, ведение дневника наблюдений за всходами лука, укропа, томата, перца

Внесение веточек березы, вербы, наблюдение за листочками

Чтение

  • Е. Благинина “Приходите в огород”,
  • В. Волина “Наша грядка”,
  • Е. Надёжкина “Огуречное семечко”

Дидактические игры

  • “Что за овощ?”,
  • “Что лишнее?”

Полив всходов.

Рыхление почвы.

Сбор урожая.

Уборка сухих растений

Воспитатели

Результативность.

  • Дети увидели многообразие посевного материала.
  • Дети стали бережнее относиться к растительному миру, появилось чувство ответственности за благополучное состояние растений.
  • В группе был создан огород на подоконнике.
  • Дети стали более уважительно относиться к труду.
  • Обобщили представления детей о необходимости света, тепла и влаги почвы для роста растений.
  • Обогатили словарный запас детей.

Итог проекта:

  • Видеопрезентация «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».


Приложение 1

Загадки об овощах

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он.

Когда чистишь – слезы льешь.

(лук)

***

Маленький и горький, луку брат.

(чеснок)

***

Вырастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуешь

Даже маленькую дольку —

Будет пахнуть очень долго.

(чеснок)

***

Что это за рысачок

Завалился на бочок?

Сам упитанный, салатный.

Верно, детки…

(кабачок)

***

 В огороде – желтый мяч,

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна,

Вкусные в нем семена.

(тыква)

***

Золотая голова велика, тяжела;

Золотая голова отдохнуть прилегла;

Голова велика, только шея вот тонка.

(тыква)

***

Сразу этот овощ по цвету узнают,

Синим господином все его зовут.

С кожурой, блестящей и продолговат,

Угостить он взрослых и детишек рад.

(баклажан)

***

Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это…

(перец)

***

Яркие фонарики на кустах висят,

Словно здесь проходит праздничный парад.

Зеленые, красные, желтые плоды,

Кто они такие, узнаешь их ты?

(перцы)

***

Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?

(репка)

***

Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

(редиска)

***

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют

(помидоры)

***

На кустах тепличных красные плоды,

Толстые, пузатые, узнаешь их ты?

Как большие ягоды на веточках висят

С нетерпеньем просятся в овощной салат(помидор)

***

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

(огурцы)

***

Дидактические игры:

«Вершки и корешки»

Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета –те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки).

«Закончи предложение».

Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

                                          Ход игры

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковь…

Огурец зеленый, а свекла…

Редиска мелкая, а редька…

Кабачок большой, а тыква…

Помидор кислый, а чеснок…

Морковь в земле, а помидор…

Помидор круглый, а морковь…

 

Пальчиковые игры

Пальчиковая игра "Варим мы компот"

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.

«Капуста»

Что за скрип?  (Сжимать и разжимать пальцы)

Что за хруст?

Это что ещё за куст? (Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном»

покружить ими.)

Как же быть без хруста?      (Сделать из пальцев шар)

Если я капуста!

«Салат».
Мы морковку чистим- чистим, (Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат, (Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)

«Огород»
Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца
Вырос у нас чеснок, (указательный)
Перец, томат, кабачок, (средний)
Тыква, капуста, картошка (безымянный)
Лук и немножко горошка.  (мизинец)
Овощи мы собирали, (мизинец)
Ими друзей угощали, (безымянный)
Квасили, ели, солили, (средний)
С дачи домой увозили.  (указательный)
Прощай же на год, (большой палец левой руки)
Наш друг – огород!  (большой палец правой руки)


Приложение 2

Беседа: «Откуда берутся овощи? Огород на окне»

Цель: сформировать представление о садово-огородных культурах.

Задачи: уточнять и закреплять знания детей об овощах, их свойствах и качествах; как выращиваются; какую пользу приносят человеку. Воспитывать любознательность, интерес к природе, самостоятельность при выполнении заданий.

Материал: корзинка с овощами, материал игры «Во саду ли в огороде», загадки об овощах, контейнеры с землей, семена, опрыскиватель.

Ход беседы:

В: Ребята, когда я утром пришла в группу, увидела на столе эту коробочку. Вы не знаете, что в ней? (ответы детей).

В: Хотите узнать?

Воспитатель достает из коробочки загадки

В: Ребята, да это же загадки. Давайте, отгадаем. (на каждую отгаданную загадку воспитатель кладет в корзину овощ.)

Загадки об овощах:

-Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

-Сто одежек - Все без застежек. (Капуста)

-Без окон, без дверей

Полна горница людей. (Огурец)

-Голова на ножке, в голове горошки. (Горох и фасоль)

-Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

-Растут на грядке зеленые ветки,

А на них - красные детки. (Помидоры)

-Этот овощ тыкве брат —

Тоже с виду толстоват.

Лег под листик на бочок

Между грядок... (Кабачок)

-Голова, а сверху ус.

Нет, не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать... (Чеснок)

-На арбуз похожая —

Тоже толстокожая.

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце... (Тыква)

В: Молодцы, загадки отгадали и в корзине у нас появились… Как можно назвать одним словом? Правильно, овощи!

Овощи — основная еда, без которой человеку не обойтись! Ведь наша пища большей частью состоит из растений.

Попробуем сосчитать, сколько различных овощей находится в тарелке обыкновенного картофельного супа. Кусочки картофеля и морковки, колечки лука, листья сельдерея, петрушки и укропа.

Еще больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу.

Овощи — настоящая кладовая витаминов, минеральных солей и других полезных веществ, необходимых человеку.

Многие овощи хорошо хранятся и кормят нас круглый год. Другие можно и зимой выращивать в теплицах и парниках. Некоторые овощи, такие как лук, чеснок, редька, баклажан, перец, обладают целебными свойствами и способны предупреждать и излечивать болезни.

Из овощей не только готовят вкусные и полезные блюда, их корни, стебли и листья используются на корм скоту. Из овощей получают крахмал (картофель), сахар (сахарная свекла) и другие нужные людям продукты.

- А откуда берутся овощи?

(варианты ответов детей)

- Правильно! Их выращивают в огороде, на грядке.

В: Сегодня мы с вами создадим свой маленький «огород», только он будет на подоконнике.

Кто из вас знает, что нам нужно для того, чтобы получился огород?

(варианты ответов детей).

- Нам понадобятся контейнеры с землей, семена растений, вода.

(Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоят контейнеры с землей, лежат семена.)

В: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в исследователей, посмотрите, перед вами на тарелочках лежат семена, они одинаковые?

(ответы детей).

- Правильно, все семена разные. У нас есть семена огурца, лука, укропа, салата и цветов. Семена лука выглядят в виде маленькой луковички.

А теперь потрогайте пальчиками землю. Какая она? (ответы детей)

Она мягкая, рыхлая, влажная.

А теперь мы посеем семена в контейнеры с землей. Семена должны лежать на одинаковом расстоянии друг от друга. Теперь немножко засыплем их землей.

Луковицы посадим в землю на одинаковом расстоянии.

Как вы думаете, мы все сделали, чтобы наши семена росли?

(ответы детей)

Нужно полить.

И будем наблюдать, что же будет с ними происходить.

- Ребята, скажите, чем мы сейчас занимались?

- Сажали семена овощей и зелени.

- Какие овощные культуры вы знаете?

- Какие полезные свойства овощей вы знаете?

- Откуда берутся овощи?

- Ответы детей.


Беседа: «Труд людей на приусадебных участках»

Цель: формировать представление детей о работе на приусадебном участке.

Задачи: закрепить представления детей о характерных признаках весны.

Прививать желание и интерес к труду. Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Материал: Слайды как люди работают на приусадебных участках; картинки или муляжи овощей.

Ход беседы:

В: Ребята, наша знакомая синичка Зинька принесла письмо. Послушайте. Пишет нам Незнайка: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пришла весна и скоро нам с друзьями нужно будет посадить в огороде овощи, а как это делать я не знаю. Может  быть вы подскажете, с чего начать и как это делается?» Ваш друг Незнайка.

- Что, ребята, напишем незнайке письмо? Мы свой огород уже посадили и сможем ему подсказать.

Еще бегут по полям и дорогам серебристые змейки февральских метелей, а у садоводов и огородников уже начинаются предпосевные хлопоты: надо купить семена растений, позаботиться об удобрениях, приготовить ящички и горшочки для рассады, смастерить домики для пернатых друзей — птиц.

Когда весенние лучи растопят снега, оттаявшая земля напитается талой водой и согреется — можно идти работать в огород. Скоро появится первая травка, оденутся зелеными листьями деревья и кусты. Недаром ведь говорят: «Была бы водица, а зелень народится».

С чего нужно начать весенние работы в огороде? (ответы детей, составление письма).

Верно! Сначала нужно собрать граблями прошлогоднюю листву и засохшие стебли растений в кучу и сжечь их, а образовавшейся золой можно удобрить землю в огороде. Затем нужно наметить, где мы будем делать гряды, и вскопать землю.

Вот огород и вскопан, сделаны ровные, аккуратные грядки, чуть приподнятые над землей, чтобы к корням овощей, которые мы посадим, поступало больше воздуха.

Летом на грядках созревают овощи: зажигаются фонарики сладкого перца, начинают алеть помидоры, наливаются соком кабачки — и приходит время собирать урожай.

Послушайте стихотворение.

Добрый урожай

Как чудесно в огороде

Поработать ясным днем!

Теплый луч по грядкам бродит,

Мятой пахнет чернозем.

Пахнет сладкой спелой сливой

И картофельной ботвой,

Медом белого налива

У меня над головой.

Все поспело, все созрело —

Добрым будет урожай!

Здесь для всех найдется дело,

Не ленись, да собирай!

Говорили в народе и так: «Пришло время батюшке- огороду поклониться».

Огород-батюшка

Батюшка наш огород!

Поклонюсь тебе с любовью —

Ты кормил нас целый год

И капустой, и морковью.

Угощал нас кабачком,

Сельдереем и лучком.

Солнечным весенним днем

Снова я к тебе приду.

Я вскопаю чернозем,

Вырву с корнем лебеду.

Стану я тебя лелеять,

Наш кормилец-огород,

Чтобы всходы зеленели,

Чтобы вырос целым плод.

Осенью, после того как урожай овощей собран и убран в погреба, кладовые и закрома для хранения, работы на огороде не прекращаются. Необходимо собрать и сжечь ботву растений, перекопать землю. Крупные комья разбивать граблями и тяпками не надо — так почва сильнее промерзнет в зимние морозы, и вредители, зарывшиеся в нее, погибнут. Кроме того, крупные пласты земли задержат весной во время таянья снегов больше влаги.

Ребята, расскажите мне, что вы запомнили из нашей беседы? (дети составляют коллективный рассказ о том, как люди трудятся на приусадебных участках)

Беседа: «Что необходимо растениям для роста и развития»

Цель: обобщение, выявление необходимых условий для роста и развития растений.

Задачи: опытным путем подтвердить условия роста и развития растений;

развивать способность наблюдать, строить предположения, делать умозаключения, умение работать сообща;

воспитывать у детей чувство товарищества, заботливое отношение к природе.

Ход беседы:

В: - Ребята, мы посадили семена овощей на нашем маленьком огороде, а теперь я вам расскажу, что необходимо растениям для их роста.

Верхний слой земли, в котором растут все растения, плодородный и называется «почва». Он формировался многие сотни лет и содержит все, что необходимо растениям для жизни: воду и воздух, минеральные соли и перегной. Корни растений вбирают воду с растворенными в ней минеральными солями. А кислород нужен им для дыхания. Перегной образуется из перегнивших листьев, стеблей и корней растений. Микробы, живущие в почве, превращают его в минеральные соли.

В почве обитают и земляные черви, и кроты, и землеройки, и личинки насекомых.

Черви, кроты, землеройки — друзья и помощники садовода и огородника: они рыхлят почву, измельчают и перемешивают остатки растений, уничтожают вредных насекомых. Через ходы, прорытые ими в земле, к корешкам растений поступают влага и воздух.

Послушайте стихотворение.

Помощник крот

Как-то раз весною крот

Посетил наш огород.

Он проверил клумбы, грядки

Особенно хорошо растут овощи там, где им хватает и влаги и солнечного света. Поэтому огороды нередко разбивают на берегах рек, озер, прудов — и из этих водоемов берут воду для полива гряд. Послушайте стихотворение.

Добрая реченька

В летнюю погоду

Теплым ясным вечером

Поит огороды

Маленькая реченька.

Замер тополь чутко,

Ива серебрится.

Реченька-голубка,

Дай ведро водицы!

Где вились уклейки

И резвились днем,

 

Ведрами и лейками

Воды мы наберем.

Трогает верхушки

Тонкий луч заката,

Мы польем петрушку,

Огурцы, томаты.

Скоро сумрак ляжет

На зерцало вод,

И «спасибо» скажет

Речке огород!

В: Ребята, расскажите теперь мне, что вы запомнили? Что нужно растениям для их роста?

(ответы детей)

Чтобы наш огород рос, мы с вами должны ухаживать за ним. Корням растений нужен воздух, значит нужно рыхлить почву. Поливать растения, опрыскивать листья, удалять сорняки.

Теперь вы знаете, что нужно делать, чтобы наши растения росли. И будете ухаживать за ними правильно.

Беседа: «Уход за овощными культурами»

Цель: научиться ухаживать за овощными культурами.

Задачи: закреплять знания о разнообразии овощных культур. Познакомить со способами ухода и защиты растений от вредителей. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Ход беседы:

В: Ребята, а вы знаете, как нужно ухаживать за овощными культурами?

(ответы детей)

Пойдем с тобою в огород:

Посмотрим, как у нас растет

Морковь, укроп, петрушка,

Полна ль воды кадушка,

Большая для полива,

В углу под старой сливой.

Не съели ль листья слизняки,

Не заглушили ль сорняки

Ростки бобов, гороха —

Вот это будет плохо!

Пойдем с тобою в огород,

Немало там у нас забот!

Возьмем лопаты, тяпки,

Взрыхлим, прополем грядки.

Потом польем из лейки

И сядем на скамейке.

Ведь надо нам с тобой чуть-чуть

После работы отдохнуть!

В: Летом в огороде много дел! Чтобы листья овощей, их цветы и корни не повредили слизняки, гусеницы, жуки и их личинки, огородники опрыскивают грядки настойкой горькой полыни, пижмы, тысячелистника, чеснока, луковой шелухи. Эти растения обладают своеобразным запахом, отпугивающим вредителей, и содержат особые защитные вещества — фитонциды, убивающие микробов. Многие вредные насекомые не выносят запаха настоев помидорной и картофельной ботвы. А прожорливой медведке, перегрызающей корни и стебли растений и повреждающей клубни, корнеплоды и высеянные семена, очень не нравится запах ольхи. Достаточно воткнуть веточку этого растения в грядку — и медведка тотчас ее покинет.

Некоторые цветы тоже могут помочь справиться с вредными насекомыми. Поэтому в огородах сажают душистый табак, оранжевые ноготки (календулу), пышные бархатцы (бархотки) и разноцветные садовые ромашки. Эти цветы выделяют фитонциды и эфирные масла. Поэтому опасные насекомые стараются держаться от них подальше.

Послушайте стихотворение.

Душистые бархотки

Я душистые бархотки

Посажу у изгородки.

Клумба пышная, большая

Огород мой украшает

Лепестками золотыми

С горьким запахом полыни.

Льется терпкий аромат,

Гонит он от наших гряд

Вредных бабочек, жучков

И плодовых червячков.

Знают огородники и о других своих помощниках — лягушках, жабах — и стараются привлечь их на свои грядки. Оказывается, одна жаба может уничтожить столько вредителей, сколько одна летучая мышь. За лето на одном гектаре огорода жабы и лягушки съедают до ста тысяч насекомых, большинство которых — опасные вредители.

Вот почему опытные садоводы оберегают лягушек. Они охотятся в любое время суток, лишь бы было влажно и тепло, а жабы только с наступлением вечера. При этом они уничтожают много слизней гусениц, многоножек, жуков, бабочек и вредных личинок. Некоторые садоводы устанавливают для жаб и лягушек даже ванны с водой. Не будь жаб и лягушек, обжоры - слизни буквально оголили бы огородные грядки».

Давайте вместе припомним, кто еще защищает урожай?

Конечно же, птицы! Для них весной мастерят скворечники и дуплянки и развешивают их в садах и огородах. А еще четвероногие обитатели лесов — ежики. Чтобы привлечь их, огородники ставят под кустами блюдечки с молоком. Ведь зверьки любят полакомиться молоком, а потом закусить слизнями, личинками жуков и гусеницами. Редкому вредителю удается спрятаться от колючего защитника растений.

Мы знаем еще одного защитника растений! Это божья коровка. Как она защищает растения?

Она поедает тлю, которая высасывает из растений сок.

Поэтому божьих коровок нужно оберегать. Они защищают наш огород.

Как же нужно ухаживать за овощами, чтобы получить хороший урожай? Земля в огороде мягкая, рыхлая, плодородная. Правильно! Нужно рыхлить землю, удалять сорняки, бороться с тлей, бабочками-капустницами, колорадским жуком и другими вредными насекомыми, прореживать посевы, чтобы растения росли свободно, не мешая друг другу.

Ну и конечно, огород необходимо поливать утром и вечером, чтобы растениям хватало влаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество – окно в мир.

Интерпретация стихотворения Венены Петровской "Открою форточку - летите сны бумажные"...

Материал к уроку информатики в 5 классе "Окно в компьютерный мир"

Цель урока: формирование понятия компьютерного окна, его элементов как составляющей части графического интерфейса и умения выполнять основные действия с окном.В комплекте представлена презентация к ур...

Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)

Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку  издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...

Урок "Окно в компьютерный мир" для 5 класса к учебнику Н. В. Макаровой

Разработка открытого урока по информатике в 5 классе по УМК Н. В. Макаровой по теме "Окно в компьютерный мир". Полная разработка содержит презентацию (можно использовать для интерактивной доски), а та...

Презентация к уроку "Окно в компьютерный мир" для 5 класса к учебнику Н. В. Макаровой

Презентация к открытому уроку по информатике в 5 классе по УМК Н. В. Макаровой по теме "Окно в компьютерный мир". Полная разработка содержит разработку урока с подробным сценарием, а также нарезанные ...

Графический кроссворд по теме «Структура окна MS Excel»

Графический кроссворд по теме «Структура окна MS Excel». Раздаточный материал с ответами....

Электронная презентация "Окна в недра Земли"

Презентация предназначена для изучения темы "Вулканы" в 6 классе, в презентации предложены задания для выполнения, материал может быть использован для сопровождения самостоятельного изучения материала...